Безопасность

Виртуальная образовательная среда. Контроль фаервола над виртуализированными программами

Виртуальная образовательная среда. Контроль фаервола над виртуализированными программами

Огромный толчок развитию проекционных систем дала технология CAVE (Cave Automatic Virtual Environment), созданная в 1992 г. в университете штата Иллинойс. На насто­ящий момент технология CAVE является наиболее мощной системой трехмерной визуализации. Установка CAVE создает ощущение полной виртуальной реальности, поскольку вир­туальное пространство окружает наблюдателя с трех (спра­ва, спереди, слева), а в некоторых системах – с четырех сто­рон (справа, спереди, слева, снизу). Специальные устройства (системы трекинга) фиксируют все движения человека, на­ходящегося в «виртуальной среде», чтобы соответствующим образом менять и окружающие его изображения. Таким об­разом, исследователь может изучать объект, передвигаясь во­круг или внутри его виртуального образа. Суперкомпьютер, а сейчас и кластер графических станций PC, управляет про­екторами этой системы визуализации, а также используется при визуализации биологических молекул (VMD), модели­ровании погоды (Vis5D), в океанографии и метеорологии (Cave5D), в визуализации анатомических данных, получен­ных с электронного микроскопа (CMDA), для нейроанатомического анализа (NEUROLUCIDA) и в других проектах. Исполь­зование САVЕ-технологии – самое широкое, как в научных исследованиях в различных областях (в химии, физике, гео­логии, психологии, образовании и др.), так и в промышлен­ности (архитектуре, проектировании сложных конструкций и т. д.), а также при подготовке специалистов (имитационные тренажеры).

Современные технологии виртуальной реальности яв­ляются элементной базой для построения новых поколений мультимодальных интерфейсов, которые позволяют созда­вать тренажеры, симуляторы, интерактивные обучающие виртуальные среды, виртуальные прототипы, предлагают раз­личные решения для научных и прикладных задач.

С точки зрения Д. Ланье, виртуальная реальность – это иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т. е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле челове­ка и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени .

В зависимости от характера взаимодействия человека с виртуальной средой выделяют три вида BP – пассивную, ис­следовательскую и активную

  • при работе с пассивной ВР-пользователь выступает в качестве обычного стороннего наблюдателя, способ­ного получать сенсорную информацию, но не имею­щего возможности управлять ею;
  • исследовательская виртуальная среда позволяет пере­мещаться внутри нее;
  • активная среда предоставляет возможность взаимо­действовать с ней, внося коррективы в ее работу.

В соответствии с общей картиной развития информаци­онных технологий, третий вид пока в полной мере еще оста­ется недоступным исследователям киберпространства, но уже сейчас многие аналитики называют его основой так называе­мого «цифрового будущего человечества».

Виртуальные реальности также классифицируют как условные, прожективные и пограничные . К условному типу BP можно отнести систему, разработанную М. Крюгером, в которой изображение человека комбинируется с компьютерной картинкой среды, они моделируют (схематизируют) опреде­ленные ситуации или действия (процессы). К прожективным относятся все виртуальные реальности, созданные на основе некоторых идей. Например, к классу прожективных виртуаль­ных реальностей относятся реальности, созданные на основе научных теорий. В качестве примера можно привести работу специалистов компании Digital equipment corporation, которые помогают химикам моделировать силы молекулярного при­тяжения и отталкивания. Своей целью ученые поставили за два года разработать такую систему, которая даст возмож­ность химикам руками, в прямом смысле, ощутить эти силы, строя объемные модели молекул в виртуальном пространстве. Пограничные виртуальные реальности представляют собой сочетание обычной реальности и виртуальной. Их создание позволяет «расширять сознание» специалиста, вооружая его «видением» и знаниями, которыми он здесь и сейчас обладать не может.

В зависимости от особенностей понимания и трактовки понятия «виртуальная реальность» выделяют различные под­ходы к исследованию ее систем. Первый из них предполагает изучение BP с точки зрения сложных технических систем, от­носящихся к физической или технической реальности. Суть другого подхода – в рассмотрении BP как состоящей из двух подсистем (физической и нефизической), поскольку среди измерений, определяющих свойства и характеристики пред­ставляемых в BP объектов и систем, одни параметры носят абстрактный (виртуальный) характер, другие – физический (реальный). Однако наиболее распространенным является третий подход – системно-междисциплинарный: «…Разра­ботка современных систем виртуальной реальности требует интеграции парадигм, подходов, методов и средств, исполь­зуемых в компьютерной науке, искусственном интеллекте, робототехнике, синергетике, психологии и эргономике» . Это предполагает применение системного подхода к строитель­ству интеллектуального интерфейса человека с визуальным пространством, а также широкое использование психологи­ческих и психофизических моделей.

___________________________________________________________________________________

Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2 Кондратьев И. Технология – виртуальная, результат – ре­альный // Computerworld. – 1997. – № 35. Тезисы докладов на конференции «Технологии виртуальной реальнос­ти». – М.: ГосНИИАС, 1995. Тарасов В. Системный подход к описанию и управлению взаимодействиями человека с виртуальной средой // Тезисы докладов на конференции «Технологии виртуальной реальнос­ти». – М.: ГосНИИАС, 1995. – С. 24-31.

Виртуальное выполнение программ

COMODO Internet Security позволяет запускать программы в виртуальной среде (называемой также «контейнер» или «песочница»), чтобы их активность почти не затрагивала реальную систему. Если, например, вызвать контекстное меню на какой-либо программе и выбрать пункт , то она запустится и во многих случаях будет полноценно работать, но не произведет нежелательных изменений. Запущенные ей программы также будут виртуализированы. Другие способы запуска программ в виртуальной среде будут рассмотрены ниже.

Обычно виртуализированные программы имеют зеленую рамку вокруг окна, однако гарантированный способ узнать о виртуализации - нажать в главном окне CIS индикатор Изолировано в Контейнере и найти программу в открывшемся списке активных процессов: в столбце Ограничение должно быть указано Полная виртуализация . Аналогичное можно увидеть в менеджере процессов KillSwitch.

Через контекстное меню можно открывать в контейнере файлы любых типов, а не только исполняемые. Так, сомнительные документы предпочтительнее открывать виртуально, во избежание эксплоитов или вредоносных макросов.

Очистка виртуальной среды

Следы активности виртуализированных программ сохраняются в специальном и в специальном . Эти данные останутся доступными и после перезагрузки компьютера. Например, можно будет и использовать программы, установленные в виртуальной среде.

Чтобы завершить все виртуальные процессы и удалить все данные из виртуальной среды, следует нажать кнопку Очистка Контейнера (главное окно → Задачи → Задачи Containment ). Для удобства эту кнопку можно добавить в виджет и на панель главного окна (через контекстное меню). Кроме того, окно очистки песочницы можно вызвать командой "%PROGRAMFILES%\Comodo\COMODO Internet Security\cis.exe" --mainUI /TaskSBReset .

Области общего доступа

Если необходимо сохранить файлы с результатами работы виртуализированной программы, следует поместить их в специальную папку обмена, доступ к которой не виртуализируется. Соответственно, очистка Контейнера не затронет эти файлы.

Разумеется, в такой папке нельзя хранить важные файлы, так как сомнительные программы будут иметь к ним полный доступ.

К каким именно файлам и папкам не будет виртуализироваться доступ, задается соответствующей опцией на вкладке . По умолчанию они представлены группой Области общего доступа , в которую входит каталог загрузок в профиле пользователя, каталог избранного, а также каталог %PROGRAMDATA%\Shared Space . На мой взгляд, это не самые удачные местоположения. Рекомендую вместо них создать, например, папку SharedSpace в корне какого-либо диска и добавить ее в группу Области общего доступа (Рейтинг файлов → Группы файлов ), а прочие записи из этой группы удалить.

Если виртуализированная программа сохранила результаты работы в иное место, следует запустить какой-либо файловый менеджер (проводник, Total Commander и т.п.) виртуально через контекстное меню и переместить нужные файлы в папку обмена. Также можно сделать для запуска файлового менеджера в виртуальной среде.

Если необходимо, чтобы для какой-либо программы, выполняемой в виртуальной среде, даже после очистки Контейнера сохранялись изменения конфигурации и прочие данные, можно исключить из виртуализации используемые ей конфигурационные файлы и записи реестра. Эти исключения задаются в соответствующих опциях на вкладке Настройка Containment .

Особенности виртуализации COMODO

Параметры виртуальной среды

Опция Включить автозапуск сервисов, установленных в Контейнере (Containment → Настройка Containment ) имеет следующий смысл: если в виртуальной среде создать службу, то при каждом использовании виртуальной среды эта служба будет запускаться. Если лишь перезагрузить компьютер - автозапуск службы не произойдет. Но если запустить какую-либо программу в виртуальной среде, то вместе с ней запустится и эта служба. Так запускаться будут программы, установленные именно как службы, а не добавленные в автозагрузку иными способами. При очистке виртуальной среды эти службы, естественно, удаляются. Если нет необходимости в данной опции, рекомендую ее отключить.

Опции на вкладке Настройка Commander , связанные с обнаружением программ, требующих повышенных привилегий, относятся к компоненту Auto-Containment, а не собственно к виртуальной среде.

Размещение данных виртуальной среды

Когда в виртуальной среде какая-либо программа создает или изменяет файлы, в действительности эти файлы создаются в каталоге VTRoot на системном диске. Подкаталоги VTRoot соответствуют Native-именам разделов жесткого диска: HarddiskVolume1 для диска C: , HarddiskVolume2 для диска D: и т.д. Таким образом, виртуально созданному файлу C:\dir\file.exe будет соответствовать реальный файл %SYSTEMDRIVE%\VTRoot\HarddiskVolume1\dir\file.exe .

Виртуальному реестру соответствует раздел реального реестра HKLM\SYSTEM\VritualRoot (sic! ). При работе виртуализированных программ данные реестра записываются в его подразделы.

При очистке виртуальной среды каталог VTRoot и раздел реестра VritualRoot удаляются.

Контроль HIPS над виртуализированными программами

Разбор компонента HIPS будет в другой статье, здесь же коснусь особенностей его работы с виртуальной средой.

На программы, выполняющиеся виртуально, совершенно не действуют запреты на изменение файлов и ключей реестра. Внимание! Такие программы смогут повредить файлы и ключи реестра, исключенные из виртуализации, независимо от правил HIPS. Таким образом, повторю, опасно добавлять что-либо важное в области общего доступа.

Активность программ, выполняющихся виртуально, не вызывает оповещений HIPS: им разрешается все, что не запрещено в правилах. Как уже сказано, защита файлов и реестра не работает даже при наличии запретов, однако можно наложить запреты на запуск приложений, на завершение процессов, на слежение за клавиатурой, на доступ к COM-интерфейсам и др.

При создании правила HIPS для приложения следует указывать его реальное местоположение; также реальным должен быть путь к некоторым запрещаемым или разрешаемым ресурам. Однако, чтобы разрешить или запретить запуск определенной программы, следует указать ее виртуальный путь. Например: в виртуальной среде созданы файлы C:\program.exe , C:\child.exe и C:\sacrifice.exe , и требуется запретить программе program.exe запускать программу child.exe , а также запретить ей прерывать работу программы sacrifice.exe . Тогда понадобится создать для программы c:\VTRoot\HarddiskVolume1\program.exe правило, запрещающее ей запускать программу C:\child.exe , и правило, запрещающее прерывать работу программы c:\VTRoot\HarddiskVolume1\sacrifice.exe .

Изоляция буфера обмена

Запрещен обмен данными между реальной и виртуальной средой через буфер обмена. Данные, скопированные в реальной среде, не вставляются в виртуально запущенную программу. И наоборот, данные, скопированные из программы в Контейнере, не вставляются в программу, работающую в реальной среде.

В то же время можно обмениваться данными внутри виртуальной среды: копировать из одной программы и вставлять в другую.

Тем не менее, есть способ переносить содержимое буфера обмена между реальной и виртуальной средой. Для этого достаточно исключить какую-либо программу, например, текстовый редактор из « ». Однако тогда ослабнет контроль над этой программой и ее дочерними процессами. Поэтому предложу другой вариант.

Поместим в любое удобное место (пароль cis): ComodoShareClipboard.exe и ComodoShareClipboard_helper.exe , добавим их в доверенные, а также добавим программу ComodoShareClipboard_helper.exe в список Усиленная защита → Разное → Не обнаруживать внедрение shell-кода . Для удобства закрепим программу ComodoShareClipboard.exe в Пуске.

Программы написаны на AutoIt3, в папке source прилагается исходный код и конвертер: в случае сомнений вы можете сгенерировать аналогичные, проверив их код и подпись конвертера.

Теперь, чтобы «переместить» буфер обмена из одной среды в другую, достаточно запустить программу ComodoShareClipboard.exe - данные станут доступны для вставки. Это работает в обе стороны, из реальной среды в виртуальную и обратно. Ограничение: данные должны быть текстом, не превышающим несколько килобайт.

Защита от чтения

Виртуальная среда может защищать данные не только от изменения, но и от чтения: если в окне настройки открыть вкладку HIPS → Защищенные объекты → Папки с защищенными данными и добавить в список какой-либо каталог, то виртуализированные приложения будут воспринимать его пустым. Полезно скрыть таким способом каталог с профилем интернет-браузера, различные хранилища паролей и т.п.

Через интерфейс CIS можно добавить в список «Папок с защищенными данными» лишь те каталоги, которые видны в проводнике. Если необходимо защитить данные в каком-либо скрытом каталоге, следует временно разрешить показ скрытых файлов и папок в проводнике (например, через «Панель управления»).

В список «Папок с защищенными данными» следует добавлять каталоги, расположенные только на локальных дисках. Формально можно добавить в этот список съемные носители или виртуальные шифрованные диски, но для них защита от чтения, как правило, не работает.

Специализированные программы, запущенные в виртуальной среде от имени администратора, могут обойти эту защиту посредством прямого доступа к файловой системе и прочитать конфиденциальные данные. Кроме того, такие программы способны прочитать данные из удаленных файлов.

Контроль фаервола над виртуализированными программами

В отличие от HIPS, фаервол выдает оповещения о программах, выполняющихся в виртуальной среде.

Как и HIPS, фаервол идентифицирует программы по их реальным путям, т.е. для программы, созданной в виртуальной среде как C:\test.exe , в правилах и оповещениях будет представлен путь наподобие c:\VTRoot\HarddiskVolume1\test.exe .

Когда программа запущена виртуально, фаервол контролирует ее сетевую активность, независимо от рейтинга. Таким образом, при «Безопасном режиме» фаервол обращается с виртуализированными программами так же, как при «Пользовательском наборе правил»: в отсутствие разрешающего или запрещающего правила выдается оповещение (если их показ не отключен).

Итак, для использования браузеров и подобных программ в виртуальной среде необходимо создать для них разрешающие правила, даже если выбран «Безопасный режим» фаервола. Ценой этого неудобства предотвращается утечка данных в ситуации, когда вредоносная программа запускает безопасную для доступа в интернет.

Разумеется, разрешающие правила не потребуются, если фаервол вообще отключен или настроен на разрешение всех запросов без оповещений.

Прочие ограничения программ в виртуальной среде

Независимо от правил HIPS, программам, которые выполняются виртуально, ограничен доступ к клавиатуре и монитору: им запрещается слежение за нажатиями клавиш, отдельные способы снятия скриншотов, а также создание рабочего стола, блокирующего интерфейс. Эта защита появилась в CIS 10, она более мягкая, чем создаваемая правилами HIPS, и потому меньше грозит конфликтами и неудобствами. Однако она не препятствует слежению за буфером обмена и некоторым способам снятия скриншотов, в отличие от блокировки клавиатуры и монитора правилами HIPS.

Доступ к некоторым другим ресурсам также запрещен из виртуальной среды, независимо от правил HIPS. Например, в виртуальной среде недоступна служба , которая могла бы использоваться для выхода в интернет в обход фаервола. Также блокируются различные операции виртуализированных процессов с процессами, выполняющимися в реальной среде.

В то же время в виртуальной среде доступен интерфейс DNS, что создает некоторую угрозу утечки данных в обход фаервола, - однако его можно закрыть правилами HIPS.

Еще один способ обойти фаервол из виртуальной среды - поместить вредоносный код в память браузера или другой программы, имеющей разрешения в правилах фаервола. Эту угрозу также можно предотвратить правилами HIPS.

В виртуальной среде не действуют правила Auto-Containment: например, если некое приложение положено блокировать, то оно все же выполнится при запуске в виртуальной среде.

Способы открытия файлов и ссылок в виртуальной среде

Обычно, чтобы открыть файл в виртуальной среде, удобнее всего воспользоваться пунктом контекстного меню Запустить в Контейнере Comodo , упомянутым в начале статьи. Однако возможны особые случаи, рассмотрим их.

Установка программ в виртуальной среде и их запуск

В виртуальной среде можно устанавливать различные программы, пользоваться ими и . Программы, установленные виртуально, будут доступными и после перезагрузки компьютера. Удаление этих программ вместе со следами их работы производится .

Чтобы установить программу виртуально, необходимо запустить ее установщик через пункт контекстного меню Запустить в Контейнере COMODO . Однако чтобы воспользоваться установленной программой, понадобится сначала через контекстное меню открыть в виртуальной среде какой-либо файловый менеджер, найти исполняемый файл или ярлык этой программы и запустить ее.

Поскольку при установке программы обычно создается ее ярлык на рабочем столе, было бы удобно сразу открывать виртуальное содержимое рабочего стола. Для этого создадим ярлык, указав в поле Объект команду:

"%PROGRAMFILES%\Comodo\COMODO Internet Security\virtkiosk.exe" -v %windir%\explorer.exe shell:Desktop

Зададим этому ярлыку желаемый значок и назовем, например, «Desktop (virtual)». Теперь этот ярлык будет запускать в виртуальной среде проводник с открытым в нем рабочим столом.

Открытие интернет-ссылок в песочнице

Можно оснастить интернет-браузер контекстным меню для открытия сомнительных ссылок в виртуальной среде. Приведу пример для браузера Firefox:

  • будем использовать два браузера: основной, назначенный по умолчанию, и дополнительный, ;
  • дополнительный браузер поместим в каталог наподобие C:\mySecretPath\FirefoxPortable ;
  • скопируем файл FirefoxPortable.ini из каталога FirefoxPortable\Other\Source в каталог FirefoxPortable ;
  • изменим в этом файле строку AllowMultipleInstances=false на AllowMultipleInstances=true ;
  • назначим в фаерволе набор правил Только исходящие файлам дополнительного браузера:
    • C:\mySecretPath\FirefoxPortable\App\Firefox\firefox.exe
    • C:\mySecretPath\FirefoxPortable\App\Firefox\plugin-container.exe
  • в основной браузер установим дополнение ;
  • в параметрах дополнения включим контекстное меню ссылок и добавим элемент с параметрами:
    • команда: путь к файлу %PROGRAMFILES%\COMODO\COMODO Internet Security\virtkiosk.exe
    • аргументы: -v "c:\mySecretPath\FirefoxPortable\FirefoxPortable.exe"
    • имя: Firefox (Контейнер COMODO)

Запуск программ в песочнице через интерфейс CIS

Интерфейс CIS имеет специальную кнопку для запуска программ в Контейнере: Главное окно → Задачи → Задачи Containment → Запуск в виртуальной среде . Этой кнопкой можно также создать ярлык для запуска какого-либо приложения в виртуальной среде.

Также можно создавать правила, чтобы определенные программы или их группы всегда запускались в виртуальной среде. Для этого следует включить Auto-Containment, и добавить правило на вкладке Containment → Авто-Containment . Если при этом вы не хотите, чтобы все неопознанные программы автоматически запускались виртуально, деактивируйте соответствующее правило на этой вкладке.

Запуск программ в виртуальной среде с ограничениями

Существует возможность запускать программы не только в виртуальной среде, но и с дополнительными ограничениями. Для этого следует включить Auto-Containment и создать правило, предписывающее целевому приложению запускаться виртуально, при этом задав на вкладке Опции уровень ограничений. Данные ограничения наследуются дочерними процессами. Так, если задать какому-либо приложению уровень Ограниченное , то оно и запущенные из него программы будут работать в виртуальной среде и не получат доступа к буферу обмена. Также можно ограничить время выполнения этих программ и выделяемую им память.

На мой взгляд, неудобно заниматься настройкой CIS каждый раз, когда требуется запустить новое сомнительное приложение в виртуальной среде с ограничениями. Предложу способ такого запуска через контекстное меню проводника.

Для этого будет использоваться простейшая программа, которая запускает файл, указанный в ее аргументах командной строки. Понадобится (пароль cis), поместить программу в любое удобное место, добавить ее в доверенные и запустить - будет предложено добавить в контекстное меню проводника пункт (его удаление выполняется повторным запуском). Программа написана на AutoIt3, в папке source прилагается исходный код и конвертер: в случае сомнений вы можете сгенерировать аналогичную программу, проверив ее код и подпись конвертера.

Затем понадобится включить Auto-Containment и добавить новое правило:

  • выбрать действие Запускать виртуально ,
  • на вкладке Критерии указать расположение программы,
  • на вкладке Опции задать:
    • уровень ограничений: Ограниченное (можно выбрать любой, кроме «Недоверенного», или не задавать вообще),
    • размер памяти: 512 МБ (или любой другой),
    • время, отводимое на выполнение: 300 секунд (или любое другое).

Теперь для запуска какого-либо файла с ограничениями следует вызвать на нем, удерживая клавишу Shift , контекстное меню и выбрать пункт COMODO: открыть в песочнице с ограничениями . Например, таким способом можно запускать вредоносные программы, блокирующие интерфейс ОС и препятствующие очистке песочницы: через заданное время они завершатся. Однако предупрежу, что ограничение по времени легко обойти.

Чтобы не загромождать контекстное меню, новый пункт будет скрытым: доступным только при удержании клавиши Shift . Поскольку есть риск, что правило Auto-Containment не сработает (например, когда Auto-Containment отключен), перед запуском файла появится диалоговое окно: понадобится подтвердить, что окно открыто в виртуальной среде.

Виртуальный рабочий стол

Кроме виртуального запуска отдельных программ, CIS имеет дополнительную оболочку Виртуальный рабочий стол . Эта оболочка предназначена для запуска/установки сомнительных программ и посещения сомнительных сайтов без причинения вреда реальной системе. Программы, запускаемые в этой оболочке, выполняются в виртуальной среде, соответственно, вносимые ими изменения виртуальны и уничтожаются после очистки Контейнера, а чтобы сохранить файлы с результатом работы таких программ, понадобится поместить эти файлы в область общего доступа.

На мой взгляд, в отношениии безопасности «Виртуальный рабочий стол» не имеет преимуществ перед обычным виртуальным запуском программ через контекстное меню, разве что скрывает реальный рабочий стол от снятия скриншотов. В качестве же полноценного безопасного рабочего стола рекомендую использовать настоящие виртуальные машины.

С другой стороны, «Виртуальный рабочий стол» пригодится при использовании компьютера детьми, чтобы устанавливаемые ими программы не нанесли вреда реальной системе. При этом можно запретить переключение в реальную систему, установив пароль на «Виртуальный рабочий стол» (Containment → Настройка Containment ), однако пользователю не составит труда обойти этот запрет.

Несмотря на наличие в «Виртуальном рабочем столе» виртуальной клавиатуры, защищающей от перехвата нажатий клавиш, не рекомендую выполнять в в этой среде важные операции, наподобие платежных. Для них предназначена совершенно другая среда: Безопасный шоппинг .

Безопасный шоппинг

Общие сведения

Помимо виртуальной среды, предназначенной для запуска сомнительных программ и защищающей от них реальную систему, CIS имеет среду Безопасный шоппинг , которая, наоборот, защищает запущенные в ней программы от воздействий и наблюдения из внешней среды. Основное назначение Безопасного шоппинга - защита платежных операций в интернет-браузере, но также он пригоден для защищенной работы других важных приложений: почтовых клиентов, менеджеров паролей и т.д. Защита включает следующие меры:

  • Программам, которые выполняются вне среды «Безопасного шоппинга», запрещено изменять или читать память программ, запущенных в этой среде.
  • Данные, скопированные в буфер обмена в среде «Безопасного шоппинга», запрещается извлекать во внешней среде. Т.е. можно пользоваться буфером обмена между приложениями, запущенными в «Безопасном шоппинге», можно копировать данные в эту среду из внешней, но не наоборот.
  • Запрещается следить за нажатиями клавиш в окнах, которые открыты в среде «Безопасного шоппинга».
  • Запрещается делать скриншоты окон, открытых в среде «Безопасного шоппинга».
  • При подозрении удаленного доступа к компьютеру выдаются оповещения.
  • При открытии интернет-сайтов игнорируются данные файла hosts , которые могли быть внесены вредоносным ПО.
  • Для предотвращения MITM-атак обнаруживаются ложные SSL-сертификаты.

Если какая-либо программа работает в среде «Безопасного шоппинга», то и ее дочерние процессы запускаются в этой среде, за некоторыми исключениями. Отмечу, что эта среда не виртуализирует работу запущенных в ней программ: они вносят изменения в реальную систему.

Использование «Безопасного шоппинга»

Попасть в среду «Безопасного шоппинга» можно через главное окно CIS: Задачи → Общие задачи . Собственно «Безопасный шоппинг» выглядит как отдельный рабочий стол, панель задач которого содержит ярлыки для запуска браузера и проводника.

Чтобы запустить в среде «Безопасного шоппинга», помимо браузера, произвольную программу, следует открыть проводник и перейти к ней, или к ее ярлыку, или к ассоциированному с ней файлу. Например, в среде «Безопасного шоппинга» можно запустить менеджер паролей KeePass, чтобы подставлять пароли в защищенный браузер. При этом программам, выполняющимся вне защищенной среды, будет запрещено читать память KeePass"а и перехватывать подставляемые пароли.

К сожалению, «Безопасный шоппинг» блокирует автонабор, выполняемый KeePass"ом, принимая его за попытку удаленного доступа. Однако остается возможность подставлять пароли перетаскиванием их из KeePass"а в браузер или копированием в буфер обмена. Повторю, что содержимое буфера обмена скрывается от программ, работающих вне среды «Безопасного шоппинга».

Другой способ перехода в среду «Безопасного шоппинга» - через оповещения. Если в обычной среде открыть определенный сайт, появится оповещение, предлагающее открыть этот сайт в защищенной среде. Список таких сайтов задается в настройке CIS на вкладке «Безопасный шоппинг».

Существует также возможность запускать программы в защищенной среде без переключения на отдельный рабочий стол: если в оповещении выбрать не «Безопасный шоппинг», а Безопасный браузер , то браузер откроется в обычном рабочем столе. При этом браузер будет иметь голубую рамку и, согласно , к нему будут применены те же защитные меры, что и при «Безопасном шоппинге», за исключением того, что «полная» изоляция процесса будет заменена «частичной». Если таким браузером запускать различные приложения (например, используя меню Файл → Открыть... ), то, как правило, они запустятся тоже в защищенной среде, с голубой рамкой вокруг окна. Однако, в отличие от «Безопасного шоппинга», проводник запустится в обычной среде.

Контроль рейтинга программ в среде «Безопасного шоппинга»

Если программа выполняется в среде «Безопасного шоппинга», в т.ч. как «Безопасный браузер», то в списке акивных процессов (Главное окно → Задачи → Задачи Containment → Активные процессы ) в столбце Ограничение будет указано Безопасный шоппинг .

В противоположность виртуальной среде и «Виртуальному рабочему столу», в среде «Безопасного шоппинга» может пресекаться запуск неопознанных программ, в зависимости от настройки проактивной защиты. Если HIPS включен в «Безопасном режиме» и имеет правила наподобие предустановленных в конфигурации «Proactive Security», то запуск неопознанного файла в среде «Безопасного шоппинга» будет предотвращен оповещением. Если при этом будет использоваться именно рабочий стол «Безопасного шоппинга» (в отличие от «Безопасного браузера»), то оповещение будет недоступно: понадобится переключиться на обычный рабочий стол, чтобы ответить на него.

Если запуск неопознанных программ контролируется посредством Auto-Containment с автоматическим их запуском в виртуальной среде, то неопознанная программа, запущенная из среды «Безопасного шоппинга», запустится виртуально. Однако, несмотря на выполнение в виртуальной среде, у нее будут особые права, в частности, на чтение памяти процессов, выполняющихся в среде «Безопасного шоппинга».

Таким образом, «Безопасный шоппинг» эффективнее, если настроить проактивную защиту на предотвращение запуска неопознанных программ: заменить в правилах Auto-Containment их виртуализацию блокировкой или включить HIPS в «Безопасном режиме» с показом оповещений.

Некоторые проблемы «Безопасного шоппинга»

Среда «Безопасного шоппинга» или «Безопасного браузера» защищает, в основном, запущенные в ней программы от воздействия программ, выполняющихся вне этой среды. Таким образом, не рекомендую полагаться на эту защиту, если сам браузер заражен, имеет вредоносные расширения или вместе с браузером запускается другая зараженная программа. Впрочем, при должной настройке HIPS пресекает работу вредоносных приложений (но, увы, не вредоносных модулей).

Согласно , «Безопасный шоппинг» не защищает от подмены кода посещаемых HTTP-сайтов, от перенаправлений с HTTPS-сайтов и от некоторых других атак.

Кроме того, «Безопасный шоппинг» угрожает некоторыми конфликтами, даже когда он лишь установлен и не используется. В частности, наблюдались проблемы с песочницей Sandboxie: она не очищалась после запуска в ней браузера Firefox, а запуск Google Chrome вообще приводил к BSOD"у. Эти и некоторые другие конфликты устраняются настройкой песочницы Sandboxie: следует в разделе Доступ к ресурсам → Доступ к файлам → Блокировать доступ выбрать пункт Все программы и добавить строки:

  • *\cssguard64.dll
  • *\cssguard32.dll
  • *\iseguard32.dll
  • *\iseguard64.dll
  • *\guard32.dll
  • *\guard64.dll
  • *\cmdshim32.dll
  • *\cmdshim64.dll

Введение

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более, что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе. К сожалению, подобного нельзя сказать об учителях, тут нас молодое поколение серьезно обгоняет.

Сегодня большинству уже знакомы понятия - дистанционное образование, виртуальное обучение, веб-обучение и т.д.

Информатизация образования и растущие требования к качеству и количеству высококвалифицированных специалистов приводят к необходимости разработки и внедрения инновационных образовательных методик и технологий, способствующих формированию новых форм обучения, не ограниченных пространственно-временными рамками. Этим требованиям отвечает идея виртуального обучения, которое позволяет получать качественное образование через интернет независимо от географического местоположения учащегося, без отрыва от работы и с учетом индивидуальной образовательной траектории.

Объект исследования: процесс дистанционного обучения на базе трехмерной виртуальной рабочей среды факультета.

Предмет исследования: организация трехмерной виртуальной рабочей среды факультета.

Цель работы: изучение специфики организации взаимодействия виртуальной рабочей среды и пользователя и применение этих знаний на практике.

Задачи работы:

Выявить специфику организации виртуальных сред.

Изучить особенности трехмерной виртуальной образовательной среды, как рабочего места пользователя.

Изучить возможности и организовать взаимодействие пользователя с виртуальной рабочей средой факультета с использованием скриптов.

Виртуальная образовательная среда

Современная виртуальная образовательная среда

Айвен Сазерленд в 1965 году на одной из своих лекций говорил, указывая на экран компьютерного монитора: «Не думайте об этом, как об экране монитора, думайте об этом как об окне - окне, через которое каждый может заглянуть в виртуальный мир».

Появившееся в последнее десятилетие технологии сделали популярными два новых понятия - виртуальная реальность и киберпространство. Виртуальная реальность состоит из двух слов и если разобрать эти два понятия по отдельности, то слово виртуальный или виртуальные - это те существительные, которые обозначают что-то недоступное органам чувств, т.е. эти понятия не материальны и не воплощаются в каком-либо предмете. Отсюда следует, что к виртуальным понятиям относятся: власть, собственность, любовь, добро, зло, ценность денег, справедливость, чувства, долг, красота, закон и др. Все виртуальные понятия это лишь продукт мозга многих людей. Нам они подчас кажутся чем-то материальным, но реального материального воплощения они не имеют. Для того, чтобы воплотить виртуальное понятие в жизнь достаточно создать материальные атрибуты.

Перейдём ко второму слову реальность, в переводе с латинского означает вещественный, действительный. Реальность - всё сущее; материальный мир, объективно существующий в действительности. Реальность приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.

С появлением персональных компьютеров, стало общепринятым среди подростков понятие «киберпространство», т.е. такие игры в которых дети играют в компьютерные войны. В конце 20 столетия эти игры были очень популярными и на волне этой популярности создавались коммерческие клубы, где дети часами просиживали время и деньги. Под «киберпространством» же мы будем подразумевать конечную среду, основой которой будут являться компьютерные технологии, предназначенные для создания или имитации виртуальной реальности

Так что же такое виртуальная реальность? Это реальность, отличная от действительного, материального мира, основой которой будут являться нематериальные понятия - информация, мысли и образы. Смысл виртуальной реальности - это «ощущение присутствия» в виртуальной среде. Это область технологии, которая обсуждалась в течение многих десятилетий, но начинает развиваться только сейчас.

Термин виртуальная реальность относится к любой ситуации, когда искусственно создаётся ощущение пребывания человека в определённой среде. Например, автомобильный тренажёр-машина, который даёт человеку ощущение езды на автомобиле в «реальных условиях». В такую машину (или точнее компьютер, который ею управляет) можно ввести характеристики реального автомобиля и тем самым создать ощущение от езды.

В течение последних 10 лет широко распространились виртуальные образовательные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями по разным предметам: по химии, физике, математике, биологии, астрономии. Одна из целей создания виртуальных лабораторий - стремление к всесторонней визуализации изучаемых процессов, а одна из главных задач - обеспечение возможности подготовки обучаемого к наиболее полному восприятию и пониманию их сущности.

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе.

Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования.

В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.

Чтобы поближе познакомиться с понятием виртуальной образовательной среды приведем ниже несколько ее определений из разных источников.

Под виртуальной образовательной средой мы будем понимать совокупность информационных ресурсов, обеспечивающую комплексную методическую и технологическую поддержку дистанционного процесса, включая обучения, управление образовательным процессом и его качество.

Виртуальная обучающая среда? комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.

Под виртуальной образовательной средой мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса. Под виртуальной образовательной средой понимается среда, которая способствует творческому постижению Себя - Нового, т.е. личности, находящейся в процессе образовательного становления, осваивающей как новые знания, так и новые степени свободы.

Виртуальная образовательная среда - это быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

педагогические, дидактические и методические технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса;

информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Виртуальным коллективом является географически-распределенный коллектив, объединенный общей задачей и взаимодействующий посредством информационно-телекоммуникационных технологий. В применении к области образования участниками виртуального образовательного коллектива являются преподаватели и студенты, взаимодействующие в рамках виртуальной образовательной среды.

Виртуальное обучение - это процесс и результат коммуникации участников образовательного процесса в виртуальной среде.

Функции виртуальной образовательной среды:

информационно-обучающая (мы предоставляем необходимую учебную информацию);

коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).

Виртуальное образование - это процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты.

Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не классными комнатами, учебными пособиями или техническими средствами.

Важно подчеркнуть, что обучение в новом информационном пространстве не является антагонистичным в отношении к существующим формам обучения и не отрицает имеющиеся образовательные тенденции. Новое естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, и способствует созданию мобильной образовательной среды.

Данные об авторе

Шитова В.А.

Место работы, должность:

МГОУ, доцент кафедры методики ДО и НОТ

Город Москва

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Уровень образования:

Дополнительное профессиональное образование

Уровень образования:

Послевузовское профессиональное образование

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Цель: Познакомить слушателей с особенностями дистанционного обучения Задачи: . дать определение понятиям "виртуальная образовательная среда","дистанционное обучение" и "дистанционное образование"; . рассмотреть систему ДО, виды и технологии ДО; . выявить специфику обучения в дистанционном режиме.

Используемые учебники и учебные пособия:

n Андреев А.А. Введение в интернет-образование. - М.: ЛОГОС, 2003.

n Полат Е.С., Моисеева М.В. И др. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006.-600с.

n Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский дом «Академия», 2004. - 416с.

n Технология работы педагога в виртуальной образовательной среде МГОУ: Учебно-методическое пособие/ Составители: Вайндорф-Сысоева М.Е., Шитова В.А. - М.: ООО «Диона», 2008. - 61 с.

Используемая методическая литература:

n Полат Е.С., Моисеева М.В. И др. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006.-600с.

n Алгоритм деятельности при сетевом взаимодействии для решения образовательных задач в виртуальной образовательной среде МГОУ. Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Шитова В.А. - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - 52с.

Краткое описание:

ПЛАН. 1.Характеристика ВОС 2.Определение понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» 3.Виды ДО, их отличия от очного и заочного обучения

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационных-компьютерных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе. К сожалению, подобного нельзя сказать об учителях, тут нас молодое поколение серьезно обгоняет.

Сегодня большинству уже знакомы понятия - дистанционное или дистантное образование, виртуальное обучение, веб-обучение и т.д.

Вначале мы разберемся в сущности этих понятий, дадим определения ключевым словам.

Что же такое виртуальная образовательная среда - ВОС?

Это понятие обширное, оно вытекает из понятия «информационно-образовательная среда» - общее информационное пространство, в котором осуществляется образовательный процесс (в школе, вузе, в регионе). Виртуальная образовательная среда − информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое информационно-коммуникационными технологиями. Виртуальная обучающая среда − комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.

Виртуальная образовательная среда - это быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

1)педагогические, дидактические и методические технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса;

2)информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

3)современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Функции ВОС: информационно-обучающая (мы предоставляем необходимую учебную информацию); коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса) и контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня зунов и администрированию).

Виртуальное образование - это процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не классными комнатами, учебными пособиями или техническими средствами (7) .

Важно подчеркнуть, что обучение в новом информационном пространстве не является антагонистичным в отношении к существующим формам обучения и не отрицает имеющиеся образовательные тенденции. Новое естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, и способствует созданию мобильной образовательной среды.

Неотъемлемой и базовой частью ВОС является дистанционное обучение или обучение с использованием дистанционных технологий (кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология - об этом ниже).

Понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» нетождественны. Остановимся поподробнее на различных определениях, которые даются этим понятиям.

Профессор А.А. Андреев, анализируя различные определения, приходит к выводу, что «дистанционное обучение - это целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе». В соответствии с этим, он дает и определение «дистанционного образования» - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза (1.С.36)

Профессор Е.С.Полат даёт определение: «дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), релизуемые специфичными средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий» (11.С.12). В свою очередь, дистанционное образование - это образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Похожее определение дается и коллективом авторов в рамках Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения" звучит так: дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Дистанционное образование определяется как образование, реализуемое посредством дистанционного обучения (18).

Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации (основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая (кейс), интернет- (сетевая) и телекоммуникационная технологии (18).

За рубежом используются два термина в отношении технологии обучения в режиме удаленного доступа - distance learning и distance education. Однако первый термин используется чаще, т.к. в зарубежных странах принято больше говорить о процессе не образования, а именно обучения, т.е. получения знаний, умений и навыков в определенной предметной области. В последнее время все более популярным применительно к дистанционному обучению становится термин «online learning», трактуемый как «обучение через Интернет». Это связано прежде всего с доступностью глобальной сети для студентов и реализацией многими образовательными учреждениями своих услуг именно таким образом.

Для вузовского дистанционного обучения характерно использование следующих технологий: кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология:

кейс-технология - наиболее распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом;

ТВ-технология - редко применяемый вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов;

сетевая технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.

Рассмотренные технологии можно представить в сводной таблице, где отражены характерные особенности каждой модели с точки зрения доставки учебно-методических материалов, средств обучения, средств взаимодействия между преподавателем и учащимся и форм обучения.

Техно-логия

Доставка учебных материалов

Средства обучения

Средства дидактического взаимодействия

Формы обучения

Очно или через Интернет, по электронной почте

Печатные учебные пособия, компьютерные программы, аудио-, видеоматериалы

Очно, телефон, факс, электронная почта

Телевидение, радио

Телевизионные и радио- обучающие программы, как вспомогательные: печатные учебные пособия

Теле-конференции

Установочные занятия, лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа

Через Интернет

Гипертекст,

аудио-, видеоматериалы,

компьютерные программы; как вспомогательные: печатные учебные пособия

Сетевые, видео-конференции и дискуссии, чат, электронная почта

Онлайн- семинары, лекции, практикумы, тренажёры, консультации, самостоятельная работа

В сравнении с традиционными формами, среди преимуществ дистанционного обучения, особенно в сетевом режиме, можно выделить адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучающихся, к их материальному положению, физическим особенностям, месту жительства и т.д.

Отличием дистанционного обучения от традиционного является удалённость преподавателя от учащихся, отсутствие возможности живого диалога участников (в этом отношении традиционная форма всегда будет иметь преимущество, какой бы совершенной ни была техническая система передачи информации), но процесс обучения в дистанционном режиме проходит интерактивно в своей организации, при постоянном опосредованном взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от программ самообразования, по которым может заниматься учащийся: учебных компьютерных программ, программ на компакт-дисках, курсов на видеокассетах, телевизионных и радио-курсов. Дистанционное обучение также нельзя смешивать с заочным потому, что при дистанционном обеспечивается систематическое и эффективное взаимодействие на основе компьютерных телекоммуникаций. В дистанционном обучении, особенно при онлайновом режиме, все признаки учебно-воспитательного процесса (учитель, ученик, средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы) (14).

Дадим определение сетевому дистанционному обучению. Сетевое дистанционное обучение базируется на использовании возможностей Интернета для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и постоянного интерактивного взаимодействия между преподавателем-тьютором, администратором и обучаемым. Т.е. это взаимодействие преподавателя, администратора и студента, студентов между собой на расстоянии, которое отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.

Выделим ряд отличий рассматриваемой сетевой (он-лайн) технологии обучения от других форм обучения?

Во-первых, студентам не нужно будет приезжать в университет на регулярные занятия и на сессию. Весь процесс проходит через Интернет. Поэтому расстояние от места нахождения студента до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Студенты учатся в удобном для себя месте, по удобному графику и в удобном для себя темпе. Единственное посещение - это сдача государственных аттестационных экзаменов и получение диплома. По нормативным документам, аттестация будущего специалиста возможна только очно.

Во-вторых, так как мотивом выбора для студента определенного учебного курса служит его реальная потребность в конкретных знаниях, умениях и навыках, которые он будет применять на практике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастёт по сравнению с другими формами обучения.

В-третьих, как правило, студенты занимаются по индивидуальному плану, составленному с учётом уровня их базовой подготовки и их потребностей. Для них вполне возможно совмещение обучения с другой учебой или с основной профессиональной деятельностью.

В-четвертых, здесь скажем о некоторых важных особенностях: т.к. данная форма обучения проходит вдали от учебного заведения, вдали от преподавателей и не предполагает визуального контроля преподавателей за действиями обучающихся, она потребует от ребят исключительной мотивированности, самоорганизации, трудолюбия, умения и желания работать самостоятельно. Также им, как и всем участникам ДСО, необходимо обладать определённым стартовым уровнем владения компьютерной грамотностью. Но, если студентам что-то непонятно или они испытывают какие-либо затруднения в учебе, через форум в любой момент, на любом этапе обучения они могут обратиться за разъяснением к администратору, преподавателям-тьюторам и своим однокурсникам. - Это очень важный момент, который коренным образом отличает сетевое обучение от заочного: студент не остается один на один с непонятным материалом, а, как и при очном обучении, может всегда оперативно прояснить все вопросы.

В-пятых, программа дистанционного сетевого обучения традиционно состоит из отдельных курсов (модулей). Общие дисциплины студенты изучают по материалам, выложенным в оболочке (после чего выполняют контрольную работу - это может быть выполнение теста, решение задач, составление и защита проекта и т.д. Профильные дисциплины вначале также изучаются студентами по электронным учебникам и программам, но наиболее важные вопросы профильных дисциплин после общего самостоятельного ознакомления разбираются вместе с преподавателем-тьютором на консультациях и видеоконференциях. В качестве контроля будут использоваться компьютерные тестирующие системы, защита разработанных проектов и также традиционные формы: экзамены, собеседования, защита курсовых работ, проводимые в режиме видеоконференции.

Чем ближе к содержанию дела, чем ближе к среде, в которой действительно что-то происходит, тем более сложная топология перед нами возникает, тем больше мы понимаем про то, какие тут есть возможности. Пока участники не начнут путешествие внутри этой среды, пока у них не будет собственного опыта и понимания того, что тут можно делать, какие объекты тут существуют, обсуждение останется на уровне "пространства, в котором есть ресурсы".

Первые примеры описания виртуального мира с позиций экологического подхода относятся, скорее всего, ко времени появления и бурного расцвета многопользовательских игр (MUD), в которых участники могли перемещаться в среде, обмениваться сообщениями, взаимодействовать с объектами и компьютерными агентами. Для этих миров были сформулированы правила:

  • как можно перейти из одного игрового фрагмента в другой, как можно перейти из одной комнаты в другую - эти действия поясняли картами или текстовыми описаниями
  • как можно взаимодействовать с объектами, можно ли брать и перемещать объекты, как можно забирать объекты и перемещать их внутри виртуальной среды
  • как можно взаимодействовать с другими персонажами, какие команды есть для того, чтобы общаться, обмениваться объектами, совершать совместные действия

Как только мы начинаем говорить про электронную окружающую среду, это виртуальная реальность - окружающая среда, создаваемая компьютерными средствами Такое описание было достаточным для представления и создания условий для того, чтобы участники додумывали и представляли бы остальное еще двадцать лет тому назад. У людей достаточно воображения и оно быстро дорисовывает остальное.

  • Laurel B. Computers as theatre. Addison-Wesley Pub. Co., 1993. 266 p.
  • Patarakin E. The computer Theater // P. Brusilovsky (ed) Proc of East-West international conference on Multimedia, Hypermedia and Virtual Reality. Moscow: ICSTI, 1994. P. 14 – 16.
  • Патаракин Е.Д., Травина Л.Л. "Обучение в открытых виртуальных сообществах", Искусственный интеллект. Теория и приложения. Межвузовский сборник научных трудов, Выпуск 2. Издательство Саратовского университета, 1995. с. 94 - 97.

Виртуальная среда совместной деятельности

А для среды совместной деятельности нужно описать простые вещи - что является объектами среды? Что можно делать в этой среде и что можно делать вместе?

Как можно отслеживать деятельность других людей? Это же тоже такой не простой момент - потому что интересовать будут именно среды для совместной деятельности и то, как можно их использовать.

Какие агенты есть вокруг нас? Какие возможности скрыты в окружающем ландшафте - куда можно перемещаться - каждый проект представляет собой конкретную точку с адресом - это вообще то практически географический адрес - указал URL и отправился в эту точку - по этой области можно перемещаться.

Это такая мощная географическая метафора - надо будет к ней добавить еще и картинку, на которой были показаны острова и континенты всемирной паутины - что это не просто среда, для нее пространственные метафоры используются очень успешно - это кстати, важная отсылка к метафорам которыми мы живем. Просто надо будет и их тоже тут собрать. Да, тут уже не так уж и много надо будет написать -

Каждый может попасть на страницу - это открытая среда. Что означает в данном случае открытая среда - что для того, чтобы попасть на страницу и в определенное место среды нет никакой необходимости в регистрации. Ну, вот надо последовательно показать, что есть среды, обладающие определенными свойствами и эти свойства и возможности открывают для участников определенные учебные возможности.

История развития виртуальной обучающей среды

Если посмотреть на историю развития виртуальной обучающей среды , то она будет пересекаться с историей педагогического дизайна . Это естественно, поскольку педагогический дизайн по определению нацелен на создание вещей и устройств, которые поддерживали бы образовательную деятельность.

Буш создает прообраз гипертекстовых систем Работа Буша в 1945 году называется "Как мы можем мыслить" - это явная отсылка на книгу Дьюи "Как мы мыслим". Буш показывает, что технические средства, машина MemEx как объект, помогающий думать , позволяет освободиться от груза воспоминаний Энгельбарт - расширенная реальность, Расширение возможностей отдельного человека и группы людей за счет возможностей машины Скиннер -