Телевизоры

Как выбрать HI-FI стереосистему для дома. Всё, что вам нужно знать о музыке высокого разрешения (Hi-Res Audio)

Как выбрать HI-FI стереосистему для дома. Всё, что вам нужно знать о музыке высокого разрешения (Hi-Res Audio)

Наушники – это отдельная категория устройств для воспроизведения аудио. Их нельзя сравнить со стереоакустикой. Они устроены совершенно иначе, поэтому и критерии для них иные. Существует несколько типов наушников. У каждого имеются свои особенности, преимущества и недостатки. Отдельное место в мире аудиогарнитуры занимают Hi-Fi-наушники. Что они собой представляют? От всех остальных их отличает максимальная приближенность звучания к оригиналу. Сокращение «Hi-Fi» расшифровывается как High Fidelity, что в переводе значит «высокая точность». Такая надпись на аудиотехнике говорит о том, что устройство относится к соответствующему стандарту качества и точности передачи звука.

Выбор Hi-Fi-наушников

Чтобы не допустить досадной ошибки в выборе, нужно обращать внимание на все мелочи. Качество техники этой категории определяется скорее субъективно, чем объективно, поэтому каждый пользователь сам для себя определяет приоритетные критерии. Тем не менее, существуют определенные моменты и нюансы, которые актуальны для всех и всегда. Чтобы разобраться в вопросе выбора Hi-Fi-наушников, мы рассмотрим ключевые аспекты, которые возникают в голове каждого пользователя.

Какие параметры можно считать основными показателями качества звука?

Специалист в области аудиотехники скажет, что это АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) и КНИ (коэффициент нелинейных искажений), и будет прав на все 100%. К сожалению, далеко не все производители указывают в паспортных данных эти параметры. Вот почему выбрать подходящие наушники бывает невероятно сложно. В большинстве случаев пользователю приходится примеряться – просить в магазине послушать, как звучат те или иные композиции из собственного трек-листа. Что ж, ничего скверного в этом нет. Наверное, можно сказать, что наушники, как и обувь, настолько индивидуальны, что удачно выбрать наугад практически невозможно. Каждый истинный аудиофил считает своим святым долгом пройтись по магазинам и выбрать из сотни комплектов именно тот, который будет удовлетворять по качеству звучания.

Многие любители качественного звука отдали предпочтение наушникам Bose QuietComfort 25 . Их главное преимущество – это совершенная система шумоподавления, которая обеспечивает полную изоляцию от происходящего в окружающем мире. Приверженцы этой модели сравнивают эффект звукоизоляции с волшебным куполом тишины. В кругах аудиофилов она прослыла эталоном среди наушников данной категории.

Как правильно читать паспортные данные?

Первым делом нужно обращать внимание на чувствительность. К примеру, перед вами две пары наушников, которые, по вашему мнению, звучат почти одинаково. Из них стоит выбрать те, у которых выше показатель чувствительности. Если в таблице спецификации указано от 90 до 110 дБ/мВт – значит, наушники по-настоящему хороши.

Второй по важности параметр, который, кстати, тесно взаимосвязан с чувствительностью – это сопротивление. В современных Hi-Fi-Наушниках он может варьироваться от 20 до 120 Ом. Однозначного ответа на вопрос о том, каким должно быть сопротивление, нет, но при этом с уверенностью можно сказать, что скверных раскладов вроде «низкий импенданс + низкая чувствительность» стоит избегать. Нет, качество звука от этого не пострадает, но вот аккумулятор телефона (или плеера) будет садиться очень и очень быстро.

Достойным примером «ушей» с высоким качеством воспроизведения аудио и оптимальным сочетанием сопротивление/чувствительность можно считать серию Sennheiser Momentum. Эти наушники считаются эталоном правильного звучания. Нет, отнести их к категории Hi-End, нельзя,… но назвать это недостатком достаточно сложно. Восприятие звуковых волн у каждого человека индивидуально, и конкретно Sennheiser Momentum подходит тем меломанам, которые любят чистый Hi-Fi-звук, без предумышленных искажений сигнала, ориентированных на изощренного потребителя. На данный момент многие специалисты сходятся во мнении, что Sennheiser Momentum – это и есть лучшие наушники для Hi-Fi плеера, но мы не беремся утверждать, что они идеально подходят всем без исключения. На вкус и цвет товарищей нет! Много найшников вы можете увидеть в каталоге .

Как насчет диапазона частот?

С этим показателем всё просто. Чем шире диапазон, тем глубже и насыщеннее звук, но это вовсе не значит, что вы должны гнаться за космическими цифрами. Слух человека лучше всего воспринимает частоты в диапазоне 300-3000 Герц. Всё, что выше или ниже – не лишнее, но второстепенное. Если вам попадутся наушники с диапазоном, 20- 10 000 Герц, которые будут устраивать по качеству звучания – покупайте, не раздумывая. Да, вы можете найти модель с верхней границей 20 кГц или даже 30 кГц, но вы не ощутите практически никакой разницы.
Подводя итог, можно сказать, что выбор наушников – это дело каждого. Универсальной формулы тут нет, поэтому просто закрывайте глаза, вслушивайтесь, и поймете, подходит, или нет.

Чтобы разобраться в этом вопросе, первым делом нужно понять, что же такое колонки Hi-Fi. Говоря простым языком, это акустические системы, которые воспроизводят звук с максимальным соответствием оригиналу. Название категории говорит за себя: Hi-Fi - это сокращение от High Fidelity, что переводится как «высокая точность».

Hi-Fi - это честный звук, не опороченный искажениями и дефектами. Такие воспроизводят всё, как есть. Звучит привлекательно, однако это может быть как преимуществом, так и недостатком. Всё зависит от качества аудиозаписей. Чистый сигнал, не требующий аппаратной обработки будет воспроизводиться красочно и глубоко, радуя слушателя близостью к живой музыке. Дорожки, которые изначально имеют ряд недостатков, наоборот, огорчат пользователя, поскольку все дефекты будут выставлены напоказ. Палка о двух концах, как говорится.

Сравним и поймем

Переходя от теории и общих понятий к конкретным примерам, рассмотрим технические параметры типичного представителя категории простых акустических колонок, среднестатистическую Hi-Fi систему, и заодно уделим внимание аудиоустановке из тех, которые «на любителя» - акустику Hi-End. Итак, давайте начинать!

Стандартная акустика на примере модели Sven MS-230

Эта мультимедийная аудиоустановка хорошо зарекомендовала себя в широких кругах. Она хорошо справляется с задачами любой сложности. На ней качественно воспроизводятся композиции любых стилей. Частотный диапазон 50-18000 Гц отлично раскрывает все тембральные оттенки, позволяя слушателю наслаждаться чистым стереозвуком. Технические параметры лежат в средних пределах.

Стандартная акустика Sven MS-230

Об утонченных вкусовых нюансах, поразительной глубине звука и мощных, плотных басах говорить не приходится, но, вместе с тем, нет и объективных причин для критики. Такой себе стандартный полочный стереокомплект, который оптимально подходит для заурядных бытовых целей.

Акустическая система Hi-Fi на примере модели NS-333

Мощные стереоколонки Yamaha NS-333 будут греть душу аудиофилов с утонченным музыкальным слухом.

Акустическая система Hi-Fi Yamaha NS-333

Японские разработчики потрудились на славу, создавая эту модель. Описать ощущения, возникающие при прослушивании аудиокомпозиций на системе NS-333, достаточно просто: они похожи на чувство абсолютной гармонии. Баланс и уравновешенность. Типичная характеристика акустики Hi-Fi.

Как и все другие звуковоспроизводящие устройства уровня Hi-End, эта аудиоустановка рассчитана на узкий круг аудиоманов с изощренным музыкальным вкусом. Оценить объективно эту систему практически невозможно, поэтому будем руководствоваться субъективными мнениями. Пользователи, отдавшие предпочтение модели Burmester B10, ценят ее за особую окраску звуковых волн. Верхние частоты слегка смягчены, а средние и низкие, наоборот, более чем насыщены. Некое изменение звукового сигнала присутствует, этого не отнять, но оно не выходит за рамки разумного.

Hi-End колонки Burmester B10

Можно долго спорить по поводу тех или иных особенностей, связанных с частотным диапазоном, чувствительностью и окраской мелодии. Одни слушатели будут говорить, что звук кажется слишком холодным, другие начнут распинаться по поводу неудовлетворительной окраски высоких частот, а третьи будут в полном восторге. Мнения разделятся, но никто не скажет, что система скучна. Эффект присутствия и ощущение близости оригинальному звучанию гарантировано. Как, собственно, и подобает акустике категории Hi-End.

На первый взгляд разницы в качестве звучания нет, но стоит лишь прислушаться нутром, и все отличия становятся очевидными. Каждый может выбрать для себя то, что придется по вкусу и получать максимум удовольствия от прослушивания любимых композиций!

Мобильный Hi-Fi: разбираемся в форматах музыки

Последние несколько лет тема качественного звука «на ходу» актуальна как никогда. Цифровые плееры возвращаются на рынок, технологии DAC, ранее доступные только для дорогих аудиофильских систем, теперь помещаются в карман, а стриминговые сервисы начинают вещание в Hi-Res-качестве. Самое время разобраться, нужны ли вам наушники по цене автомобиля и что на самом деле влияет на качество звука.

История





Хорошая новость в том, что сейчас смартфоны могут выступать только в роли транспорта и позволяют подключать внешние портативные DAC с усилителями - они дают качество звука, ранее доступное только для дорогих стационарных систем . Компактные внутриканальные наушники, в свою очередь, научились воспроизводить звук на уровне продвинутых акустических систем, занимающих половину комнаты, всего за малую часть их цены.

Форматы музыки

Самый популярный цифровой формат записи звука сегодня - это PCM (Pulse Code Modulation). В этом формате музыка записывается и микшируется, производится ее мастеринг. На обычном компакт-диске записан поток PCM 16 бит и 44,1 кГц - эта спецификация называется Red Book. Звук представляет собой колебания воздуха, которые улавливает микрофон десятки и даже сотни тысяч раз в секунду, а записывающее устройство фиксирует уровень громкости для каждого этого момента. 16/44,1 означает, что для уровня громкости используется 16-битное значение (число уровней квантования) и фиксируется оно 44 100 раз в секунду (частота дискретизации).

Значения 16/44,1 были выбраны для не случайно. Считается, что человек может воспринимать звуковые частоты от 20 Гц до 20 кГц. Согласно теореме Найквиста, частота дискретизации должна быть вдвое больше максимальной записываемой частоты. Поэтому 44,1 кГц позволяют записывать весь слышимый диапазон звука с небольшим запасом, от 0 до 22 кГц. Динамический диапазон, или разница между самым тихим и самым громким звуком, в случае 16-битной записи составляет около 96 дБ. Этого более чем достаточно для любого типа музыки, особенно учитывая тот факт, что современные записи, как правило, имеют сильную компрессию динамического диапазона и фактически используют лишь малую его часть, чтобы из радио песни звучали «погромче».

PCM-поток может быть упакован в файл в lossless-форматах - таких как WAV, AIFF, m4a (ALAC), FLAC. Внутри всех этих файлов содержится все тот же PCM, только в разной «упаковке». Никакой принципиальной разницы между ними нет, за исключением того, что ALAC и FLAC используют сжатие без потери качества (аналогичное тому, если бы, к примеру, WAV-файл был сжат архиватором Zip). Стереозвук PCM 16/44,1 имеет битрейт 1411 кбит/с, и минута занимает около 10,5 МБ. Самый популярный формат - FLAC - позволяет уменьшить размер несжатого PCM-файла на 40-50% без потери качества.

Когда на смену CD пришли первые flash-плееры, iPod , а затем и мобильные телефоны со стримингом, возникли форматы, использующие сжатие звука с потерями в качестве. Наибольшую популярность получил MP3 , затем появились более эффективные AAC , WMA и OGG Vorbis. Формат звука на выходе, как правило, те же 16/44,1 (как в CD), а битрейт сжатой музыки колеблется в диапазоне 96-320 кбит/с, что в 5-15 раз меньше несжатого PCM. Это существенно упрощает загрузку и хранение музыки.

Разумеется, такое сжатие не проходит даром, и качество звука деградирует. Особенно сильно разница между сжатым и несжатым звуком будет заметна на низких битрейтах 96-128 кбит/с. В аудиофильском понимании это просто мусор. Пропадает детализация, теряются высокие частоты, звук становится плоским. Во многих стриминговых сервисах, плей-листах в соцсети «ВКонтакте» это стандартный уровень качества. Помимо битрейта имеет значение также кодек, с помощью которого создавались сжатые файлы, и его настройки.

С максимальным битрейтом для сжатых файлов - 320 кбит/с - ситуация намного лучше. На низкокачественном оборудовании часто бывает сложно почувствовать разницу с CD, но хороший DAC и наушники быстро расставляют все на свои места. позволяет самостоятельно попробовать определить, где 128, 320 и lossless-версия песни. Для DAC Chord Mojo, хороших наушников и моего не особо аудиофильского слуха результат получился отличным - уверенные 6 из 6.

  • CD-качества (PCM 16/44,1) теоретически достаточно, чтобы воспроизводить весь слышимый человеком диапазон звуков.
  • Сжатые форматы с низким битрейтом никуда не годятся.
  • Сжатые форматы с высоким битрейтом актуальны для недорогой техники или для беглого ознакомления с новой музыкой.
  • Чтобы получить качество, нужно использовать lossless.

Hi-Res Audio

Термин Hi-Res (High Resolution) Audio относится к музыкальным форматам и устройствам, которые могут воспроизводить музыку с качеством «лучше, чем CD» - то есть PCM -поток с битностью более 16 и частотой дискретизации более 44,1 кГц. Впервые Hi-Res появился на дисках SACD (Super Audio CD) и DVD-Audio. Ни один из этих форматов не смог закрепиться на рынке, так как к моменту возникновения этих стандартов музыка начала уходить c физических носителей в интернет.

Но, пожалуй, самой большой проблемой Hi-Res является сомнительное преимущество по сравнению с CD-качеством. Давайте рассмотрим все по порядку.

Возьмем, к примеру, запись 24/88,2. Как вы помните, битность отвечает за динамический диапазон, или попросту за разницу в громкости. В случае 16 бит мы имеем 96 дБ, для 24 бит - 144 дБ. Что это дает? Ровным счетом ничего! Для некоторых типов музыки рабочий динамический диапазон не превышает 12 дБ, в самых сложных случаях (например, при записи произведений симфонического оркестра) можно встретить диапазон около 60 дБ. Кроме того, 144 дБ - это далеко за пределами возможностей систем воспроизведения и человеческого слуха.

Преимущества более высокой частоты дискретизации, например 88,2 или 176,4, не менее туманны. Единственное, на что влияет большая частота дискретизации, это верхняя граница частотного диапазона. 44,1 - это 22 кГц, 88,2 - 44 кГц, 176,4 - 88 кГц. Считается, что предел слуха - это 20 кГц, но, как правило, такие частоты могут слышать только дети, и с возрастом этот порог становится все меньше и меньше. Кроме того что эти частоты невозможно услышать, существует очень мало наушников , которые способны их воспроизвести. Несмотря на то что в спецификациях можно встретить достаточно высокие значения верхнего порога частот, без графика АЧХ они не имеют никакого смысла, так как уровень звука при пороговых значениях может быть крайне мал.

MQA (Master Quality Authenticated) - это очень интересное изобретение британской компании Meridian, которое позволяет сделать Hi-Res-файлы более компактными и в целом улучшить качество ADC- и DAC-преобразований. Кроме того, MQA-файлы имеют «цифровую подпись», которая подтверждает, что качество звука не пострадало по пути из студии к проигрывателю. Слава богу, никаких систем DRM не предусмотрено и файлы можно спокойно копировать куда угодно. MQA представляет собой РСM-поток «CD-качества» 16/44,1, который может быть упакован в любой lossless-формат, такой как FLAC, ALAC или стриминг. Хитрость состоит в том, что Hi-Res-часть, то есть частоты выше 20 кГц, упаковываются под уровень шума основной записи. Это как раз те самые децибелы динамического диапазона, которые не используются и содержат в себе шум.

Во время воспроизведения приложение-проигрыватель или внешний DAC разворачивает файл, и в итоге на выходе получается Hi-Res. Если внешний DAC поддерживает MQA, то ему можно отдать нераспакованный поток, а он самостоятельно сделает из него исходный Hi-Res, заодно исправив некоторые неточности DAC-преобразования. Если поддержки нет, то за распаковку будет отвечать приложение, которое отдаст внешнему DAC уже распакованный Hi-Res-поток.

Проигрыватели без поддержки MQA воспроизведут его как обычный файл, нераспакованная аудиоинформация проиграется вместе с естественным уровнем шума записи. Компания утверждает, что за счет оптимизации ADC качество файла будет даже выше обычного, что звучит не особо правдоподобно. Впрочем, существенного ухудшения качества быть не должно, так как основная аудиоинформация никак не затрагивается.

Есть ли смысл переходить на Hi-Res-музыку?

Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Аудиофилы сломали не один десяток клавиатур на профильных форумах. Кто-то однозначно слышит в Hi-Res дополнительную глубину, детализацию, особенно после прогрева своих дорогостоящих серебряных кабелей , уложенных на специальных подставочках (из особой породы дерева) в правильном направлении. Когда дело доходит до слепых тестов - разница колеблется в рамках статистической погрешности. Есть различные теории о том, что ультразвуковые частоты могут каким-то образом влиять на восприятие слышимого диапазона или как-то по-другому восприниматься человеком. Суровые инженеры, в свою очередь, говорят, что при работе усилителя интермодуляционные искажения сигналов из диапазона более 20 кГц могут проникать в слышимый диапазон, ухудшая качество аудиофайла. Ну и очевидный минус - размер альбома в районе 2 ГБ и более «отъедает» приличное количество места на диске , если не используется технология MQA.

Большая часть всех представленных High-Res-релизов имеют мастер-записи в стандартном качестве или даже аналоговые записи на пленке, которые существенно хуже CD по техническим параметрам. Чаще всего это просто копии CD, которым увеличили разрешение. Если у вас есть старая пленочная фотография, то ей не особо поможет увеличение разрешения файла, в который она отсканирована. То же касается увеличенного разрешения уже готовой цифровой фотографии . Но почему тогда некоторые Hi-Res-релизы звучат так хорошо, особенно MQA? Все дело в мастеринге. Если проводить аналогию с фото, то это «ретушь» записи. Инженер, взяв мастер-запись, может убрать шумы, оставить больший динамический диапазон, применить различные фильтры, чтобы улучшить качество. Даже старые записи 50-х - 60-х годов прошлого века начинают звучать местами просто великолепно. Если сравнить такую запись с более старым релизом на CD, то разница будет очевидна, но эта разница в мастеринге, а не формате записи. Поэтому качественный мастеринг намного важнее Hi-Res. В последние годы имя инженера мастеринга можно даже встретить в описании к альбому, так как во времена улучшающегося качества систем воспроизведения музыки его работа становится особенно важна.

Среди записей, которые изначально созданы с учетом Hi-Res, в основном встречаются различные классические концерты и композиции не особо популярных исполнителей. Впрочем, с появлением MQA, который делает Hi-Res доступным для стриминга, ситуация начинает меняться. Из крупных лейблов о поддержке заявили Warner Music Group и Universal Music Group, а Tidal начал стриминг ограниченного числа альбомов в MQA-формате. И нужно отметить, качество звука просто потрясающее.

Стриминговые сервисы

Сегодня каждый уважающий себя IT-гигант имеет свой стриминговый сервис: Apple Music, Google Play Music, Amazon Prime Musiс и даже «Яндекс.Музыка». Все эти сервисы предлагают приблизительно один и тот же каталог со сжатой музыкой. Останавливаться на них подробно нет никакого смысла, так как по большей части они одинаково функциональны и одинаково унылы.

Аудио высокого разрешения (HRA) является высшей степенью аудиофильского наслаждения, но откуда оно взялось, нужно ли оно вам и где его взять? Позвольте нам рассказать об этом.

2015 стал годом, когда HRA стало мейнстримным явлением благодаря появлению всё большего числа устройств, поддерживающих данный аудиоформат. Начиная с портативного аудиоплеера PonoPlayer и заканчивая поддержкой HRA в Sony Xperia Z3, 2015 год доказал, что звук высокого качества отныне может услаждать ваш слух абсолютно в любом месте.

Возможно, вас вполне устраивают mp3-треки, которые вы слушаете на смартфоне по дороге на работу, однако истинные меломаны стремятся к большему. С этого и начиналось появление HRA.

Что же на самом деле значит HRA? Где его можно найти? Что нужно, чтобы приобщиться к обществу любителей HRA? На эти вопросы постараемся ответить ниже.

Что такое аудио высокого разрешения?


Стоит отметить, что пока не существует чёткого определения аудио формата высокого качества. В отличие от видео высокой чёткости, которое должно соответствовать определённым критериям, для высококачественного аудиоформата пока не существует универсальных положений.

В общем и целом, термин относится к звуку, который обладает повышенной частотой дискретизации и большей глубиной, нежели CD — 16-бит/44,1кГц. HRA-файлы, как правило, используют частоту семплирования либо 96 кГц, либо 192 кГц при 24 битах, однако также допускаются файлы 88,2 кГц и 176,4кГц.

Частота дискретизации соответствует частоте взятия отсчетов беспрерывного во времени сигнала при его дискретизации, когда звуковые волны конвертируются в цифровые. Чем больше бит на один дискрет, тем больше точность измерения амплитуды, поэтому между сигналом 16 и 24 бит существует заметное различие в качестве звучания.

Группа цифровых развлечений (DEG), Ассоциация потребительской электроники (CEA) и Национальная академия искусства и науки звукозаписи в сотрудничестве со звукозаписывающими компаниями разработали формальное определение аудио высокого качества:

«Аудио без потери качества способно воспроизводить полный диапазон звукозаписей, которые были получены из музыкальных источников, превосходящих качеством CD».

Вдобавок к определению существуют четыре различных записывающих категории, разделяемые по источнику аудиофайла.

Существует несколько файловых HRA-форматов, каждый из которых поддерживает вышеуказанные частоты семплирования и битовые глубины. Среди них FLAC (свободный аудио-кодек без потерь качества) и ALAC (аудио-кодек Apple без потерь качества), оба из которых подвергаются сжатию, но, теоретически, не имеют потерь данных.

Другие форматы включают WAV, AIFF and DSD – форматы, используемые для неперезаписываемых аудиодисков высокого качества SACD.

Формат FLAC является самым популярным форматом, доминируя над WAV за счёт лучшей поддержки метаданных, гарантируя, что ваши аудиотреки будут снабжены информацией об артисте и названии композиции/альбома.

Разумеется, помимо загрузки музыки в таких высококачественных форматах, вы можете перекодировать имеющуюся музыкальную библиотеку в эти исключительные аудиоформаты.

Что же примечательного в HRA-аудио?


Очевидно, самое приписываемое преимущество стандарта HRA – это превосходное качество звучания в сравнении со сжатыми аудиоформатами.

Чтобы показать, почему данный формат должен звучать лучше, чем, например, MP3, сравним относительные битрейты. Самый высококачественный МР3-трек имеет битрейт 320 кбит/с, тогда как файл 24 бит/192 кГц передаётся на скорости 9216 кбит/с. Музыкальные CD-диски имеют скорость передачи 1411 кбит/с.

24-бит/96 кГц или 24-бит/192 кГц файлы способны обеспечить качество звучания, более приближённое к полученному музыкантами и аудиотехниками на студии звукозаписи. Имея больше данных, HRA-треки дарят значительно более детализированное и текстурированное качество звучания, близкое к живому концерту.

Как водится, существуют люди, которые никак не могут ощутить разницу. Поэтому, если вы не чувствуете разницы между МР3 и FLAC, или она вам безразлична – не тратьте деньги на новомодные форматы и устройства, поддерживающие их.

Где приобрести и загрузить HRA-аудиофайлы?


Существует множество цифровых магазинов, позволяющих приобрести треки высокого качества в интернете. Среди них самые лучшие:

HDTracks
Цифровой магазин HDTracks предлагает слушателям более 10 000 несжатых HRA-альбомов. Компания утверждает, что сотрудничала с каждой крупной звукозаписывающей студией, включая Sony Music Entertainment, Warner и Universal, чтобы создать самый полный каталог композиций высокого качества на планете. HDTracks также сообщил о начале работы с мультиплатформенным приложением Liztic, которое обеспечит воспроизведение HRA-аудиофайлов на любом устройстве PC, Mac, Android или iOS.

7Digital
7Digital предоставляет свой каталог нескольким другим сервисам из данного списка, но также запустил собственный сервис цифровой музыкальной дистрибуции. 7Digital имеет в своём хранилище HRA-файлы практически любого жанра, не ограничиваясь классикой и джазом. На сайте простая навигация и загрузка любимых треков – дело совершенно несложное.

Naim Label
Более известный благодаря своим системам домашнего развлечения, сервис Naim дополнительно занимается распространением высококачественного аудио, включая музыку под собственным лейблом Naim Label.

Linn Records
Ресурс Linn предлагает загрузки в формате Studio Master 24 бит/192 кГц FLAC и ALAC, а также МР3 24-бит/96 кГц, 16 бит/44,1 кГц и 320 кбит/с.

Bowers & Wilkins Society of Sound
Другой hi-fi бренд, который постарался собрать коллекцию высококачественных аудиофайлов студийного качества. Можно ещё оформить подписку и получить доступ к альбомам, которые не доступны в магазине.

Qobuz
Французский веб-сайт Qobuz предлагает доступ к 20 000 HRA-альбомов. Файлы доступны с минимальным качеством в 16 бит/44,1 кГц, тогда как большое количество доступно с 24 бит/192 кГц. HRA-файлы также доступны через потоковый сервис Qobuz.

Onkyo Music
Onkyo Music использует музыкальный каталог 7Digital, который предоставляет высококачественные аудио-загрузки с параметрами 24 бит FLAC (44,1 кГц до 192 кГц). Он также имеет поддержку MQA-файлов.

Компании Sony, Warner и Universal также сообщили, что они откроют доступ к своим богатым музыкальным хранилищам.

Потоковая передача HRA-файлов?


Многие наверняка знают о существовании потоковых сервисов с CD-качеством, а сервисы Tidal и Qobuz запускают потоковые передачи аудиоданных без потери качества. Это обеспечивает новый уровень качества в распространении музыки, недоступный пока таким гигантам как Google Play Music, Rdio, Spotify и Apple Music.

Также возможна потоковая передача HRA-файлов на устройства Apple, благодаря недавнему обновлению сервиса Qobuz. Разумеется, для этого понадобится соответствующий смартфон с поддержкой HRA-формата: Sony Xperia Z5, LG G5 и Samsung Galaxy S7.

Apple iPhone пока что не поддерживает высококачественные FLAC-файлы, только ALAC. Однако благодаря приложению HF Player App от Onkyo, на вашем яблочном телефоне становятся доступны треки в этом формате.

HRA-музыка имеет один недостаток – файловый размер. Как правило, размер одного трека превышает десятки мегабайт и один альбом может существенно загрузить ваше дисковое пространство. К счастью, с 2014 года существует специальный формат – MQA (Аутентичное Мастер Качество). Цель этого формата – сжать размер HRA-трека настолько, чтобы на выходе получить высококачественную композицию размером с обычный трек MP3. В итоге, такие файлы можно снова закачивать целыми альбомами на свой плеер и легко скачивать в режиме потоковой передачи по мобильным сетям.

Что нужно, чтобы воспроизвести HRA-файлы?



Всё большее число мультимедийных изделий, начиная от AV-ресиверов и стереоусилителей и заканчивая многофункциональными музыкальными центрами, способны справиться с HRA-аудио.

Пока что у некоторых устройств существуют проблемы в поддержке определённых форматов и максимального битрейта, поэтому перед приобретением HRA-файлов убедитесь, что ваш девайс сможет с ними справиться.

Некоторые устройства позволят воспроизводить HRA-файлы прямо с USB-флешки или подключенного к сети ПК через Ethernet.

Также можно воспроизводить HRA-аудио, хранимое на компьютере, если он подключён через USB к усилителю типа Arcam irDAC, Naim DAC-V1 или T+A DAC 8. А затем отправлять сигнал на наушники или динамики.

Если вы пользуетесь устройствами с Mac ОС, можно попробовать Amarra или Channel D’s Pure Music. На Mac PC отлично подойдёт JRiver Media Center.

Многокомнатные аудиосистемы с возможностью HRA-воспроизведения

Многокомнатные аудиосистемы в последние годы получили новое развитие, благодаря желанию некоторых разработчиков расширить возможности своих устройства, а других – потеснить ныне лидирующих производителей, вроде Sonos.

Так, динамично развивающийся производитель Bluesound появился на рынке в 2014 году и сразу же представил линейку устройств, поддерживающих аудио 24 бит на всём диапазоне частот. В линейку изделий входят беспроводной стример Node 2, потоковый проигрыватель Powernode, музыкальный сервер с высоким разрешением Vault, многофункциональная музыкальная потоковая система Pulse и система динамиков с сабвуфером Duo 2.1.

А техника Hi-fi лидера Sonos пока что поддерживает потоковое воспроизведение в CD-качестве при 16 бит/44,1 кГц.

Другие производители многокомнатных аудиосистем последовали примеру Bluesound: LG Music Flow, Lenco PlayLink, Harman Kardon Omni и Monster SoundStage – все они поддерживают HRA-аудио и имеют беспроводные динамики.

Что дальше?



С тех пор как HRA-формат был впервые продемонстрирован на Международной выставке потребительской электроники (CES), интерес к нему только набирает обороты.

Это видно уже потому, как тяжёловесы рынка электроники – Sony, LG и Samsung внедряют формат в свои новинки, чтобы дать возможность как можно большему числу потребителей приобщиться к этому новому явлению в сфере аудиотехники и понять, что же даёт HRA-музыка слушателю. Таким образом, рынок HRA-аудио и техники ожидает бурный рост в течение, как минимум, последующих нескольких лет.

Кратко о статье: Что такое Hi-Fi и Hi-End, почему не стоит покупать кабели по 60 тысяч рублей за метр и как выбрать подходящую стереосистему, не запутавшись в омуте красивых, но ничего не значащих определений, - обо всем этом читайте на страницах «Мира фантастики».

Музыка сфер

HI-FI - теория и практика

Ах, музыка! - тихо воскликнул Дамблдор, промакивая глаза. - Вот магия посильнее наших умений!

Джоан Ролинг, «Гарри Поттер и философский камень»

Времена меняются. Не так давно качественный звук был доступен лишь скучающим богачам и самоотреченным аудиофилам, а сегодня его можно получить по цене хорошего фотоаппарата, видеокамеры или компьютера. Подавляющее большинство россиян до сих пор имеет дело с музыкальными центрами, встроенными звуковыми картами и мультимедийными колонками. Единицы тратят всю зарплату на винил, ламповые усилители, золотые кабели и виброизоляцию стен. Однако между этими двумя крайностями существует ниша доступного высококлассного звука, где легко найдется место и для нас с вами.

Можно ли вступить в клуб «высокого звука» с минимальными затратами? Как построить домашний кинотеатр, чтобы потом не было мучительно больно? Сегодня мы непременно ответим на эти и многие другие вопросы.

С чего начать

Формально такой вещи, как hi-fi (high fidelity , высокая точность воспроизведения), не существует. Для нее попросту нет единого стандарта. Подразумевается, что техника данного уровня должна воспроизводить звук с максимальной точностью по отношению к оригиналу.

Hi-fi - синоним идеального баланса между ценой и качеством звука. Лучшее, что можно купить за разумные деньги. Параллельно ему существует понятие hi-end. Это название можно перевести как «цель оправдывает любые средства». Борьба между качеством и ценой здесь заведомо неравная. Упрощенно говоря, улучшение качества звука на 10% приведет к увеличению цены на 200%.

Сначала необходимо определиться, для каких целей вы хотите собрать hi-fi систему. Самый простой, финансово доступный и популярный вариант - домашний кинотеатр. Компоненты «музыкальной» акустики обойдутся заметно дороже, так как к ним предъявляются более высокие требования. Бюджетный уровень подразумевает уклон в «театральность»: набор хороших колонок, недорогой AV-ресивер, межблочный и акустический кабель. Общая стоимость такого набора будет колебаться в районе 30000 рублей. Источником сигнала на первых порах может служить компьютер либо соизмеримый с общей ценой системы DVD -плеер (в обоих случаях желательно наличие цифровых выходов DVI , HDMI или оптического Toslink ).

Правила игры

О вопрос подбора и подключения друг к другу hi-fi техники сломано немало копий. Существует два общих правила. Первое: ваша система будет играть так, как играет худший из ее компонентов. Нет смысла подключать дорогой ресивер к дешевым колонкам, и наоборот. Второе правило: дорогую акустику нужно слушать! Если продавец в магазине отказывается подключить выбранный вами ресивер к приглянувшимся колонкам и поставить ваш любимый диск (слушайте только знакомые записи) - разворачивайтесь и уходите. Hi-fi всегда индивидуален. Звучание системы за 60000 рублей может понравиться вам гораздо меньше, чем работа акустики за 20000.

Задайте себе вопрос - много ли людей на свете имеет музыкальное образование? Сложилась парадоксальная ситуация: граждане, получившие в лучшем случае радиотехнический диплом, высказывают «квалифицированное» мнение о качестве hi-fi звука. С таким же успехом инженер по аэродинамике может пытаться управлять построенным им «Боингом». Многие стремятся записать себя в аудиофилы, однако настоящих специалистов в этой области мало.

У вас нет слуха летучей мыши, вы не ходили в музыкальную школу и не умеете настраивать рояли? Это не помешает вам отличить по-настоящему качественный звук от посредственного. Аналогичным образом мы всегда способны отличить хорошую книгу от плохой, совершенно не умея писать романы. Все воспринимают звук по-разному - точно так же, как неодинаково оценивают картины художников. Кому-то нравится Айвазовский, кому-то - Шагал. Однако в отличие от живописи, hi-fi музыка буквально окружена потребительскими мифами.

Если неподготовленный человек купит глянцевый hi-fi журнал или посетит соответствующий форум, то может решить, что попал на симпозиум наркоманов. «Профессиональные» описания акустики в лучшем случае похожи на бульварную беллетристику, а в худшем - на текст, сгенерированный компьютерной программой из небольшого словаря бессмысленных фраз.

Реальные примеры: «воздух между инструментами», «разборчивость в средних частотах», «мускулистое звучание», «упругая прозрачность», «много отсебятины», «не хватает напора, атаки». Попробуйте извлечь отсюда полезную информацию и получить представление о потребительских свойствах того или иного комплекта акустики. Вам доводилось покупать утюг, который гладит «категорично, но возвышенно», или телевизор с «увлекательным, выпуклым» изображением? Аудиофилы находят подобные описания исчерпывающими, а простые любители музыки называют их просто «глюками».

Hi-fi системы до сих пор воспринимаются не как необходимое явление, а как статусный аксессуар. Если вы покупаете «Бентли», то вряд ли положите под ноги старые газеты - нет, вам придется взять фирменные коврики по совершенно людоедским ценам. Похожим образом производители hi-fi продают аудиофилам дорогие аксессуары для улучшения звука, которые, мягко говоря, не стоят своих денег. Иногда дело доходит до откровенного шарлатанства - например, PWB Electronics продает специальные камушки, положив которые в любом месте комнаты, можно улучшить ее акустику.

Нувориши, купившие колонки за полтора миллиона рублей, будут ощущать подсознательный дискомфорт при использовании кабеля по 60 рублей за погонный метр. Не следует обольщаться насчет того, что кабель за 6000 рублей обеспечит 100-кратное увеличение качества звука. Забудьте о том, что провода должны стоить минимум 10% от цены всей системы. Это - миф.

Некоторые граждане всерьез обсуждают влияние подставок, сетевых фильтров и электрических розеток на качество звучания. Это называется «психоакустика» - самообман, при котором человек убеждает сам себя в том, что слышит несуществующее. Почему еще никто не догадался драть с аудиофилов деньги за расстановку колонок по фэн-шую? Странно также и то, что люди, выслушивающие розетки, не обращают внимания на помехи от гравитационного поля Луны или от тонких эфирных взаимодействий внутри Крабовидной туманности.

Лучшие из лучших

От теории - к практике. Microlab V3650 - флагман семейства акустических систем известной американо-китайской компании. Перед нами - недорогая «сборная солянка» солидных технических решений (в разработке принимал участие Питер Ларсен , работавший главным инженером Dynaudio , Vifa и JBL ).

Колонки V3650 будто созданы для домашнего кинотеатра. Их конек - чистые средние частоты (графиком АЧХ можно пользоваться как линейкой) и мощный бас. Последнее объясняется наличием крупных низкочастотных динамиков в напольной паре. Вам не придется тратиться на сабвуфер, но это одновременно и минус. При стандартной расстановке компонентов басы локализуются по краям сцены, а в центре, где сидит зритель, слабеют. Цена - 22000 рублей за комплект из пяти колонок.

Wharfedale Diamond 8 - классика начального уровня. Британская фирма Wharfedale присутствует на рынке hi-fi уже 75 лет, из них 20 - продает колонки семейства Diamond . Стандартный набор из пяти компонентов младшей 8-серии обойдется покупателю в 27 тысяч рублей. За эти деньги вы получите музыкально-ориентированную систему с превосходно сбалансированными характеристиками. Без сабвуфера низкие частоты слабоваты, но в большинстве случаев это не заметно. Колонки ценны тем, что звучат на твердую пятерку вне зависимости от жанра музыки.

Monitor Audio Bronze R - один из лучших вариантов в своем ценовом диапазоне. Абсолютный универсал, безукоризненно отрабатывающий как высокоточные музыкальные, так и динамичные театральные задачи. Минусов два - колонки требовательны к расстановке (около стен звук становится расхлябанным) и в силу мягкости звучания вряд ли устроят любителей резкой электронной музыки. Цена «полочных» компонентов высока, поэтому лучше приобрести «напольники» и центральный сателлит (примерная цена - 21000 рублей за все), а тылы выбрать попроще. При просмотре кино основная нагрузка ложится на переднюю линию акустики, а для музыки достаточно хорошей стереопары.

Kef IQ5 - самые элегантные и благозвучные колонки сегодняшнего теста. Соотечественники Wharfedale демонстрируют звучание, к которому сложно придраться. Проблем с локализацией в пространстве нет. Выглядят стильно. Ставятся в любом месте комнаты. Единственное «но» - IQ5 заиграют в полную силу не сразу, а только через несколько недель работы (требуется «прогрев»). А теперь о грустном - стоимость комплекта из двух напольных колонок, центра и тыловых сателлитов зашкаливает за 46000 рублей. Совет тот же, что и в случае с Monitor Audio - попробуйте сэкономить на тылах.

KEF IQ5. Две скрипки Страдивари среди туземных барабанов.

* * *

Пабло Пикассо говорил: «Есть художники, изображающие Солнце желтым пятном, а есть те, которые способны превратить желтое пятно в Солнце». Это справедливо и для музыки. Обычная акустика может превратить мелодию в набор звуков, и лишь hi-fi сделает из набора звуков мелодию.