Телевизоры

Фз 44 приобретение программного обеспечения forum net. Как закупать программное обеспечение: пошаговая инструкция

Фз 44 приобретение программного обеспечения forum net. Как закупать программное обеспечение: пошаговая инструкция

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Сделайте пометку в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок» плана-графика закупок.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято , которым установлен на закупку иностранного ПО.

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два . И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС . К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года.

Сегодня довольно сложно себе представить организацию, у которой нет потребности в закупке программного обеспечения. При этом общеизвестно, что государственные и муниципальные заказчики не в праве использовать в своей работе нелицензионное программное обеспечение.

Существует несколько путей решения данной проблемы:

  • закупка лицензионного ПО;
  • применение свободного программного обеспечения (СПО).

Отметим, что попытки заменить привычные всем нам программные средства свободно распространяемым софтом предпринимаются уже давно, но успехом так и не увенчались. Преимущества и недостатки данного подхода по сей день являются поводом жарких дискуссий и выходят за рамки рассматриваемой нами темы.

Организации, бюджет которых позволяет осуществить закупку лицензионного ПО, некоторое время чувствовали себя относительно спокойно – ровно до тех пор, пока не вступили в силу ограничения на закупку ПО иностранного производства.

Закупка ПО в рамках контрактной системы

С начала 2016 г. закупки ПО попадают под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2016 г. № 1236, в соответствии с которым перечень закупаемого софта должен быть ограничен Единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр).

На практике это значит, что при необходимости приобретения ОС или какой-либо программы заказчику следует открыть Реестр и попытаться отыскать необходимое ПО. В том случае, если искомое наименование отсутствует, следует выбрать из перечня аналог российского производства.

Отказ от закупки включенного в Реестр аналога неправомерен за исключением нескольких случаев.

Как купить иностранное ПО?

Закупка ПО, отсутствующего в Реестре, возможна лишь в двух случаях:

  1. При отсутствии в Реестре ПО того же класса, к которому относится планируемое к закупке.
  2. В том случае, если включенные в Реестр аналоги не соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиком.

Если заказчик настаивает на необходимости закупки определенного ПО и невозможности его замены каким-либо другим из перечня Реестра, он обязан подготовить и разместить в ЕИС обоснование такой закупки. К подготовке обоснования следует подойти крайне ответственно, поскольку тема закупок ПО для контролирующих органов является актуальной и интересной в силу значительного количества спорных моментов и нарушений.

Обоснование должно включать в себя следующие пункты:

  1. Одно из оснований для закупки ПО, отсутствующего в Реестре.
  2. Указание одного или нескольких классов, к которым относится закупаемое ПО.
  3. Перечень требований заказчика к характеристикам и свойствам закупаемого ПО.
  4. Характеристики и свойства, по которым включенное в Реестр ПО не соответствует требованиям, предъявляемым заказчиком.

Заключение

Основываясь на собственной практике взаимодействия с контролирующими органами, мы рекомендуем заказчикам не выходить за рамки Реестра российских программ, а если и делать это, то в исключительных случаях. Ни в коем случае не стоит воспринимать возможность составления обоснования как некую формальность или лазейку, пользуясь которой можно приобрести любое желаемое ПО.

Тема закупки ПО всегда вызывала много споров, особенно среди тех, чьи знания в области IT крайне поверхностны. Доказать проверяющим, имеющим лишь базовые навыки работы с компьютером, нюансы и отличия купленной программы от той, что включена в Реестр, зачастую практически невозможно.

Аргументы в защиту купленного лицензионного ПО зачастую признаются недостаточными, несущественными и субъективными.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый

Какой вид договора заключить при поставках программного обеспечения. ПО это товар или услуга?

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:

  • поставка товара;
  • выполнение работы;
  • оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжению интеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение, прямого указания нет. Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, – это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг. Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:

  • договор об отчуждении исключительного права – ст. 1234 ГК РФ;
  • лицензионный договор – ст. 1235 ГК РФ.

В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:

  • при подготовке заявки на тендер;
  • при заключении государственных контрактов.
Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара – дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам – ГАРАНТ.РУ).

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником на страну происхождения товара. Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать – перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии – дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком – предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся.

Выходом из этой ситуации является заключение лицензионного соглашения, которое дополнит договоренности в виде приложения к государственному контракту. Также допускается заключение так называемого договора присоединения. Его особенностью является то, что условия договора находятся на приобретаемом экземпляре программы либо на упаковке этого экземпляра. В свою очередь согласие пользователя на заключение договора наступает в момент начала использования этой программы (п.3 ст.1286 ГК РФ).

Елена Иванова 29 июля 2016 г. 13:10

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:

● поставка товара;

● выполнение работы;

● оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжению интеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение , прямого указания нет. Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, - это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг. Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:

● договор об отчуждении исключительного права - ст. 1234 ГК РФ;

● лицензионный договор - ст. 1235 ГК РФ.

В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:

● при подготовке заявки на тендер;

● при заключении государственных контрактов.

Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара - дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам - ГАРАНТ.РУ).

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником на страну происхождения товара . Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать - перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии - дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком - предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся.