Windows 8

Как выглядит метеорологический зонд. Прикладная метеорология в разрезе

Как выглядит метеорологический зонд. Прикладная метеорология в разрезе

А что вы знаете о погодных зондах?

Я вот тоже ничего особо не знал до недавнего времени.
А что же внутри и как все это работает?

Началось все с того, что я просматривал ебей на наличие старых телефонов сименс с5, это вроде нмт труба. Ее можно переделать на 70см и заставить работать как пейджинговую станцию. У нас тут популярны пейджеры любительские, хотя работает до сих пор одна контора. Ви таки будете смеяться, но этот вид связи не только не сдох, но и перешел на цифровой уровень с обратным каналом.
Но речь про зонды.
Так вот, накидывал я себе разных лотов из всяких радиостанций, чтобы за копейки купить и переделать на любительские диапазоны или хотя бы поковырять ради интереса.
И тут увидел эти самые зонды, 10 штук в коробке, новье с 1987 года.

Зонд ни разу не любительский. Собственность службы погоды германии.

Вот так оно выглядит. В мешочке с номером. Каждый калиброван. Работает на частоте 407мгц. Конкретно я настроил 404.090, выкрутив весь сердечник.


Внутри бумажка для нашедших эту штуку.
Этот зонд является собственностью службы погоды германии и служит для изучения погоды в верхних слоях...
Нашедшего просим отослать бесплатно по адресу... Не высылать остатки баллона, бумажки, деревяшки и провода.
Если зонд придет к нам целым, то в течении 6 недель нашедший получит 14 марок вознаграждение и 5 за упаковку.

Короче 14 марок в 87 году были очень неплохие деньги. Я помню в 98 можно было за 15 или 20 марок купить очень хорошие затычки для ушей.
Вобщем покупательская способность марки была очень высокой. При переходе на евры она упала в 2 раза.

Вот тут видно уже интересное нутро. Красный провод является антенной и подвесом для баллона.

Вид сзади. Вы сейчас подумали, что это какой-то датчик влажности. Я в первый раз очень осторожно открывал, чтобы ничего не сломать. Не зря же там предупреждали о вскрытии.

На самом деле это обычная консервная банка, где герметично хранится сам датчик влажности и селикагель. А для вскрытия банки в коробке идет открывашка, только я так и не понял, как ей открывал. Я ее погнул и открыл ножом.

Вот кишки внутри. Вон в те 2 проволочки вставляется датчик влажности. А справа такая херня белая на черной лапе - капелька терморезистора, ее не видно особо. Там еще колпачок, чтобы воздух не охлаждал датчик и подпорка уголком из бумаги, куда упирается пластина датчика влажности.
Собственно это и есть сам датчик влажности - пластинка из какого-то пластика вроде, на ней нанесен тонкий слой графита или подобного.
Бумажка вроде должна оборачивать пластину, но я так и не понял - как. Бумага намокает, пластина меняет сопротивление.

Ну и самое интересное - система сбора данных и передачи.
Все гениальное - просто, особенно если его делали расово правильные немцы.
На плате 3 контакта. Это ни разу не цифровой интерфейс, как я сначала подумал. Туда подключается точный вольтметрт. Нажимается переключатель и отверткой выставляют какое-то опорное напряжение.
Мелкасхема непонятная. Я нашел производителя, но писать не стал. Чего ради такой херни напрягать людей.
Из даташита на зонд я узнал, что там 2 генератора меандра и пилы. Один где-то 500гц, другой 1.5кгц. Все это смешивается и подается на резистор модуляции.

Передатчик состоит из генератора на кварце 121мгц с копейками. Как я понял, кварц возбуждается на 4й гармонике, она выделяется контуром и подается на усилитель. Можность не менее 20мвт
Вобщем датчики меняют сопротивление, меняется частота и дальше приемник уже выделяет 2 частоты и декодирует. Никакой цифры не надо, хотя про точность непонятно. Там довольно приличные колебания температур.

Вот так выглядит эта пластина.

Это был датчик древний. Если я не ошибаюсь, то такие еще начали запускать с 70х.
Сегодня тоже продолжают запускать зонды и да, да, там есть гпс модуль и цифровой канал.

Антенна гпс и антенна передатчика + держатель датчика влажности.
На ебее такая херня стоит уже 25 евров, а аукцион еще не закончился. Можете теперь догадываться о стоимости начинки.

В этой статье пойдет речь о создании метеозонда, отличающегося от обычных его братьев. Несколько лет назад эта тема была очень популярна но, к сожалению, ее похоронили наряду с другими не менее интересными идеями. Сегодня же, я, Вам расскажу как мы видим этот проект своими глазами.

Начало, предыстория

На дворе стоял душный июльский вечер. Вместо того, чтобы идти куда-то, я, как обычно, сидел дома – залипал в хабр. Тут я увидел, что в скайп зашел мой друг, с которым мы уже очень давно не виделись (в прошлом вместе было пережито очень много интересного; впрочем, я отклонился от темы).

Мы, как обычно, разговорились, и затянулось это на несколько часов так точно. В ходе разговора и параллельного путешествия по всемирной паутине кто-то из нас попал на ютуб, а именно на маленький, завалявшийся среди тысяч других, но примечательный своим содержанием, ролик . На нем был запечатлен опыт американцев, запустивших на заполненном гелием шаре айфон с включенной камерой и GPS"ом. Проект нас очень вдохновил! Активно занявшись поиском информации, мы обнаружили, что подобными опытами занималось множество людей по всему миру. Встал логичный вопрос: а чем мы хуже?

Идея зародилась почти год назад. Было составлено ТЗ (общение через Skype – на тот момент мы были в разных городах). Но, как нередко бывает со многими хорошими идеями, наш проект был заброшен до лучших времен. В немалой степени его реализация откладывалась из-за дорогостоимости многих компонентов (а денег на то время было недостаточно) и отсутствия времени, а также места, где можно было бы заняться реализацией. И вот теперь настало время воплотить идею в жизнь. На самом деле, решающим фактором стало существенное улучшение финансового положения моего товарища, что и дало толчок к дальнейшему развитию событий. В ходе нового обсуждения были пересмотрены задачи и желаемый функционал устройства, и в результате переписано ТЗ.

Единственное, что нас не устраивало в большинстве подобных устройств (а теперь и отличает наше от них) – то, что они недолговечны: после запуска они проводили в атмосфере весьма небольшое время. Обычный сценарий их “ жизни” после запуска не отличался особым разнообразием: после старта они поднимались до определенной высоты (25-40 км - в зависимости от материала шара и наполненности его газом) и там лопались вследствие большой разницы давлений внутри и вне шара, после чего на парашюте спускались обратно; весь полет, таким образом, занимал не больше суток (в лучшем случае; типичное время полета - до двух часов). Мы решили обойти данную проблему и существенно продлить время нахождения устройства в атмосфере планеты (подробности ниже).

Существенный прогресс наступил, когда к работе подключился еще один наш товарищ, который подал множество новых, свежих идей по реализации проекта.

Устройству было дано название “Бендер”.
По конструкции оно мало чем отличается от обычного метеозонда. Разница же между метеозондом и Бендером в основном заключается в их задачах. Первый несет на себе некоторое количество датчиков, снимающих показания о состоянии атмосферы во время полета и, таким образом, дающий возможность получить сведения, необходимые, например, для составления прогнозов погоды. Задача же второго – снимать с большой высоты землю, атмосферу и всё остальное, что попадется по пути. Все (или почти все – в зависимости от качества связи) полученные данные должны потом передаваться на сервер.

Техническое описание

За основу (можно сказать “мозг”) Бендера было решено взять микроконтроллер STM32F407VET6 из-за широких возможностей и высокого быстродействия. Он должен контролировать состояние устройства, следить за получением, сохранением и передачей данных, управлять пневматикой и прочими системами Бендера.

Связь

Связь реализована несколькими способами.
На низких высотах будет использоваться GSM/GPRS. Реализация – на модуле SIM900 . Используется направленная антенна типа “волновой канал” под стандарт GSM1800 (1800 МГц).
Возможно управление посредством SMS-сообщений, а также командами с сервера. Поддерживаются HTTP и FTP.
На больших высотах (когда сигнал GSM ослабнет настолько, что передавать что-либо посредством его станет невозможно) будет использоваться связь по 433 МГц радиоканалу. Для этого будет задействован модуль RFM12BP мощностью 500 мВт, модуляция - FSK. В качестве антенны – полуволновой диполь.
Принимаемая информация отправляется на основной сервер через специальную клиентскую программу, которую предполагается распространить среди потенциальных участников проекта и просто заинтересованных людей по всему миру, что даст возможность связаться с устройством, даже если оно улетит на очень большое расстояние.

Навигация

Для навигации будет использован GPS-модуль Lassen IQ от Trimble с активной антенной. Стоит сказать, что при разработке устройства мы столкнулись с проблемой, состоящей в ограничении CoCom максимальной высоты для гражданских GPS-модулей (обычно 18 км). Нас такое положение дел не устраивало, потому мы начали поиск модулей без такового ограничения. У вышеназванного Lassen IQ оно снято (при соблюдении ограничения по максимальной скорости).

Пневматика

Чтобы преодолеть упомянутую проблему с чрезмерным увеличением и последующим разрывом оболочки шара, решено было поставить электромеханический клапан, который позволял бы стравливать избыточное давление (также, возможно, будет установлен и аварийный механический клапан, стравливающий давление автоматически; был бы актуален при неисправности основного). С его же помощью предполагается регулировать высоту – выпустив достаточное количество газа (чтобы сила тяжести превысила архимедову силу), можно опустить шар ниже и вообще посадить на поверхность земли.

Давление (разница давлений, если говорить точнее) замеряется дифференциальным аналоговым датчиком, решение о выпуске газа принимается микроконтроллером или удаленно по команде.

Было предложено еще одно новшество – химический генератор водорода “на борту”, но пока неизвестно, будет ли он использоваться. Для его реализации было отобрано несколько реакций: первая – гидролиз борогидрида натрия слабым раствором кислоты, вторая – реакция натрия с метанолом. Основная проблема – сильный разогрев и вспенивание смеси. В ближайшее время будет собрана тестовая модель и уже по результатам испытаний будет приниматься решение о целесообразности использования такого генератора. После исчерпания ресурса предполагается сбросить его на парашюте, предварительно отсоединив все шланги, провода и т.д.

Генератор водорода предоставил бы возможность не только опускать шар, но и поднимать.

В устройстве два датчика температуры – один выведен за пределы корпуса и фиксирует температуру окружающей среды, второй внутри.
Возможно, реализуем подогрев внутрикорпусного пространства при сильном понижении температуры. Осуществляется он химически, запуском капсул с реакционной смесью, выделяющей много тепла.

Питание

Тут (в основном) из соображений устойчивости к низким температурам были выбраны LiFePO4 аккумуляторы. Скорее всего, придется ставить батарею из них. Также в процессе полета аккумулятор будет дозаряжаться от солнечных батарей; процесс управляется микросхемой-контроллером заряда.

Камеры

На устройстве будут установлены две камеры. Как минимум одна из них – модифицированный фотоаппарат Canon A530 (5 Мпикс). Все лишние детали (корпус, кнопки, батарейный отсек, вспышка и т.д.) убираются, остается только основная плата, матрица и объектив. На фотоаппарат устанавливается модифицированная версия CHDK , в которой реализовано кодирование изображений в SSDV -формат для передачи по радиоканалу. Связь с микроконтроллером по UART (непосредственно подпаявшись к плате).

Камера установлена на поворотной основе с шаговым двигателем, что даст возможность поворачивать ее для, например, съемки панорам.
Вторая камера направлена вниз.

Хранение данных

Информация (фото, видео; логи координат, температуры и давления; логи полученных команд и результата их исполнения) хранится на SDHC карте памяти (для работы с ней использована библиотека FatFS), а также на SDXC картах памяти, установленных в фотоаппаратах. Возможно, будет реализовано копирование файлов с них на основную.

Корпус

С материалом и формой корпуса пока окончательно не определились. В любом случае, необходимо обеспечить хорошую термоизоляцию, для чего будет использована монтажная пена и/или пенопласт, а также пленка с металлическим напылением (изофолия).

Наполнение шара – водород, поскольку он дает большую подъемную силу, чем обычно использующийся для таких целей - гелий. Также водород раза в два дешевле гелия. Сам шар имеет объем ~1.8 кубических метра. Устройство крепится на металлическую (алюминиевую) рамку, которая, в свою очередь, подвешена к шару на стропах. Для аварийных ситуаций предусмотрен парашют.

Работа устройства

“Бендер” снимает на видео весь процесс запуска (если хватит заряда аккумуляторов – и процесс посадки). Фотографирование производится в полуавтоматическом режиме – генерируются превью-версии снятых фотографий и посылается на сервер; после ручного отбора удачных фотографий оные пересылаются в полном размере. Также в произвольные моменты можно подать команду на запись видео, однако оно просто сохраняется на карте памяти без пересылки по радиоканалу ввиду низкой пропускной способности последнего.

На низких высотах изображения загружатся на сервер по FTP посредством GPRS, остальная информация пересылается по HTTP.
На больших высотах через определенные промежутки времени по радиоканалу пересылаются данные о координатах и высоте устройства, показания датчиков (температура внутри/вне корпуса, разница давлений, заряд батареи).

На сервере координаты устройства сверяются с координатами самолетов (с Flightradar24) для предотвращения столкновений (при приближении самолета дается автоматическая команда на смену высоты).
Регулированием наполнения шара водородом будет контролироваться его вертикальное положение. Планируется таким образом длительное время удерживать его на одной высоте (уравнивая силу тяжести и архимедову силу).

Если с устройством определенное время не выходят на связь, микроконтроллер автоматически принимает решение о снижении (только если устройство не находится над морем – координаты береговой линии, скорее всего, будут во внутренней памяти).
Также еще одна из задач Бендера состоит в том, чтобы пролететь как можно большую дистанцию, в идеале - облететь всю планету и в конце-концов, если обстоятельства сложатся удачно - приземлиться в нужном нам месте (дома).

От теории к практике

На момент написания статьи, мы собрали: частично связь, развели и напечатали большинство плат, сделали антенны (и купили), написали прошивку для микроконтроллера, преобрили почти все комплектующие и начинаем сбор и тестирование водородного двигателя.

Метеозо́нд , шар-зо́нд или баллон-зонд - беспилотный аэростат , предназначенный для изучения атмосферы. Состоит из резиновой или пластиковой оболочки, наполненной водородом или гелием, и подвешенного к ней контейнера с аппаратурой.

Приборы позволяют измерять давление воздуха, влажность, температуру и другие параметры. Замеры перемещения шара позволяют определять скорость ветра на разных высотах. Информация, как правило, передаётся по радио («радиозонд»). До внедрения радио на метеозондах устанавливали метеорографы, которые нужно было возвращать на землю. Если шар запускают только для измерения скорости ветра, то его называют «шар-пилот».

Высотные метеозонды могут достигать высоты 30-40 км. Рекорд высоты для метеозонда составляет 53,0 км (173 882 футов). Шар был запущен JAXA 25 мая 2002 года из префектуры Ивате, Япония. Часто метеозонды принимают за НЛО.

Напишите отзыв о статье "Метеозонд"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Метеозонд

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.

Как покорить небо и сделать несколько отличных фотографии?
Можно запустить зонд, так и сделали российские энтузиасты из этого поста.

Для запуска, прежде всего, нужен метеозонд. Мы использовали его аналог – американский военный шар двадцатилетней давности (его предназначение в армии нам не известно). Но достать его оказалось легче, чем наш метеозонд. (25$ на ебее + доставка)
Во время подъёма из-за снижения атмосферного давления шар постоянно расширяется и на определённой высоте неизбежно лопается.

Наполнять шар можно гелием или водородом. Мы выбрали гелий т.к. достать его оказалось легче, ну и инертный гелий, в отличии от водорода, безопасен (помните Гинденбург? :) Правда для рекордных запусков придётся использовать водород из-за его большей подъёмной силы.
В 40 литровый баллон под давлением 150 атмосфер входит 6 кубометров гелия. Один кубометр имеет подъёмную силу около 1.1кг.
Чем больше кубов газа залить в шар тем больше он сможет поднять и тем ниже он лопнет.
Кстати при расчётах важно не забывать, что сам шар весит около 2кг и этот вес тоже придётся поднимать.

В качестве контейнера для полезной нагрузки Альберт выбрал глобус. Он обладает и отличной аэродинамикой и символизмом. :) Шар максимально утеплили кусками пенопропилена и пенопласта, прорезали 2 отверстия для объективов и упаковали туда два фотоаппарата (Canon S95 и IXUS 750) на оба были поставлены скрипты интервальной съёмки через CHDK. Кроме этого внутри шара лежал один из двух GPS/GSM трекеров АвтоФон Маяк (подробней ниже). Снаружи были закреплены собранные по друзьям 3 камеры ГоПро ХД (Толян, это не мы её сломали, она такая и была) :).
Глобус сработал замечательно, (Альберт, прости за придирки) :) Фотоаппараты не замёрзли и не запотели. С ГоПрошками снаружи (в собственных герметичных боксах которые мы дополнительно утеплили) была только одна проблема – снег, который попал на объективы и замылил всю картинку.



Система спуска:
После того, как шар лопается в дело вступает парашют. Мы использовали бейсерскую медузу – вытяжной парашют (Спасибо, Андрей) . Скорость падения получилась около 60 км/ч (без парашюта было бы около 200км/ч).

Поиск:
Для поиска я выбрал российские GPS/GSM/GPRS маяки «АвтоФон Маяк» (устройство для поиска угнанных машин), т.к. они могут работать в автономном режиме больше года, и были разработаны в России с учётом наших холодов. (Оба этих фактора давали надежду на работу после расчётных -70 градусов по Цельсию) Один из них находился в шаре, а второй, на всякий случай, был подвешен под парашютом (на 15м выше). Оба были упакованы в резиновые перчатки (на случай падения в воду) и в пенопластовые коробки.
После приземления, оба трекера подключились к базовым станциям GSM (стояли симки разных операторов), определили свои координаты и отправили их мне СМСками. Причём один из трекеров был запрограммирован ещё и на отправку координат на сервер по GPRS, где мы смогли увидеть место приземления сразу на карте. Кроме координат они передают ещё массу другой информации… Так вот после приземления температура внутри глобуса была -20C притом, что 10 минут назад снаружи было -70С. (Спасибо АвтоФону, за то, что всё сработало как надо. Мы за эту стадию переживали особенно сильно:)






























P.S. Если вдруг соберётесь запускать что-то подобное, то начните с решения вопроса о безопасности запуска, подумайте, что будет, если пересекутся траектории зонда и самолёта. Есть разные способы уменьшения вероятности каких либо происшествий с вашим неуправляемым л.а. в воздухе, но вероятность эта остаётся в любом случае.