Программы

Чем отличаются кованые диски от штампованных. Литье или штамповка — что лучше надеть на зиму

Чем отличаются кованые диски от штампованных. Литье или штамповка — что лучше надеть на зиму

С приходом зимы встает вопрос, литые или штампованные диски: что лучше? Однозначного ответа нет, нужно обращать внимание на вес, износоустойчивость, простоту в эксплуатации, а также возможность починки.

Много лет в кругах автолюбителей возникает один и тот же вопрос - литые или штампованные диски, что лучше? Однозначного ответа нет. Литые выглядят куда эффектнее, зато штампованные дешевле. Для того чтобы определить, чем отличаются литые диски от штампованных, нужно определиться, что важно самому автовладельцу, разобраться в преимуществах и недостатках, а также учесть множество нюансов, таких, например, как качество дорог.

Литые диски

Споры возникают, как правило, с приходом зимы. И чаще всего этот спор проигрывают любители «титанов», ведь литье боится минусовых температур и становится более хрупкими.

Не участвуют в спорах лишь те, кто имеет оба комплекта и, переобувая резину в зависимости от сезона, меняют колеса вместе с дисками. Летом они ездят с красивыми литыми, а зимой - с практичными штампованными.

Литые автомобильные диски

Автомобильные литые диски изготавливают методом литья. В специальные формы заливают расплавленную смесь алюминиевого либо магниевого сплава. Уже после отливки они поддаются обработке. Сплавы гораздо легче стали, что радует, поскольку, чем легче автомобиль, тем он маневреннее и потребляет меньше топлива. Диски из этих сплавов меньше поддаются коррозии, практически не покрываются ржавчиной и не гниют.

Изобилие различных форм радует представительниц прекрасного пола. Рисунков столько, что каждый сможет подобрать себе по вкусу. Автомобиль с литыми дисками выглядит очень стильно и эстетически привлекательно.

Многие владельцы при покупке автомобилей, позарившись на внешний вид, заказывают литые диски как дополнительную комплектацию. Не радует разве что цена. Она обусловлена технологически сложным процессом изготовления литых катков.

Автомобиль с литыми дисками выглядит очень стильно

Достоинства легкосплавных дисков:

  • хорошая теплопроводность;
  • разнообразные формы и красивый дизайн;
  • легкость;
  • быстрее охлаждают тормоза;
  • легкость балансировки;
  • высокая управляемость автомобилем на больших скоростях;
  • меньший расход горючего из-за веса;
  • лучший разгон и торможение.

Многие из этих достоинств на сегодняшний день можно считать довольно сомнительными. Большинство автопроизводителей из-за слишком хрупкого состава, из которого производятся титаны, стали делать их значительно массивнее. Это увеличило вес дисков. Если раньше разница в весе комплекта штампованных и литых дисков составляла примерно двадцать килограмм, сегодня эта цифра варьируется в пределах десяти. Для общей массы машины это ничтожно низкий показатель.

Какие диски лучше зимой литые или штампованные? Большинство опытных водителей выбирают штампованные. Несмотря на то что сам сплав литых не подвержен коррозии, плюс они покрыты порошковой краской, а сверху еще и лаком, это все дает дополнительную защиту. Легкосплавные диски более хрупкие, особенно в зимнее время, под воздействием низких температур, и повреждения не всегда поддаются ремонту.

Основные недостатки:

  • плохая пластичность;
  • высокая стоимость;
  • повышенная жесткость, разрушающая ходовую и рулевой механизм;
  • не поддаются ремонту при серьезных повреждениях;
  • низкая прочность;
  • дорогие в обслуживании.

В зимнее время очень часто лакокрасочное покрытие, подвергаясь вредному воздействию химических реагентов, призванных бороться с гололедом, повреждается. С приходом весны его приходится обновлять, а как мы помним, в обслуживании литые диски совсем не дешевы. Недостаточная пластичность часто становится причиной образования трещин и сколов. Ремонтировать такие повреждения слишком сложно и дорого, а чаще всего попросту невозможно. Если подвести итог, то можно сделать вывод, что главным преимуществом являются вес и красота, а главным недостатком - подверженность неремонтируемым повреждениям.



Литые диски для автомобиля

Штампованные диски

На сегодняшний день штампованные диски являются самыми популярными во всем мире, и тому есть масса причин. Как правило, все автомобили с этим видом катков выходят с конвейера автопроизводителя. Производят такой вид дисков из стали. Штампованными их называют по той причине, что диски состоят из тарелки и обода, которые штампуются из металла, а после соединяются между собой с помощью сварки.

Стоимость катков довольно низкая, потому что процесс изготовления по максимуму автоматизирован. Если сравнивать литые и штампованные диски, разница очевидна. Штамповка здесь вне конкуренции. Проигрывают данные изделия еще и внешним видом. Разнообразием они не радуют и имеют стандартный унылый вид. Многие украшают штампованные диски колпаками. Но они изготовлены из пластика и очень часто теряются во время езды.

Достоинства штамповки:

  • легко ремонтировать, они гнутся, а не трескаются;
  • низкая цена;
  • недорогое обслуживание.

Да, достоинств не так много, но зато они довольно значительные. Штампованные диски чаще всего выбирают практичные водители, автовладельцы, которые предпочитают заниматься самостоятельным ремонтом. На грузовиках вы практически никогда не встретите литья, это дорого и совсем непрактично. Штамповка - идеальный вариант для машин служебного пользования и большегрузов.

Штамповка - идеальный вариант для машин служебного пользования и большегрузов

Недостатки:

  • отсутствие выбора дизайна;
  • постоянно теряющиеся колпаки;
  • худшая управляемость авто из-за веса;
  • диски ненадежны, часто деформируются;
  • подверженность коррозии.

Зимой довольно часто владельцы машин ставят именно штампованные диски. Это обусловлено тем, что они дешевле в обслуживании. Поврежденное лакокрасочное покрытие можно бюджетно восстановить. С этой задачей справится даже начинающий маляр. С литыми дисками этот номер не пройдет. По той же причине можно закрыть глаза на быстрое ржавление. Обработать от ржавчины и покрасить не составит труда даже собственными руками.

При попадании в большую яму, что случается довольно часто, штамповка, сгибаясь, защитит от негативного воздействия подвеску. Способность гнуться смягчит удар. Штампованные катки, при езде на скорости больше 80 км/час, намного хуже держат дорогу. Это замечают многие водители.

Зимой довольно часто владельцы машин ставят именно штампованные диски

Происходит это в связи с большим весом штамповки, по сравнению с легкосплавными дисками. Рассмотрев все плюсы и минусы штампованных дисков, очевидно, что они не такие уж плохие. Это бюджетный вариант довольно износостойких катков, которые к тому же легко ремонтировать.

Какие диски лучше штампованные или литые - выбор действительно сложный. И однозначного ответа вам никто не даст. Достоинств и недостатков хватает и у одних, и у других.

Если вы живете в городе, дороги в вашем регионе хорошие, а морозов минус 50 не бывает, то вполне можно приобретать литые диски и не переживать о дороговизне обслуживания. Бонусом будет шикарный внешний вид, который можно подобрать по своему вкусу и придать машине неповторимый шарм.

Любителям езды по пересеченной местности, неаккуратному вождению, лучше приобрести штампованные диски. Вопрос цены каждый решает для себя сам.

Диски литые или штампованные - решать только вам

Диски литые или штампованные - решать только вам. А лучше, приобретите оба комплекта. Это будет идеальным решением. Летом можно ездить красивыми, зимой оставаться практичными. Колеса, согласно сезонности, можно менять самостоятельно в гараже, не тратя деньги на шиномонтаж.

Большинству автовладельцев хочется, чтобы их авто выглядело элегантно и опрятно. Для этого важно не только следить за состоянием кузова, но и за внешним видом колесных дисков. В среде автолюбителей нет единого мнения, относительно того, какие диски лучше, литые или штампованные? Давайте вместе разберёмся в этом вопросе.

У каждого вида дисков есть свои сильные и слабые стороны. Изучив их, владелец автомобиля должен сам выбрать для себя наиболее подходящий вариант.

Для тех наших посетителей, кому больше нравится смотреть и слушать, чем читать, предлагаем посмотреть видео в конце статьи, в котором специалист автоцентра рассказывает, какие колесные диски лучше выбрать для авто.

В любом случае бережно относиться и тщательно ухаживать придется за любыми колесными дисками, независимо от того литые они или штампованные.

Виды и свойства литых дисков

Все легкосплавные колесные диски можно разделить на две большие группы: литые и кованные.

Название «литой диск» говорит о том, что деталь изготавливается из сплавов легких металлов методом литья. Основным материалом для изготовления литых дисков является алюминий. Однако иногда встречаются колеса отлитые на основе магния.

Упрощенно, процесс изготовления можно представить так:

  1. В металлоплавильной печи готовится плавка с набором металлов и добавок;
  2. Затем расплавленная масса заливается в специальные формы;
  3. После этого выполняется финишная механическая обработка отлитой заготовки;
  4. На последнем этапе на поверхность диска наносится лакокрасочное покрытие для его защиты от коррозии.

Кованые диски производятся по другой технологии: заготовка металла из лёгкого сплава разогревается и подвергается обработке давлением в специальном прессе, то есть штамповке или ковке.

Для изготовления каждого вида кованного диска нужен свой отдельный штамп, что обходится достаточно дорого. Поэтому выбор моделей кованых легкосплавных дисков несколько беднее, чем у их литых аналогов.

Самым очевидным преимуществом литых дисков является их привлекательный внешний вид. Машина, оснащенная "литьем" смотрится богаче и солиднее. Эта аксиома относится как к кованым моделям, так и к литым дискам.

Литые диски гораздо легче стальных штампованных аналогов сопоставимого размера. К примеру, вес 13-дюймового колесного диска варьируется в следующих пределах:

  • стальная штамповка - 8 кг,
  • легкосплавный диск - 6 кг,
  • кованый диск - 5 кг.

При использовании литых дисков снижается нагрузка на подвеску, уменьшается момент инерции при замедлении, улучшается динамика разгона, а колесо быстрее возвращается в первоначальное положение при езде по выбоинам.

Недостатки литых дисков

Среди главных недостатков литых дисков следует отметить их хрупкость. При сильном ударе диск не деформируется, а трескается или образуются сколы. Большинство таких повреждений не поддаются ремонту.

Кованые диски наиболее прочные, однако, при сильном ударе в область колеса вся мощь обрушивается на детали подвески, выводя их из строя. Так что ремонт подвески, рулевого механизма и приводных валов, в итоге может обойтись дороже, чем замена колесного диска.

Неприятным моментом при езде на всех видах "литья" может стать нарушение балансировки колес. Происходит это чаще всего по двум причинам:

  1. Так как балансировочные грузики приклеиваются к внутренней поверхности диска, то они довольно часто отклеиваются.
  2. При езде по бездорожью и грязи в лучах модных легкосплавных дисков застревает липкая дорожная масса. Даже при высыхании она не отстает от поверхности диска, нарушая балансировку колеса.

Основной рекомендацией по эксплуатации литых дисков будет бережная езда по разбитой дороге, особенно на низкопрофильной резине. Также требуется проявлять внимательность и осторожность при парковке вблизи бордюров и ребристых столбиков. Литые диски предназначены для хороших машин и отличных дорог.

Свойства стальных штампованных дисков

Большинство транспортных средств, которые производятся на нашей планете, изначально оснащаются стальными дисками. Конструктивно "штамповка" состоит из двух деталей: обод и диск.

  • Каждая из этих частей изготавливается из листовой стали методом холодной штамповки;
  • Затем обод соединяется с диском в один элемент при помощи точечной сварки;
  • Заключительным этапом изготовления диска становится нанесение жидкой или порошковой краски.

Весь технологический процесс производства таких «железяк» достаточно простой и дешевый.

Преимущества штампованных стальных дисков

Металлические штампованные диски, как это ни странно, также имеют достаточно преимуществ.

  1. Среди основных плюсов штампованных железных дисков необходимо отметить их низкую стоимость. Цена вопроса обычно в 2-3 раза ниже, чем аналогичное по размеру "литье".
  2. Положительной технической характеристикой будет способность дисков к деформации при ударе. Благодаря этому сталь сминается, гася при этом силу удара, а на детали подвески и рулевой механизм передается смягченное воздействие.
  3. Следующим достоинством такого диска будет возможность восстановления в большинстве случаев. Только полностью смятые и растрескавшиеся диски не поддаются ремонту. В остальных случаях можно воспользоваться рихтовкой, раскаткой, сваркой и так далее.

Недостатки стальных штампованных дисков

Наряду с важными преимуществами у металлических штампованных дисков есть ряд серьезных недостатков.

  • Среди недостатков штампованных дисков на первое место многие автомобилисты ставят их малопривлекательный внешний вид. Хотя достаточно прикрыть железные диски симпатичными колпаками и этот минус можно устранить.
  • Гораздо хуже обстоит дело с большой массой стальных колес. Это в конечном итоге отражается на снижении долговечности подвески всего автомобиля.
  • Еще одна беда постоянно преследует металлический диск – это беспощадная коррозия, которая не только портит вид диска, но и медленно разъедает его. Особенно активно происходит реакция окисления после зимы, когда оставшаяся соль, влага и тепло приводят к образованию глубоких раковин на поверхности. Нельзя терять драгоценное время, диск обязательно нужно реанимировать, удалив окислы и нанеся защитное покрытие.

К сожалению, идеальных колесных дисков не существует. Поэтому выбирать, что лучше использовать, литые или штампованные диски, следует из условий их эксплуатации. Кроме того, следует не забывать своевременно обслуживать и ремонтировать колеса.

В идеале, желательно иметь два комплекта колёсных дисков и резины: зимой использовать стальные штампованные диски, а летом переходить на легкосплавные литые или кованые.

Видео-ликбез: какие диски лучше – литые или штампованные?

В основном бюджетные комплектации автомобилей идут на так называемых штампованных дисках. А вот «богатые» комплектации на – «литых». Но почему такое происходит? Получается что «штамповка» хуже, ведь на ней экономят? А вот литье лучше, причем намного, ведь ставят для тех, у кого есть деньги? Где тут правда, что реально лучше и надежнее, и есть ли смысл переплачивать за «литье» давайте разбираться …


Знаете очень много моих читателей пишут мне – что одна и та же марка и модель автомобиля стоит НАМНОГО дороже, лишь только из-за того что у нее стоят литые диски, а не «штамповки». Что разница в цене может доходить аж до 50 000, а то и более! Ребята это не совсем так.

Конечно, литые диски стоят дороже штампованных, но разница здесь не столь критична, если брать R14, который сейчас идет на очень большом количестве наших авто, то она примерно составляет 10 000 рублей (за все 4 колеса), не больше, если только у вас не какие-то «авторские» диски (что на стандартном авто, будет редкостью).


А вот такая разница в 50 000 рублей, вырисовывается из-за большей комплектации по многим параметрам, например — штампованные диски были R14, а литые R15, также добавляется (к примеру) – климат-контроль, круиз-контроль, все стеклоподъемники, подогрев лобового стекла, парктроник и т.д. Конечно же такая комплектация будет дороже, но говорить что только из-за «литья» это не правильно! Думаю, это все поняли, давайте разбирать каждый из подвидов.

Штампованные диски

НА данный момент, это самый распространенный диск во всем мире. Причина как обычно банальна, ЭТО ЦЕНА. Ни для кого не секрет что стоить они будут в 2 – 3 раза дешевле, чем литой собрат (при таких же параметрах).

Делаются путем штамповки металлических частей, их две основных – это «обод» и так называемая «тарелка». Изначально производится тарелка, делается с применением специального профиля, для увеличения жесткости, вот почему «тарелка» практически никогда не бывает плоской. Затем делается обод, он также штампуется из стали, затем их соединяет при помощи специальной сварки. Вот почему они получили название «штампованные». После этого процесса поверхность окрашивают специальной коррозиеустойчивой краской. Собственно это весь процесс, зачастую он максимально автоматизирован, поэтому себестоимость такого продукта действительно низкая.


Плюсы :

  • Низкая стоимость конечного продукта
  • Ремонтопригодность. При деформации, не трескается а мнется. Можно легко выпрямить и после легко применить


  • Подвеска немного защищена. В чем тут дело, да в том что при ударе, диск начинает мяться, а как мы знаем из закона физики, поглощается часть «энергии удара», соответственно эта разрушающее воздействие не проходит дальше на элемента подвески (либо проходит но в уменьшенном варианте). Таким образом, можно констатировать, что эти диски немного «оберегают» подвеску.
  • Штатные болты. Все дело в том, что под «литье», обычно нужно использовать свои болты, которые стоят дороже.

Плюсов не много, но как видите, они действительно есть, если диск вам нужен для служебного авто, то есть скажем на Газель, или какой-либо грузовичок, либо автобус – ШТАМПОВКА ИДЕАЛЬНЫЙ КАНДИДАТ. Причем лично я никогда не видел литых дисков на грузовиках (дорого и бессмысленно).

Минусы :

  • Внешний вид. Что тут говорить они действительно, «убоги» снаружи.
  • Колпаки. Почти 80% производителей чтобы хоть как то украсить «штамповки», применяют декоративные колпаки. Как правило, они пластиковые и их достаточно легко потерять! Так вот весь абсурд в чем – если вы потеряли ОРИГИНАЛЬНЫЙ КОЛПАК (про рыночный Китай, я не говорю), то новый будет стоять около 1000 – 2000 рублей. Если продать колпак + сам диск, то запросто можно купить оригинальное «литье» (ну может не значительно добавить).


  • Ржавеют. ДА подвержены разрушению, ведь делаются из стали.


  • Тяжелее. Пусть не значительно, но все же, дополнительная нагрузка на подвеску
  • Хуже балансировка. Как сказал мне мой знакомый, который работает на «шиномонтаже» они намного сильнее гуляют по оси.
  • Хуже держат дорогу на больших скоростях, от 80 – 90 км/ч. Также вывели экспериментальным путем, есть знакомый, который ездил сначала на штамповках, а затем на литье – как они сказал – «разница на лицо».

В общем, для простого автомобиля, как я писал выше, также для коммерческого транспорта это самое «оно». Но вот если ваш авто представительский и дорогой, то тут уже совсем другая история, представить какой-нибудь «ИНФИНИТИ» на штампованных дисках.

Здесь производство совершенно другое, эти диски производятся путем — так называемого «литья», то есть их физически выливают в формы, а вот уже затем начинают обрабатывать (про это ).

Основной материал который используют для производства, это сплавы алюминия и магния, а они как известно намного легче стали, также почти не ржавеют и не гниют, то есть период распада намного увеличен.

Однако из-за сложного процесса, который намного сложнее автоматизировать, литые варианты стоят дороже, чем штампованные собратья.

С точки зрения дизайна и автомобильной эстетики, эти диски намного красивее – остается лишь только один принцип колесо круглое, а вот внутренних форм и рисунков может быть просто огромное количество.


Насчет веса — многие из нас с вами уверены, что литые варианты намного легче, чем штамповки, но практика показывает следующие параметры. Раньше литые диски намного чаще деформировались и лопались из-за своего строения (все алюминий в совокупности с магнием хрупкий состав), поэтому современные производители «литья» что говорится — эволюционировали, стали производить диски намного массивнее, что позволило увеличить их прочность и долговечность. Если раньше разница штампованных дисков (полный комплект 4 колеса), отличался с литыми на 20 килограмм, то сейчас это всего 10 – 12 кг. Конечно, разница есть – то 10 килограмм веса просто меркнут во всей массе автомобиля. Конечно, подвеске будет немного, легче как и самому автомобилю, толкать такие диски, но ГЛОБАЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ в динамики и расходе топлива, ждать не стоит.

Положительные моменты :

  • Красивые и стильные. Действительно красота дизайна иногда просто ЗАШКАЛИВАЕТ


  • Легче. Как отметил сверху не намного, но все же. При наезде на неровность колесо быстрее восстанавливает свою траекторию
  • Расход топлива. Опять же из-за веса, уменьшается, но это скорее будет несколько десятков грамм топлива, нежели литры
  • Разгон и торможение колеса. Эти характеристики улучшены, ибо инерционная составляющая у них ниже
  • Легче балансируются. Как правило, такие диски намного жестче, они уже изначально хорошо держат форму, бывали случаи, когда не нужно производить балансировку вообще
  • При высоких скоростях «чувство руля» управляемости автомобиля, намного выше

Как видите это своего рода технологичный прорыв, не только красивые, но и легкие и жесткие.

Отрицательные моменты :

  • Прочность. Если вспомнить 1990 – 2000 года, когда литые диски начали массово появляться на рынке, к ним относились скептически. ДА красивые, но прочность (особенно по нашим дорогам, когда можно легко влететь в яму) ОСТАВЛЯЛА ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО. При ударе они трескались, и ремонт был практически не возможен. Вот почему сейчас производители увеличили вес таких дисков (они прибавили в прочности)


  • Ремонтопригодность. НА низком уровне, если вы такой диск помяли, то отремонтировать его сложно, скорее всего (что также качественным ремонтом назвать сложно, скорее всего это «костыль», но вот уже таких характеристик он выдать не сможет)


  • Подвеска. Сейчас вы можете мне задать вопрос – если они такие жесткие, то значит, подвеска больше страдает, ведь удары проходят на прямую диск не деформируется. Отчасти это так, ОНИ ДЕЙСТВИЕЛЬНО БОЛЬШЕ ПЕРЕДАЮТ БОЛЬШЕ ЭНЕРГИИ УДАРА. НО – за счет того, что они легче, энергия изначально не такая сильная, на у штамповки. Если рассмотреть на пальцах – это как кинуть в вас пол-литровую бутылку и полуторалитровую. У первой энергия удара будет меньше, чем у второй. Здесь тоже самое, скорее всего по ресурсу подвески они практически идентичны.
  • Дороже обслуживание. Что тут говорить, снять и одеть резину дороже, даже балансировочные «грузила», которые приклеиваются к поверхности и те дороже
  • Сложно представить на коммерческом транспорте. Как я уже писал выше, на автобусах и прочих грузовиках представить сложно, ибо могут не выдержать вес и лопнуть, да и стоять будут просто космос.

На обычных рядовых иномарках, это действительно не плохой выбор, легче (банально будут меньше использоваться тормозные колодки), красивее, лучше балансировка и скоростные характеристики, также хоть чуть, но экономят топливо. Но представить такие варианты на грузовых авто, очень сложно, просто они на такое не рассчитаны.


Скажем так – если у вас легковой авто, можно (и даже нужно) применять литье, если грузовой или рабочий то можно использовать штамповки, но в любом случае выбор за вами.

Сейчас небольшая видео версия статьи

НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

Проблема выбора между стальными и легкосплавными колёсными дисками продолжает вызывать множество споров в среде автолюбителей. Масла в огонь подливают производители, всячески рекламирующие продукты собственного изготовления с целью продажи. Поэтому о характеристиках изделий, изготавливаемых из разных металлов, сформировались стереотипы, не отвечающие действительности. Отсюда и цель данного материала - рассказать, чем отличаются штампованные, кованые и литые диски, как отличить их друг от друга и какие лучше подойдут при различных условиях эксплуатации авто.

Колёсные диски из лёгкого сплава

Название «легкосплавные» присвоено данным изделиям из-за свойств материалов, из которых они делаются. Это сплав лёгких металлов - алюминия и магния, для прочности и пластичности к нему в небольших количествах добавляются титан и медь. Отсюда и второе название таких дисков - титановые. Существует 2 разновидности легкосплавных ободьев:

  • литые;
  • кованые (прессованные).

Эти 2 группы изделий отличаются друг от друга технологией изготовления, эксплуатационными свойствами и стоимостью. Чтобы понять, какие из них лучше, нужно рассмотреть производство дисков подробнее.

Примечание. Торговые представители зачастую навязывают автомобилистам мнение, что в отличие от литых изделий кованые обода делают из невероятно прочных и дорогих металлов, чуть ли не из платины. В действительности это миф, состав сплава для изготовления обеих групп продуктов абсолютно одинаков. Производители могут незначительно менять соотношение основных и добавочных металлов в расплаве на своё усмотрение.

О технологии производства

Как яствует из названия, литые изделия делаются методом заливки расплавленного металла в специальные формы (способом литья). Последовательность технологических операций выглядит так:

  1. Металлы - ингредиенты помещаются в печь, расплавляются и перемешиваются.
  2. Сплав подаётся к форме и заливается туда специальным ковшом.
  3. После застывания заготовка извлекается из формы и перемещается на механическую обработку. При этом структура обода и спиц уже сформирована, остаётся только удалить лишний материал по краям и уточнить отверстия для болтов, а также сбалансировать диск.
  4. Последний этап - тестирование при определённых скоростных и ударных нагрузках.

Справка. На заводах известных брендов процесс идёт в полностью автоматическом режиме с применением станков с ЧПУ, даже литье выполняет робот. Ручной труд практически исключён.

Название «кованые» не совсем точно отражает методику производства этих дисков, поскольку их не куют, а выдавливают из нагретого сплава на гидравлических прессах большой мощности. Алгоритм изготовления такой:

  1. Как и в предыдущем случае, в печи готовится сплав, из которого отливаются заготовки цилиндрической формы.
  2. Каждая заготовка проходит несколько операций прессования, где из неё формируется сплошной колёсный обод без спиц и отверстий.
  3. Изделия проходят 2 операции термообработки - закалку (упрочняет сплав) и отпуск для снятия внутренних напряжений в металле.
  4. С помощью механической обработки на разнообразных станках в дисках делают отверстия, вырезают рисунок спиц, удаляют лишний материал по краям и проводят балансировку.
  5. На специальном оборудовании выполняется тестирование при критических нагрузках.

Примечание. Вот и второй миф развеян - о том, что из-за технологии изготовления кованые диски не могут похвастать разнообразным дизайном. На фрезерных станках с ЧПУ можно вырезать в теле заготовки любой, даже самый сложный рисунок.

Плюсы и минусы литых изделий

Главное преимущество дисков, изготавливаемых методом литья из лёгкого сплава, - привлекательный внешний вид, благодаря чему автомобиль любого возраста и марки выглядит гораздо симпатичнее. Да и выбор изделий по конфигурации и количеству спиц невероятно широк. Это основная причина, побуждающая автолюбителей поменять стальные колёсные обода на легкосплавные.

Остальные достоинства тоже имеют значение, но они носят технический характер:

  • сниженная масса изделий даёт меньший расход топлива и повышает управляемость авто;
  • по той же причине улучшается разгонная динамика машины, а тормозной путь - сокращается;
  • изделия изначально сбалансированы благодаря технологии производства;
  • длительный срок службы.

Из перечисленных позитивных моментов реально заметна только долговечность и сбалансированность литых дисков, когда владелец авто меняет резину в шиномонтажной мастерской. Улучшение управляемости и разгонной динамики может ощутить лишь опытный водитель, а изменение расхода топлива настолько незначительно, что незаметно вовсе (0,1-0,2 л на 100 км пробега). Поэтому в приоритете остаётся красота легкосплавных дисков, а уж потом ценятся их технические параметры.

Теперь о недостатках:

  1. Изделия боятся сильных и резких ударов. Трещина появляется в наиболее тонком месте либо там, где внутри металла образовалась воздушная раковина. Производители утверждают, что литье ремонту не подлежит.
  2. Цена продукта выше, нежели у штампованных стальных дисков. Из-за разбега цен разница может составлять от 50 до 200%.
  3. Литые обода нельзя ставить на микроавтобусы и малые грузовики, поскольку они не рассчитаны на подобные нагрузки.
  4. Операции по обслуживанию таких изделий на шиномонтаже (смена резины, балансировка) обходятся дороже.

Справка. В странах постсоветского пространства функционирует множество мастерских, где специалисты приловчились паять трещины алюминиевого литья. Но подобный ремонт нельзя назвать полноценным, а восстановленные диски недопустимо ставить на переднюю ось машины.

Преимущества и недостатки кованых дисков

Существенный и единственный недостаток кованых ободьев - большая стоимость, превышающая литье в 2-5 раз в зависимости от завода - изготовителя. Но за эти деньги вы получите такие достоинства:

  • надёжность и прочность;
  • долговечность, прессованный обод прослужит столько же, сколько сам автомобиль;
  • малый вес изделия (даже по сравнению с литьём), улучшающий поведение авто на дороге и снижающий расход горючего.

Благодаря прессованию и закалке при изготовлении таких ободьев металл не имеет скрытых раковин и обретает повышенную прочность, поэтому трещины от ударов - чрезвычайно редкий случай. Вдобавок спицы изделия можно выполнить тоньше и ажурнее, придав дизайну колеса дополнительную лёгкость и красоту. Вот за что вы платите деньги, покупая кованый колёсный диск.

Как делают литые легкосплавные диски - видео

Стальные штампованные обода - секрет популярности

Более 60% всех автомобилей на территории стран постсоветского пространства оснащены дисками, сделанными из листовой углеродистой стали. Подавляющее большинство этих машин комплектуется такими колёсами с завода, поскольку они дешевле других. Исключения - авто в комплектации «люкс» либо элитные марки, которым «штамповка» откровенно не подходит по внешнему виду.

Невзирая на дешевизну, железные диски отличаются множеством достоинств:

  • по сравнению с алюминиевым сплавом сталь обладает пластичностью и упругостью, поэтому обод частично поглощает удары при езде по крупным неровностям;
  • по той же причине стальные изделия легко ремонтировать, - деформированные места можно рихтовать, а трещины - заварить;
  • сфера применения - транспорт любого назначения и грузоподъёмности;
  • низкие цены на обслуживание колёс;
  • нет проблем с креплением колёс, для чего используются заводские (штатные) болты.

Наиболее ценным преимуществом при езде по нашим дорогам является высокая ремонтопригодность штампованных дисков и способность поглощать удары. В сочетании с низкой стоимостью указанные особенности делают традиционные железные обода наиболее привлекательными в глазах рядовых пользователей. Чтобы понимать, как формируется их себестоимость, не помешает ознакомиться с технологией изготовления подобных изделий.

Производство методом штамповки

Для изготовления железных ободьев применяется толстая листовая сталь. Из неё нарезаются заготовки двух типов - круг и полоса, отправляемые на дальнейшую обработку. Процесс выглядит так:

  1. На гидравлическом прессе из стального круга штампуется сердцевина будущего диска с отверстиями под болты и технологическими проёмами.
  2. Полоса отправляется на вальцы, где изгибается в форме цилиндра. Торцы листа свариваются между собой, после чего выполняется зачистка шва.
  3. Из цилиндра гидравлический пресс выдавливает готовый обод, затем в нём просверливается отверстие для вентиля.
  4. Оба элемента соединяются методом сварки, потом покрываются грунтом и окрашиваются.

При изготовлении штампованных изделий не применяются дорогостоящие станки с ЧПУ и печи, отчего и затраты энергоносителей существенно ниже. Отсюда небольшая цена конечного продукта.

Видео процесса сборки штампованных изделий

Слабые стороны стальных дисков

По сравнению с симпатичными изделиями из лёгкого алюминиевого сплава штампованные железные обода проигрывают по внешнему виду, что зачастую становится причиной их замены. Не решают вопрос и пластиковые декоративные колпаки, которые вечно теряются на выбоинах наших дорог, а хозяину авто приходится покупать новые.

Для справки. Чтобы колпаки не слетали с колёс, многие водители пристёгивают их к дискам пластмассовыми электромонтажными хомутиками. Это помогает, хотя несколько портит внешний вид авто.

В эксплуатации «штамповок» есть и другие негативные моменты:

  • из-за большого веса колёс управляемость машиной хуже, а расход топлива - выше;
  • увеличенный тормозной путь;
  • изделия из штампованного железа не могут похвастать хорошей балансировкой;
  • металл ржавеет, а потому требует ухода.

Судя по статистике, перечисленные недостатки не слишком смущают большинство российских водителей. Опять же, часть негативных моментов неверно интерпретируется продавцами. Например, лишено оснований утверждение, что сталь может сгнить за 2 года и диск станет непригодным к дальнейшему использованию. Чтобы довести металл до такого состояния, потребуется период вдвое дольше, а при своевременном уходе изделие прослужит не меньше легкосплавного.

Примечание. Существует миф, что краска штампованных ободьев легко царапается и быстро приходит в негодность, а поверхность из лёгкого сплава повредить невозможно. Вторая часть утверждения неверна, литые диски тоже можно поцарапать, а вот покрасить их значительно труднее.

Выбор типа колёсных дисков лучше выполнять по трём критериям:

  • в зависимости от условий эксплуатации машины;
  • класс и марка авто;
  • активная езда в холодный или тёплый период года.

Совет. Если вы рассчитываете пользоваться одним комплектом ободьев круглогодично, то с учётом российских дорожных условий лучше не рисковать деньгами и поставить стальную «штамповку».

Идеальный вариант - иметь 2 комплекта дисков, используя их в тёплое и холодное время года. Для летней езды по асфальтированным покрытиям отлично подойдут легкосплавные обода, а вот на зиму нужно ставить штампованные. Проблема в наледи, появляющейся на асфальте из-за неубранного снега, отчего ровная дорога покрывается сплошными выбоинами. Та же наледь по краям проезжей части легко поцарапает ваши красивые титановые диски при выезде на обочину либо приближении вплотную к бордюру.

Выбирая комплект новых дисков, не помешает учесть и другие рекомендации:

  1. Не стоит раскошеливаться и покупать изделия из лёгкого сплава, если вы ездите по полям на внедорожнике. И наоборот, на элитные автомобили, эксплуатируемые по ровным дорогам, не стоит ставить «штамповку», это выглядит предосудительно.
  2. Кованые диски подходят для любых легковых авто и различных условий езды, кроме откровенного бездорожья.
  3. Не пытайтесь ставить легкосплавные обода на микроавтобус, который работает на коммерческих перевозках, вы рискуете быстро привести их в негодность.

При выборе кованых изделий возникает закономерный вопрос - как отличить их от литья при внешней схожести. Ведь недобросовестный продавец может подсунуть вам более дешёвый товар по цене кованых дисков. На этот счёт есть ряд советов:

  1. Ковка легче литья. Например, кованый обод размером 15 дюймов весит не более 5 кг, а литой - 7-8 кг.
  2. На прессованных изделиях, обработанных фрезерными станками, вы не отыщете заусениц или небольшого облоя по краям, как это бывает с литьём.
  3. Как правило, надписи на литых дисках выступают над поверхностью, а на ковке они заглублены, потому что наносятся путём выдавливания.
  4. Если изделие - фирменное и сопровождается документами, то в спецификации кованого обода вы найдёте соответствующее английское слово - FORGED.
А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Совет. Из этих правил есть множество исключений, проявляющихся при изучении продукции отечественных либо китайских производителей. Лучший вариант - покупать кованые автомобильные диски в торговых точках с безупречной репутацией или у официальных дилеров.

Несмотря на многочисленные достоинства легкосплавных дисков, они не могут отвоевать и половины российского рынка. Подобная ситуация наблюдается и в странах бывшего СССР, где штампованные изделия актуальнее и практичнее алюминиевых. Изменения тенденции стоит ожидать не раньше, чем произойдёт кардинальное улучшение дорог с твёрдым покрытием.

Консервацией своих автомобилей люди не занимаются вот уже несколько десятилетий. Современные транспортные средства верно служат своим хозяевам, как летом, так и зимой. Тем не менее, это совсем не значит, что уже не возникает вопросов, связанных с особенностями эксплуатации машины зимой. К примеру, популярным вопросом остаётся то, какие диски лучше зимой — литые или штампованные? И сегодня мы дадим вам ответ на этот вопрос.

На фото слева — штампованный диск, справа — литой.

Основной выбор заключается между литыми и штампованными дисками.

Первое, что нужно сказать, так это то, что чётко определиться с тем, что лучше для зимы или лета — не выйдет, так как каждая ситуация индивидуальная, и вам придётся делать выбор самостоятельно. Мы лишь дадим некоторые советы, которые помогут сделать верное решение.

Большинство автомобилей оснащаются штампованными дисками, тем более те, которые отнесены к бюджетному сегменту. И у этого бюджетного варианта есть множество особенностей, которые относятся скорее к «плюсам», нежели к «минусам».

Диски для зимнего сезона

Основная причина, почему люди применяют штампованные модели зимой, заключается в том, что у них нет желания каждый сезон заботиться об обслуживании в рамках шиномонтажа. В результате, может получиться достаточно удобно — летние шины на литых дисках просто меняются на зимние покрышки, которые надеты на штампованные диски.

Причиной номер два можно назвать то, что штампованные диски так активно используют в зимний период, чтобы не повредить литые диски, которые очень сильно подвержены неблагоприятному воздействию агрессивной химической среды, которая в обилие присутствует на дорогах больших городов и загородных трассах . Проблема состоит в том, что поверхность литья покрыта специальным лаком. Он, казалось бы, должен обезопасить диски, но отечественные дорожные реалии полностью удаляют это покрытие всего за пару сезонов. Тогда как

Точно так же плохо чувствуют себя в наших условиях и хромированные модели литых дисков.

Ремонт литых дисков может оказаться слишком сложным занятием

Далее стоит отметить такую причину, как чистота. Мы говорим о том, что штампованные диски, в основном, эксплуатируются с колпаками, на которых отсутствуют прорези, или же присутствуют в очень ограниченном количестве. Так что, грязи туда будет попадать значительно меньше. Поэтому, если вы не хотите видеть скопление грязи на отдельных элементах тормозной системы, то литые диски станут не самым лучшим выбором.

Но, это ещё не все причины, которые позволяют определиться с тем, какие диски лучше зимой — литые или штампованные.

Дело в том, что зимой вероятность попадания колесом в яму несколько выше. А литые диски очень плохо переносят подобные повреждения. В результате, диск может быть полностью выведен из строя.

Его ремонтом занимаются лишь некоторые мастерские. Но, в любом случае, даже после процесса сварки, прочность диска будет намного ниже, нежели раньше.

В пользу применения штампованных дисков можно выдвинуть множество факторов, ключевым среди которых является надёжность

Ну и, конечно же, более дорогие литые диски неуместно применять зимой, поскольку именно в этот сезон шансы на любые проблемы, включая поломки и повреждения, намного выше.

Позитивные стороны литых дисков

Но, справедливости ради, нужно сказать несколько слов и о том, почему же литые диски можно применять в зимний период. Это касается того, что вес литья намного ниже, нежели штамповки, что значительно сокращает нагрузку, которая производится на неподрессоренные элементы вашего транспортного средства. Как результат, машина получает намного больше возможностей для манёвра. А это та характеристика, которая обретает особенную важность именно в зимний сезон.

Диски для летнего сезона

А вот с летом всё будет намного проще. Мы говорим о том, что летний сезон подразумевает низкую нагрузку на диски. Это касается, как химического воздействия, которое практически отсутствует, так и манёвренности.

К примеру, дорожное покрытие ничем не обрабатывается, что могло бы повредить чуткие литые диски. К тому же, все ямы и другие неровности хорошо видно, так что их можно просто объехать. Как результат, литые диски могут легко эксплуатироваться весь тёплый сезон. К тому же, мыть их будет довольно просто, ввиду того, что отверстия между спицами намного больше. А вот грязи в процессе эксплуатации много собираться не будет, как на самих дисках, так и на компонентах тормозной системы.

Альтернативой могут стать штампованные диски, стилизованные под «литьё»

Позитивные стороны штампованных дисков

И, естественно, стоит сказать несколько слов в защиту штампованных дисков. Дело в том, что их цена намного ниже, нежели в случае с литыми аналогами. К тому же, летом не возникает такой острой потребности в снижении неподрессоренной массы, чтобы увеличить манёвренность автомобиля. Поэтому, вы можете обратиться именно к штампованным вариантам, возможностей которых полностью хватает для рядовой эксплуатации.

Кроме того, как и зимой, шансы попасть в колдобину на дороге присутствуют очень большие. А ремонтировать намного проще именно штампованные модели, которые смогут рихтовать вам почти в любом автосервисе, который встретится по дороге.

Указанные советы помогут вам определиться с тем, какой диск лучше – литой или штампованный, учитывая погодные условия в вашей местности.

Для ЛИФАНОВОДОВ

Параметры дисков и размеры колес на автомобили Лифан.