Советы

Перенос объекта с фотографии другую. Как пользоваться инструментом перемещение в фотошопе

Перенос объекта с фотографии другую. Как пользоваться инструментом перемещение в фотошопе

Диагностика конфликта - знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, "сценария" развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Конечная цель диагностики конфликтов - получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Наблюдение. Прямая и непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место. Применяется для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств . В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспечено участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их "весомость" и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.

Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки : частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта, и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные такие образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам можно также отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

Социометрия - социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом и психиатром Я. Морено, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе.

Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентных личностей, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном и неофициальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения, и тех, с кем у него безразличные или конфликтные отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемых существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношения в группе и пр.

Изучение документов. Исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и т.п.

Опрос - в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включают разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах (нередко по гипотетическим ситуациям взаимодействия, которые предъявляются испытуемому). Например, шкала-опросник Ф. Фидлера - Ю. Ханина, состоящая из противоположных по смыслу пар слов (антонимов), позволяет описать атмосферу в группе и получить информацию об уровне ее конфликтности.

Тестовые процедуры позволяют выявить избираемые испытуемым стратегии поведения в конфликтах (например, опросник К. Томаса, позволяющий выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса). С помощью широко известного опросника Ф. Розенцвейга (состоит из картинок, описывающих некие инциденты между персонажами, в которых испытуемому предлагается идентификация с одним из них) можно выявить, в какой степени человеку свойственно реагировать на фрустрирующие ситуации поиском виноватого вовне, самообвинением и другими известными типами реакций. Существует созданная на основе методической идей Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным условиям нашей культуры.

В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления стилей взаимодействия конфликтующих сторон.

Эксперимент. Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игровых процедур - матричные игры (типа "дилеммы заключенного"), переговорные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели и социальные игры-ловушки (социальные задачи- дилеммы), а также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие реальные столкновения (например, серия исследований М. Шерифа). Более подробно об экспериментах в изучении конфликтов см. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2002. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче своей "инсценировки", нет уверенности в том, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявятся в реальных конфликтах. Эти трудности привели к тому, что эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения внутригрупповых и межличностных конфликтов.

Системно-ситуационный анализ конфликта. Предполагает изучение конфликтов по единицам. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация - наименьшая целостная, неделимая часто конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. В ходе изучения устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации проводится ее системный анализ. Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не "вообще", а на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и социальных групп. Конфликтные ситуации можно анализировать ретроспективно (изучение документов, опрос участников и свидетелей конфликта) и непосредственно во время реального развития событий. Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специальный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта, интересующие конфликтолога. Более подробно о ситуационном методе исследования конфликтов см. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2003.

Математическое моделирование. Математическое моделирование с привлечением современных средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени их развития. Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры (отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, используемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, марковские цепи, модели целенаправленного поведения, имитационные модели. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно 2, число способов действий каждого участника конечно и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов существенно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимодействия, к которым применимы созданные математиками описания.

Вышеобозначенные методы сбора и анализа информации используются конфликтологами для исследования организаций, малых групп. Внутриличностные и межличностные конфликты часто требуют методик совершенно другого рода.

Личностные тесты. На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения такого интегрального свойства личности как конфликтность, отражающего частоту вступления в межличностные конфликты. Поэтому специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, указывающих на повышенную конфликтность личности. К числу наиболее часто применяемых общепризнанных тестов и опросников, позволяющих выявить те или иные аспекты конфликтности личности и определить ее уровень, можно отнести:

  • · тест А. Басса - А. Дарки (предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности),
  • · диагностика межличностных отношений Т. Лири (дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим);
  • · личностный тест Г. Айзенка (позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал - "экстраверсия-интроверсия" и "нейротизм-стабильность");
  • · 16 факторный личностный опросник Кеттелла (позволяет выявить психологические особенности, влияющие на конфликтность - скрытность, практичность, жесткость, суровость, честолюбие и пр.);
  • · шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера-Ю. Ханина (предназначена для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности);
  • · методика "Q-сортировка" Х. Залена-Д. Штока (позволяет измерить проявление таких тенденций поведения как зависимость-независимость, общительность-необщительность, стремление к борьбе - избегание борьбы) и др.

Личностные тесты используются в исследовательских целях и в качестве источников информации об участниках конфликта, но, в строгом смысле не являются методами изучения самого конфликта .

В современной конфликтологии традиционное большое внимание уделяется качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенаучными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.) появились эмпирические качественные методы: методика case-study - изучение единиченого конкретного конфликта, и реконструкция существующей теории на основе сделанных выводов; экспертный опрос - опрос компетентной группы лиц; метод изучения фокус-групп.

Сложность какого явления как конфликт и разнообразие подходов к его пониманию определяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения конфликта.

Контрольные вопросы и задания к главе 2:

  • 1. Какие основные черты свойственны конфликту?
  • 2. Дайте определение конфликта.
  • 3. Чем отличается конфликт от других видов социальных противоречий?
  • 4. Перечислите основные функции конфликта.
  • 5. Что характерно для функционально-позитивного конфликта в организации?
  • 6. Каковы негативные последствия конфликта в организации?
  • 7. Определите значение классификации конфликтов.
  • 8. Назовите основные признаки, типы и виды, по которым группируются конфликты в организациях.
  • 9. Назовите основные методы, используемые в диагностике конфликтов. Раскройте их сильные и слабые стороны.

Понятие диагностики социального конфликта.

Термин «диагностика», обозначающий «способность распознавать» указывает в социальных науках на специальный метод исследования социальных явлений. Этот метод впервые стал широко использоваться в психологии и медицине.

Ещё раз отметим отличие метода диагностики от прогнозирования. В диагностическом исследовании центральной становится задача «распознавания» сути объекта анализа, то есть его описание и фиксация наиболее существенных характеристик, а не пролонгация его как вполне сложившегося явления с целью предвидения изменений в будущем, то есть прогноз.

Диагностика конфликта – система интеллектуальных, исследовательских операций, связанных с получением подробной информации о конкретном конфликте. Социальные конфликты подобны человеческим болезням в том смысле, что и те, и другие успешно преодолеваются при условии их точного диагноза. Чем точнее распознана природа и особенности как заболевания, так и конфликта, тем яснее, что и как следует делать, чтобы избавиться от них. Диагностика конфликта основана на следующих принципах: объективность; целесообразность; детерминированность; комплексность; сравнимость; научная обоснованность и подтверждаемость результатов.

Обращаясь к схемам анализа конфликта, отраженным в литературе, можно обнаружить определенное сходство в представлениях специалистов. Так, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, авторы междисциплинарного обзора по конфликтной проблематике, приходят к выводу, что анализ конфликта может строиться на основе следующих групп основных понятий: 1) сущность конфликта; 2) его генезис; 3) эволюция конфликта; 4) классификация; 5) структура; 6) динамика; 7) функции; 8) личность в конфликте; 9) предупреждение; 10) разрешение; 11) методы изучения конфликта (Анцупов, Шипилов, 1999).

Л.А. Петровская, предложившая первую в отечественной литературе понятийную схему социально-психологического анализа конфликтов, включает в нее четыре основные категориальные группы: структура конфликта, его динамика, функции (конструктивные и деструктивные последствия) и типология (Петровская, 1977).



В процессе решения задач, касающихся выбора основных категорий описания явления, принципиальным становится вопрос об основаниях выделения тех или иных понятий в качестве необходимых и достаточных. Дело ведь не сводится к тому, чтобы обозначить наибольшее число рубрик описания или добиться максимальной дифференциации. В качестве существенных характеристик конфликта практически всегда выделяются субъекты конфликта, предмет конфликта, динамика конфликта, что соответствует общеметодологическим принципам конфликтологии. Анцупов и Шипилов при описании структуры конфликта останавливаются на таких понятиях, как «конфликтная ситуация», «участники конфликта», «объект конфликта», «образы конфликтной ситуации». (Анцупов, Шипилов, 1992, С. 76–83).

Мы ограничимся этими примерами, так как обращение к работам других авторов фактически не вносит ничего принципиально нового в понимание содержания структурно-динамических характеристик конфликта: имеющиеся в данной области представления достаточно однородны.

Основные правила диагностики конфликтов.

В процессе диагностики конфликта, прежде всего, необходимо:

1. Убедиться, что мы имеем дело с социальным конфликтом, а не с явлением похожим на конфликт (например, односторонняя агрессия или нападение, дискуссия, спор, конкуренция, демонстративное игнорирование, конкурс, спортивная игра и др.).

2. Начинать диагностику конфликта с анализа полного состава его участников, а не с выяснением причин конфликта.

3. Соблюдать определенную последовательность диагностических исследовательских операций.

4. Придерживаться в процессе диагностики равного отношения к сторонам конфликта.

5. Максимально полно использовать базовые принципы и конкретные технологии конфликтологии.

6. Использовать как можно больше методов сбора информации о конфликте (опрос, качественные методы, экспертная оценка, наблюдение; альтернативные источники информации).

8. Не навредить своим исследованием сторонам конфликта.

Последовательность операций при диагностике конфликтов .

1. Определение полного состава участников (субъектов) конфликта и их роли в конфликте.

2. Фиксация пространственных границ конфликта.

3. Выявление предмета конфликта.

4. Выяснение всех ресурсов сторон конфликта и баланса их сил.

5. Определение типа данного конфликта исходя из различных оснований классификации социальных конфликтов.

6. Выявление истоков конфликта – его повода, предлога, мотивировок конфликтеров (собственных представлений сторон о ситуации), совокупности причин и первопричину.

7. Выяснение интересов каждого из конфликтеров и меры их несоответствия.

8. Определение мотивов поведения конфликтеров, их соотношение с интересами.

9. Определение целей конфликтеров, степени их противоположности и меры соответствия интересов сторон их целям в конфликте.

10. Определение содержания реальных конфликтных действий сторон конфликта, форм поведения конфликтеров.

11. Выяснение общего психологического фона конфликта (степени остроты конфликта, степени враждебности и агрессивности конфликтеров, уровня их конфликтогенности, насколько конфликтеры контролируют свое поведение и т.д.).

12. Выяснение установок сторон на конкретный результат конфликта.

13. Определение актуальной стадии развития данного конфликта и рассмотрение всей динамики конфликта. Определение временных границ конфликта – расчет длительности конфликта.

14. Выяснение цены и знака конфликта. Составление формулы конфликта.

15. Выбор оптимального способа (модели) решения конфликта.

Таким образом, диагностика социального конфликта – это детальный анализ отдельно взятого конфликта, предполагающий нахождение ответов на целую серию вопросов об основных характеристиках изучаемого конфликта и, прежде всего, его причинах и целесообразных способах его решения.

Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно: «изъятие» любого такого компонента из описания конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. Для того чтобы проанализировать всю структуру социального конфликта с помощью описанной диагностической технологии, рассмотрим подробнее несколько важнейших составляющих ее элементов.

Цели главы:

Представить процедуру диагностики конфликта;

Познакомить с существующими методами управления конфликтами;

Охарактеризовать возможные последствия от развертывания конфликта;

Получить представление об определении затрат на реализацию принятого решения по выходу из конфликта;

Раскрыть приемы ведения переговоров как действенного метода решения конфликтов.

Ключевые слова: диагностика конфликта, решение конфликта, методы управления конфликтом, переговоры, посредник.

ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА

Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики, т. е. определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших. В большинстве случаев проведение диагностики предполагает определение:

Истоков конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов «борьбы», противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов;

биографии конфликта, т.е. его историю, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;

Участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений;

Позиций и отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений;

Исходных отношений к конфликту - хотят и могут ли стороны сами решить конфликт, каковыих надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.

Схема диагностики конфликта в обобщенном виде представлена на рис.7.1.

Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой выработки дальнейшего решения. С этой целью результаты диагностики заносятся в таблицу (см. табл. 7.1.).

Рассмотрим более подробно процедуру диагностики конфликта и заполнение таблицы на примере практической ситуации.

Пример. Частная фирма «Левша» занимается оказанием психолого-педагогических услуг населению или организациям и проведением тренинга по ими же разработанной технологии. Владеет и возглавляет эту организацию Шомов B.C.- он является единственным учредителем и одновременно директором

Рис. 7.1. Схема диагностики конфликта.

За время существования (около 5 лет) коллектив на -фирме сложился достаточно дружный и сплоченный. Сотрудники дорожат интересной и хорошо оплачиваемой работой, стабильными отношениями в коллективе.

Не так давно в организацию был принят новый сотрудник Серов С.С., молодой, энергичный, хорошо справляющийся со своими обязанностями менеджер по работе с клиентами.

Коллектив встретил нового сотрудника настороженно. Серов С.С. достаточно сложно входил в коллектив: ему не нравились некоторые коллеги, отношения, сложившиеся между сотрудниками. Со свойственными ему энергией и энтузиазмом он решил перестроить эти отношения. Будучи человеком эмоциональным, он стал позволять себе высказывания по поводу работы, выполняемой некоторыми сотрудниками, их личных качеств, иногда в агрессивной форме.

Сотрудники организации не очень реагировали на его выступления и на открытый конфликт не шли.

Через некоторое время Серов С.С. заявил директору «Левши», что он хотел бы быть включенным в списки стажеров на должность тренера-стажера (что является целью деятельности многих сотрудников). Директор утвердил Серова в качестве кандидата на должность стажера. В конце рабочего дня Серов радостно объявляет об этом решении директора сотрудникам фирмы и предлагает данное событие отметить в кафе.

Новость для сотрудников фирмы явилась неожиданной, все были неприятно удивлены, несколько растеряны. Первым после затянувшегося молчания Серова поздравил Саблин, который потом сразу же ушел. Все остальные также после кратких поздравлений, сославшись на неотложные дела, ушли. Сотрудники считают данное решение преждевременным, поскольку, по их мнению, в организации есть более опытные специалисты. Больше всех таким решением директора был недоволен Саблин, т.к. он сам стремился к зачислению в стажеры. Атмосфера в коллективе накаляется.

Через некоторое время при обсуждении договора, который подготовил Саблин, в присутствии других сотрудников фирмы Серов указывает на недостатки данного договора, выражая свое недоумение, как такой опытный юрист, как Саблин, мог допустить столь очевидные, по его мнению, ошибки. Происходит эмоциональная сцена со взаимными оскорблениями.

Саблин тут же идет к директору с заявлением о невозможности работать в организации с Серовым. Серов тоже пишет заявление директору об атмосфере травли и преследования в коллективе, которую поддерживает Саблин.

На следующий день директор вызывает обоих сотрудников к себе и говорит, что их поведение ставит под сомнение его решение о выдвижении их в качестве кандидатов на должность тренера-стажера и предлагает самим решить возникшие противоречия в ближайшее время, в противном случае уволит обоих.

Проведем диагностику и решение данного конфликта, заполнив табл. 7.1.

Таблица 7.1. Диагностика конфликта.

Этап диагностики конфликта (в соответствии с рис. 7.1.) Содержание этапа
1.Определение видимых участников конфликта Серов С.С.- новый сотрудник фирмы, Саблин Ю.Ю. - сотрудник, давно работающий на фирме.
2-3. Выявление других участников и носителей затронутых интересов После первичного анализа ситуации выявляются остальные участники конфликта, чьи интересы затрагиваются в той или иной степени в результате его развития. Другие участники конфликта: Шомов B.C. - директор фирмы, он же ее владелец. Никитин Κ.Η. - зам. директора фирмы по организационным вопросам, другие сотрудники фирмы «Левша».
4. Составление «биографии» конфликта Со стороны коллектива не было предпринято попытки объяснить Серову существующие в коллективе нормы и правила поведения, нетактичность его поведения с самого начала работы на фирме. Серов недооценил сложности вхождения в новый коллектив, решил «навязать» свои правила, свое понимание совместной работы. Этим событиям предшествовали аналогичные ситуации в прошлые годы, когда работа новых специалистов начиналась примерно одинаково и заканчи-
валась либо увольнением новых специалистов, либо их уходом по собственному желанию.
5 -6. Определение позиций участников конфликта. Определение причин конфликта Анализируется, какова позиция сторон на данный момент, в чем их потребности, интересы, опасения (используется метод картографии конфликта). Выявляются объективные и субъективные причины, объект конфликта. Объективные причины конфликта: различия в методах поведения, ценностях; плохие коммуникации; ограниченность количества должностей тренера-стажера. Объект конфликта - должность тренера-стажера на фирме. Субъективные причины конфликта см. схему «Карта конфликта» на рис. 7.2.
7-8. Выявление намерений сторон, готовности договориться самим Разрабатывается вариант решения проблемы и определяется, готовы ли стороны договориться сами, т.е. стремятся ли они урегулировать конфликт путем переговоров между собой; необходимо ли вмешательство третьей стороны, требуется ли другое решение. Саблин успокоился и расценил свое поведение как вспышку гнева, вызванную некорректным поведением Серова и необходимостью борьбы за должность тренера, к которой он долго шел. Саблин согласен на переговоры с Серовым, но в присутствии третьей стороны. Серов счел себя незаслуженно обиженным, но из-за боязни потерять интересную работу согласен на переговоры, но также в присутствии нейтрального участника. До начала переговоров стороны принесли друг другу свои извинения за некорректное поведение.
9. Проведение переговоров Если стороны могут договориться сами, то предлагается соответствующий вариант решения с прогнозом последствий для каждой из сторон, а также с расчетом необходимых затрат. В качестве третьей стороны был выбран зам. директора по организационным вопросам Никитин. Переговоры были проведены, конфликт был исчерпан.
10-11. Выбор посредника и проведение переговоров с его участием Если стороны не могут сами прийти к соглашению, то предлагается проведение переговоров с участием третьей стороны (посредника), прогноз последствий и расчет необходимых затрат.
12. Решение другими методами Если разрешение конфликта невозможно путем переговоров, то разрабатывается соответствующее решение (например, изменение структуры организации, увольнение одного из участников), производится прогноз последствий и расчет необходимых затрат.

При проведении диагностики конфликта достаточно сложным является выявление субъектов конфликта, их затронутых потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия.

Для выявления причин конфликта возможно использовать метод картографии конфликта , суть которого состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту. Эта работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах, определяется предмет конфликта. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как «взаимоотношения». На данном этапе важно определить саму природу конфликта и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом - позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники (субъекты) конфликта. В список можно внести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также объединение групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо определить.

Графическое отображение потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.

Пример карты конфликта для описанной ранее ситуации представлены на рис. 7.2.

Рис. 7.2, Пример карты конфликта для фирмы «Левша».

Применение метода картографии конфликта позволило постепенно выявить участников конфликта, и; них определить субъектов этого конфликтного взаимодействия, представить предмет конфликта (взаимоотношения в отделе), потребности и опасения всех участников.

7.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, к ним можно отнести: взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения конфликтной ситуации. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленные воздействия:

По устранению (минимизации) причин, породивших конфликт;

По коррекции поведения участников конфликта;

По поддержанию необходимого уровня конфликтности, но не выходящего за контролируемые пределы.

Существует достаточно многометодов управления и предупреждения конфликтов:

внутриличностные методы - методы воздействия на отдельную личность;

структурные методы - методы по профилактике и устранению организационных конфликтов;

межличностные методы или стили поведения в конфликте;

персональные методы;

переговоры (этот метод будет рассмотрен в следующем параграфе данной главы);

методы управления поведением личности и приведение в соответствие организационных ролей сотрудников и их функций, иногда переходящие в манипулирование сотрудниками (данная группа методов будет рассмотрена в следующей главе);

методы, включающие ответные агрессивные действия. Эта группа методов применяется в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих методов и в данном учебном пособии не представлена.

Перейдем к рассмотрению перечисленных методов управления конфликтами.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «Я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение и не провоцировал конфликт.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это оказывается оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в наступление.

Например, придя утром на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул все на вашем столе. Вы хотите, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Вы заявляете: «Когда мои бумаги передвигают на моем столе, меня это раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как я оставляю перед уходом».

Компоновка заявления от «Я» состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого исхода для личности.

Событие. Создавшаяся ситуация с учетом применяемого метода требует краткого объективного описания без использования субъективных и эмоционально окрашенных выражений. Можно так начать фразу: «когда на меня кричат...», «когда на моем столе разбрасывают мои бумаги...», «когда мне не говорят, что я был вызван к начальнику...».

Реакция индивида. Четкое высказывание, почему вас раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять вас, а когда вы говорите от «Я», не нападая на них, то такая реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения. Реакция может быть эмоциональной: «я обижен на вас...», «я буду считать, что меня вы не понимаете...», «я решаю все делать сам...».

Предпочитаемый исход события. Когда индивид высказывает свои пожелания об исходе конфликта, желательно предложить несколько вариантов. Правильно составленное «Я-высказывание», в котором пожелания индивида не сводятся к тому, чтобы партнер сделал только выгодное для него действие, но и подразумевает возможность открытия новых вариантов решений.

Структурные методы , т.е. методы предупреждения или профилактики конфликтов, а также воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, существующей организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления; четкого определения системы оценки, ее критериев, последствий (продвижения, увольнения, поощрения).

Координационные механизмы могут быть реализованы при использовании структурных подразделений организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы.

Кроме того, эти методы предполагают: установление иерархии полномочий, системы передачи команд и получения обратной связи; реализацию принципа единоначалия.

Постановка общеорганизационных целей. Данный метод предполагает разработку или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение. Например, если между отделами одного управления возникают раздоры и конфликты, то рекомендуется сформировать общую цель для всей этой структуры, а не для каждого подразделения в отдельности; можно изменить системы оценки деятельности подразделений: отдел маркетинга оценивать не только по сумме реализованной продукции, но и по общим показателям деятельности всей организации, поскольку для увеличения реализации они могут использовать либо системы ценовых скидок, либо дополнительные услуги своим постоянным клиентам, что в целом ведет к сокращению общей прибыли фирмы.

Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая большие скидки и тем самым снижая уровень средней прибыли компании.

Устранение реального предмета (объекта) конфликта - т.е. подведение одной иэ сторон под отказ от объекта конфликта в пользу другой стороны.

Межличностные методы (стили поведения) в конфликте

При Возникновении конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах. Речь идет о межгрупповых и межличностных конфликтах, в которых участвуют минимум две стороны и в которых каждая из сторон выбирает форму своего поведения для сохранения своих интересов с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. При возникновении конфликтной ситуации личность (группа) может выбрать один из нескольких возможных вариантов поведения : 1) активную борьбу за свои интересы, устранение или подавление любого сопротивления; 2) уход из конфликтного взаимодействия; 3) разработку взаимоприемлемого соглашения, компромисса; 4) использование результатов конфликта в своих интересах.

Данные варианты поведения были обобщена двумя американскими специалистами - K-.Томасом и Р.Килменном, которые предложили графическое отображение возможных вариантов поведения личности в конфликте и инструмент измерения такого поведения в виде теста (см. тест Томаса в конце главы).

Авторы сконцентрировали внимание на двух аспектах поведения в конфликтной ситуации: какие формы наиболее характерны для людей, какие из этих форм поведения являются наиболее продуктивными, а какие деструктивными, каким образом можно стимулировать конструктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтной ситуации К.Томас предложил использовать двухмерную модель регулирования конфликта, основными измерениями которой составляют два независимых параметра: 1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей, 2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения (см. рис. 7.3). Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

Было выделены следующие пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение; противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс.

Рассмотрим подробнее эти стили поведения. Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если:

Исход конфликта для индивида не особенно важен;

Ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников;

У индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу;

Исход конфликта для индивида не особенно важен.

Целесообразность применения данного стиля руководителем:

Руководитель чувствует высокую напряженность в коллективе и ощущает необходимость снижения накала взаимоотношений;

У руководителя много забот и он не хочет быть вовлеченным в конфликтную ситуацию и нести дополнительные затраты времени и сил;

Руководителю необходимо выиграть время (заручиться поддержкой, получить дополнительную информацию);

Руководитель считает, что немедленное обсуждение проблемы может привести к обострению ситуации.

Данная форма поведения у исполнителя позволяет ему выйти из конфликтного взаимодействия без ущерба для своих интересов, однако, и без разрешения самого конфликта. Если такую форму избирает руководитель, то это позволяет ему избежать ответственности, не вникать глубоко в проблему, находясь как бы в тени, уйти от решения конфликта.

Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления. Условия применения данного стиля: восприятие ситуации как крайне значимой для индивида; наличие большого объема власти или других возможностей настоять на своем; ограниченность времени решения ситуации и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения; необходимость сохранить «свое лицо» и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.

Рис. 7.3. Формы поведения личности в конфликте.

При выборе данного стиля поведения руководителем конфликт может быть до конца не решен, а точка зрения руководителя навязана подчиненному. Особенность данного стиля поведения состоит в том, что подчиненных заставляют отказываться от своих точек зрения, используются угрозы, наказания. Это может привести к подавлению работника, его уходу или увольнению из организации.

Уступчивость (приспособление). Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Данный подход возможен, если:

Вклад индивида не слишком велик; а возможность проигрыша слишком очевидна;

Предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида;

Сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу;

У индивида мало шансов на победу, мало власти.

Такое поведение в конфликте используется руководителем, если он крайне заинтересован в сохранении хороших отношений с подчиненными, коллегами; уступает, считая, что не прав сам.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы неучастия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

Прикомпромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, то только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устраняются.

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Реальное поведение личности в конфликте не сводится только к одному из указанных стилей, а включает элементы всех стилей поведения, но с разными «весами». Для выяснения этих «весов» поведения личности в конфликте воспользуемся тестом Томаса (приведен в конце главы), что дает возможность определить сочетание стилей поведения в конфликте.

Результаты работы с тестом позволили выявить несколько типов поведения личности в конфликте: эффективное, авторитарное, уступчивое, графическая интерпретация которых представлена на рис. 7.4.

Так как подавляющее большинство всех случаев работы в Photoshop - обработка уже готовых изображений, для выполнения этой операции предназначена львиная часть инструментов программы.

Фильтры (о них читайте в предыдущем уроке) - это довольно маленькая и весьма простая в использовании их часть. В этой статье мы разберём функции посложнее.

Так как инструментов много, я не буду перечислять весь арсенал редактора, а просто разберу расхожий пример работы - вырезать фрагмент одной картинки и вставить её в другую.

У нас есть море.

Есть чайка.

И мы хотим, чтобы чайка парила над морем.

Приступим.

Подготовка

На этом этапе необходимо открыть исходные картинки и создать документ для их объединения.

1. Сначала откройте файл с изображением моря. Для этого нажмите сочетание клавиш Ctrl+O либо выполните команду Файл -> Открыть, в появившемся окне Проводника найдите файл с морем, щёлкните на нём и нажмите кнопку Открыть.

2. Точно так же откройте файл с чайкой.

3. Создайте новый документ размером 760x475 пикселей. Для этого нажмите сочетание клавиш Ctrl+N либо выполните команду Файл -> Создать, в полях Ширина и Высота задайте указанные значения и нажмите ОК.

4. Теперь в программе Photoshop у нас открыто три документа, перемещаться между которыми можно с помощью вкладок.

Перемещение

Картинки из открытых файлов нужно поместить на разные слои рабочего документа.

1. Перейдите к изображению с морем, щёлкнув на его заголовке.

2. Выделите всё изображение. Для этого либо выполните команду Выделение -> Все главного меню программы, либо просто нажмите сочетание клавиш Ctrl+A . В итоге картинка получит обрамление, означающее, что она выделена.

3. Скопируйте выделенное, нажав комбинацию клавиш Ctrl+C или в главном меню Photoshop выполнив команду Редактирование -> Копировать.

4. Перейдите к рабочему документу, щёлкнув кнопкой мыши на его заголовке.

5. Вставьте скопированный рисунок - или нажмите Ctrl+V , или выберите в главном меню пункт Редактирование -> Вставить.

6. Слой для нового материала программа создала автоматически. Переименуйте его в Море, на панели слоёв щёлкнув название слоя, введя новое имя и нажав Enter .

7. Аналогичным образом скопируйте и вставьте в рабочий документ изображение с чайкой: перейдите к картинке, щёлкнув на её заголовке, выделите всё изображение (Ctrl+A) , скопируйте его (Ctrl+C) , перейдите к рабочему документу и вставьте картинку (Ctrl+V) . Слой также создался автоматически, переименуйте его в Чайка.

В результате наш рабочий документ обзавёлся двумя новыми слоями, на которых размещены исходные изображения.

Трансформация

Подробнее о ней мы поговорим , а пока нам очень нужен лишь один её простой инструмент.

Как вы уже наверняка заметили, рисунок с чайкой по габаритам гораздо больше рисунка с морем. Да и сама чайка для выбранного пейзажа тоже чересчур крупна - она не впишется в масштаб.

Чтобы это исправить, нужно уменьшить всё изображение с чайкой до приемлемых размеров.

Для этого будем использовать инструмент Свободное трансформирование, который позволяет менять форму и размер картинки.

1. С помощью инструмента Перемещение переместите изображение с чайкой так, чтобы птица не оставалась за кадром и её было полностью видно.


3. Выделите слой с чайкой: убедитесь, что он является активным, и нажмите Ctrl+A .

4. В главном меню выполните команду Редактирование -> Свободная трансформация, либо нажмите комбинацию клавиш Ctrl+T .

5. Уменьшите размер картинки до приемлемого, обращая внимание на размер чайки - она должна гармонично вписываться в морской пейзаж. Для уменьшения тяните за появившиеся по углам рисунка прямоугольники. Чтобы размер менялся пропорционально, удерживайте при этом нажатой клавишу Shift .

6. Для завершения преобразования смените инструмент (например, выберите инструмент Перемещение) и в окне с вопросом нажмите кнопку Применить.

Выделение и вырезание

Теперь осталось самое главное - вырезать чайку, чтобы она парила над морем. Правда, фактически мы вырежем не чайку, а всё небо вокруг неё, то есть птица, наоборот, останется, а всё с её картинки будет удалено.

Чтобы вырезать, сначала нужно выделить, и сделать это сложнее всего. Для выделения в Photoshop есть много инструментов: разного рода лассо, Быстрое выделение, Выделение фрагмента и т. д. У каждого есть своя узкая специализация и свои тонкости.

Мы же воспользуемся инструментом Волшебная палочка, который в автоматическом режиме находит области со схожими по цвету пикселями и выделяет их.

1. На палитре инструментов щёлкните значок Волшебная палочка .

2. Обратите внимание на панель параметров.

Число в поле Допуск отвечает за ширину выделяемого цветового спектра. Например, при нулевом значении Волшебная палочка выделит на картинке только те пиксели, которые по цвету идентичны выбранному. Если установлено значение 16, то инструмент выберет пиксели на 8 единиц темнее и на 8 единиц светлее выбранного. В нашем случае (фон хорошо контрастирует с чайкой) значение может быть равным даже 100, лишнего выделено всё равно не будет.

Кнопка делает границы выделенной области более гладкими, она должна быть нажата.

Если нажата кнопка , то программа выделит пиксели только в смежных с выбранной областях, то есть исключит вероятность выделения похожей оттенками области в другой части картинки.

А вот кнопку лучше не нажимать, ведь тогда Волшебная палочка выделит область на всех слоях, а не только на одном.

3. Убедившись, что активен слой с чайкой, выбран инструмент Волшебная палочка, а предыдущие выделения отменены (Выделение -> Отменить выделение). Когда убедились, щёлкните на самой птице кнопкой мыши.

4. Она выделилась. Но нам нужно убрать не её, а всё вокруг, поэтому в главном меню выполните команду Выделение -> Инверсия, чтобы стало выделено всё, окружающее чайку.

5. Теперь просто удалите выделенное, нажав клавишу Delete . Над морем осталась одна чайка.

6. Выполните команду Выделение -> Отменить выделение.

7. Щёлкните на значке инструмента Перемещение и выделите слой с чайкой (Ctrl+A) .

8. Переместите чайку в любое место, если это необходимо или просто есть желание, и снимите выделение.

Сохранение

Осталось самое главное - сохранить результат в файл. Экспортируйте получившуюся картинку в любимый формат с помощью команды Файл -> Экспортировать (подробнее мы уже говорили об этом в самом первом уроке). На случай, если вы вдруг в будущем захотите вернуться к правке картинки, сохраните её в формате.PSD .

В уроке мы будем использовать новую возможность Photoshop CS5 - Инструмент «Уточнить край».

Пример изображение девушки:

1. Откройте изображение, с которым вы собираетесь работать.


2. Продублируйте слой Background (Фон), нажав сочетание клавиш Ctrl+J . Также на уберите глазик с нижнего слоя.

3. Первым делом нужно выделить девушку максимально быстро (можно не очень точно).
Я буду пользоваться инструментом (). Выберите его на панели инструментов или просто нажмите на клавиатуре клавишу W .


4. Нажав левую клавишу мыши и удерживая ее постараетесь выделить задний фон.


Если что-то получается не так:

Сочетание клавиш Ctlr+Z отменяет одно последнее действие;

Сочетание клавиш Ctlr+Alt+Z отменяет несколько последних действий.


Постарайтесь захватить в выделение весь фон. Ничего страшного, если вместе с фоном выделяются также части девушки.

У меня, например, получилось так:

Для удобства выделения можно увеличить масштаб изображения. Мне нравится это делать с помощью клавиш.
И вообще, работа с клавишами ускоряет весь процесс обработки в несколько раз.


Увеличение масштаба – сочетание клавиш Ctrl и «+» ;

Уменьшение масштаба – сочетание клавиш Ctrl и «-» ;

Сделать изображение на весь экран – сочетание клавиш Ctrl и 0 (ноль);


Инструмент (Инструмент «Рука» / Клавиша «H») удобен, когда изображение не помещается на весь экран. Позволяет сдвигать картинку.
Нажмите на пробел и сдвигайте изображение, удерживая левую клавишу мыши и перемещая мышь по столу.
Меняйте размер кисти, которой выделяете, нажатием на клавишу «[ » для уменьшения размера кисти и «] » для увеличения.


5. Чтобы исключить из выделения ненужные части, на панели опций выберите кнопочку:

И осторожненько поводите, удерживая левую клавишу, по тем местам, где имеется лишнее выделение.


Если к выделению нужно еще что-то добавить, то вернитесь к инструменту добавления выделения:

Итак, вот что получилось у меня:

6. На панели слоев (F7) нажмите на кнопочку маски, чтобы скрыть фон:

Скрылся фон, а не девушка. Все правильно, мы ведь выделяли фон. Чтобы поменять выделение в нашей , нам понадобится палитра «Mask ». Открыть ее можно через меню Windows – Mask (Окно – Маска). В этой палитре нажмите кнопочку Invert (Интвертировать).

Все отлично получилось:

У меня на все это ушло 2 минуты.


7. Параллельно открываем в Фотошопе изображение, которое вы собираетесь сделать фоном. У меня одна из улочек Парижа.

8. Сейчас нам нужно вернуться на предыдущую картинку. Делается это очень просто - щелкните по закладке предыдущего изображения.


9. Инструментом (Инструмент «Перемещение» / Клавиша «V») хватаете нашу девушку, удерживая левую клавишу мыши и тянете ее на закладочку второй картинки. Подождите 1 секунду, пока закладка откроется и отпустите нашу девушку на фоновое изображение. Вы можете расположить ее так, как вам захочется, используя инструмент .

У меня получилось так:

Да, волосы выделены не идеально, торчат куски белого фона, а также, в некоторым местах, волосы обрезаны:


Отлично, есть над чем поработать. Кстати у меня осталось 2 минуты.


10. Вначале на палитре слоев щелкните на маску, находящуюся на верхнем слое:

11. Для редактирования маски на палитре Mask (Маска) щелкните на кнопочку Mask Edge (Край маски).

12. В списке View (Просмотр) выберите On Black (На чёрном). Это делается для удобства обработки контуров.

Если вы выделяете черные волосы, то, конечно, выбирать черный фон не стоит. Вы можете выбрать вариант On White (На белом).

Сразу стало видно, какое неточное было выделение:


Инструментом Refine Radius Tool (Уточнить радиус), который вы сможете найти в этом же окне, поводите по контуру волос.

Если в прошлый раз при выделение вы отрезали некоторую часть волос, само время их вернуть.

Вот что получилось пока:



Теперь, чтобы получилось более естественно, в этом же окне выставляю (методом тыка) такие настройки:

Feather (Растушёвка) – делает весь контур девушки немного размытым;

Contrast (Контраст)– добавляет четкости краям выделения;

Shift Edge (Сместить край) – срезает контур (если двигать ползунок влево);

Последняя галочка Decontaminate Colors (Очистить цвета) и ползунок Amount (Количество) позволили мне еще больше убрать белый ореол вокруг волос.

Если у вас изображение другое, то, скорее всего, и настройки будут другими. Попробуйте просто поиграть с ползункамии и вы увидите разницу.

Все, можно нажимать кнопку Ок .


13. Посмотрите, появился третий слой с маской, а на предыдущем слое выключен глазик.

14. Результат для пяти минут превосходный.


Вот как было:


А вот как стало:


Финальный результат