Файлы DLL

Возможности среды программирования delphi. Описание среды Delphi

Возможности среды программирования delphi. Описание среды Delphi

Интегрированная среда разработки Turbо Dеlphi была разработана компанией CоdeGеar, которая ориентирована на студентов, частных пользователей и начинающих программистов. Данная среда основана на языке программирования Dеlphi. Основным отличием данного программного продукта является бесплатная версия Turbо Dеlphi Explоrer. Интерфейс среды разработки Delphi представлен на рисунок 31.

Среда Dеlphi - одна из первых систем, использующих технологию быстрой разработки приложений (Rаpid Applicаtion Dеvelopment - RАD) и технологию визуального конструирования (Visuаl Dеsign). Технология визуального конструирования содержит готовые компоненты, из которых строится интерфейс будущей программы .

Рисунок 31 Интерфейс среды разработки Delphi

Меню предоставляет быстрый и гибкий интерфейс к среде Delphi, потому что может управляться по набору «горячих клавиш». Это удобно еще и потому, что здесь используются слова или короткие фразы, более точные и понятные, нежели иконки или пиктограммы. Вы можете использовать меню для выполнения широкого круга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде открытия и закрытия файлов, управления отладчиком или настройкой среды программирования.

Среда разработки Delphi является средой программирования, в которой сочетаются простота и удобство с мощью и гибкостью объектно-ориентированного программирования. Она обеспечивает визуальное проектирование пользовательского интерфейса и уникальные по своей простоте и мощи средства доступа к базам данных, например, с легкостью можно организовать доступ к базе данных Paradox, Access.

Pаrаdох - одна из редких программ, которые в одинаковой степени обращены к начинающим, и к квалифицированным пользователям. Своим успехом Paradox отчасти обязан способу представления задач работы с БД. Вместо традиционного изображения отдельных полей и записей (как dBаsе и FоxBаsе) на экране видно таблицу - в виде строк и столбцов.

Несмотря на относительно невысокую общую оценку пользовательских свойств Pаrаdох 7.0, средства помощи в этом пакете реализованы на достаточно хорошем уровне. Новые Эксперты существенно облегчают создание баз данных.

Эксперт по базам данных (Dаtаbаsе Ехреrt) генерирует все приложение, включая таблицы, формы и отчеты. Если не нужно создавать законченное реляционное приложение или необходимо установить собственные связи между таблицами, можно воспользоваться Экспертом по таблицам (Таblе Ехреrt), предлагающим большой набор шаблонов для использования в деловых и личных целях. В числе других новых полезных средств - Эксперт диаграмм (Сhаrt Еxреrt), Эксперт почтовых отправлений (Маil Меrgе Ехреrt), работающий с редакторами Wоrd и WоrdPеrfесt, и Эксперт импортирования текстовых файлов(Теxt Imроrt Ехреrt) .

СУБД Miсrоsоft Ассеss является системой управления реляционной базой данных, включающей все необходимые инструментальные средства для создания локальной базы данных, общей базы данных в локальной сети с файловым сервером или создания приложения пользователя, работающего с базой данных на SQL- сервере. Microsoft Access входит в состав MS Оffiсе, что делает его интерфейс знакомым и привычным, а следовательно облегчает работу .

WinSight и WinSpector интересны преимущественно для опытных программистов в Windows. Это не значит, что начинающий не должен их запускать и экспериментировать с ними по своему усмотрению. Но эти инструменты вторичны и используются для узких технических целей.

Почти все главные и второстепенные события в среде Windows принимают форму сообщений, которые рассылаются с большой интенсивностью среди различными окнами на экране. Delphi дает пользователю полный доступ к сообщениям Windows и позволяет отвечать на них, как только будет нужно. В результате, опытным пользователям WinSight становится просто необходим .

WinSpector сохраняет запись о текущем состоянии машины в текстовый файл; Вы можете просмотреть этот файл для того, чтобы узнать, что неправильно идет в программе. Данный инструмент полезен, когда программа находится в опытной эксплуатации - можно получить важную информацию при крушении системы.

Инспектор Объектов Dеlрhi состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница - это список свойств, вторая - список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное с определенным компонентом, то необходимо делать это в Инспекторе Объектов. К примеру, можно изменить имя и размер компонента TLabel изменяя свойства Caption, Left, Top, Height, и Width.

К основным особенностям сред разработки Тurbо Dеlрhi относятся: визуальное конструирование программ, использование готовых компонентов-каготовок для будущих программ, поддержка нескольких языков программирования, возможность создания программ под разные платформы, введение множества технологий, ускоряющих и облегчающих написание программ.

Встроенный отладчик, который наиболее важен из пяти других инструментов, работает в том же окне, что и Редактор. Внешний отладчик делает все, что делает встроенный и имеет дополнительные функции. Он более быстр и мощен, чем встроенный. Однако он не так удобен в использовании, главным образом из-за необходимости покидать среду Delphi.

Компоненты Delphi являются, по существу, просто специализированными объектами, и их функционирование определяется объектно - ориентированной архитектурой библиотеки визуальных компонентов (Visual Component Library - VCL).

В настоящее время программирование бурно развивается, как с точки зрения расширения круга решаемых им задач, так и с точки зрения существенного усложнения используемых в программировании технологий. Причем особо необходимо отметить немалые размеры разрабатываемых программных продуктов. Все это требует максимального упрощения и ускорения процесса разработки приложений и использования ранее реализованных программных фрагментов. Такие требования к современному программированию привели к созданию многочисленных RAD-систем (от англ. RAD - Rapid Application Development - быстрая разработка приложений), представляющих собой интегрированные среды разработчика, включающие в себя:

  • - средства быстрого и удобного построения программ, в том числе визуального;
  • - встроенные компиляторы и отладчики;
  • - системы коллективной разработки проектов и т.д. .

Одной из таких RAD-систем является Delphi. Delphi 7 - это объектно-ориентированная среда для визуального проектирования Windows-приложений с развитыми механизмами повторного использования программного кода. Основным конкурентом Delphi является среда разработки Microsoft Visual C++, имеющая свои преимущества и недостатки, однако являющаяся более популярной, в основном, в силу того, что разработана именно фирмой Microsoft.

Существенной чертой Delphi является компонентная модель разработки программных продуктов. Суть модели заключается в поддержке системой постоянно расширяемого набора объектных компонентов, из которых и строится программа. Компоненты в Delphi просты для использования и развития, как результат сокрытия значительной части той структуры программы, которая близка к взаимодействию с операционной системой .

Таким образом, для создания в Delphi несложных программных продуктов совершенно не обязательно понимать внутреннюю структуру Windows-приложения, получаемого после разработки в Delphi. Достаточно просто уметь работать с некоторыми компонентами, поставляемыми вместе со средой разработчика. При этом начать работу со средой можно практически без предварительного ознакомления, а написание первого приложения не потребует углубления в особенности системы. Этому отчасти способствует удобный интерфейс среды разработчика, не перегруженный излишними вопросами к разработчику.

Однако такой подход совершенно неприемлем для серьезного программирования, и, рано или поздно, придется освоить и основы программирования под операционную систему Windows, и серьезно изучить саму среду разработки Delphi, а также возможности, которые она предоставляет. Кроме того, конечно же, для создания качественных программных продуктов необходимо глубокое понимание компонентной модели.

Наиболее существенный отрыв Delphi от ближайших аналогов состоит в действительно быстрой разработке приложений, обладающих сложным пользовательским интерфейсом, особенно имеющим сильные взаимосвязи между элементами управления, расположенными в окнах программы.

Также Delphi предлагает довольно мощный набор компонентов для работы с базами данных. Причем иерархия компонентов для работы с БД организована таким образом, что практически неважно, какой именно базой данных пользуется приложение - это может быть и локальная БД и промышленный сервер, типа Oracle или MS SQL Server .

Концепция объектно-ориентированного программирования подразумевает, что основой управления процессом реализации программы является передача сообщений объектам.

Среда разработки Dеlрhi проста и логична. Основные конструкции языка четко выделяются в программе, что способствует хорошему восприятию написанного кода, в отличие от языка Visuаl Bаsiс, где код

почти невозможно понять, если его количество превышает несколько страниц .

Графический интерфейс Dеlрhi отлично продуман, а среда разработки предоставляет доступ только к тем участкам кода, с которыми необходимо работать, скрывая основную часть программы, которая создается автоматически самой средой разработки.

Среда Dеlрhi легко расширяется установкой дополнительных модулей. Пользовательский интерфейс также хорошо настраиваемый - каждый организует рабочее пространство так, как ему будет удобно.

Dеlрhi расчитан на работу с операционной системой Windоws. Его все шире используют в коммерческих разработках, благодаря большому набору полностью готовых для работы специальных компонентов.

В связи с этим для разработки системы массового обслуживания «Перекресток» была выбрана среда программирования Dеlрhi.

Для полного представления возможностей среды программирования Dеlрhi рассмотрим элементы и функциональные возможности первой страницы Палитры Компонент, рисунок 32.

Рисунок 32 Палитра Компонент Additional

На первой странице Палитры Компонент размещены 14 объектов определенно важных для использования. Мало кто обойдется длительное время без кнопок, списков, окон ввода и т.д. Все эти объекты такая же часть Windows, как мышь или окно.

Набор и порядок компонент на каждой странице являются конфигурируемыми. Так, можно добавить к имеющимся компонентам новые, изменить их количество и порядок. Стандартные компоненты Delphi перечислены ниже с некоторыми комментариями по их применению. При изучении данных компонент было бы полезно иметь под рукой компьютер с тем, чтобы посмотреть, как они работают и как ими манипулировать.

Для подтверждения факта преемственности используемой терминологии на рис 1.2 показан общий вид интегрированной среды разработки (IDE - Integrated Development Environment) Delphi. На этом рисунке отмечены все основные компоненты среды раз работки: главное окно (Main Window), палитра компонентов (Component Palette), пане ли инструментов (toolbars), окно конструктора форм (Form Designer), окно редактора кода (Code Editor), окно инспектора объектов (Object Inspector), дерево объектов (Object TreeView) и проводник структуры кода (Code Explorer).

Главное окно

Главное окно можно представить как центр управления IDE Delphi. Это окно обла дает всеми стандартными функциональными возможностями главного окна любой другой программы Windows. Оно состоит из трех частей: главного меню, панелей ин струментов и палитры компонентов.

Главное меню

Как и в любой программе Windows, к меню обращаются при необходимости от крыть, сохранить или создать новый файл, вызвать мастер, перейти в другое окно, изменить параметры настройки и т.д. Каждый элемент главного меню может быть продублирован соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Панели инструментов Delphi

Панели инструментов предоставляют доступ к различным функциям главного ме ню IDE с помощью единственного щелчка на соответствующей кнопке. Обратите внимание, что для каждой кнопки панели инструментов предусмотрен вывод под сказки, содержащей описание ее назначения. Не считая палитры компонентов, в IDE Delphi имеется пять отдельных панелей инструментов: Debug (Отладка), Desktop (Рабочий стол), Standard (Стандартная), View (Вид) и Custom (Пользовательская). На рис. 1.2 показана конфигурация кнопок этих панелей, принимаемая по умолчанию. Но любую из кнопок можно удалить или добавить, выбрав в меню View пунктыToolbars, Customize. На рис. 1.3 показано диалоговое окно Customize, предназначен ное для настройки панелей инструментов. Чтобы добавить новую кнопку на любую панель инструментов, достаточно просто перетащить ее из этого окна. Для удаления кнопки достаточно перетащить ее за пределы панели инструментов.

Панели инструментов Дерево объектов Главное окно Окно конструктора форм

Палитра компонентов Окно инспектора объектов Проводник структуры кода

Окно редактора кодаРис. 1.2. Общий вид интегрированной среды разработки (IDE) Delphi 6

Рис. 1.4. Плавающие панели инструментов

Палитра компонентов

Палитра компонентов представляет собой панель инструментов удвоенной высо ты, содержащей несколько вкладок, в которых находятся все установленные в среде IDE компоненты VCL и ActiveX. Порядок следования и вид вкладок и компонентов может быть настроен с помощью щелчка правой кнопкой мыши на интересующем объекте или в главном меню (пункты Component, Configure Palette).

Конструктор форм

При запуске конструктор форм (Form Designer) представляет собой пустую панель, готовую к превращению в окно приложения Windows. Его можно рассматривать как холст художника, предназначенный для создания графического интерфейса будущего приложения - здесь определяется, как оно будет выглядеть с точки зрения пользовате ля. Процесс создания заключается в выборе компонентов на палитре и перетаскивании их в форму. Точное размещение и установку размеров компонентов также можно вы полнить с помощью мыши. Кроме того, существует возможность управлять внешним видом и поведением компонентов из окон Object Inspector и Code Editor.

Инспектор объектов

В окне Object Inspector можно изменять свойства компонентов формы или опреде лять события, на которые будет реагировать сама форма или ее компоненты. Свойства (properties) представляют собой данные, определяющие, как объект выглядит на экра не, - размер, цвет, шрифт и т.д. События (events) - это участки кода, выполняемые в от вет на некоторые действия, происходящие в приложении. Примером события может служить поступление сообщения от мыши или передача сообщения окну с требованием его перерисовки. В окне Object Inspector для переключения между работой с событиями и работой со свойствами используется стандартная технология вкладок (notebook tab) - для перехода в ту или иную вкладку достаточно щелкнуть на ее корешке. Инспектор по казывает события и свойства, относящиеся к той форме или компоненту, который ак тивен в конструкторе форм в настоящее время.

Одной из возможностей Delphi является способность упорядочивать содержимое окна Object Inspector либо по категории, либо по именам (в алфавитном порядке). Дляэтого достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши в любом месте окна Object Inspector и выбрать в раскрывшемся контекстном меню пункт Arrange (Выстроить). На рис. 1.5 показаны два расположенных рядом окна Object Inspector. В левом окне объекты упорядочены по категории, а в правом - по именам. Кроме того, с помощью пункта View этого же контекстного меню можно определить, какие именно категории объектов необходимо представить в данный момент.

Одним из наиболее ценных источников знаний, которым должен уметь пользо

ваться любой программист Delphi, является система помощи. Она полностью интег рирована с инспектором объектов, и если когда нибудь возникнут какие либо сложно сти со свойствами или событиями, то достаточно только нажать клавишу - и WinHelp приходит на помощь.

Редактор кода

Рис. 1.5. Представление содержимого

Окно редактора кода Code Editor предназначено для ввода текста программ. Здесь же отображается код, автоматически созданный Delphi для компонентов разработан ной формы. Окно Code Editor использует технологию вкладок, причем отдельная вкладка создается для каждого модуля или файла. При каждом добавлении в приложе ние новой формы создается новый модуль, а в окно Code Editor добавляется соответ ствующая вкладка. Контекстное меню окна Code Editor предоставляет широкий диа пазон команд редактирования, включая команды работы с файлами, создания закла док и поиска символов.

Можно работать сразу с несколькими окнами Code Editor. Чтобы открыть новое окно ре-

дактора кода, необходимо выбрать в главном меню View пункт New Edit Window.

Система Delphi воплощает в себе лучшие достижения современной теории программирования. Иногда говорят, что Delphi -- это интегрированная среда для разработки программ. Действительно, она объединяет в себе множество полезных инструментов и готовых компонентов, из которых, как дом из кирпичиков, собираются проекты -- пользовательские программы. Delphi - визуальная среда разработки программ. Это означает, что внешний вид каждой программы (ее «лицо», или интерфейс) создается простым перемещением составных элементов из некоторого набора. Такое проектирование по силам даже тем, кто умеет лишь собирать впечатляющие сооружения из деталей детского конструктора. Конечно, чтобы такая конструкция «ожила» и заработала, необходимо продумать и кое-что еще - написать программу ее поведения.

Базовым языком программирования в Delphi служит язык Object Pascal - объектно-ориентированный Паскаль. Продуктивным ядрышком, из которого буйно разрослось ветвистое дерево Delphi, был старый и добрый язык программирования Turbo Pascal. Принципиальное различие систем программирования Delphi и Turbo Pascal (Turbo - торговая марка разработчика системы фирмы Borland International, Inc. (США)) состоит в использовании экранного режима монитора: Turbo Pascal ориентирован на текстовый режим операционной системы DOS, a Delphi, как и Windows, - на графический. Тем не менее, программы, написанные на языке Turbo Pascal и не использующие графические средства, после небольшой настройки могут исполняться в среде Delphi. Изобразительные возможности Delphi позволяют увидеть на экране монитора, как в буквальном смысле «оживают» те или иные конструкции языка, а это немаловажно для его быстрого и эффективного усвоения (поистине: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»).

Delphi - мощная современная система программирования, имеющая многочисленные приложения везде, где сегодня применяются компьютеры - от инженерных и научных расчетов до автоматизации управленческой деятельности. Прежде всего - это инструмент, инструмент довольно тонкий и универсальный, способный на многое в руках опытного мастера. Сегодня разнообразие приложений Delphi таково, что изучить все возможности этой системы, даже в рамках факультатива, не представляется возможным. В этом смысле Delphi можно сравнить с горой, путь к вершине которой далек и долог.

Delphi - результат развития языка Турбо Паскаль, который, в свою очередь, развился из языка Паскаль. Паскаль был полностью процедурным языком, Турбо Паскаль начиная с версии 5.5 добавил в Паскаль объектно-ориентированные свойства, а Delphi - объектно-ориентированный язык программирования с возможностью доступа к метаданным классов (то есть к описанию классов и их членов) в компилируемом коде, также называемом интроспекцией. Так как все классы наследуют функции базового класса TObject, то любой указатель на объект можно преобразовать к нему, и воспользоваться методом ClassType и функцией TypeInfo, которые и обеспечат интроспекцию. Также отличительным свойством Delphi от С++ является отсутствие возможности располагать объекты в стеке (объекты, унаследованные из Турбо Паскаля, располагаться в стеке могут) - все объекты попадают в динамически выделяемую область.

Де-факто Object Pascal, а затем и язык Delphi являются функциональными наращиваниями Turbo Pascal. Об этом говорят обозначения версий компилятора. Так, в Delphi 7 компилятор имеет номер версии 15.0 (Последняя версия Borland Pascal / Turbo Pascal обозначалась 7.0, в Delphi 1 компилятор имеет версию 8.0, в Delphi 2 -- 9.0, и т. д. Номер версии 11.0 носит компилятор Pascal, входивший в состав среды C++Builder).

Программа, которую строит Delphi в процессе проектирования приложения, основана на модульном принципе. Сама головная программа получается предельно простой и короткой. Она состоит из объявления списка используемых модулей и нескольких операторов, которые создают объекты тех форм, которые задуманы, и запускают выполнение приложения.

Принцип модульности очень важен для создания надежных и относительно легко модифицируемых и сопровождаемых приложений. Четкое соблюдение принципов модульности в сочетании с принципом скрытия информации позволяет внутри любого модуля проводить какие-то модификации, не затрагивая при этом остальных модулей и головную программу.

Все объекты компонентов размещаются в объектах - формах. Для каждой проектируемой формы, в приложении, Delphi создает отдельный модуль. Именно в модулях и осуществляется программирование задачи. В обработчиках событий объектов - форм и компонентов, необходимо помещать все алгоритмы. В основном они сводятся к обработке информации, содержащейся в свойствах одних объектов, и задании по результатам обработки свойств других объектов. При этом постоянно нужно обращаться к методам различных объектов. Delphi довольно легкая в изучении среда, и в то же время довольно сложная. Изучить ее полностью и досконально - невозможно.

Дополнительное удобство в работе в среде Delphi это мощная справочная система. Контекстно-зависимая от текущего выбранного элемента или строки программы, позволяет получить подробнейшую справку. Вложенные примеры позволяют, не отходя далеко от интересующей вас информации, просмотреть реализацию уже готовой, возможно полезной для вас, программы. Естественно, справка, как и сама среда разработки, описана на английском языке. Одновременно существуют и русифицированные файлы справки.

Для начинающих можно сказать, все, что вы видите на экране во время работы различных Windows приложений, все элементы (кнопки, бегунки, меню и т.п.) можно реализовать в Delphi.

Контекстно-зависимое внедрение файлов справки позволяет поднять уровень проектируемого приложения на порядок выше. А не сказать про поддержку работы с базами данных - значит не сказать многого. При работе в среде программирования посредством, так называемого BDE (Borland Database Engine), системного администратора баз данных, можно получать прямой доступ к таким стандартным форматам данных, как dBASE, Paradox, FoxPro, Access, ASCII таблицам. Набор драйверов Borland SQL Links обеспечивает все необходимые соединения с SQL-серверами.

В стандартную поставку Delphi входят основные объекты из 270 базовых классов.

Мы считаем, что именно седьмая версия идеально подходит для того чтобы начать создавать свои собственные программы и приложения. Как и предыдущие версии, Borland Delphi 7 Studio позволяет создавать самые различные программы: от простейших однооконных приложений до программ управления распределенными базами. В состав пакета включены разнообразные утилиты, обеспечивающие работу с базами данных, XML-документами, создание справочной системы.

Delphi, как никакая другая система программирования, позволяет без затруднений работать с HTML-документами. Действительно, приложения с помощью Delphi разрабатываются быстро, причем взаимодействие разработчика с интерактивной средой Delphi не вызывает внутреннего отторжения, а наоборот, оставляет ощущение комфорта. Delphi-приложения эффективны, если разработчик соблюдает определенные правила (и часто - если не соблюдает). Эти приложения надежны и при эксплуатации обладают предсказуемым поведением.

СРЕДА DELPHI 7

Тема 1. Интерфейс интегрированной среды разработки

Прикладные

программы,

приложения,

создаются

интегрированной

разработки(IDE –

Environment).

Пользовательский

интерфейс

организации взаимодействия с программистом и включает в себя ряд,окон

различные

элементы

управления. С

интегрированной

разработчику

проектировать интерфейсную

часть приложения, а также писать программный код и связывать

элементами управления. В интегрированной среде разработки проходят все

этапы создания приложения, включая отладку.

Интегрированная

разработкиDelphi 7

представляет

многооконную

интегрированной

разработки

(пользовательский интерфейс) может различаться в зависимости от настроек. Интерфейс Delphi 7 первоначально включает шесть окон:

Главное окно (Delphi 7 – Project1);

- окно Обозревателя дерева объектов (Object TreeView );

- окно Инспектора объектов (Object Inspector );

- окно Формы, или Конструктора формы (Form1 );

- окно Редактора кода (Unit1.pas )

- окно Проводника кода (Exploring Unit1.pas ).

Последние два окна находятся позади

окна,Формыпричем окно

Проводника кода пристыковано слева к окну Редактора кода, поэтому оба этих

окна имеют общий заголовок Unit1.pas .

На экране кроме указанных окон могут присутствовать и другие окна,

отображаемые при вызове соответствующих средств, например, окно Редактора

изображений (Image Editor ). Окна Delphi можно

перемещать,

изменять их

размеры и убирать с экрана(кроме главного окна), а также

состыковывать

между собой.

Несмотря на наличие многих окон, Delphi является однодокументной средой и позволяет одновременно работать только с одним приложением (проектом приложения). Название проекта приложения выводится в строке заголовка главного окна в верхней части экрана.

При сворачивании главного окна сворачивается весь интерфейсDelphi и, соответственно, все открытые окна; при закрытии главного окна работа с Delphi прекращается. Главное окно Delphi включает:

Главное меню;

- панели инструментов;

- палитру компонентов.

главного окна и содержат пятнадцать кнопок для вызова наиболее часто используемых команд главного меню.

Вызвать многие команды главного меню можно также с помощью

Отображением панелей инструментов и настройкой кнопок на них можно управлять. Эти действия выполняются с помощью контекстного меню панелей инструментов, вызываемого щелчком правой кнопки мыши при размещении указателя в области панелей инструментов или главного меню.

С помощью контекстного меню можно также управлять видимостью Палитры компонентов (Component Palette ).

Более широкие возможности по настройке панелей инструментов и главного меню предоставляет диалоговое окноCustomize (Индивидуальная настройка), вызываемое одноименной командой контекстного меню панелей инструментов. С его помощью можно скрыть или отобразить требуемую панель

инструментов, изменить состав

кнопок на, нейа также выбрать

отображения всплывающих подсказок для кнопок.

Палитра компонентов находится под главным меню в правой части

главного

содержит

множество

компонентов, размещаемых

создаваемых

Компоненты

являются

своего рода строительными

блоками, из которых конструируются формы приложения. Все компоненты разбиты на группы, каждая из которых в Палитре компонентов располагается на отдельной странице, а сами компоненты представлены значками. Нужная страница Палитры компонентов выбирается щелчком мыши на ее значке.

Первоначально Палитра компонентов имеет следующий набор страниц:

Standard – стандартная;

Additional – дополнительная;

Win32 – 32-разрядного интерфейса Windows;

System – доступа к системным функциям;

Data Access – работы с информацией из баз данных;

Data Controls – создания элементов управления данными;

DbExpress – доступа к SQL-серверам;

DataSnap – создания многоуровневых приложений баз данных;

BDE – доступа к данным с помощью BDE;

ADO – связи с базами данных с использованием объектов данных ActiveX;

Interbase – обеспечения непосредственного доступа к одноименной базе данных;

WebServices – создания клиентских приложений, использующих Web-сервис

с помощью технологии SOAP;

InternetExpress – создания приложений InternetExpress, которые являются одновременно Web-сервером и клиентом распределенной базы данных;

Internet – создания приложений Web-сервера для сети Интернет;

WebSnap – создания приложений Web-серверов;

Decision Cube – многомерного анализа;

Dialogs – создания стандартных диалоговых окон;

Win 3.1 – интерфейса Windows 3.x;

ActiveX – компонентов ActiveX;

RAVE – генерации отчетов в приложении;

Indy Clients – платформо-независимые компоненты Интернета для клиента;

Indy Servers – платформо-независимые компоненты Интернета для сервера;

Indy Intercepts – платформо-независимые компоненты Интернета для обработки прерываний при кодировании/ раскодировании и преобразовании передаваемой информации;

Indy I/O Handlers – платформо-независимые компоненты Интернета для управления вводом / выводом;

Интернета (обработки, кодирования и декодирования данных);

СОМ+ – управления одноименными объектами;

InterBase Admin – управления доступом к одноименной базе данных;

IW Standard – стандартная для работы в Интернете;

IW Data – создания элементов управления при работе с базами данных в Интернете;

IW Client Side – для обеспечения работы в Интернете со стороны клиента;

IW Control – управления работой в Интернете;

Servers – оболочки VCL для общих серверовCOM (Microsoft Office 2000 или 97).

Палитру компонентов можно настраивать с помощью диалогового окна Palette Properties (Свойства Палитры). Это окно вызывается командойProperties (Свойства) контекстного меню Палитры компонентов или командойComponent \ Configure Palette (Компонент \ Настройка Палитры) главного меню. Окно позволяет выполнять такие операции, как удаление, добавление отдельных компонентов и перемещение их на другое, а местотакже добавление, удаление или перемещение страниц компонентов.

В списке Pages диалогового окнаPalette Properties содержатся названия страниц, в спискеComponents – названия компонентов выбранной страницы. С

Добавить (Add ), удалить (Delete ) или переименовать (Rename ) страницу;

- переставить страницу или компонент на позицию выше(Move Up ) или ниже

(Move Down);

- скрыть компонент (Hide ).

Окно Формы (илиКонструктора формы ) первоначально находится в

центре экрана и имеет заголовокForm1 . В нем выполняется проектирование

формы, в процессе которого в форму из Палитры компонентов помещаются

необходимые

компоненты. При

проектирование

заключается

визуальном конструировании формы, а действия разработчика

работу в среде простого графического редактора. Сам Конструктор формы во

время ее проектирования остается как бы"за кадром", и разработчик имеет

дело непосредственно с формой, поэтому часто окно Конструктора формы

также называют окном Формы или просто "формой".

Редактора

кода (Unit1.pas)

программирования

находится

перекрывается им. Редактор кода представляет собой обычный текстовый

редактор, с помощью которого можно редактировать текст модуля и другие

текстовые

приложения, например,

редактируемый файл находится в окне Редактора кода на отдельной странице, доступ к которой осуществляется щелчком на соответствующем. значке Первоначально в окне Редактора кода на страницеCode содержится одна вкладкаUnit1 исходного кода модуля формыForm1 разрабатываемого приложения.

В Delphi 7 Редактор кода поддерживает также просмотр и редактирование других элементов приложения. Для этого используются страницы:

Diagram – отображение и настройка взаимосвязей между визуальными и невизуальными компонентами;

HTML Script – просмотр документа HTML и текста JavaScript, сгенерированных с помощью компонента типа TAdapterPageProducer;

HTML Result – просмотр документа HTML, сгенерированного на основе HTML-шаблона;

Preview – просмотр документа HTML в окне обозревателя;

XML Tree – отображение документа XML или модуля Web-страницы в окне обозревателя;

XSL Tree – отображение документа XSL или модуля Web-страницы.

В окне Редактора кода всегда присутствует страница Code , а остальные страницы требуют соответствующей настройки.

Окно Проводника кода (Exploring Unit1.pas ) пристыковано слева к окну Редактора кода. В нем в виде дерева отображаются все объекты модуля формы,

например переменные и процедуры. В окне Проводника

кода удобно

просматривать объекты приложения и быстро переходить к нужным объектам,

что особенно важно для больших модулей. Окно Проводника кода открывается

командой Code Explorer (Проводник кода) менюView (Просмотр).

настройки

Проводника

кода служит Explorer окно

(Параметры

проводника), открываемое

командой Properties (Свойства)

контекстного меню Проводника кода. С помощью этого окна можно, например,

управлять отображением объектов категорий, содержащихся в списке Explorer

categories (Категории просмотра). Чтобы окно Проводника кода по умолчанию

отсутствовало, нужно

сбросить

флажок Automatically show

(Автоматически отображать Проводник).

Окно Обозревателя дерева объектов после запуска системы находится под Главным окном и отображает древовидную структуру объектов текущей формы (первоначальноForm1 ). Это окно удобно использовать в случае форм, служащих для обработки баз данных, т. к. оно позволяет изменять связи между компонентами, например, переназначить таблице источник данных другой таблицы.

Окно Инспектора объектов находится под окном Обозревателя дерева объектов в левой части экрана и отображает свойства и события объектов для текущей формыForm1 . Его можно открыть командойView \ Object Inspector (Просмотр \ Инспектор объектов).

Окно Инспектора объектов имеет две страницы: Properties (Свойства) иEvents (События).

Страница Properties отображает информацию о текущем(выбранном) компоненте в окне Формы и при проектировании формы позволяет удобно изменять многие свойства компонентов.

Страница Events определяет процедуру, которую компонент должен выполнить при возникновении указанного события. Если для какого-либо события задана такая процедура, то в процессе выполнения приложения при возникновении этого события процедура вызывается автоматически. Такие процедуры служат для обработки соответствующих событий, поэтому их называют процедурами-обработчиками событий или просто обработчиками. Отметим, что события также являются свойствами, которые указывают на свои обработчики.

В конкретный момент времени Инспектор объектов отображает свойства

и события текущего(выбранного) компонента, имя и тип которого отображаются в списке под заголовком окна Инспектора объектов. Компонент, расположенный в форме, можно выбрать щелчком мыши на нем или выбором в списке Инспектора объектов. У каждого компонента есть набор свойств и событий, определяющих его особенности.

Инспектор объектов позволяет группировать свойства и события по категориям или в алфавитном порядке. Свойства (и их значения) отображаются различными цветами. В Инспекторе объектов содержатся и свойства, предназначенные только для чтения. Кроме того, можно настраивать свойства Инспектора объектов.

командой Arrange \ by Category (Расположить \ По категориям) контекстного меню Инспектора объектов. КомандойArrange \ by Name (Расположить \ По имени) восстанавливается расположение по алфавиту.

По умолчанию Инспектор объектов отображает все свойства и события объектов. Можно отключить / включить отображение некоторой категории, убрав / установив отметку в соответствующем пункте подменю командыView контекстного меню.

Для настройки вида Инспектора объектов служит окноObject Inspector Properties (Свойства Инспектора объектов), открываемое командойProperties контекстного меню Инспектора объектов. С его помощью можно выбрать, например, цвет для отображения имен (Name ) и значений (Value ) свойств.

Delphi поддерживает технологию Dock-окон , которые могут стыковаться (соединяться) друг с другом с помощью мыши. Такими окнами являются инструментальные (недиалоговые) окна интегрированной среды разработки, в

том числе окна Инспектора объектов и Проводника кода. Состыкованные окна

удобно, например, перемещать по экрану или изменять их размеры.

Для соединения двух окон следует с помощью мыши поместить одно из

них на другое и после изменения вида рамки перемещаемого окна отпустить

его, после чего это окно автоматически пристыкуется сбоку ко второму окну.

Разделение окон

выполняется

перемещением

пристыкованного

двойную линию, размещенную под общим заголовком. После соединения окна

представляют собой одно общее окно, разделенное на несколько частей. При

стыковке / отстыковке окно изменяет свое название. Так, окно Проводника

кода, состыкованное с окном Редактора кода, имеет общее с ним название,

например, Unit1.pas , в то время как при отстыковке название изменяется на

Unit1.pas.

Окна Инспектора объектов

и Обозревателя

объектов при стыковке объединяют свои назва(н азвания всех окон

указываются через запятую).

Можно запретить стыковку окна, убрав отметку Dockable (Стыкуемое) в

контекстном меню окна. По умолчанию эта отметка включена и окно является

стыкуемым.

Для окон Инспектора объектов и Обозревателя дерева объектов можно

установить режим Stay on Тор (Расположить наверху), расположив их поверх

окон. Это

выполняется

включением

одноименной

контекстном меню. Скрытое окно вызывается на экран командой менюView . Например, окно Проводника кода выводится на экран командойView \ Code Explorer .

Тема 2. Характеристика проекта

– код проекта (dpr );

– описания форм (dfm – для Windows,xfm – кроссплатформенный вариант);

модули и модули форм (pas );

параметры проекта (dof – для Windows,kof – для Linux);

параметры среды (cfg );

описание ресурсов (res ).

Взаимосвязи между отдельными частями (файлами) проекта показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Связь между файлами проекта Кроме приведенных файлов, автоматически могут создаваться и другие

файлы, например, резервные копии файлов: ~ dp – для файлов с расширением dpr;~ pa – для файлов с расширением pas.

Так как даже простой проект включает в себя много файлов, то для каждого нового проекта целесообразно создавать отдельный каталог, где и сохранять все файлы проекта.

2.2. Файл проекта

Файл проекта является центральным файлом проекта

и представляет

собой собственно программу. Для приложения, имеющего в

составе одну

форму, файл проекта имеет следующий вид:

program Project1;

uses Forms, Unit1 in "Unitl.pas" {Form1};

Application.Initialize;

Application.CreateForm(TForm1, Form1);

Application.Run;

Имя проекта (программы) совпадает с именем файла проекта и указывается при сохранении этого файла на диске, п рвоначально это имя Project1. То же имя имеют файлы ресурсов и параметров,проектапри

переименовании

переименовываю

автоматически.

Сборка всего проекта выполняется при компиляции файла проекта. При этом имя создаваемого приложения(ехе -файл) или динамически загружаемой библиотеки (dll -файл) совпадает с названием файла проекта.

В разделе uses указывается имя подключаемого модуляForms , который является обязательным для всех приложений, имеющих в своем составе формы. Кроме того, в разделе uses перечисляются подключаемые модули всех форм проекта, первоначально это модульUnit1 формыForm1 .

Директива $R подключает к проекту файл ресурсов, имя которого по умолчанию совпадает с именем файла проекта. Поэтому вместо имени файла ресурса указан символ* . Кроме этого файла разработчик может подключить к проекту и другие ресурсы, самостоятельно добавив директивы$R и указав в них соответствующие имена файлов ресурсов.

Программа проекта содержит всего три инструкции, выполняющих инициализацию приложения, создание формы Form1 и запуск приложения.

При выполнении разработчиком каких-либо операций с проектомDelphi формирует код файла проекта автоматически. Например, при добавлении новой формы в файл проекта добавляются две строки кода, относящиеся к этой фор-

ме, а при исключении формы из проекта эти строки автоматичес исключаются. При необходимости программист может вносить изменения в файл проекта самостоятельно, однако подобные действия могут разрушить целостность проекта и поэтому обычно выполняются только опытными программистами.

Отображение кода файла проекта в окне Редактора кода задается командой Project \ View Source (Проект \ Просмотр источника).

2.3. Файлы формы

Для каждой формы в составе проекта автоматически создаются файл описания формы (расширение dfm ) и файл модуля формы (расширениеpas ).

описания

формы является

ресурсомDelphi

содержит

характеристики формы и ее компонентов. Разработчик обычно управляет этим

файлом через

Формы и Инспектора объектов. При конструировании

формы в файл описания автоматически вносятся соответствующие изменения.

Содержимое

описания

определяет

ЕеПри вид

необходимости можно отобразить этот файл на экране в текстовом виде, что

выполняется командой View as Text (Просмотреть как

контекстного

меню формы. При этом окно Формы пропадает с экрана, а содержимое файла описания формы открывается в окне Редактора кода и доступно для просмотра и редактирования.

Повторное открытие окна формы выполняется командойView \ Forms (Просмотр \ Формы), после чего открывается диалоговое окноView Form (Просмотр форм), в списке которого и выбирается нужная форма.

Файл модуля формы содержит описание класса формы. Для пустой формы, добавляемой к проекту по умолчанию, файл модуля формы содержит следующий код:

unit Unit1;interface

uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs;

type TForml = class (TForm) private

{ Private declarations } public

{ Public declarations } end;

var Form1: TForm1;implementation

{$R *.dfm} end.

Delphi автоматически создает файл модуля формы при добавлении новой формы. По умолчанию к проекту добавляется новая форма типаTForm , не содержащая компонентов.

В разделе interface модуля формы содержится описание класса формы, а в разделеimplementation – подключение к модулю директивой$R визуального описания соответствующей формы. При размещении в форме компонентов, а

также при создании обработчиков событий в модуль формы вносятс соответствующие изменения. При этом часть этих изменений Delphi выполняет автоматически, а часть пишет разработчик. Обычно все действия разработчика, связанные с программированием, выполняются в модулях форм.

Тексты файлов модулей форм отображаются и редактируются с помощью Редактора кода. Открыть файл модуля формы можно в стандартном окне открытия файла (команда File \ Open (Файл \ Открыть)) или в диалоговом окнеView Unit , открываемом командойView \ Units (Просмотр \ Модули). В окне открытия файла модуля формы можно выбрать также файл проекта. После

выбора нужного модуля или проекта его текст появляется на отдельной странице редактора кода.

Оба файла каждой формы (описания и модуля) имеют одинаковые имена, отличные от имени файла проекта.

При компиляции модуля автоматически создается файл с расширением dcu (dpu – для Linux), который содержит откомпилированный код модуля. Этот файл можно удалить из каталога, в котором находятся все файлы проекта.

Разработка программного обеспечения для ОС Windows и иных популярных может осуществляться посредством самых разных типов инструментов. В числе тех, что характеризуются большой популярностью в среде российских и зарубежных программистов, — программа Delphi. Какова специфика данного инструмента разработки? Каковы наиболее примечательные его возможности?

Общие сведения о Delphi

Delphi — среда разработки прикладных программ, которые предназначены для запуска в ОС Windows, MacOS, а также в мобильных операционных системах — iOS и Android. Характеризуется простотой языка и процедур генерации кода.

При необходимости обеспечивает низкоуровневую коммуникацию с ОС и библиотеками, составленными на языках C и C++. Программы, которые создаются с помощью Delphi, не требуют сторонних оболочек для запуска — таких как, например, Java Virtual Machine. Delphi — среда разработки, которая может успешно применяться как профессионалами, так и в учебных целях. Для того чтобы освоить базовые ее возможности, необязательно обладать высокой квалификацией и знанием сложных языков программирования.

Основные преимущества

Изучим то, каковы ключевые преимущества программного продукта, о котором идет речь. Когда в той или иной IT-компании осуществляется обоснование выбора среды разработки, Delphi становится выбором многих программистов и рекомендуется ими к использованию. Это связано с тем, что данная среда позволяет создавать приложения в самые оперативные сроки, обеспечивать их высокую производительность даже на тех компьютерах, которые имеют скромные аппаратные характеристики. Значимый аргумент в пользу выбора рассматриваемой среды разработки — ее можно дополнять за счет новых инструментов, не предусмотренных стандартным набором решений, присутствующим в интерфейсе Delphi.

Изучим теперь то, каковы нюансы практического пользования возможностями Delphi.

Специфика интерфейса

Прежде всего можно обратить внимание на некоторые особенности интерфейса рассматриваемой среды разработки ПО. Так, структура рабочего пространства программы предполагает одновременную работу с несколькими основными окнами. Рассмотрим данное свойство подробнее.

Среда разработки Delphi, 7 версии в частности, предполагает задействование следующих ключевых модулей: дизайнера форм, редактора, палитры, инспектора объектов, а также справочника. В некоторых модификациях Delphi отмеченные компоненты могут именоваться иначе. Например, редактору может соответствовать окно кода программы, дизайнеру — окно формы. Однако функциональное назначение их будет тем же самым. Отмеченные элементы интерфейса Delphi могут дополнять различные вспомогательные инструменты. Основными с точки зрения процедур разработки программ считаются первые два. Но важны также и остальные. Рассмотрим особенности пользования отмеченными модулями Delphi.

Дизайнер форм, редактор и палитра

С помощью дизайнера форм разработчик создает интерфейс своей программы. В свою очередь, в редакторе пишется ее код. Многие программисты, которые рекомендуют сделать выбор среды разработки Delphi как самого оптимального решения, в качестве аргумента приводят простоту пользования дизайнером форм. Некоторые специалисты считают, что этот процесс и вовсе больше похож на игру.

Как только пользователь начинает создавать программу и запускает дизайнер форм, то изначально в нем нет никаких элементов, он пустой. Но его тут же можно заполнить с помощью инструментов, расположенных на другом модуле Delphi — палитре. программы, которые настраиваются в дизайнере форм, должны управляться командами, которые, в свою очередь, пишутся в редакторе.

Но вернемся пока что к палитре. С помощью нее можно размещать в области дизайнера форм нужные объекты. Для того чтобы использовать тот или иной инструмент, следует щелкнуть один раз на нем — пока он в области палитры, второй раз — в окне дизайнера форм. После этого соответствующий объект переместится в область разработки, и для него можно прописывать код в редакторе.

Инспектор объектов

Другой значимый элемент, который содержит Delphi — среда разработки приложений для ОС Windows и иных распространенных платформ — инспектор объектов. Можно отметить, что информация, отображаемая в нем, меняется: на это влияет статус объекта, который выбран в области дизайнера форм.

Структура инспектора объектов такова. Он состоит из двух окон. На каждом фиксируются алгоритмы, определяющие поведение соответствующих компонентов. В первом отображаются свойства, во втором — события. Если программист желает внести корректировки в алгоритмы, влияющие на конкретный компонент, то задействуются возможности инспектора объектов. Так, например, можно менять позиционирование тех или иных элементов интерфейса программ, их высоту и ширину.

В инспекторе объектов есть закладки, с помощью которых можно переключаться между страницами, отражающими свойства или события, которые непосредственно связаны с редактором. Так, если два раза щелкнуть на правой части какого-либо из отображаемых на экране пунктов, то код, который соответствует тому или иному событию, зафиксируется в редакторе.

Разработка программного обеспечения в Delphi предполагает использование инспектора объектов для решения самых разных задач. Это предопределяется тем, что с помощью данного инструмента можно изменять свойства фактически любых объектов, расположенных на форме, а также ее самой. Изучим подробнее некоторые особенности работы с инспектором объектов.

Инспектор объектов: использование возможностей

Для того чтобы понять, как функционирует интегрированная среда разработки Delphi в части взаимодействия инспектора объектов и форм, можно попробовать внести изменения в свойства некоторых распространенных элементов интерфейса ПО в Windows — например, Memo, Button и Listbox (чуть позже мы исследуем их сущность подробнее). Для начала их нужно разместить на форме, используя доступные средства Delphi.

Можно попробовать поэкспериментировать со свойством Ctl3D. Для этого нужно щелкнуть мышкой на форме, после чего перейти в инспектор объектов и изменить значение рассматриваемого свойства. После этого форма значительно изменит Одновременно свойство Ctl3D будет изменено на каждом из элементов, что размещены в окне разработки.

После произведенных экспериментов мы можем вновь перейти на форму и активизировать значение Ctl3D. После этого обратимся к элементам Memo и Listbox. Теперь можно изменять их свойства, расположение на форме, внешний вид. Например, выбрав в пункте меню опцию Edit, а затем — Size, программист может изменить ширину и высоту объектов. Есть вариант расположить их по центру, выбрав Edit и Align. Соответствующие действия повлияют на элементы, отображаемые в инспекторе объектов.

С помощью рассматриваемого модуля Delphi можно осуществлять изменение свойств компонентов. Так, например, если стоит задача определить для них конкретный цвет, то есть варианты задействования сразу нескольких инструментов. Во-первых, можно ввести команду, соответствующую цвету - например, красному - clRed, - в область Во-вторых, пользователь может выбрать нужный цвет из списка. В-третьих, есть вариант два раза щелкнуть мышью на свойствах Color — появится окно выбра цвета. Аналогично разработчик может менять и иные атрибуты объектов — к примеру, тип шрифта, его цвет или размер.

Справочник

Delphi — среда разработки, которая дополнена достаточно подробной справочной системой. Для того чтобы обратиться к ней, следует выбрать в меню пункт Help. После этого в окне отобразится один из отмеченных нами выше программных модулей рассматриваемой среды разработки — справочник. Особенность пользования им в том, что при нажатии F1 пользователь получит конкретную подсказку, отражающую специфику задействования текущего инструмента. Например, если программист работает с инспектором объектов, то он может выбрать одно из свойств, после чего нажать на F1 и получить справочную информацию о соответствующей опции. То же самое можно делать при работе с любым другим элементом интерфейса, который включает в себя среда разработки Delphi 7 и иные версии соответствующего типа ПО.

Прочие элементы интерфейса

В числе иных значимых компонентов интерфейса рассматриваемого программного решения — меню, панель быстрого доступа, а также редактор изображений. Касательно меню — оно позволяет программисту получать быстрый доступ к нужным компонентам, присутствующим в структуре среды разработки. Пользоваться им можно как с помощью мыши, так и при задействовании горячих клавиш. Чуть ниже меню располагается панель быстрого доступа. Некоторые из ее функций дублируют те, что характерны для меню, но доступ к ним осуществляется быстрее. Delphi в чем-то похож на программу Paint в Windows. То есть с помощью него можно производить простейшие корректировки картинок, наносить на них надписи и иные элементы.

Средства программирования

Delphi — среда разработки, которая включает большое количество инструментов, призванных повысить эффективность работы программиста. Так, рассмотренные нами выше ключевые модули дополняются набором из специальных инструментов. В числе таковых: отладчик, компилятор, а также компоненты WinSight и WinSpector. Отметим, что в некоторых версиях Delphi отмеченные элементы нужно инсталлировать отдельно. Изучим их специфику.

Отладчик Delphi

Касательно отладчика — данный инструмент дополняет редактор кода в части проведения необходимой проверки соответствующих программных алгоритмов на предмет корректности. С помощью него разработчик может фактически построчно исследовать свой исходник. В некоторых случаях при решении такой задачи, как разработка компонентов, Delphi как самостоятельный продукт может быть дополнен внешним отладчиком, который дает программисту расширенные возможности проверки кода создаваемого ПО.

Компилятор Delphi

Изучим теперь специфику компилятора рассматриваемой среды разработки. Отметим, что в структуре Delphi может присутствовать несколько соответствующих элементов. Так, есть вариант задействовать компилятор DCC, который полезен в тех случаях, когда стоит задача по работе с приложением во внешнем отладчике.

Winsight и WinSpector

Указанные модули относятся к тем, что нужно устанавливать на Delphi дополнительно. Характеризуются относительной сложностью в освоении. Однако многие программисты, осуществившие выбор среды разработки Delphi, считают, что данными компонентами обязательно нужно учиться пользоваться. Так, модуль Winsight используется с целью наблюдения за сообщениями Windows. Такой компонент, как WinSpector, нужен для того, чтобы фиксировать состояние компьютера в специальном файле. Если в ходе разработки ПО будут наблюдаться какие-либо сбои, то всегда можно открыть этот файл и посмотреть, что могло быть причиной неполадки.

Стандартные компоненты

Среда разработки Delphi, общие сведения о которой мы изучаем, включает ряд стандартных компонентов, о которых также полезно знать. Специалисты относят к таковым следующие: MainMenu, PopupMenu, Label, Edit, Memo, Button, Checkbox, Radiobutton, Listbox, Combobox, Scrollbar, Groupbox, Panel, а также Scrollbox. Изучим их специфику подробнее.

Компонент MainMenu предназначен для размещения главного меню в интерфейсе создаваемой программы. Для этого нужно поместить соответствующий элемент на форме, после чего вызвать свойство Items через инспектора объектов, а затем определить необходимые пункты меню.

Компонент PopupMenu предназначен для размещения всплывающих меню в интерфейсе создаваемой программы, то есть открывающихся с помощью щелчка правой кнопкой мыши.

Компонент Label задействуется с целью отображения текста в окне программы. Его можно настраивать, например задавать нужный шрифт в инспекторе объектов.

Компонент Edit задействуется с целью отображения на экране фрагмента текста, который пользователь может редактировать в то время, как программа работает. Его дополняет компонент Memo, с помощью которого, в свою очередь, можно работать с текстами большего объема. Данный элемент включает, например, такие опции, как копирование текста.

Компонент Button предназначен для выполнения тех или иных действий посредством нажатия кнопки в то время, как программа работает. Необходимо разместить соответствующий элемент на форме, после чего вписать нужный программный код.

Компонент Checkbox позволяет отображать на экране строки с небольшим окошком, в котором может ставиться галочка с помощью мыши. Похожий элемент — Radiobutton. Различаются они, во-первых, внешним видом — второй компонент выполняется в виде кружка, а во-вторых, первый элемент разрешает одновременный выбор нескольких опций, Radiobutton — только одной.

Компонент Listbox используется для отображения на экране списка, который пользователь может прокручивать с помощью мыши. Чем-то похож на него другой элемент — Combobox, однако он дополняется возможностью вводить текст в специальном поле.

Компонент Scrollbar — это полоса прокрутки в окнах. Как правило, появляется автоматически, как только текстовое пространство или форма с объектами становятся больше, чем окно.

Компонент Groupbox задействуется для того, чтобы фиксировать порядок перемещения между окнами при нажатии клавиши TAB. Может дополняться элементом Panel, с помощью которого может осуществляться перемещение нескольких объектов на форме.

Компонент Scrollbox позволяет зафиксировать на форме область, которую можно прокручивать как горизонтально, так и вертикально. Данным свойством характеризуются основные окна разработки Delphi по умолчанию. Но если есть необходимость в задействовании подобной опции на конкретном участке формы, можно воспользоваться компонентом Scrollbox.

Резюме

Delphi — среда разработки приложений с большими возможностями, в то же время характеризующаяся простотой использования основных функций. С помощью инструментов, которые входят в ее структуру, можно создавать самые разные типы программ для Windows и иных популярных ОС.

Выбор средств разработки Delphi многие программисты обуславливают удобством пользования интерфейсами соответствующего ПО, а также широким набором инструментов, полезных для работы на любом участке создания программы — на этапе дизайна, программирования алгоритмов или отладки.