Windows 10

Виртуальное программирование. Виртуальная функция

Виртуальное программирование. Виртуальная функция

Виртуальная функция

Виртуальный метод (виртуальная функция ) - в объектно-ориентированном программировании метод (функция) класса , который может быть переопределён в классах-наследниках так, что конкретная реализация метода для вызова будет определяться во время исполнения. Таким образом, программисту необязательно знать точный тип объекта для работы с ним через виртуальные методы: достаточно лишь знать, что объект принадлежит классу или наследнику класса, в котором метод объявлен.

Виртуальные методы - один из важнейших приёмов реализации полиморфизма . Они позволяют создавать общий код, который может работать как с объектами базового класса, так и с объектами любого его класса-наследника. При этом, базовый класс определяет способ работы с объектами и любые его наследники могут предоставлять конкретную реализацию этого способа. В некоторых языках программирования , например в с англ. pure virtual ) или абстрактными. Класс, содержащий хотя бы один такой метод, тоже будет абстрактным . Объект такого класса создать нельзя (в некоторых языках допускается, но вызов абстрактного метода приведёт к ошибке). Наследники абстрактного класса должны предоставить реализацию для всех его абстрактных методов, иначе они, в свою очередь, будут абстрактными классами.

Для каждого класса, имеющего хотя бы один виртуальный метод, создаётся таблица виртуальных методов . Каждый объект хранит указатель на таблицу своего класса. Для вызова виртуального метода используется такой механизм: из объекта берётся указатель на соответствующую таблицу виртуальных методов, а из неё, по фиксированному смещению, - указатель на реализацию метода, используемого для данного класса. При использовании множественного наследования или интерфейсов ситуация несколько усложняется за счёт того, что таблица виртуальных методов становится нелинейной.

Пример

Пример виртуальной функции в Delphi

Достаточно часто виртуальные методы забывают перекрыть с помощью ключевого слова override . Это приводит к закрытию метода. В этом случае замещения методов в VMT не произойдет и требуемая функциональность не будет получена.

Эта ошибка отслеживается компилятором, который выдаёт соответствующее предупреждение.

Вызов метода предка из перекрытого метода

Бывает необходимо вызвать метод предка в перекрытом методе.

Объявим два класса. Предка(Ancestor):

TAncestor = class private protected public {Виртуальная процедура.} procedure VirtualProcedure; virtual; end;

и его потомка (Descendant):

TDescendant = class (TAncestor) private protected public {Перекрытие виртуальной процедуры.} procedure VirtualProcedure; override; end;

Обращение к методу предка реализуется с помощью ключевого слова ""inherited""

procedure TDescendant.VirtualProcedure; begin inherited; end;

Стоит помнить, что в Delphi, деструктор должен быть обязательно перекрытым. ""override""; и содержать вызов деструктора предка

TDescendant = class (TAncestor) private protected public destructor Destroy; override; end; destructor TDescendant. Destroy; begin inherited; end;

В языке C++, не нужно вызывать конструктор и деструктор предка, деструктор должен быть виртуальным. Деструкторы предков вызовутся автоматически. Чтобы вызвать метод предка, нужно явно вызвать метод:

Class Ancestor { public : virtual void function1 () { printf ("Ancestor::function1" ) ; } } ; class Descendant: public Ancestor { public : virtual void function1 () { printf ("Descendant::function1" ) ; Ancestor::function1 () ; // this will print the text "Ancestor::function1" } } ;

Для вызова конструктора предка нужно указать конструктор:

Class Descendant: public Ancestor { public : Descendant() : Ancestor() ; } ;

См. также

Ссылки

  • C++ FAQ Lite: Виртуальные функции в C++ (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Как отмечалось ранее, виртуальные функции в комбинации с производными типами позволяют языку С++ поддерживать полиморфизм времени исполнения. Этот полиморфизм ва­жен для объектно-ориентированного программирования, поскольку он позволяет переопреде­лять функции базового класса в классах-потомках с тем, чтобы иметь их версию применительно к данному конкретному классу. Таким образом, базовый класс определяет общий интерфейс, кото­рый имеют все производные от него классы, и вместе с тем полиморфизм позволяет производным классам иметь свои собственные реализации методов. Благодаря этому полиморфизм часто опре­деляют фразой «один интерфейс - множество методов».

Успешное применение полиморфизма связано с пониманием того, что базовые и производные классы образуют иерархию, в которой переход от базового к производному классу отвечает пере­ходу от большей к меньшей общности. Поэтому при корректном использовании базовый класс обес­печивает все элементы, которые производные классы могут непосредственно использовать, плюс набор функций, которые производные классы должны реализовать путем их переопределения.

Наличие общего интерфейса и его множественной реализации является важным постольку, поскольку помогает программистам разрабатывать сложные программы. Например, доступ ко всем объектам, производным некоторого базового класса, осуществляется одинаковым способом, даже если реальные действия этих объектов отличаются при переходе от одного производного класса к другому. Это означает, что необходимо запомнить только один интерфейс, а не не­сколько. Более того, отделение интерфейса от реализации позволяет создавать библиотеки клас­сов, поставляемые независимыми разработчиками. Если эти библиотеки реализованы корректно,
то они обеспечивают общий интерфейс, и их можно использовать для вывода своих собственных специфических классов.

Чтобы понять всю мощь идеи «один интерфейс - множество методов», рассмотрим следую­щую короткую программу. Она создает базовый класс figure. Этот класс используется для хране­ния размеров различных двумерных объектов и для вычисления их площадей. Функция set_dim() является стандартной функцией-членом, поскольку ее действия являются общими для всех произ­водных классов. Однако функция show_area() объявляется как виртуальная функция, поскольку способ вычисления площади каждого объекта является специфическим. Программа использует класс figure для вывода двух специфических классов square и triangle.

#include
class figure {
protected:
double x, y;
public:
void set_dim(double i, double j) {
x = i;
у = j;
}
virtual void show_area() {
cout << "No area computation defined ";
cout << "for this class. \n";
}
};

public:
void show_area() {
cout << "Triangle with height ";
cout << x << " and base " << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * 0.5 * у << ". \n";
}
};

public:
void show_area() {
cout << "Square with dimensions ";
cout << x << "x" << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * у << ". \n";
}
};
int main ()
{


square s;
р = &t;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area();
p = &s;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
return 0;
}

Как можно видеть на основе анализа этой программы, интерфейс классов square и triangle явля­ется одинаковым, хотя оба обеспечивают свои собственные методы для вычисления площади каж­дой из фигур. На основе объявления класса figure можно вывести класс circle, вычисляющий пло­щадь, ограниченную окружностью заданного радиуса. Для этого необходимо создать новый производный класс, в котором реализовано вычисление площади круга. Вся сила виртуальной функции основана на том факте, что можно легко вывести новый класс, разделяющий один и тот же общий интерфейс с другими подобными объектами. В качестве примера здесь показан один из способов реализации:


public:
void show_area() {
cout << "Circle with radius ";
cout << x;
cout << "has an area of ";
cout << 3.14 * x * x;
}
};

Прежде чем использовать класс circle, посмотрим внимательно на определение функции show_area(). Обратим внимание, что она использует только величину х, которая выражает ради­ус. Как известно, площадь круга вычисляется по формуле π R 2 . Однако функция set_dim(), опре­деленная в классе figure, требует не одного, а двух аргументов. Поскольку класс circle не нужда­ется во второй величине, то как же нам быть в данной ситуации?

Имеются два пути для решения этой проблемы. Первый заключается в том, чтобы вызвать set_dim(), используя в качестве второго параметра фиктивный параметр, который не будет ис­пользован. Недостатком такого подхода служит необходимость запомнить этот исключительный случай, что по существу нарушает принцип «один интерфейс - множество методов».

Лучшее решение данной проблемы связано с использованием параметра у в set_dim() со значе­нием по умолчанию. В таком случае при вызове set_dim() для круга необходимо указать только радиус. При вызове set_dim() для треугольника или прямоугольника укажем обе величины. Ниже показана программа, реализующая этот подход:

#include
class figure {
protected:
double x, y;
public:
void set_dim (double i, double j=0) {
x = i;
y = j;
}
virtual void show_area() {
cout << "No area computation defined ";
cout << "for this class .\n";
}
};
class triangle: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Triangle with height ";
cout << x << " and base " << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * 0.5 * у << ". \n";
}
};
class square: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Square with dimensions ";
cout << x << "x" << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * у << ". \n";
}
};
class circle: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Circle with radius ";
cout << x;
cout << has an area of ";
cout << 3.14 * x * x;
}
};
int main ()
{
figure *p; /* создание указателя базового типа */
triangle t; /* создание объектов порожденных типов */
square s;
circle с;
р = &t;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
p = &s;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
p = &c;
p->set_dim(9. 0) ;
p->show_area ();
return 0;
}

Этот пример также показывает, что при определении базового класса важно проявлять максималь­но возможную гибкость. Не следует налагать на программу какие-то ненужные ограничения.

Очередная модификация базового класса приводит к неожиданным последствиям. Эта модификация состоит в изменении спецификатора функции-члена базового класса. Мы (впервые!) используем спецификатор virtual в объявлении функции. Функции, объявленные со спецификатором virtual, называются виртуальными функциями. Введение виртуальных функций в объявление базового класса (всего лишь один спецификатор) имеет столь значительные последствия для методологии объектно-ориентированного программирования, что мы лишний раз приведём модифицированное объявление класса A:

Class A { public: virtual int Fun1(int); };

Один дополнительный спецификатор в объявлении функции и больше никаких (пока никаких) изменений в объявлениях производных классов. Как всегда, очень простая функция main(). В ней мы определяем указатель на объект базового класса, настраиваем его на объект производного типа, после чего по указателю мы вызываем функцию Fun1():

Void main () { A *pObj; A MyA; AB MyAB; pObj = &MyA; pObj->Fun1(1); AC MyAC; pObj = &MyAC; pObj->Fun1(1); }

Если бы не спецификатор virtual, результат выполнения выражения вызова

PObj->Fun1(1);

был бы очевиден: как известно, выбор функции определяется типом указателя.

Однако спецификатор virtual меняет всё дело. Теперь выбор функции определяется типом объекта, на который настраивается указатель базового класса. Если в производном классе объявляется нестатическая функция, у которой имя, тип возвращаемого значения и список параметров совпадают с аналогичными характеристиками виртуальной функции базового класса, то в результате выполнения выражения вызова вызывается функция-член производного класса.

Сразу надо заметить, что возможность вызова функции-члена производного класса по указателю на базовый класс не означает, что появилась возможность наблюдения за объектом "сверху вниз" из указателя на объект базового класса. Невиртуальные функции-члены и данные по-прежнему недоступны. И в этом можно очень легко убедиться. Для этого достаточно попробовать сделать то, что мы уже однажды проделали - вызвать неизвестную в базовом классе функцию-член производного класса:

//pObj->Fun2(2); //pObj->AC::Fun1(2);

Результат отрицательный. Указатель, как и раньше, настроен лишь на базовый фрагмент объекта производного класса. И всё же вызов функций производного класса возможен. Когда-то, в разделах, посвящённых описанию конструкторов, нами был рассмотрен перечень регламентных действий, которые выполняются конструктором в ходе преобразования выделенного фрагмента памяти в объект класса. Среди этих мероприятий упоминалась инициализация таблиц виртуальных функций.

Наличие этих самых таблиц виртуальных функций можно попытаться обнаружить с помощью операции sizeof. Конечно, здесь всё зависит от конкретной реализации, но, по крайней мере, в версии Borland C++ объект-представитель класса, содержащего объявления виртуальных функций, занимает больше памяти, нежели объект аналогичного класса, в котором те же самые функции объявлены без спецификатора virtual.

Cout << "Размеры объекта: " << sizeof(MyAC) << "…" << endl;

Так что объект производного класса приобретает дополнительный элемент - указатель на таблицу виртуальных функций. Схему такого объекта можно представить следующим образом (указатель на таблицу мы обозначим идентификатором vptr, таблицу виртуальных функций - идентификатором vtbl):

MyAC::= vptr A AC vtbl::= &AC::Fun1

На нашей новой схеме объекта указатель на таблицу (массив из одного элемента) виртуальных функций не случайно отделён от фрагмента объекта, представляющего базовый класс лишь пунктирной линией. Он находится в поле зрения этого фрагмента объекта. Благодаря доступности этого указателя оператор вызова виртуальной функции Fun1

PObj->Fun1(1);

можно представить следующим образом:

(*(pObj->vptr)) (pObj,1);

Здесь только на первый взгляд всё запутано и непонятно. На самом деле, в этом операторе нет ни одного не известного нам выражения.

Здесь буквально сказано следующее:

ВЫЗВАТЬ ФУНКЦИЮ, РАСПОЛОЖЕННУЮ ПО НУЛЕВОМУ ИНДЕКСУ ТАБЛИЦЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ vtbl (в этой таблице у нас всего один элемент), АДРЕС НАЧАЛА КОТОРОЙ МОЖНО НАЙТИ ПО УКАЗАТЕЛЮ vptr.

В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ЭТОТ УКАЗАТЕЛЬ ДОСТУПЕН ПО УКАЗАТЕЛЮ pObj, НАСТРОЕННОМУ НА ОБЪЕКТ MyAC. ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЁТСЯ ДВА (!) ПАРАМЕТРА, ПЕРВЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ АДРЕСОМ ОБЪЕКТА MyAC (значение для this указателя!), ВТОРОЙ - ЦЕЛОЧИСЛЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ, РАВНЫМ 1.

Вызов функции-члена базового класса обеспечивается посредством квалифицированного имени.

PObj->A::Fun1(1);

В этом операторе мы отказываемся от услуг таблицы виртуальных функций. При этом мы сообщаем транслятору о намерении вызвать функцию-член базового класса. Механизм поддержки виртуальных функций строг и очень жёстко регламентирован. Указатель на таблицу виртуальных функций обязательно включается в самый "верхний" базовый фрагмент объекта производного класса. В таблицу указателей включаются адреса функций-членов фрагмента самого "нижнего" уровня, содержащего объявления этой функции.

Мы в очередной раз модифицируем объявление классов A, AB и объявляем новый класс ABC.

Модификация классов A и AB сводится к объявлению в них новых функций-членов:

Class A { public: virtual int Fun1(int key); virtual int Fun2(int key); }; ::::: int A::Fun2(int key) { cout << " Fun2(" << key << ") from A " << endl; return 0; } class AB: public A { public: int Fun1(int key); int Fun2(int key); }; ::::: int AB::Fun2(int key) { cout << " Fun2(" << key << ") from AB " << endl; return 0; } Класс ABC является производным от класса AB: class ABC: public AB { public: int Fun1(int key); }; int ABC::Fun1(int key) { cout << " Fun1(" << key << ") from ABC " << endl; return 0; }

В этот класс входит объявление функции-члена Fun1, которая объявляется в косвенном базовом классе A как виртуальная функция. Кроме того, этот класс наследует от непосредственной базы функцию-член Fun2. Эта функция также объявляется в базовом классе A как виртуальная. Мы объявляем объект-представитель класса ABC:

ABC MyABC;

Его схему можно представить следующим образом:

MyABC::= vptr A AB ABC vtbl::= &AB::Fun2 &ABC::Fun1

Таблица виртуальных функций сейчас содержит два элемента. Мы настраиваем указатель на объект базового класса на объект MyABC, затем вызываем функции-члены:

PObj = &MyABC; pObj->Fun1(1); pObj->Fun2(2);

В этом случае невозможно вызвать функцию-член AB::Fun1(), поскольку её адрес не содержится в списке виртуальных функций, а с верхнего уровня объекта MyABC, на который настроен указатель pObj, она просто не видна. Таблица виртуальных функций строится конструктором в момент создания объекта соответствующего объекта. Безусловно, транслятор обеспечивает соответствующее кодирование конструктора. Но транслятор не в состоянии определить содержание таблицы виртуальных функций для конкретного объекта. Это задача времени исполнения. Пока таблица виртуальных функций не будет построена для конкретного объекта, соответствующая функция-член производного класса не сможет быть вызвана. В этом легко убедиться, после очередной модификации объявления классов.

Программа невелика, поэтому имеет смысл привести её текст полностью. Не следует обольщаться по поводу операции доступа к компонентам класса::. Обсуждение связанных с этой операцией проблем ещё впереди.

#include class A { public: virtual int Fun1(int key); }; int A::Fun1(int key) { cout << " Fun1(" << key << ") from A." << endl; return 0; } class AB: public A { public: AB() {Fun1(125);}; int Fun2(int key); }; int AB::Fun2(int key) { Fun1(key * 5); cout << " Fun2(" << key << ") from AB." << endl; return 0; } class ABC: public AB { public: int Fun1(int key); }; int ABC::Fun1(int key) { cout << " Fun1(" << key << ") from ABC." << endl; return 0; } void main () { ABC MyABC; // Вызывается A::Fun1(). MyABC.Fun1(1); // Вызывается ABC::Fun1(). MyABC.Fun2(1); // Вызываются AB::Fun2() и ABC::Fun1(). MyABC.A::Fun1(1); // Вызывается A::Fun1(). A *pObj = &MyABC; // Определяем и настраиваем указатель. cout << "==========" << endl; pObj->Fun1(2); // Вызывается ABC::Fun1(). //pObj->Fun2(2); // Эта функция через указатель недоступна!!! pObj->A::Fun1(2); // Вызывается A::Fun1(). }

Теперь в момент создания объекта MyABC

ABC MyABC;

из конструктора класса AB (а он вызывается раньше конструктора класса ABC), будет вызвана функция A::Fun1(). Эта функция является членом класса A. Объект MyABC ещё до конца не сформирован, таблица виртуальных функций ещё не заполнена, о существовании функции ABC::Fun1() ещё ничего не известно. После того, как объект MyABC будет окончательно сформирован, таблица виртуальных функций заполнится, а указатель pObj будет настроен на объект MyABC, вызов функции A::Fun1() через указатель pObj будет возможен лишь с использованием полного квалифицированного имени этой функции:

PObj->Fun1(1); // Это вызов функции ABC::Fun1()! pObj->A::Fun1(1); // Очевидно, что это вызов функции A::Fun1()!

Заметим, что вызов функции-члена Fun1 непосредственно из объекта MyABC приводит к аналогичному результату:

MyABC.Fun1(1); // Вызов функции ABC::Fun1().

А попытка вызова невиртуальной функции AB::Fun2() через указатель на объект базового класса заканчивается неудачей. В таблице виртуальных функций адреса этой функции нет, а с верхнего уровня объекта "посмотреть вниз" невозможно.

//pObj->Fun2(2); // Так нельзя!

Результат выполнения этой программки наглядно демонстрирует специфику использования виртуальных функций. Всего несколько строк…

Fun1(125) from A. Fun1(1) from ABC. Fun1(5) from ABC. Fun2(1) from AB. Fun1(1) from A. ========== Fun1(2) from ABC. Fun1(2) from A.

Один и тот же указатель в ходе выполнения программы может настраиваться на объекты-представители различных производных классов. В результате в буквальном смысле одно и то выражение вызова функции-члена обеспечивает выполнение совершенно разных функций. Впервые мы сталкиваемся с так называемым ПОЗДНИМ или ОТЛОЖЕННЫМ СВЯЗЫВАНИЕМ.

Заметим, что спецификация virtual относится только к функциям. Виртуальных данных-членов не существует. Это означает, что не существует возможности обратиться к данным-членам объекта производного класса по указателю на объект базового класса, настроенному на объект производного класса.

С другой стороны, очевидно, что если можно вызвать замещающую функцию, то непосредственно "через" эту функцию открывается доступ ко всем функциям и данным-членам членам производного класса и далее "снизу-вверх" ко всем неприватным функциям и данным-членам непосредственных и косвенных базовых классов. При этом из функции становятся доступны все неприватные данные и функции базовых классов.

И ещё один маленький пример, демонстрирующий изменение поведение объекта-представителя производного класса после того, как одна из функция базового класса становится виртуальной.

#include class A { public: void funA () {xFun();}; /*virtual*/void xFun () {cout <<"this is void A::xFun();"<< endl;}; }; class B: public A { public: void xFun () {cout <<"this is void B::xFun ();"<

В начале спецификатор virtual а определении функции A::xFun() закомментирован. Процесс выполнения программы состоит в определении объекта-представителя objB производного класса B и вызова для этого объекта функции-члена funA(). Эта функция наследуется из базового класса, она одна и очевидно, что её идентификация не вызывает у транслятора никаких проблем. Эта функция принадлежит базовому классу, а это означает, что в момент её вызова, управление передаётся "на верхний уровень" объекта objB. На этом же уровне располагается одна из функций с именем xFun(), и именно этой функции передаётся управление в ходе выполнения выражения вызова в теле функции funA(). Мало того, из функции funA() просто невозможно вызвать другую одноименную функцию. В момент разбора структуры класса A транслятор вообще не имеет никакого представления о структуре класса B. Функция xFun() - член класса B оказывается недостижима из функции funA().

Но если раскомментировать спецификатор virtual в определении функции A::xFun(), между двумя одноименными функциями установится отношение замещения, а порождение объекта objB будет сопровождаться созданием таблицы виртуальных функций, в соответствии с которой будет вызываться замещающая функция член класса B. Теперь для вызова замещаемой функции необходимо использовать её квалифицированное имя:

Void A::funA () { xFun(); A::xFun(); }

Виртуальные функции - специальный вид функций-членов класса. Виртуальная функция отличается об обычной функции тем, что для обычной функции связывание вызова функции с ее определением осуществляется на этапе компиляции. Для виртуальных функций это происходит во время выполнения программы.

Для объявления виртуальной функции используется ключевое слово virtual . Функция-член класса может быть объявлена как виртуальная, если

  • класс, содержащий виртуальную функцию, базовый в иерархии порождения;
  • реализация функции зависит от класса и будет различной в каждом порожденном классе.

Это функция, которая определяется в базовом классе, а любой порожденный класс может ее переопределить. Виртуальная функция вызывается только через указатель или ссылку на базовый класс.

Определение того, какой экземпляр виртуальной функции вызывается по выражению вызова функции, зависит от класса объекта, адресуемого указателем или ссылкой, и осуществляется во время выполнения программы. Этот механизм называется динамическим (поздним) связыванием или разрешением типов во время выполнения .

Указатель на базовый класс может указывать либо на объект базового класса, либо на объект порожденного класса. Выбор функции-члена зависит от того, на объект какого класса при выполнении программы указывает указатель, но не от типа указателя. При отсутствии члена порожденного класса по умолчанию используется виртуальная функция базового класса.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

#include
using namespace std;
class X
{
protected :
int i;
public :
void seti(int c) { i = c; }
virtual void print() { cout << endl << "class X: " << i; }
};
class Y: public X // наследование
{
public :
void print() { cout << endl << "class Y: " << i; } // переопределение базовой функции
};
int main()
{
X x;
X *px = &x; // Указатель на базовый класс
Y y;
x.seti(10);
y.seti(15);
px->print(); // класс X: 10
px = &y;
px->print(); // класс Y: 15
cin.get();
return 0;
}

Результат выполнения

В каждом случае выполняется различная версия функции print() . Выбор динамически зависит от объекта, на который ссылается указатель.

Если в строке 9 (см. код выше) убрать ключевое слово virtual , то результат выполнения будет уже другим, т.к. связывание функций будет происходить на этапе компиляции:

В терминологии ООП «объект посылает сообщение print и выбирает свою собственную версию соответствующего метода». Виртуальной может быть только нестатическая функция-член класса. Для порожденного класса функция автоматически становится виртуальной, поэтому ключевое слово virtual можно опустить.

Пример : выбор виртуальной функции

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

#include
using namespace std;
class figure
{
protected :
double x, y;
public :
figure(double a = 0, double b = 0) { x = a; y = b; }
virtual double area() { return (0); } // по умолчанию
};
class rectangle: public figure
{
public :
rectangle(double a = 0, double b = 0) : figure(a, b) {};
double area() { return (x*y); }
};
class circle: public figure
{
public :
circle(double a = 0) : figure(a, 0) {};
double area() { return (3.1415*x*x); }
};
int main()
{
figure *f;
rectangle rect(3, 4);
circle cir(2);
double total = 0;
f = ▭
f = ○
total = f->area();
cout << total << endl;
total += f->area();
cout << total << endl;
cin.get();
return 0;
}

Результат выполнения


Чистая виртуальная функция

Базовый класс иерархии типа обычно содержит ряд виртуальных функций, которые обеспечивают динамическую типизацию. Часто в самом базовом классе сами виртуальные функции фиктивны и имеют пустое тело. Определенное значение им придается лишь в порожденных классах. Такие функции называются чистыми виртуальными функциями .

Чистая виртуальная функция - это метод класса, тело которого не определено.

В базовом классе такая функция записывается следующим образом.