Разное

Сообщение на тему информационная перезагрузка. Информационная перегрузка мозга

Сообщение на тему информационная перезагрузка. Информационная перегрузка мозга

Скачков Олег, уч-ся 9б класса

Данная работа представляет собой изучение понятия информационные перегрузки, причины, методы борьбы и профилактики информационных перегрузок. В работе также приводится систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе и в интернете. Работа носит исследовательский характер, имеет четкое оформление. Содержание реферата опирается на материал учебной программы и вместе с тем содержит элемент более глубокого изучения данной темы. Данный реферат правильно оформлен (структурированность, логика, учет требований к оформлению текста, приложений). В процессе работы над рефератом учащийся проявил особый интерес к изучению материала по данной теме, проявил самостоятельность в работе и целеустремленность в достижении главной цели и задач, поставленных перед автором.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение…………..……………………………………………......………..............3

  1. Понятие «информационная перегрузка»……………………….…………..4
  1. Информация и данные в процессе информационного обмена общества………………..……………………………………………...…..6
  1. Причины информационной перегрузки………………………......................7
  2. Методы борьбы с информационной перегрузкой………..............................9
  1. Специфика влияния на психологические процессы и физиологию человека…………………………………………………………………...10
  1. Методы профилактики……..………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………….................16

Список литературы и интернет-ресурсов……………………...............................18

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в мире, который постоянно меняется, совсем за недолгий промежуток времени человек изобрел много нового.

Раньше основным источником информации были газеты и прочие печатные издания, в которых упоминалось совсем о немногих событиях нашей бурной жизни, большая часть информации оставалась под грифом секретно. В наше время, время цифровых технологий, информация из газет не может охватить все области жизни. Информации приобрела независимый статус и может рассматриваться, как что-то материальное. Возросли информационные потоки. Появились телевизоры, компьютеры, телефоны, интернет.

Конечно, это хорошо, что современный человек может иметь такой широкий кругозор, и находиться в гущи событий происходящих в мире. Но так ли это на самом деле полезно? Как чувствует себя наш мозг – главный анализатор данных, поступающих из окружающего мира?

Некоторые учёные пришли к выводу, что человечество почти достигло той точки своего эволюционного развития, когда входящие информационные потоки превысят воспринимающие способности нашего мозга, то есть наступила информационная перегрузка.

Объясняется это просто уже с утра по дороге в школу, на работу, институт современный житель мегаполиса подвергается информобстрелу: телеэкраны в маршрутках и троллейбусах, реклама при спуске по эскалатору в метро. Прошенные и не очень, данные так и сыплются на нас со всех сторон. И поскольку все происходит слишком стремительно, а прогресс не обращает внимания на физическую способность человека развивать характеристики своего мозга с нужной скоростью. У человека начинается нервное истощение, следствие информационной перегрузки.

Просматривая интернет, я нашёл несколько довольно интересных фактов и статей по поводу информационной перегрузки людей. Мне показалось, что данная тема очень актуальна в наше время. Ученые из Шотландии открыли новый недуг, который назвали синдромом суетной жизни. Главный симптом - провалы в памяти. Причина болезни - информационная перегрузка организма.

Во второй половине ХХ века с началом перехода развитых стран мира к информационному обществу стали проявляться негативные стороны этого процесса, а именно – перегрузка информацией. Поэтому перед нами предстоит достаточно трудный вопрос – как снизить информационную перегрузку?

Цель данной работы состоит в углублении разработки одной из проблем курса, представляющейся актуальной и недостаточно исследованной, либо требующей переосмысления в новых условиях.

В связи с этим задачи подготовки данной работы можно свести к следующим задачам:

  1. приобретение навыков работы по изучению литературы и интернет–ресурсов по данной теме;
  2. обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе и в интернете;
  3. выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода;
  4. приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблицы, презентации.

Данная работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» за курс основной школы.

  1. Понятие «информационная перегрузка»

Основная проблема современного человека - информационная перегрузка. Ежедневно каждого человека в современном обществе атакует масса самой разнообразной информации – текстовой, звуковой, визуальной, расположенной в городской среде или приходящей по e-mail.

Что такое информационная перегрузка и как с ней бороться - вот вопрос, который поднимается все чаще. Я считаю, что за словами "информационная перегрузка" могут стоять два совершенно разноплановых явления.

Первое связано с развитием технических средств, позволяющих невероятным образом ускорить обращение информации. Из-за этого на людей, занимающих ключевые позиции в компаниях и ответственных за принятие решений, обрушился поток информации, с которым они не могут справиться.

Второе явление (понимание) - и об этом говорят мало - может выявить общую основу, общий характер таких явлений, как интернет-зависимость, неумеренное смотрение телевизора и пр., то есть, что можно условно назвать «информационным вампиризмом».

В первом значении информационная перегрузка - явление современное и, возможно, преходящее. Во втором же информационная перегрузка представляется лишь новым проявлением очень старой общечеловеческой проблемы, которую каждый должен решать на личностном уровне, работая над собой.

"Летальную дозу" принимаемой информации определить затруднительно, ясно, что она определяется как самим характером информации, так и режимом ее восприятия, а также индивидуальными особенностями.

Итак, информационная перегрузка – это проблема, с которой сталкиваются люди, получая такое большое количество информации, которое они неспособны переработать .

Суть информационной перегрузки заключается в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком, т.е. человек не способен справляться с информацией огромных масштабов.

  1. Информация и данные в процессе информационного обмена общества

Информационная перегрузка возникает не только из-за большого объема потока получаемой информации, но, может быть, даже в большей мере из-за его непредсказуемости.

Психологи указывают, что единственный выход - внутренняя работа каждого над собой. "Пока человек отказывается заглянуть в себя и разобраться со своими мотивами, побуждениями, он будет вытеснять свою тревогу интенсивным и бессмысленным внешним информационным потоком. Пока он не научится сам организовывать свое информационное поле, влиять на потоки информации, структурировать их, он будет оставаться заложником технического прогресса".

Сегодня даже в школах учат: кто владеет информацией, тот владеет миром. Но как правильно ее усваивать, к сожалению, не учат нигде. Если на человеке лежит ответственность за быстрое и правильное принятие решений, он старается познать максимум информации по интересующему вопросу и быстро ее оценить. Возникает информационная перегрузка, нарушается нормальный ритм, человек не успевает справиться с задачей. А чем выше ответственность (или чем ответственнее данный субъект), тем быстрее он себя "загоняет". Этот тип стресса характерен для любого рода бизнеса в нашей стране, экономическая система которой все еще напоминает мировой хаос.

Сейчас мы живём в обществе информации, в социуме, где информационные контакты превалируют над всеми остальными, где любой контакт, даже физический, имеет информационную окраску. Один и тот же контакт в различной ситуации может иметь различную природу. Одна из особенностей современной ситуации заключается в том, что интенсивность нейтральных, а в ряде случаев и изначально позитивных контактов достигает уровня, при котором мы на выходе имеем контакты негативной окраски.

Общество информации возникло в 60-70 годы ХХ века. Всего за несколько лет развитие различных средств информации и последующее увеличение объёмов коммуникации приобрело взрывной характер. Уже тогда стали появляться робкие опасения, что общество может не справиться с информационной перегрузкой. Однако то, что раньше называлось перегрузкой, сегодня кажется лишь слабым "разогревом". С настоящей информационной перегрузкой мы столкнулись только сейчас.

  1. Причины информационной перегрузки

Сейчас человек информационно крайне перегружен. Вроде бы компьютер, Интернет обеспечивает нам легкое получение информации. И, казалось бы, человек, имея возможность без труда получать информацию, мог бы больше отдыхать, экономить время. Но, на самом деле ничего подобного не происходит, а происходит обратное. Человек, работающий в Интернете, не отдыхает, а еще больше информационно загружает себя, потому что получает гораздо больше информации, чем получал ее раньше. Кроме того, человек, работающий в Интернете, фактически почти не прилагает никаких усилий по получению информации, и он не адаптирован к этому, так как практически не трудится, только грузит и грузит себе информацию на компьютер. Но психические возможности человека не беспредельны. Отсюда – перегрузка.

Количество информации, которое поступает каждому из нас в единицу времени, просто несопоставимо с теми информационными нагрузками, которые испытывали наши предки еще три – четыре поколения назад. Сейчас наш мозг настолько устал от информации, настолько ею перегружен, что теряет способность что – либо воспринимать – обдумать, прочувствовать, пережить, сделать выводы. Разумеется, при этом новая информация кажется нам скучной, неинтересной. А на самом деле больше в нашу голову не влезает – перегрузка. Данное состояние ученые называют гиперстимуляцией. Современный человек стал жертвой избыточного количества информации, которая обрушилась на него подобно снежной лавине.

Мы живем в мире цифровых технологий, где информация получила независимый статус и может рассматриваться как что-то материальное. Возросли информационные потоки – скорости и объемы передачи данных. Если раньше, читая только одни газеты, можно было быть в курсе всех событий, то сейчас и телевидения, и интернета, и всей прессы вместе взятой бывает не хватает для полного обзора имеющихся событий.

Вот несколько факторов, позволяющих осознать всю остроту проблемы:

  1. За последние три десятилетия было произведено больше информации, чем за все предшествующие 5000 лет.
  2. Объём печатной продукции удваивается каждые четыре-пять лет.
  3. В одном выпуске газеты "Коммерсант" содержится больше информации, чем мог получить в 18 веке среднестатистический обыватель.
  4. Каждый день в мире издаётся более 4000 книг.
  5. Прежде чем современный ребёнок достигнет совершеннолетия, он успеет посмотреть более 140 тыс. рекламных роликов.
  6. Если пять лет назад интернет в России ещё был диковинкой, то сейчас средний менеджер средней компании получает десятки и сотни электронных сообщений ежедневно.
  7. Средний европейский потребитель ежедневно получает около 3000 различных коммерческих сообщений.

Перемены, происходящие вокруг нас, приняли лавинообразный характер. Перемен стало больше, и происходят они быстрее. Суть этих перемен - стремительное насыщение информационными контактами. Скорость передачи информации не просто возросла, она уже сейчас вступает в конфликт со скоростью нашей мысли. В условиях переизбытка выбора человек утрачивает навыки самостоятельного мышления, он стремительно деградирует. И эта проблема уже давно перешла из абстрактно этической области в область медицинскую. Избыток информации оказывает разрушающее действие на здоровье человека. Если посмотреть вокруг, мы повсюду обнаружим свидетельства психологического истощения. Мы фактически переживаем распад психосферы Земли. В воздухе ощущается запах болезни. Человечество в растерянности и в ожидании.

Профессионалы, занятые в области информационных технологий, в один голос утверждают, что с течением времени ситуация в мире, которым правит Internet, становится все более напряженной.

"Довольно часто перед нами возникает задача оценки качества информации, однако в настоящее время эффективных механизмов для этого не существует, - отметил хирург Кристофер Оливер в своем докладе в Американской академии ортопедии. - Люди недостаточно хорошо знают компьютеры, методы управления информацией и ее фильтрации. В результате они оказываются не в состоянии выполнить поставленные перед ними задачи, а информационная перегрузка приобретает ярко выраженные отрицательные последствия".

  1. Методы борьбы с информационной перегрузкой

Как избежать информационной перегрузки? Попробуйте выполнить несколько советов:

  1. Разработайте стратегию управления информацией, которая поможет вам добиваться своих целей.
  2. Отсеивайте ненужную информацию.
  3. Помните, что при больших объемах информации со всеми сведениями, относящимися к определенной тематике, ознакомиться невозможно
  4. Попытайтесь оценить качество поступающих данных
  5. Не выпускайте ситуацию из под контроля

А теперь о том, что делать не следует…

  1. Уезжая отдыхать, не берите с собой сотовый телефон и компьютер
  2. Не старайтесь изучать всю доступную информацию
  3. Не пытайтесь объять необъятное. Нужно быть реалистом и уметь находить главное. Не стоит, в частности, ежедневно просматривать все обновления многочисленных Web-сайтов

Многие из нас до смерти напуганы компьютером. И не зря. Исследования показывают, что он угрожает нашему здоровью. На карту поставлено не только физическое состояние, но и способность разумно мыслить.

Объём сведений, которые изрыгают наши компьютеры, порождает тревогу и даже болезнь, а некоторые люди становятся зависимыми от информации так же, как кто-то становится зависимым от алкоголя или наркотиков.

  1. Специфика влияния на психологические процессы и физиологию человека

Вот к чему ведёт избыток информации:

Замедленная реакция. 43 процента менеджеров считают, что важные решения откладываются, а возможность принимать их уменьшается из-за большого объёма информации.

Стресс. Две трети менеджеров сказали, что стресс, связанный с перегрузкой, вызывает напряжённость в отношениях с коллегами и потерю удовлетворения от работы.

Бессмысленная работа. Один из пяти менеджеров убеждён, что масса времени тратится впустую на сбор и поиск информации.

В ходе опроса тысячи человек в Англии, США, Ирландии, Германии, Сингапуре и Гонконге более половины опрашиваемых сообщили, что страстно жаждут информации. Многие признали, что если бы информацию можно было отнести к разряду наркотиков, то они назвали бы многих "наркоманами".

Марк Граффитс, профессор психологии в университете "Ноттингем Трент" (Англия), называет следующие признаки одержимости информацией (инфоголизма ).

  1. Вы провели много часов в поисках информации, хотя собирались ограничиться несколькими минутами.
  2. Вы дезинформируете людей, говоря, сколько времени провели у компьютера.
  3. Вы чувствуете себя плохо от того, что часами сидите у монитора.
  4. Вы предвкушаете очередной сеанс в Интернете.
  5. Вы часто чувствуете, будто находитесь всего в одном шаге от информации, которую ищите.
  6. Вы пропускаете время обеда, свидания или занятия ради того, чтобы войти в Интернет.
  7. Вы испытываете тягу и одновременно симптом отторжения, когда находитесь далеко от компьютера.
  8. Вы импульсивно проверяете Вашу электронную почту.

Дэниел Борстин, исследователь и сотрудник библиотеки конгресса США, ещё в 1983 году высказал такое пророчество: "Туман информации вытеснит из наших голов знание". Майкл Кричтон, автор сценария к фильму "Парк Юрского периода", высказал ту же мысль: информационном обществе никто не думает, мы собирались изгнать бумагу, а на самом деле изгнали мысль.". Тогда, может быть, нужно вернуть мысль в повседневный оборот? Организовать сырую информацию и факты так, чтобы мы могли их усвоить? К сожалению, это всё очень непросто. Революция в информационной технологии зашла так далеко, что у нас теперь перегрузка не только информацией, но и знаниями.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления. Для библиотечных работников одним из факторов риска может стать избыток информации, полученной через общение (с читателями, документами). Очень часто у менеджера возникает состояние, когда он уставился в стенку офиса, экран компьютера и т.д., вместо того чтобы писать очередной отчет. Очень может быть, что в этот миг он приносит фирме гораздо больше пользы, чем, если бы делал что-то другое. Нет сомнений, он или она в данный момент думает. Это самая трудная, самая важная задача, которую может выполнить человек. Вопрос лишь в том, как данный человек думает, думает ли вообще и не находится ли он в мыслительном ступоре, попав под влияние информационного стресса.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей и не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Информационная перегрузка появляется в условиях дефицита времени, когда при высокой заинтересованности в выполнении данной работы возможности человека по разрешению проблемы не соответствуют сложности поставленной проблемы.

В любой профессиональной деятельности очередная проблема чаще всего приходит из жизни, но в таком виде, что она не соответствует ни традиционным представлениям о способах ее разрешения, ни (чаще всего) конечному результату, который полностью бы устраивал заказчика, того, кто и озвучил данную проблему, и требует ее решения.

Современный человек не просто испытывает стресс, он живет в нем. Ежедневные тревоги и беспокойства по поводу (а порой и без) плюс море, просто океан информации, сопровождающей нас 24 часа в сутки. По исследованиям американцев, один номер "The New York Times" содержит столько фактов, сколько человек XVII века не узнавал за всю свою жизнь!
Новейшие технологии создаются для того, чтобы облегчить жизнь. Благодаря им мы можем делать все гораздо быстрее. Это полезно для работы. А для нас?

Работники одной из западных фирм признавались в том, что ответить за день на 178 электронных писем не представляет для них ничего необычного... Конечно, мы можем уйти с работы вовремя - в пять или шесть часов вечера. Но мобильные телефоны, пейджеры и компьютеры не дают никакого шанса забыть о работе сразу же за дверями офиса. Эти внутренние враги лишают нас сна и покоя в любое время и в любой обстановке. А радио и телевизор ничем не лучше, они ежесекундно снабжают нас информацией как о политической ситуации в Новой Гвинее, так и о последних достижениях в борьбе с кариесом и перхотью. Вспомните, когда вы в последний раз наслаждались тишиной и покоем, а не делали несколько дел одновременно. Ученые констатируют, что каждый третий слушает музыку или радио, когда смотрит телевизор, читает книгу или просто ест. Каждый пятый при этом умудряется еще разговаривать по телефону, делать уборку или готовить. И все это в так называемое свободное от работы время. Во время отдыха!

А ведь помимо информации, подаваемой в качестве развлекательной, есть еще учебная или профессиональная. Та, на восприятие которой мы нацелены. Но так ли нам нужны эти дополнительные знания? Сегодняшние школьники изучают то, что еще полвека назад преподавалось в специализированных вузах. В итоге современное образование расшатывает у детей нервную систему с последующей деформацией их сознания. О чём свидетельствует тот факт, что всё большее количество детей не желает ходить в школу, а так же растущее количество самоубийств среди современной молодёжи. Как показывают исследования, наши дети уже в начальных классах безрадостные, а старшеклассники предпочитают писать сочинения, не требующие проявления воображения.

Ученые считают, что избыток информации, действующий на органы чувств, способен довести до полного нервного истощения и даже сбить наши биологические ритмы. Апатия, приступы беспокойства, вялость или же чересчур быстрая речь, резкие и быстрые движения, эмоциональная подавленность и отсутствие интереса к жизни, - все это признаки информационной перегрузки.

Это влияет и на отношения между людьми: мы все больше общаемся на бегу или по телефону. Мы забыли, что значит быть наедине с самим собой. Мы заменяем реальную жизнь просмотром мыльных опер, а чтение книг - их суррогатом на видео и в журналах. Дети - не исключение. Они не идут играть со сверстниками во двор или на спортплощадку, а проводят целые дни, сражаясь с монстрами компьютерных игр или проводя время в Интернете. Реальный мир все больше уступает место виртуальному. Новейшие компьютерные технологии создали новую реальность. Она живет и развивается, помогая нам заводить знакомства и совершать покупки, узнавать новости и играть в игры. Но, поверьте, отдых - это не простая трата времени. Он поможет вам восстановить силы, сохранить здоровье и бодрость духа. Всем, кто хочет более конкретных советов, предлагаем следующую инструкцию из американского журнала "Zest".

  1. Методы профилактики

Как избежать информационных перегрузок или уменьшить их влияние :
1. Не читайте подряд все письма (как реальные, так и e-mail), приходящие к вам. Сразу же выбрасывайте ненужные.

2. Дома уберите лишний шум и источники постоянной информации. Выключите компьютер, модем и мобильный телефон, когда вы не пользуетесь ими.

3. Займитесь тем, что вам нравится. Потратьте на это столько времени, сколько хочется. Расслабиться помогают настольные игры, прогулки или рисование.

4. Ложитесь спать в определенное время. Также запланируйте себе ежедневный час отдыха каждый вечер.

5. Попробуйте провести вечер без телевизора. Приготовьте еду, пообщайтесь с семьей, почитайте. Возможно, вы удивитесь, получив дополнительную энергию от таких простых занятий.

6. Периодически выезжайте на природу или в сад, чтобы ничего не делать. Просто расслабьтесь, смотрите на небо или лес. И получайте от этого удовольствие. Дела подождут!

«Пора запретить компьютеру решать, как распорядиться вашим временем. Время - это невосполнимый ресурс».

Во-первых, чувствуйте свой предел работы с информацией и не переходите его. Запредельная работа не может продолжаться долго и так или иначе заставит вас отойти на свой посильный уровень.

Во-вторых, если вы поняли, что предполагаемые результаты требуют от вас запредельного напряжения, то переходите к ним, постепенно увеличивая нагрузку. Такая техника постепенности особенно эффективна, так как позволяет выявить и привести в действие необходимые внутренние и внешние резервы.

В-третьих, можно фиксировать в своем дневнике выполненную за неделю информационную нагрузку и отмечать различные оттенки самочувствия. Некоторые брейнбилдеры (включая и меня самого) предпочитают не вести никаких записей по самочувствию, а используют метод «упреждения возможных отклонений». Если раньше у человека возникали какие-то проблемы со здоровьем и он нашел эффективное средство их устранения, то при появлении «ранних сигналов» сразу же начинает его применять.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационная перегрузка – это проблема, с которой сталкиваются люди, получая такое большое количество информации, которое они неспособны переработать

Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его н способствуя развитию различных заболеваний. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Здоровый человек - это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом. Психологи указывают, что единственный выход - внутренняя работа каждого над собой. "Пока человек отказывается заглянуть в себя и разобраться со своими мотивами, побуждениями, он будет вытеснять свою тревогу интенсивным и бессмысленным внешним информационным потоком. Пока он не научится сам организовывать свое информационное поле, влиять на потоки информации, структурировать их, он будет оставаться заложником технического прогресса".

Таким образом, остается лишь гадать, что несет нам Век информации - то ли совершенное преображение человека и общества и победу над известными нам "законами природы", то ли достижение критической "Точки Омега", когда количество накопленных знаний станет бесконечным и мир обратится в хаос и "информации больше не будет"

Очень важно сделать вывод: информационная перегрузка препятствует нормальной деятельности человека. Нет способов решения этой очень важной проблемы, но есть способы борьбы с ней:

Требуется производить отсев информации с выделением наиболее существенного, для решения проблем с отказом от детальной информации;

Проблема перегрузки – это не только социальная проблема, но и физиологическая, и она не менее опасна и глобальна, как та же экологическая проблема. Человек сам себе строит проблемы и решает их героическим путём. По-видимому, сейчас не прилагается особо больших усилий для решения этой проблемы, но будем надеяться на лучшее и мы сумеем хоть как–то улучшить ситуацию.

Подводя итог, надо отметить, что нет конкретных способов решения этой очень важной проблемы, но есть общие рекомендации по поводу борьбы с ней:

Необходимо чёткое определение целей деловой активности;

Использование только необходимой информации;

Требуется производить отсев информации с выделением наиболее существенного, для решения проблем с отказом от детальной «вермишельной» информации;

Необходимы формирование высокой информационной культуры, выработка наиболее рациональных приемов и методов управления информацией. http://popovsergey.com/info-peregruzka-kak-ustranit/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличи­вает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение со­здает помехи нашей способности «думать». Одни люди реа­гируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию 10 .

Рациональное поведение, как правило, зависит от не­прерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собствен­ных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой челове­ческой способности предвидеть свое непосредственное лич-

ное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.

Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями сре­ду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.

Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точ­ность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше инфор­мации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изме­нения и новизна в окружающей среде, тем в большей ин­формации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.

Однако есть пределы восприятия сенсорной информа­ции, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Класси­фицируя информацию, реферируя и «кодируя» различны­ми способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны".

Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого орга­низма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала»*. Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатыва­ется, затем «выходит» в виде поступка, основанного на при­нятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации**.

* по которому проходит информация. - Примеч. пер.

** или выходных действий. - Примеч. пер.

Информация определяется и измеряется в особых еди­ницах, называемых бит*. Теперь эксперименты устанавли­вают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пиа­нино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мне­ниях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во-первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во-вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Представим себе, например, рабочего сборочного кон­вейера на фабрике, производящей детские кубики. Его ра­бота - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента кон­вейера движется с умеренной скоростью, у него не возни­кает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуж­дать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет рабо­тать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, пу­таться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.

В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо

* Бит есть величина информации, необходимая для того, чтобы сделать выбор между двумя равносильными (т. е. равно­вероятными. - Примеч. пер.) решениями типа альтернативы. Количество битов, на которое должно превышать выбираемое решение, удваивается.

больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускоре­ния движения линии конвейера.

В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из не­скольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число на­жатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый-красный-красный-зеленый на­жми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый-голубой-желтый-зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабаты­вать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы 12 .

Подобные эксперименты были проведены для того, что­бы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, го­ворить отдельные фразы, решать головоломки, а также вы­полнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что-либо делать.

Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не про­сто из-за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти экспери­менты обнаружили также, что чем больше времени дава­лось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.

Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять изве­стные формы психологических и даже психических рас-

стройств. Руководители озабочены требованиями быстро­го, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным ма­шинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность лю­дей думать и действовать существенно ослаблена воздей­ствием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во вре­мя сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешествен­ников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.

Один из пионеров изучения информатики, д-р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно зая­вил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать... ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная пере­грузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний 13 .

Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не со­единяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормаль­ных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фи­гур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наво­дят на меня уныние».

В книге «Беспорядки в информации» Миллер описыва­ет эксперименты, в которых использовались тесты на ассо­циации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на

две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа ра­ботала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыст­ряющегося поступления информации. Испытуемые, нахо­дящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реак­ции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме 14 .

Аналогичные эксперименты, проводившиеся психоло­гами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным бо­лее тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения вре­мени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.

«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - ...что шизофрения (как все еще непознанный процесс, воз­можно, связанный с дефектом метаболизма, который уси­ливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом... испытывают трудности при получении информации, входящей с обыч­ными скоростями, точно так же как нормальные люди ис­пытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают та­кие же ошибки, какие делают нормальные люди при уско­ренных темпах поступления информации».

Короче, Миллер доказывает, что механизм человечес­кого поведения ломается под действием перегрузки инфор­мацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изме­нений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адап­тироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми

ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабаты­вать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по мень­шей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо опре­делить.

Консультант, лектор, ведущая тренингов и онлайн программ.

В своей работе Ирина использует холистический подход — т.е. тот, что основывается на целостном (от «whole» - целый) представлении о человеческой личности, когда эмоциональная, ментальная, духовная, социальная и физическая стороны рассматриваются как единое целое.

С Ириной у нас состоялось потрясающе полезное интервью. Информационные перегрузки – это тема, которая мне давно не дает покоя. И я счастлива, что случилась прекрасная возможность поговорить о них с точки зрении психологии и медицины!

Информационная перегрузка: как определить ее у себя?

— Ирина, предлагаю начать с того, как же определить, что у тебя информационная перегрузка? Некоторые ведь так привыкают “упахиваться” на работе, поглощать столько информации, что уже перестают замечать тревожные звоночки от своего мозга и тела.

— Самое первое – это катастрофически падает способность концентрироваться. Наше внимание становится нам неподвластным. Когда мы себя ловим на том, что смотрим на страницу пятую минуту и всё еще не написали ни строчки, не ответили на е-меил. Т.е. есть такой момент зависания.

Второе – это туманная, тяжелая голова

Третье – мы хуже запоминаем, хуже усваиваем. Прочитали – и не можем повторить, о чем я только что читала.

Четвертое – мы начинаем делать огромное количество ошибок. Люди, которые работают с цифрами, хорошо это знают.

Так что самые главные симптомы перегрузки информацией – это снижение концентрации, памяти, усвоения, снижение способности выделять главное, образовывать логические связи.

Информационная диета и другие профилактические меры

— Ирина, а как ты относишься к информационной диете? Я заметила за собой, что если день или хотя бы несколько часов проведу без электронных гаджетов, то чувствую себя обновленной, мозг работает лучше! Проводишь ли такую диету и как ее провести?

— Самое главное – устраивать регулярные передышки для мозга. Например, я провожу без электроники один день (или хотя бы 2/3 этого дня) в неделю. А 2-3 раза в год стараюсь уезжать на 4-8 дней – в места, где нет интернета, на природу, например. Стараюсь, чтобы во время передышек обязательно была физическая активность. Так я выключаю себя из бытовой ментальной работы.

Но самое главное – это ежедневная гигиена наших мозгов . Порой я планово работаю по 10-12 часов в день. Но это не беда, если правильно отдыхать. Чтобы не было информационной перегрузки, каждые 2-3 часа нужно делать паузу – причем обязательно, чтобы сменилась деятельность, важно перестать думать словами, перестать поглощать информацию.

Большая ошибка – если вы работаете за компьютером, делаете наконец 15-минутный перерыв – и …идете в соц.сеть переписываться. На самом деле вы продолжаете сидеть за компьютером! И для мозга принципиально ничего не изменилось. Поэтому нужно обязательно сменить вид деятельности.

— Посоветуй, пожалуйста, еще какие-то профилактические меры против информационных перегрузок. Предупредить ведь легче, чем лечить:)

— Совет номер 1 для предупреждения ментальной усталости – убирайте многозадачность . Уничтожайте ее на корню! Мультазадачность работает, но только для тех вещей, что мы делаем в привычном автоматическом режиме: ведем машину, одновременно разговаривая с мужем, например. НО! Как только нужно делать новые ментальные вещи, то нужен полный фокус, концентрация только на одной задаче в данный период времени. Также нужно убрать и быстрое переключение с одной задачи на другую.

Еще очень важен сон . Почему? Наш мозг не имеет собственной системы очистки, как другие органы. Нейроны работают с высокой интенсивностью и, естественно, продуктов распада очень много! Но из-за отсутствия этой системы очистки в течение дня продукты распада не вымываются из мозга. И только когда мы засыпаем и кора головного мозга перестает работать ментально, начинается эта очистка. Поэтому если мы начинаем недосыпать, спим по 3-4 часа, пытаясь побольше работать – это значит, что мы начинаем с большой скоростью разрушать наши нейроны.

Кстати, уже даже идут разговоры, что недосып – одна из причин развития старческой деменции, болезни Альцгеймера.

Также действенный способмедитация . Еще – игра в любых своих проявлениях : побегать, попрыгать, повозиться с ребенком, «мафия» в компании, флирт… Главное – не игры на экране компьютера!

Информационные перегрузки и фрирайтинг

— Сейчас много говорят о фрирайтинге (с англ. free writing – свободное письмо) – полезной технике, когда ты “выгружаешь” всё, что накопилось в голове, на бумагу. Действительно ли фрирайтинг так полезен для работы мозга? Чем он поможет при перегрузках информацией?

— Это замечательная практика! Фрирайтинг, так же, как и ведение дневника, приносит огромную пользу.

Чтобы объяснить, как работает фрирайтинг, давайте посмотрим на мозг как на компьютер.

Итак, представьте: на компьютере открыто много разных программ и окон. И скайп, и обработка видео, и фильм закачивается и еще что-то. Если компьютер слабенький, мы будем видеть, что периодически некоторые программы подтормаживают. То же самое с нашим мозгом. Одновременно у нас много задач.

Например, женщина с утра поругалась с коллегой, она переживает из-за конфликта, одновременно думает, что дочке надо нанять репетитора по математике, а финансов не хватает, что мама болеет в деревне и ее нужно забрать, но некуда забирать. И еще, например, думает, как ей развивать свой бизнес.

В общем – много подгруженных задач. Многие из них висят часами, днями, неделями и даже годами. Они висят и забирают энергию, но… задача при этом не решается! В результате все наши запущенные программы висят и поглощают наши ресурсы.

Так как же тут поможет фрирайтинг? «Выгружение» всего, что накопилось в голове, на бумагу помогает допрожить чувства, додумать мысли, закрыть некоторые вопросы, отпустить то, что уже можно отпустить.

Экстренные меры при инфоперегрузках

— Д авай тогда поговорим об экстренных мерах при информационных перегрузках . Что делать, если человек занимался, учился, работал и вдруг будто бы “вынырнул” из дел с ощущением, что “мозг сейчас лопнет”. Как быстро себе помочь?

— Если человек дошел до такой точки, то можно говорить о крайнем ментальном перегрузе. Это значит в течение многих часов без отдыха было активизировано левое полушарие. И нам нужно это напряжение снять. Но нам важно не просто снять нагрузку. Мы ведь как привыкли с мышцами? Если мышцы устали, нужно сесть, мышцы расслабятся – и мы пойдем дальше. С мозгом – не так. У мозга есть инерция. То есть когда мы перестали писать тексты или считать цифры, мы будем продолжать об этом думать.

Потому нужно не только остановить свою работу, но и активизировать вместо левого – правое полушарие. А правое полушарие мы активизируем, когда подключаем тело. Это может быть массаж, йога, танцы, ходьба, любые физические упражнения, работа в саду, даже просто постоять в душе и прочувствовать, что сейчас с моим телом происходит. То есть нужны любые сенсорные ощущения.

Есть очень простое 2-минутное упражнение. В момент крайней ментальной и информационной перегрузки спросите себя:

  • Какие 5 вещей я вижу? Например, лампу, окно…
  • Какие 5 вещей я слышу? (закройте глаза) Например, звук моего сердца, шелест шин на улице, птичка поет, ребенок слушает музыку…
  • Какие 5 вещей я чувствую своим телом? Например, щекотно от одежды, сережка тяжелая, хочу пить, хочу есть…
  • Какие 5 вещей я чувствую в душе? Например, спокойна, немножко тревожна, мне что-то хочется, мне обидно…

Когда мы пройдем по всем каналам, то сможем переключиться.

Кстати, расскажу интересный факт. С точки зрения нашей хронической перегрузки левого полушария, очень полезно слушать аудио-книги, а не читать. Правое полушарие при аудио работает существенно больше – и тогда они с левым балансируются. А когда читаем – то больше работает левое полушарие, которое и так чаще загружено.

– способы отгородиться от ненужной, избыточной информации.

Актуальность

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что современный человек тонет в избытке информации. Помимо того, что много информации приходится впитывать по работе и учебе, хобби и в во время общения с друзьями, нас непрестанно вовлекают в потоки информации, которые мы не заказывали и не просили – френдовские ленты, реклама, спам и многое другое.

Чем мешает информационная перегрузка

Общеизвестно, что информационная перегрузка вызывает стресс, повышенную утомляемость, ухудшения сна, нарушения аппетита и т.д. однако это еще не все. Информационная перегрузка мешает нам достигать намеченного. Как?

  • Из-за непрерывного потока информации мы быстрее устаем, а утомляемость снижает нашу продуктивность и наши результаты.
  • Избыток информации подрывает нашу мотивацию в достижении целей. Например, вы хотели бы выучить иностранный язык, однако реально понимаете, после из-за информационной перегрузки в вас «не влезет» ни одного нового слова.
  • Избыток информации заставляет нас скользить по информации поверхностно. Вспомните, когда вы в последний раз вдумчиво читали книгу? Трудно работать с информацией вдумчиво, если привык только пробегаться глазами.
  • Все, что мы читаем, с чем знакомимся, не оказывает на нас почти никакого воздействия. Мы прочитали статью, но не успели ее обдумать, и уже читаем следующую. Таким образом, информация входит и выходит, не принося нам абсолютно никакой пользы.

Как избежать информационной перегрузки

Первым делом, первым делом – самолеты…

Начинайте свой день с самых важных дел, с ваших целей, с решения вопросов, которые являются ключевыми, основополагающими в достижении вами успеха. Не заходите в интернет, пока не сделаете все основное, то, что делает успешность вашего дня. Не позволяйте интернету мешать достижению ваших целей.

Отгородитесь от ненужной информации

Удаляйте спам, даже не заглядывая в него, не ходите по ссылкам, не прокручивайте френд-ленту. В большинстве своем люди публикую полную ерунду – фотографии своих завтраков и обедов, смешные вывески, селфи, возмущения по поводу чего-нибудь и восторги по поводу чего-нибудь. Если у вас есть парочка друзей, ленты которых вас вдохновляют, ходите конкретно к ним на страницу в свободное время, когда все дела будут закончены.

Поиск информации

Поисковик – не лучший инструмент для поиска информации. В ссылках, которые он вам выдаст, можно утонуть. Ищите копилки ссылок на тематических сайтах. Например, вы ищете хорошие сайты для изучающих итальянский язык. На просмотр каждого сайта с целью выяснить, насколько он хороший, у вас уйдет очень много времени. Полезнее было бы потратить его на сам итальянский язык. На некоторых тематических сайтах есть подборки ссылок с характеристикой функций и возможностей сайтов. Просмотрев такой список за 2 минуты, вы получите внятное представление о том, что есть на том или ином сайте. Например, paroladelgiorno.com – это сайт, подписавшись на рассылку которого вы будете ежедневно получать в почту по новому слову с примерами его употребления. Speakasap.com – это сайт, где в сжатой форме, то есть за 7 уроков, представлена итальянская грамматика, упражнения озвучены носителями, есть возможность проверить себя и принять участие в итальянском марафоне. Parliamoitaliano.altervista.org - информативный сайт, посвященный итальянцам и всему итальянскому, упражнения разбиты по уровням и темам, есть аудиотексты и видеоролики, а также упражнения для самопроверки.

Избегайте многозадачности

Делайте все возможное, чтобы избежать многозадачности. Учеными доказано, что многозадачность отнимает время, которое требуется для переключения с одной задачи на другую, а потом к возвращению к брошенной задаче. Согласно данным специалистов Кaлифорнийского университетa в Ирвaйне человек тратит около 28% своего рабочего времени на прерывания, переключения и тому подобные неэффективные действия.

К тому же, многозадачность утомляет и ввергает в

В 1875 году любой грамотный математик мог полностью усвоить доказательства всех существовавших на тот период теорем за несколько месяцев. В 1975 году, за год до того как была доказана теорема о четырех цветах, об этом уже не могло быть и речи, однако отдельные математики еще могли теоретически разобраться с доказательством любой известной теоремы. К 2075 году многие области чистой математики будут построены на использовании теорем, доказательства которых не сможет полностью понять ни один из живущих на Земле математиков — ни в одиночку, ни коллективными усилиями.

И подобная ситуация настанет практически во всех областях современной науки. Даже я еще помню времена, когда термин «компьютерщик» означал полностью самодостаточного универсала: ремонтник, низкоуровневый программист, специалист по локальным сетям и прочему — все это сочеталось в рамках одной личности. Далее произошло распараллеливание и фрагментация.

Иначе говоря, далее развитие цивилизации либо резко замедлится , либо «мы все изменимся» и адаптируемся под текущие темпы развития. Сегодняшний пример Эда показал, что как минимум часть людей способна преодолеть психо-информационный барьер в условиях перегрузки, чтобы обрести новые видовые «шизофренические» свойства. Хорошо это или плохо — покажет время. Помнится, когда я был еще совсем молодым, очень много говорилось, что Владимир Ильич Ленин также умел одновременно читать сразу две книги, но опосля мучительно помер от «размягчения головного мозга» («но дело его живет», — спешно осекался политрук в этом месте на уроках политинформации). Поразмыслив сегодня о «софтовых вариантах» изменения человечества и преодоления психо-информационного барьера, в следующий раз поговорим об аппаратных попытках «проэкстендить» человека обыкновенного — благо чипизация и компьютеризация человеческого тела сегодня также развивается семимильными шагами.

Что же касается нашей темы, то, читая откровения Эда, который хвастает, что на одного пилота «Апача», прослужившего больше 3 лет, приходится более 1000 убитых талибов, невольно вспоминаются слова Чарльза Дарвина, сказанные им еще в позапрошлом веке:

Более всего пострадают, конечно, те формы, которые непосредственно конкурируют с формами, претерпевшими модификацию и улучшение.

P.S.: Забавно, что Sony Reader Store выложил эту книгу Эда в раздел Computers > Networking > Apache - я же говорю, вся эта история написана про близкое будущее компьютерщиков.