Безопасность

Завод цветных телевизоров. Из истории телевизионного вещания в ссср

Завод цветных телевизоров. Из истории телевизионного вещания в ссср

Сегодня сложно представить, что еще каких-то сто с лишним лет назад человечество могло обходиться без телевидения. Такая техника стала привычным членом семьи, развлекая, обучая и информируя остальных домочадцев. В связи с этим интересно будет узнать, кто изобрел первый телевизор.

Очень важно отметить то, что перед появлением самого первого телевизора, было изобретено радио. Здесь мнения по поводу его «отцов-основателей» разнятся: отечественная точка зрения называет имя изобретателя радио №1 А.С. Попова, а за рубежом эту же проблему исследовали Маркони, Тесла, Бранли.

На вопрос, кто же именно изобрел телевизор, нельзя дать однозначный ответ. Далее можно назвать имя Пауля Нипкова. Именно он стал тем, кто придумал специальный прибор - диск, названный его именем. Изобретение произошло в 1884 году. Именно радиосигнал и механическая развертка стали причиной появления телевидения.

Немногие знают, что именно с помощью диска Нипкова получалось построчно считывать изображение и передавать далее на экран. Предприимчивый Джон Берд из Шотландии в конце двадцатых годов прошлого века и разработал первый телевизор, основывавшийся на этом принципе. Созданный проект он стал успешно реализовывать.

John Logie Baird

Лидерство механических телеприемников от одноименной корпорации Baird закрепилось за такими аппаратами вплоть до 30-х годов. Картинка была четкой, но без звука. Однако будущее было предопределено: оно принадлежало электронно-лучевой трубке.

Изобретение и использование ЭЛТ

Мировая тенденция технического превосходства заставляла лучшие умы работать на благо прогресса: работа над изобретением электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) велась во многих странах. Опять же стоит выделить вклад российских ученых - в 1907 году патент на подобную разработку получает Борис Розинг. Но пришел он к этому, основываясь на предыдущих открытиях.

И здесь можно привести краткий экскурс в историю. Можно вспомнить, что еще немец Генрих Герц в 1887 году открыл влияние света на электричество: так появился фотоэффект. Тогда он не смог объяснить, в каком качестве и для чего нужен фотоэффект. Это за него сделал год спустя Александр Столетов, который попытался сконструировать прообраз современных фотоэлементов, когда был изобретен прибор «электрический глаз». После него многие ученые пытались объяснить природу этого явления. К их числу можно отнести и Альберта Эйнштейна.

Важны и иные открытия, повлиявшие на будущее возникновение телевидения. К примеру, в 1879 году англичанин-физик Уильям Крукс создает вещества (люминофоры), способные светиться под воздействием катодного луча. А Карлом Брауном даже была сделана попытка создать будущий кинескоп. Как раз благодаря этому брауновскому кинескопу и смог обосновать теорию получения таким образом изображения уже упомянутый нами Борис Розинг. А в 1933 году его ученик Владимир Зворыкин создал первый телевизор с иконоскопом - так он назвал электронную трубку.

Именно Зворыкина и считают «отцом» современного тв. Даже первый в мире телевизор создавался в его одноименной американской лаборатории (он был эмигрантом, покинувшим страну после Октябрьской революции). А в 1939 году появились первые модели для массового производства.

Это привело к тому, что в дальнейшие годы первые телевизоры активно завоевывало страны Европы - сначала в Великобритании, Германии и так далее. Сначала все изображение передавалось в оптико-механической развертке, но потом, с повышением качества изображения, состоялся переход на развертку луча в электронно-лучевой трубке .

Первые телевизоры в СССР появились уже в 1939 году — их стал выпускать ленинградский завод «Коминтерн». Принцип работы заключался в действии диска Нипкова, а потому такую приставку, имеющую экран 3 на 4 см, надо было подключать к радиоприемнику . Затем требовалось переключить радио на другие частоты - в результате можно было смотреть те передачи, которые транслировались в европейских странах.

Интересно было и то, что такие первые телевизоры могли изготовить все желающие. Специально для этого в журнале «Радиофронт» была размещена соответствующая инструкция.

Регулярная телетрансляция была начата в 1938 году Опытным Ленинградским центром. А в столице телепрограммы стали выходить в эфир примерно через полгода. Интересно, что в каждом из телецентров этих городов использовались разные стандарты разложения, что требовало использования определенных моделей техники.

  1. Для приема передач Ленинградского телерадиоцентра использовалось телеустройство «ВРК» (в расшифровке - Всесоюзный радиокомитет). Это был прибор с экраном 130×175 мм, работу кинескопа в котором обеспечивали 24 лампы. Принцип работы - разложение на 240 строчек . Интересно, что в тридцатых годах прошлого века было выпущено 20 экземпляров подобного устройства. Такая техника устанавливалась в домах пионеров и дворцах культуры с целью коллективного просмотра.
  2. Московский телецентр вел вещание с разложением на 343 строки - это воспринималось приборами «ТК-1». Здесь уже подразумевалось более сложное устройство с 33 лампами. Только за 1938 год их было выпущено 200 штук, а к началу Великой Отечественной войны — 2 тыс. экземпляров.

На этом изыскания инженерной мысли человека не останавливались - должны же были рано или поздно появиться и упрощенные модели. Например, на ленинградском заводе «Радист» в 1940 году был предложен серийный вариант «17ТН-1», который мог воспроизводить программы как телевидения Ленинграда, так и Москвы. Производство было запущено, но до начала военных действий успело выйти всего 2 тыс. штук.

Также можно привести пример упрощенной модели под названием «АТП-1» (Абонентский телевизионный приёмник №1) — он являлся прообразом современного кабельного абонентского телевидения. Его выпускал Александровский завод перед войной.

Когда телевидение стало цветным

Все вышеописанное рассказывает о передаче черно-белого изображения. Ученые же продолжали работать над тем, чтобы оно стало цветным.

Когда же появились цветные телевизоры? Впервые об этом начали задумываться еще во время механических телеприемников. Одни из первых разработок представляет Ованес Адамян, который еще в 1908 году получает патент на умеющий передавать сигналы двуцветный прибор . Нельзя не упомянуть Джона Лоуги Брэда, того самого изобретателя механического приемника. Именно им в 1928 году было собран цветной телевизор, который последовательно передавал три изображения при помощи синего, красного и зеленого светофильтра.

Но это были только попытки. Настоящий скачок в области развития цветного телевидения произошел уже после окончания Второй мировой войны. Раз все силы были брошены на гражданское производство, то это неминуемо привело к прогрессу в этой области. Так и случилось в США. Дополнительной подоплекой стало использование дециметровых волн для передачи изображения.

Это привело к тому, что уже в 1940 году американскими учеными была презентована система «Тринископ». Она была примечательна тем, что в ней были использованы три кинескопа с различными цветами от люминофорного свечения, каждый из которых воспроизводил свой цвет изображения.

Что касается отечественных просторов, то в СССР аналогичные технические разработки стали появляться только в 1951 году. Но уже год спустя и простые телезрители могли увидеть пробную цветную трансляцию.

В 70-е года телевизор стал привычным техническим прибором во многих домах мира. Советское пространство не стало исключением, единственное, что стоит отметить: цветные телеприемники оставались в нашей стране дефицитными практически до конца восьмидесятых годов прошлого столетия.

Прогресс не стоит на месте

Изобретатели пытались улучшить полученный результат - так в 1956 году появился пульт дистанционного управления. Кто создал подобное полезное устройство? Он был разработан Робертом Адлером в 1956 году. Принцип его работы заключался в передаче ультразвуковых сигналов , которые были промодулированы соответствующими командами. Самый первый пульт мог только управлять громкостью и переключать каналы, но и на тот момент это было довольно весомым заявлением.

Что касается инфракрасной версии пульта , то она появилась в 1974 году в результате разработок Grundig и Magnavox. Его рождение было продиктовано появлением телетекста, который требовал более точного управления, а, значит, тогда появились и кнопки. А уже в восьмидесятых годах пульт дополнительно используют как аналог геймпада, ведь тогда и телевизоры стали дополнительным монитором к первым бытовым компьютерам и игровым приставкам.

С появлением видеомагнитофонов появилась необходимость в дополнительном внедрении компонентного видеовхода (кроме уже имеющегося аналогового антенного).

С началом двадцать первого столетия эра кинескопов подошла к концу - начали появляться плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры . А уже к 2010-м годам кинескопные модели были практически вытеснены с рынка плоскими устройствами в формате LCD и PDP. Многие из них могут подключаться к интернету и даже демонстрировать возможности просмотра 3D-контента.

Сегодняшний телеприемник мало похож на своего прародителя - он имеет функции домашнего медиацентра , сохраняя при этом функции просмотра эфирного и кабельного телевидения. И это уже не говоря о самом качестве изображения, передаваемого в стандарте высокой (а в топовых моделях и сверхвысокой) четкости.

Регулярное телевещание в России (СССР) началось 10 марта 1939 года.
Первый советский телевизор (приставка — собственного громкоговорителя телевизор не имел и подключался к радиовещательному приемнику) по системе с диском Нипкова был создан на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого) в апреле 1932 года.
Это была марка Б-2, с размером экрана 3x4 см. В 1933—1936 гг. завод выпустил около 3 тыс. этих телевизоров.


Б-2. 1932 г . Механический телевизор "Пионер ТМ-3".1934 г

В 1938 году завод «Коминтерн» выпустил телевизоры ТК-1, это была сложная модель на 33 радиолампах и изготавливался он по американской лицензии и с использованием их документации. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет).


ТК-1. 1938г Настольный телевизор ""17ТН-1"" 1939 г.

Работы же по созданию упрощенного телеприёмника, рассчитанного на массового потребителя, велась на другом ленинградском предприятии — заводе «Радист» (именно на него пришли ведущие специалисты из ВНИИТа и с завода им. Козицкого). И в 1940 году в лабораториях «Радиста» был создан серийный настольный телевизор 17ТН-1 с экраном диаметром 17 см. До войны завод успел выпустить не более 2 тыс. телевизоров этой марки.


Первый напольный телевизор "Москвич". 1946г. Телевизоры "Москвич" с радиоприёмником

Перед войной Александровский завод выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA — АТП-1. Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49, его смотрел даже Сталин. Стоили первые телевизоры более 900 рублей (несколько месячных зарплат).


Телевизор КВН-49 Телевизор КВН-49 с линзой с дисстилированной водой

Телевизор КВН-49 Телевизор "Ленинград Т-1" 1947г.

Телерадиола «Беларусь»



Московский телевизионный завод (ныне «Рубин»), был создан в 1951 году, а выпустил первые телевизоры Север в 1953 г. Александровский радиозавод «Рекорд» начал производить телевизоры с 1957 года. Поскольку послевоенный парк телевизоров в СССР был невелик, то в 1951-55 гг. была предпринята попытка создания системы последовательного цветного телевидения (имеющей некоторые преимущества, но несовместимой с чёрно-белой, а потому ранее отвергнутой в Америке). Был выбран стандарт 525 строк при 25 кадрах (50 полей) в секунду, в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре (при красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие). Велось опытное вещание с Опытной станции цветного телевидения , ОСЦТ-1. На ленинградском заводе им. Козицкого было выпущено несколько сот цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см (с повышенной яркостью — чтобы компенсировать потери света в светофильтрах).
в 1957 году количество телевизоров в СССР превысило один миллион.


Цветной ТВ «Радуга» Цветной ТВ «Минск - 1»

Давайте пойдём дальше и посмотрим на первые проекционные телевизоры производства СССР. Их не было в свободной продаже, они изготавливались малыми партиями по заказу организаций с 1951 года. Перед Вами более поздние модели " Москва " и " Топаз " (1957-1961)

Эти "тумбочки", с размерами около 1х0,5х0,5 метра, собранные в деревянных корпусах, имели вес около 70кг и были расчитаны на одновременный просмотр 25-30 зрителями. Кроме приёма телевизионных программ, они могли принимать радиостанции или крутить пластинки, имели неслабую акустическую систему (до 6 динамиков) и проводной пульт дистанционного управления

Для обеспечения максимальной яркости изображения, проекционники комплектовались алюминиевым отражающим экраном в раме с размерами: 1045х1345х70 мм (1300х1060х130 мм) с двумя складными подставками, который устанавливался 2,5 метрах от телевизора и весил около 30 кг. В установке используется кинескоп 6ЛК1(Б) с оптико-механической системой, позволяющей проецировать изображение на экран в качестве, ничуть не уступающем качеству обычных кинескопных телевизоров того времени.

В СССР так же были выпущены две модели цветных проекционных телевизоров "" Изумруд-201 "" и "" Изумруд-203 "" (1959 год), однако они не нашли широкого применения. Изображение в них формировалось тремя разными кинескопами (каждый давал свой цвет), а оптико-механическая система сводила на отражающем экране три изображения в одно (полноцветное). Модель 201 была такой же огромной, как и её черно-белые "братья" (около 80 кг), а вот "" Изумруд-203 "" представлял собой напольный проекционный телевизор индивидуального пользования.

Работу схемы обеспечивали 36 радиоламп и 22 полупроводниковых диода, а размеры изображения на отражающем экране: 350х460 мм (примерно 580 мм по диагонали или 23 дюйма) . Приемные каналы были выполнены по супергетеродинной схеме, имели общую ступень усиления высокой частоты, гетеродин и усилитель. Питание осуществлялось от сети переменного тока напряжением 110, 127 или 220 в. Для настройки телевизора имелось 12 ручек. Однако качество изображения было достаточно низким. Срок службы первых проекционных кинескопов был небольшим (100 ч). Опытные образцы проекционного телевизора Т-4-50 были выпущены ограниченной партией.
Отечественной промышленностью разрабатывались различные варианты проекционных систем телевидения. В 1953 г. в кинотеатре «Эрмитаж» демонстрировалось черно-белое изображение на экране размером 4х3 м. Проекционная аппаратура была смонтирована Московским научно-исследовательским институтом телевидения. В начале 1956 г. завод «Рубин» приступил к серийному производству первого в стране пятиканального проекционного телевизора «Москва» с выносным экраном размером 90х120 см и высококачественной многополосной акустической системой. В настоящее время телевизор может служить основой домашнего кинотеатра. Телевизионное проекционное оборудование используется в различных сферах человеческой деятельности.

В 1951 г. проекционный телевизор Т-4-50 был передан ленинградским предприятием п/я 431 (ныне НИИ Телевидения, Санкт-Петербург) в Политехнический музей. Опытная эксплуатация первого отечественного проекционного телевизора стала основой для последующего решения технологических задач по созданию катодолюминесцентных проекционных кинескопов, оптических систем и проекционных экранов.


На этом, к сожалению, всё, а вот за рубежом - проекционная техника продолжала и продолжает развиваться.

В феврале 1957 года вышло постановление Совета Министров по вопросам цветного телевидения с поручением начать в следующем, 1958 году, опытное вещание уже по одновременной (совместимой) системе. К ноябрю 1959 года на Шаболовке была смонтирована ОСЦТ-2, которая в январе 1960 г. начала регулярное вещание по системе NTSC. Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого (новую «Радугу»), а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около 4000 штук, но в открытую продажу они не поступали.
В итоге в марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения и был осуществлён переход на советско-французскую системуSÉCAM . Первая широковещательная цветная телепередача в СССР состоялась 7 ноября 1967 года . Первые цветные телевизоры тоже были французские — было закуплено несколько сот телевизоров марки KFT.

«Рубин-401» — первый в СССР серийный цветной телевизор (1967 год).
«Рубин-714» — первый в СССР серийный цветной телевизор с экраном 61 см по диагонали (1976 год) — один из самых массовых советских телевизоров.
В 70-х — 80-х годах происходила постепенная замена парка чёрно-белых телевизоров на цветные отечественного производства. Парк цветных телевизоров формировался трудно, хотя их долгое время продавали даже ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта: население почти перестало покупать чёрно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но ещё не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надёжности (да и объём цветных телепрограмм рос тогда очень медленно).
В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн цветных телевизоров.

И как тут не вспомнить историю создания львовского завода "Электрон".

В 1946 г. Лаврентий Берия пробил на Политбюро идею о денационализации Западных регионов Союза за счет перенесения туда объектов оборонной промышленности из центральных областей . Пункт 32 закона о пятилетнем плане 1946-1950 гг. предусматривал «превращение Львова в крупный индустриальный центр республики» . Конечно, местные «бандеровцы» к работе на оборонных предприятиях не допускались. Переводили во Львов заводы из центральных и северо-восточных областей России вместе с обслуживающим персоналом. Опыт создания заводов «телеграфно-телефонной аппаратуры», «Львовприбор» и «ЛАЗ» а показал действенность этого метода. Потому, когда в 1956 г. стали решать, где создать новый завод телевизионной техники, - решили, что лучшего места, чем Львов, нет. Директором завода назначили опытного хозяйственника сталинской закваски Степана Остаповича Петровского. Высшего образования он не имел, но очень хорошо разбирался в людях, умел их вести за собой, интуитивно видел пути решения стратегических заданий. В целом, был человеком на своем месте. Он и выбрал базой для «Электрона» завод измерительных приборов, который с 4 октября 1957 г. стали величать «телевизионным» заводом. Во Львов были переведены целые подразделения и рабочие из ведущих телевизионных заводов - Александровского Владимирской области, Ленинградского имени Козицкого, Московского «Рубина». Правда, как и на этих заводах, выпуск телевизоров составлял только 30%. Основную продукцию составляла электронная начинка для истребителей и бомбардировщиков, системы дальнего слежения и другая оборонная техника. Но при этом, в 1957 г. в СССР уже выпускалось более миллиона телевизоров! В 1958 г. был выпущен первый Львовский телевизор «Львов” (на базе Александровского телевизора «Призив»). С первым выпуском продукции начиналось и жилищное строительство. Заводчане стояли в очереди на квартиру не более 3-5 лет, тогда как коренные львовяне ожидали улучшения жилищных условий чуть ли не всю жизнь. Одновременно строились новые, почему-то многоэтажные производственные корпуса, хотя технологически оптимально горизонтальное планирование. В 1960 г. вышло постановление ЦК «О развитии советского телевидения», в котором телевидение провозглашалось «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии». В 1961 г. в новом огромном корпусе «Электрона» начался выпуск черно-белого «Огонька» лучшего телевизора Советского Союза.

Когда в 1962 г., по заданию ЦК КПСС создали воскресную развлекательную передачу, которая снимается в кафе с телевизором «Огонек» ее назвали сначала «На Огонек», а затем «Голубой Огонек”. Хрущевские времена внесли изменения в кадровом вопросе. Львов перестал импортировать рабочую силу из центральных областей России. С введением общей паспортизации в город ринулось население окружающих сел. Вчерашних колхозников нужно было учить. Инженерные кадры готовили кафедры политехнического института, а для подготовки квалифицированных сборщиков был создан огромный техникум радиоэлектроннойпромышленности. К сожалению, с развалом «Электрона» его специалисты оказались никому не нужными, и техникум, превратившись в институт другого профиля, перешел в распоряжение Минпросвещения. Вот только его студенты смогли занять лишь два этажа колоссального общежития. Все другие помещения были сданы в аренду разным фирмам. В то время как малоимущим студентам и по сей день негде жить, директор техникума построил себе на закрытой территории оборонных мастерских «Китвы» шикарный коттедж.
1990 год стал пиком «Электрона». В этом году было выпущено 1 233 000 телевизоров. При этом, как и в прошлом году, около 300000 экспортировалось на Запад , что говорило о престиже предприятия. В 1990г. «Электрон» производил продукции более, чем на 1,5 млрд.руб. ($2,3млрд. ), что составляло 25% ВВП Львовской области или 4% ВВП Советской Украины . Техничесий уровень объединения поддерживал отраслевой институт - НИИ Телевизионной Техники, в котором работало более 2 000чел. Увы, НИИ ТТ давно ликвидирован, оборудование и приборы скупили и вывезли польские и американские (в Киеве) СП по цене металлолома.
Разработанные учеными «Электрона» унифицированные детали стали применяться всеми заводами СССР. Его черно-белые телевизоры первыми в стране получили «Знак качества». «Электрон» первый выпустил цифровой цветной телевизор, первый выпустил телевизор на моношасси, первый выпустил телевизор в пластмассовом корпусе.

Но кроме телевизоров львовский завод "Электрон" производил и оптическую продукцию для военно-промышленного комплекса. Некоторые разработки используется и в настоящее время.


И еще много , , а и даже с ценами на 1980 год.

С марта 1934 г. на Ленинградском заводе им. Козицкого стали малосерийно выпускать первый отечественный любительский механический телевизор ""Б-2"", предназначенный для приема движущихся изображений и звукового сопровождения на расстоянии (по радио или проводам), осуществляемых в результате использования фотоэлектрического эффекта. Размер видимой части экрана с увеличительной линзой составлял 3 на 4 см. Хорошие результаты получались только при приеме простых изображений (например, мультипликаций). Яркость изображения определялась силой приема, то есть мощностью передающей станции, расстоянием от нее, качеством приемной антенны и т.д.

В 1933-1936 гг. было выпущено более 3 тыс. таких телевизоров.

В 1938 г. были пущены в эксплуатацию первые опытные телевизионные центры в Москве и Ленинграде. Разложение передаваемого изображения в Москве было 343 строки, а в Ленинграде - 240 строк при 25 кадрах в секунду. Тогда же - в 1938 г. - начался серийный выпуск консольных приемников на 343 строки "ТК-1" с размером экрана 14 на 18 см.

Во второй половине 1940-х гг. разложение изображения передаваемого Московским и Ленинградским центрами было увеличено до 625 строк, что существенно повысило качество телевизионных передач.

С 1948 г. выпускались телевизоры серии "КВН-49", отличительной чертой которых было наличие перед экраном стеклянной линзы, увеличивавшей изображение.

В 1957 г. количество телевизоров в СССР превысило 1 млн. Наиболее массовым становился телевизор с невиданным прежде размером экрана 35 см по диагонали ("Рекорд", "Старт"). Более обеспеченные семьи теперь могли себе позволить "Рубин" или "Темп" с размеров экрана по диагонали 43 см. В небольших количествах стал производиться "Янтарь" (53 см).

Бурный рост передающей и приемной телесети начался в середине 1950-х гг. Если в 1953 г. работали только три телецентра, то в 1960 г. уже действовали 100 мощных телевизионных станций и 170 ретрансляционных станций малой мощности, а к концу 1970 г. до 300 мощных и около 1000 телевизионных станций малой мощности. 4 ноября 1967 г. вступила в строй Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция Министерства связи СССР.

С весны 1954 г. в Ленинграде для опытов по внедрению цветного телевидения производили в небольшом количестве опытный телеприемник ""Радуга"". Это был электронный телевизор для приема черно-белого изображения с механическим получением цвета посредством синхронного с передающим центром вращением двигателя со светофильтрами красного, синего и зеленого цветов, объединенных на диске с электродвигателем и установленного перед экраном внутри аппарата. В Москве были организованы специальные просмотры для демонстрации возможностей цветного телевидения в специально созданных ателье. Но в 1956 г. эти опыты как малоперспективные, были завершены.

В январе 1960 г. состоялась первая передача цветного телевидения в Ленинграде с опытной станции Ленинградского электротехнического института связи.

В марте 1965 г. было подписано соглашение между СССР и Францией о сотрудничестве в области цветного телевидения на основе системы СЕКАМ. 26 июня 1966 г. было принято решение избрать для внедрения в СССР совместную советско-французскую систему цветного телевидения СЕКАМ-111. Первые передачи по совместной системе начались в Москве с 1 октября 1967 г., к этому же времени был приурочен выпуск первой партии цветных телевизоров.

7 ноября 1967 г. - в день 50-летия Октябрьской революции - состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади праздничного парада.

К 1970 г. телеприемники с экраном 59 см по диагонали выпускались в огромных количествах ("Березка", "Каскад", "Рубин", "Таурас", "Темп", "Фотон", "Чайка", "Электрон"), появилась переносная модель, способная работать от аккумулятора - "Юность-2".

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в СССР ежегодно производили 11 млн. телевизоров и 6,5 млн. цветных кинескопов.

В 2006 г. объем производства телевизоров в РФ составил 4,4 млн. штук, сократившись, по сравнению с 2005 г., на 29,9%.

Черно-белые телевизоры производства СССР:

1. "Б-2" (Ленинградский завод им. Козицкого, 1934 г.).

2. "ТК-1" (1938 г.).

3. "Москвич Т-1" (Московский радиозавод, 1947 г.).

5. "Авангард-55" (Ленинградский завод им. Козицкого, 1955 .).

6. "Рекорд" (Александровский, Бакинский и Воронежский радиозаводы, 1956 г.).

7. "Рубин" (Московский телевизионный завод, 1956 г.).

8. "Юность-2" (Московский радиотехнический завод, 1969 г.).

9. "Фотон-234-1" (Симферопольский завод телевизоров им. 50-летия СССР, 1988 г.).

Цветные телевизоры производства СССР и РФ:

1. "Радуга" (Ленинградский завод им. Козицкого, 1954 г.).

2. "Рубин 51ТЦ-405Д" (Московское ПО "Рубин", 1986 г.).

3. "Горизонт 51ТЦ-404Д" (Минское производственное объединение "Горизонт", 1987 г.).

4. "Электрон 61ТЦ-451Д" (Львовское НПО "Электрон", 1990 г.).

5. " Rubin 37S20DVD" (ОАО "Московский телевизионный завод "Рубин").

10 мая 1932 в Ленинграде на заводе «Коминтерн» была произведена первая партия советских телевизоров – 20 пробных экземпляров устройства с названием Б-2. Это дало начало отечественному производству телевизионных приемников, которое имело периоды взлета и падений, успехов и неудач. Мы расскажем про 10 самых известных, легендарных телевизоров советской эпохи - некоторые из них до сих пор работают по прямому назначению…

Телевизионная приставка Б-2

1. Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.

2. Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.

Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.

КВН-49

3. В конце тридцатых – начале сороковых годов в Советском Союзе выпускалось сразу несколько моделей электронных телевизоров, частично по американской лицензии, частично собственной разработки, но массовым продуктом они так и не стали – помешала Великая Отечественная война. А первым по-настоящему «народным» аппаратом стал КВН-49.

4. Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.

КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.

Рубин-102

5. В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.

6. Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.

Рубин-714

7. Но все-таки название «Рубин» у нас ассоциируется, в первую очередь, с телевизионным приемником Рубин-714. Он не был первым советским цветным телевизором, но стал одним из самых массовых в стране – за девять лет в 1976-1985 годах было выпущено 1 миллион 443 тысяч экземпляров, из которых 172 тысячи ушло на экспорт.

Рассвет-307

9. Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.

10. Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.

Рекорд В-312

11. Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.

12. Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.

Горизонт Ц-355

13. А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.

14. Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.

Весна-346

15. Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).

16. Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.

Электрон Ц-382

17. Еще одним легендарным производителем телевизоров в УССР был львовский завод «Электрон». В восьмидесятых годах он выпустил сразу несколько популярных на весь Советский Союз моделей цветных телевизоров, самой массовой из которых считается Электрон Ц-382.

18. Электрон Ц-382 выделялся среди других советских телевизоров той эпохи хорошим качеством изображения, высокой надежностью, стильным дизайном и низким потреблением электричества. В том числе, благодаря успеху этой модели, каждый четвертый телевизор в СССР в восьмидесятых годах был производства концерта «Электрон».

Завод «Электрон» и сейчас производит телевизоры под собственной маркой. Правда, их популярность куда меньше, чем в советские времена.

Ровесник

19. Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.

20. Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.

    КВН-49-4 начал выпускаться уже после войны. Это был первый отечественный телевизор, рассчитанный на современный стандарт (625 строк), но не первый вообще.

    Первый советский чисто электронный телевизор (без диска Нипкова) был выпущен ещ до войны в Ленинграде, во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевидения (ВНИИТ) и назывался ВРК (сокращение от Всесоюзный радиокомитет). Размер экрана у него 13х17,5 см. В то же время начался выпуск ещ одной модели - 17ТН-1 (завод Радист), который тоже мог принимать передачи Опытного телевизионного центра, вещавшего в Ленинграде. Эти передачи шли с разрешением в 240 строк.

    Первый телевизор созданный в Советском Союзе на ленинградском заводе Коминтерн (теперь он называется заводом имени Козицкого) датируется апрелем 1932 года. Приставка без собственного радиопримного тракта требовала подключения к простому радиопримнику. Для прима звука нужен был другой радиопримник с настройкой на другую частоту. Назывался прибор Б - 2 и размер его был всего 34 сантиметра. В период с 1933 по 1936 годы выпущено было около 3 тысяч этих телевизоров.

    Завод Коминтерн в 1938 году выпускал телевизоры ТК-1 на 33 радиолампах по американской лицензии от фирмы RCA. К 1941 году их было собрано примерно 2000 штук.

    А телевизор КВН появился уже после войны.

    Самый первый телевизор, принятый к массовому выпуску в СССР назывался КВН-49 . Как можно заметить по названию, выпускать его начали в 1949 году.

    Название получило благодаря первым буквам фамилий тех, кто его изобрел:

    В дальнейшем происходила модернизация, усовершенствование этого телевизора, показывающего черно-белое изображение. В общем счете было выпущено за 18 лет 2,5 млн штук.

    Сейчас слово КВН ассоциируется у нас только лишь с популярной телепередачей Клуб веселых и находчивых. А ведь это и было название первой модели советского телевизора (точное название КВН-49, ведь он стал выпускаться с 1949 года). Первый отечественный телевизор был черно-белым и имел увеличительную линзу перед экраном.

    КВН-49 (Кенигсон, Варшавский, Николаевский 1949 год)

    Названный от первых букв фамилий инженеров принимавших участие в его разработке с 1946 по 1948 год.

    Спереди у него была большая линза.. 🙂

    Его схема.. мож кому надо.. 🙂

    Как только подобный вопрос попался в игре Союз нерушимый (в Одноклассниках), лично мне пришлось потратить уйму игровых монеток и перебрать все представленные варианты ответов. И только тогда пришлось убедиться в том, что первым советским телевизором, запущенным в массовое производство, стал КВН-49 , появившийся в послевоенные годы.

    Если современному ребенку показать первый телевизор,то он и не догадается,что перед ним за агрегат.Ведь первый телевизор больше напоминал огромную линзу в деревянной коробке и был невероятно тяжелым.Называлось это чудо техники КВН-49.Число 49 означало год 1949,в котором и начали выпускать телевизоры.А аббревеатура КВН-заглавные буквы фамилий разработчиков.

    В семье моих бабушки и дедушки первый телевизор появился только в 60-е годы,назывался Березка,если мне не изменяет память.

    Ну, поскольку автор вопроса разрешил шутить, то ответ в таком случае будет: К упил. В ключил. Н е работает! Сокращенно это и будет КВН. Экран маленький, перед ним пустотелая стеклянная линза, куда наливали дистиллированную воду (чтобы не портилась). А еще лучше было налить глицерин - у него больше коэффициент преломления света, потому и увеличение больше. Еще почти в то же время был телевизионный приемник Ленинград.

    Первый телевизор, выпущенный в массовое пользование населению во времена существования СССР, имел название КВН 49. Эта аббревиатура означала заглавные буквы фамилий его трех создателей. Такой телевизор принимал все три канала,которые были на тот момент, и по цене стоил 900 руб.