Программы

Для чего нужна технологии квест. Критерии оценки работ учащихся

Для чего нужна технологии квест. Критерии оценки работ учащихся
Что такое веб-квест?

В переводе с английского web [ web ] - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [ kwest ] – поиск.

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся соответствующие гиперссылки. Все это сохраняется на каком-либо веб-ресурсе, оформленном и структурированном как веб-квест. Учащиеся в группах или индивидуально выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.

Почему WebQuests?

Кентон Letkeman, создатель целого ряда прекрасных веб-квестов считает, что это супер-средство обучения, т.к. применяется конструктивистский подход к обучению.

При выполнении веб-квестов учащиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную перед ними задачу.

Работа над веб-квестом помогает

Организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность

Способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем

Дает возможность осуществить индивидуальный подход

Тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного)

Таким образом, можно сказать, что в технологии веб-квеста заложен деятельностный подход.

Классификация веб-квестов.

Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Берни Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:

1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.

2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.

3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).

Задания на пересказ (retelling tasks) являются самыми примитивными и представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что веб-квесты, основанные только на пересказе, нельзя считать веб-квестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для веб-квеста при условии, что:

Формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор;

Учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию;

Учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации.

Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся.

Подробную информацию о типах веб-квестов и их особенностях можно прочитать на сайте http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/Введение_в_технологию_веб-квест

Информацию на на английском языке можно найти на странице http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/tasksimap/

Структура веб-квеста

Берни Додж выделяет четкую структуру веб-квеста: Introduction (Введение), Task (Заданиe ), Process (Выполнение), Evaluation (Оценивание), Сonclusion (Заключение), Credits (Использованные материалы), Teacher Page (Комментарии для преподавателя).

Однако, данная структура не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить. Учитель может конструировать квест в соответствии с уровнем и потребностями своих учеников.

Introduction (Введение) - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель- подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценность.

Task (Задани e ) - четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата.

· проблема, или загадка, которую необходимо решить;

· позиция, которую нужно сформулировать и защитить;

· продукт, который нужно создать;

· реферат, который должен быть создан;

· доклад или журналистской счет;

· творческая работа, презентация, постер и т.д;

Задание должно быть проблемным, четко сформулировано, иметь познавательную ценность.

Process (Выполнение) - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.); С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.

Evaluation (Оценивание) - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.

С onclusion (Заключение)- краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.

Credits (Использованные материалы )- ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Данный раздел можно объединить с разделом Process (Выполнение).

Teacher Page (Комментарии для преподавателя)- методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Происхождение, цели и задачи веб-квеста, о чем он

Планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные , коммуникативные, познавательные)

Процесс организации над веб-квестом

Необходимые ресурсы

Ценность и достоинство данного веб-квеста

Процесс создания веб-квеста

  • выбор темы
  • выбор Интернет-сервиса и дизайна
  • подбор заданий, веб ресурсов, планируемых результатов
  • наполнение веб-квеста содержанием

Интернет-источники

1. Dodge B. Creating WebQuests. 1999. - http://webquest.org/

2.Горбунова О.В. Использование технологии веб-квест в образовательном процессеhttp://inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение-квалификации/использование-технологии-веб-квест-в-образовательном-процессе-вариативный-модуль-72-часа/

Что такое образовательный веб-квест?

«Образовательный веб-квест -(webquest) -

проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются

информационные ресурсы Интернета.

Веб -квест -это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-

квесты»).

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:

Пересказ -демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование -разработка

плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание -любые аспекты исследования личности.

Компиляция -трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание -творческая работа в определенном жанре -создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача -поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история -выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса -выработка решения по острой проблеме.

Оценка -обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование -объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение -склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования -изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:

Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы

Список информационных ресурсов (в электронном виде -на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в

Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Этапы работы над квестом

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-

4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными

программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания.

Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с

компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели —создания сайта.

Задачи:

1)поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры сайта;

3) создание материалов для сайта;

4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы ипредложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность

информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов

принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Вебквест – это отличный вариант организации занятия с использованием компьютерных технологий, который позволяет ученикам или студентам работать в группах или самостоятельно. Учащиеся используют интернет для поиска информации на определенную тему, заданную вебквестом. Вебквест заставляет учащихся задействовать мыслительные навыки высшего порядка и решать ту проблему, которую вы, как преподаватель, перед ними поставите. Задания такого типа учат оценивать информацию и использовать возможности сети интернет для чего-то большего, чем сидение в социальных сетях или просмотр видеороликов, в которых черепахи поедают помидоры. Начните с Шага1 ниже и научитесь создавать вебквесты самостоятельно!

Шаги

Часть 1

Понять, из каких частей он должен состоять

    Сделайте титульную страницу. Вы можете выбрать любой, удобный вам существующий формат (вебсайт, презентация Power Point, текстовый файл Google Doc, текстовый файл Word Doc, распечатки и т.д.). Но при выборе любого формата у вас обязательно должна быть титульная страница. Она задает тон всему заданию и создает вашей работе профессиональный имидж. Титульная страница должна содержать название квеста и ваше имя. Обязательно придумайте своему вебквесту интересное название!

    Сделайте страницу-введение. Введение позволит вам... как вы уже сами догадались, ввести своих студентов в курс задания. Во введении обычно описываются понятия, с которыми учащимся придется столкнуться во время выполнения задания. Очень часто вебквест имеет какую-то сопутствующую историю, которая как раз и может быть изложена во введении, вместе с кратким описанием того, что учащимся предстоит усвоить и выполнить.

    Сделайте страницу с заданием. На странице с заданием должно быть четко прописано, что учащиеся должны усвоить к концу работы с заданием. Все время помните: цель этого задания, этого учебного путешествия – это те знания, которые учащиеся приобретут в конце. Используйте эту учебную цель для создания истории вебквеста, в который вы собираетесь отправить своих учеников.

    Сделайте страницу с пошаговыми инструкциями. На этой странице должно быть подробно описано, какие задания и в какой последовательности студентам нужно выполнять. Постарайтесь все описать максимально подробно и понятно: ваши ученики должны справиться со всеми заданиями без дополнительных разъяснений с вашей стороны.

    Сделайте страницу со списком источников. На этой странице находятся адреса всех сайтов, информацию из которых им нужно будет использовать. Это значит, что вам нужно будет ограничить круг источников информации, которую ваши студенты должны усвоить. Вам нужно хорошо уметь пользоваться поисковыми сайтами, составлять поисковые запросы с ключевыми словами и использовать различные специальные поисковые символы, чтобы найти необходимую информацию.

    Сделайте страницу оценки. Эта страница должна иметь деление на рубрики, чтобы учащиеся четко представляли, чего вы от них хотите и что им нужно сделать, чтобы получить хорошую отметку.

    Сделайте заключительную страницу. Эта страница завершает весь вебквест, повторяет основные моменты, которые ваши студенты должны были усвоить в ходе этого задания, и вдохновляет их на дальнейшее изучение вопроса. Возможно, вы захотите указать здесь дополнительные источники, чтобы те, кто заинтересовался данной темой или просто справился с заданием раньше остальных, смогли продолжить ее изучение.

Часть 2

Сделать его отличным

    Выберите формат. Старый-добрый вариант оформления вебквеста – это текстовый документ Microsoft Word со вставленными гиперссылками или простейшая веб-страница. Если вы хотите избежать творческих мук в процессе создания своего вебсайта, то существует множество шаблонов или можно просто использовать другие средства для создания своего вебквеста. Документ, созданный при помощи Google Docs или Spreadsheet точно так же даст вашим студентам необходимую информацию без излишней нагрузки на вас.

    Сделайте задание занимательным. Задание должно быть интересным само по себе. Подходите к делу творчески! Само слово «квест» обязывает вас мыслить не шаблонно. Добавьте заданию загадочности, а учащимся – ощущения того, что они движутся к какой-то значимой цели.

    Добавьте «липу». Сначала дайте своим студентам основной сайт, на котором есть все необходимые цитаты, доказательства, логические построения и т.д., чтобы они научились определять ценность источника информации. Потом, скажите им, что один из ваших источников – подделка, «липа» и содержит неверные сведения. Заранее выберите «фальшивый» сайт, который выглядит как можно убедительнее и правдоподобнее, тогда ваши учащиеся смогут отработать свои навыки определения ценности источников информации.

    Выберите хорошие вебсайты и источники информации. Вы же хотите показать своим студентам хороший пример, познакомив их с качественными сайтами и научив их оценивать информацию в сети интернет. Ищите материал, подходящий вашим учащимся по возрасту, и берите его из авторитетных источников, подбирайте подходящие цитаты и современную информацию.

    Помогите своим студентам критически относиться к материалу. Вы же не хотите давать своим студентам материал в готовом виде или подавать им информацию однобоко. Дайте им увидеть много разных мнений и фактов, чтобы научить их критически относиться к информации и самим принимать решения, что верно, а что нет.

    Объединяйте учащихся в группы, если это возможно. Таким образом вы не только научите их работать вместе над решением одной задачи, но они также могут заставить друг друга думать и обсуждать достоверность информации, которую они находят в интернете.

Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).

Технология веб-квест позволяет формироваться следующим компетенциям:
-использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
-самообучение и самоорганизация;
-работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
-умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
-навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащиты и защиты проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам.

Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над квестом:

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи :

1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»