Интернет

Почему многие программы Unix используют сигналы, подобные USR1.

 Почему многие программы Unix используют сигналы, подобные USR1.

Серия контента:

В современных операционных системах существует понятие межпроцессного взаимодействия (Inter-Process Communication – IPC) – это набор способов обмена данными между процессами и/или потоками. Одним из таких способов обмена служат сигналы. Концепцию сигналов поддерживает большинство операционных систем, но, например, Windows, не имеет их полноценной поддержки для использования в качестве одного из способов IPC – в подобных операционных системах сигналы лишь реализованы в стандартной библиотеке языка C.

Концепция сигналов

Сигналы способны в случайное время (асинхронно) прерывать процесс для обработки какого-либо события. Процесс может быть прерван сигналом по инициативе другого процесса или ядра. Ядро использует сигналы для извещения процессов о различных событиях, например о завершении дочернего процесса.

Сигналы имеют определенный жизненный цикл. Вначале сигнал создается – высылается процессом или генерируется ядром. Затем сигнал ожидает доставки в процесс-приемник. Принято считать, что период ожидания сигнала равен промежутку времени между созданием сигнала и действием, которое этот сигнал высылает. В конце жизненного цикла сигнала происходит его перехват (прием) процессом и выполнение связанных с сигналом действий.

Простые сигналы и надежные сигналы

Существует деление сигналов на простые и надежные.

Изначально были разработаны и использовались простые (ненадежные) сигналы. По своему принципу работы они похожи на канонический механизм обработки аппаратных прерываний в процессоре. Если процесс хочет особым образом обрабатывать некий сигнал, то он сообщает ядру об этом, указывая специальную функцию – обработчик сигнала. При доставке сигнала процессу ядро как можно скорее вызывает обработчик сигнала, прерывая работу процесса. По завершении работы обработчика выполнение процесса продолжается с того места, где он был прерван.

Вместо написания своей функции-обработчика можно просто указать ядру, что сигнал вызывает действие, принятое для него по умолчанию, или что сигнал банально игнорируется.

Вся эта концепция работы с сигналами выглядит достаточно хорошо, пока сигнал не приходит процессу в то время, когда он уже занят обработкой другого сигнала. Здесь и проявляются проблемы – повторно вызванный обработчик сигнала может испортить те разделяемые ресурсы (общие структуры данных и переменные), которые он использует. Кроме того, в случае прихода большого количества сигналов стек процесса может неограниченно увеличиваться, что может привести к сбоям в работе программы.

В процессе решения проблемы были разработаны надежные сигналы, которые стандартизованы в POSIX и используются по сей день. Далее в статье рассматриваются именно надежные сигналы.

Сигналы и системные вызовы

Сигнал может прийти к процессу в тот момент, когда процесс находится внутри какого-нибудь системного вызова, например, ожидает ввода данных в read(). В этом случае развитие событий может пойти по следующему пути: приложение не пытается перехватить сигнал и прерывается ядром (например, приход сигнала SIGTERM) – тогда терминал остается в нестандартной конфигурации, что может затруднить работу пользователя. Конечно, можно перехватить сигнал, очистить терминал в обработчике сигнала, а затем выйти, но достаточно сложно написать такой обработчик сигнала, который бы знал, что делала программа в момент прерывания, чтобы решить, следует ли выполнять очистку терминала, или нет.

На сегодняшний момент существует реализация сигналов, которая свободна от этих недостатков. Решение состоит в том, что в обработчике сигнала следует лишь установить флаг, обозначающий, что сигнал получен, а затем нужно обеспечить возвращение из системного вызова с кодом ошибки, обозначающим прерывание вызова сигналом. Далее программа должна проверить флаг, установленный обработчиком сигнала, и выполнить соответствующие действия, например, очистить терминал и завершиться.

Современная реализация сигналов заставляет медленные системные вызовы возвращать код ошибки EINTR, когда они прерываются приходящим сигналом. Быстрые системные вызовы должны завершаться перед тем, как сигнал будет доставлен. Медленный системный вызов – системный вызов, требующий неопределенного количества времени для своего завершения, например read(), wait(), write(). Все системные вызовы, зависящие от непредсказуемых ресурсов, таких как действия человека, сетевые данные и т.п., являются медленными. Естественно, все остальные системные вызовы – быстрые.

Обычно программа обрабатывает код ошибки EINTR и, если не произошло ничего фатального, перезапускает системный вызов. Большинство Unix-like операционных систем в настоящее время делает это по умолчанию – нужно лишь обработать сигнал в обработчике, а системный вызов будет перезапущен автоматически. В Linux по умолчанию системные вызовы не перезапускаются, но для каждого сигнала процесс может установить флаг, указывающий системе о необходимости перезапуска медленных системных вызовов, прерванных этим сигналом.

Посылка сигналов

Посылка сигналов от одного процесса к другому обычно осуществляется при помощи системного вызова kill(). Его первый параметр – PID процесса, которому посылается сигнал; второй параметр – номер сигнала. Если мы хотим послать сигнал SIGTERM процессу с PID 6666, то используем системный вызов kill() так:

kill(6666, SIGTERM);

Вместо положительного значения PID можно передать вызову равное по модулю, но отрицательное значение. Тогда сигнал будет послан всем процессам из группы с номером, равным модулю переданного PID"а. Если PID равен 0, то сигнал посылается всем процессам из группы, к которой относится и текущий процесс. Эти возможности используются в основном оболочками для управления заданиями.

Если в качестве PID передать в системный вызов kill() значение -1, то сигнал будет послан всем процессам за исключением init"а. Такая возможность применяется для завершения работы системы.

Более подробная информация по системному вызову kill() приведена в man 2 kill.

Послать сигнал самому себе процесс может при помощи системного вызова raise(), который принимает один параметр – номер сигнала. Пример:

raise(SIGTERM);

Естественно, каждый из рассмотренных системных вызовов возвращает ноль в случае успешного выполнения и ненулевое значение, если произошла какая-нибудь ошибка.

Перехват сигналов

Все программы, подчиняющиеся стандарту POSIX, регистрируют свои обработчики сигналов при помощи системного вызова sigaction(). Этот системный вызов имеет три параметра: первый – int signum – номер перехватываемого сигнала. Второй – struct sigaction * act – указатель на структуру, описывающую правила установки обработчика. Третий параметр – struct sigaction * oact – принимает уже установленные правила обработчика сигнала. Либо второй, либо третий (но не оба сразу!) параметр можно установить в NULL при необходимости.

Структура struct sigaction имеет следующее описание:

struct sigaction { __sighandler_t sa_handler; sigset_t sa_mask; int sa_flags; };

sa_handler – указатель на обработчик сигнала, причем обработчик должен быть объявлен следующим образом:

void signal_handler(int signo);

где единственный параметр – номер сигнала, который попал в обработчик. sa_handler также может быть равным SIG_IGN – сигнал игнорируется процессом, и SIG_DFL – сигнал вызывает действие по умолчанию, например прерывание процесса.

sa_mask – набор сигналов, которые должны блокироваться при вызове заданного в этой же структуре обработчика сигнала. Как их устанавливать, рассматривается далее.

Параметр sa_flags позволяет процессу модифицировать поведение сигнала. Параметр может принимать всего четыре значения, которые, впрочем, можно объединять при помощи битовой операции "ИЛИ":

  1. SA_NOCLDSTOP – отсылать сигнал SIGCHLD только в случае прерывания дочернего процесса. Приостановка дочернего процесса не вызывает посылки сигнала.
  2. SA_NODEFER – эмуляция простых (ненадежных) сигналов.
  3. SA_RESTHAND – после прихода сигнала его обработчик сбрасывается в SIG_DFL.
  4. SA_RESTART – перезапуск системного вызова после возврата из обработчика сигнала. Если флаг не установлен, то системный вызов возвращает ошибку EINTR.

Как обычно, при успешном выполнении sigaction() возвращается 0, а в случае ошибки – отрицательное значение.

Маска сигналов процесса

Добавление сигналов в структуру sigset_t sa_mask, ее очистка и т.п. осуществляются при помощи набора функций sigemptyset(), sigfillset(), sigaddset(), sigdelset(). Первые две функции принимают один параметр – указатель на структуру sigset_t. Эти функции очищают и заполняют всеми возможными сигналами структуру sigset_t соответственно.

Последние две функции, соответственно, добавляют и удаляют один определенный сигнал из структуры и имеют по два параметра. Их первый параметр – указатель на структуру sigset_t, а второй – номер сигнала.

Все рассмотренные выше функции возвращают 0 при успешном завершении и число, не равное нулю, – при ошибке.

Кроме того, существует еще одна функция, проверяющая, находится ли указанный сигнал в указанном наборе – sigismember(). Ее параметры совпадают с параметрами sigaddset(). Функция возвращает 1, если сигнал находится в наборе, 0 – если не находится, и отрицательное число – при возникшей ошибке.

Помимо всего прочего, мы можем задать список сигналов, доставка которых процессу будет заблокирована. Это выполняется при помощи функции sigprocmask(int how, const sigset_t * set, sigset_t * oldset).

Первый ее параметр описывает то, что должно выполняться:

  1. SIG_BLOCK – сигналы из набора set блокируются;
  2. SIG_UNBLOCK – сигналы из набора set разблокируются;
  3. SIG_SETMASK – сигналы из набора set блокируются, остальные разблокируются.

Второй параметр является указателем на тот самый набор, сигналы из которого блокируются/разблокируются. Если он равен NULL, то значение первого параметра игнорируется системным вызовом.

Третий параметр – указатель на уже используемую маску сигналов; его можно поставить в NULL, если эти данные не нужны.

Для получения списка ожидающих сигналов можно использовать функцию sigpending(), которая принимает единственный параметр – указатель на структуру sigset_t, куда будет записан набор ожидающих сигналов.

Принципы написания обработчиков сигналов

Одно из самых главных правил написания обработчиков сигналов – обработчик должен быть реентерабельным, т.е. он должен допускать свой повторный вызов, когда процесс уже находится в обработчике. Нужно заботиться о том, чтобы обработчик сигналов не использовал глобальные структуры данных или медленные системные вызовы. Если избежать этого, увы, невозможно, то стоит позаботиться о защите от повторного вызова обработчика во время работы со структурой данных или с системным вызовом. Добиться этого можно, заблокировав на время доставку сигнала, обработчик которого сейчас работает, при помощи системного вызова sigprocmask(). Например, мы имеем обработчик сигнала SIGCHLD, выполняем в нем блокировку так:

void chld_handler(int signum) { sigset_t set; if (sigemptyset(&set)) { return;) if (sigaddset(&set, SIGCHLD)) { return; } if (sigprocmask(SIG_BLOCK, &set, NULL)) { return; } /* делаем здесь что-то важное */ if (sigprocmask(SIG_UNBLOCK, &set, NULL)) { return; } return; }

Кроме всего перечисленного выше, считается, что обработчик должен быть максимально простым – в идеале он должен выставлять некий флаг и завершаться, а все остальное должна выполнять основная часть программы.

Заключение

Приведенный материал является базовым для понимания концепции сигналов. В принципе, его должно хватить, чтобы вы уже начали использовать работу с сигналами в своих программах.

В завершение цикла будет рассказано о том, как получить (и отправить) дополнительные данные о сигнале, если вам не хватает обычной информации о том, что сигнал откуда-то пришел в ваш процесс.

Ресурсы для скачивания

static.content.url=http://www.сайт/developerworks/js/artrating/

ArticleID=495997

ArticleTitle=Работа с сигналами в Linux: Часть 1. Основы работы с сигналами

Сигналы в ОС Unix

Сигналы представляют собой средство уведомления процесса о наступлении некоторого события в системе.

Инициатором посылки сигнала может выступать как другой процесс, так и сама ОС.

Сигналы, посылаемые ОС, уведомляют о наступлении некоторых строго предопределенных ситуаций (как, например, завершение порожденного процесса, прерывание процесса нажатием комбинации Ctrl-C, попытка выполнить недопустимую машинную инструкцию, попытка недопустимой записи в канал и т.п.), при этом каждой такой ситуации сопоставлен свой сигнал.

Кроме того, зарезервирован один или несколько номеров сигналов, семантика которых определяется пользовательскими процессами по своему усмотрению (например, процессы могут посылать друг другу сигналы с целью синхронизации).

Количество различных сигналов в современных версиях UNIX около 30, каждый из них имеет уникальное имя и номер.

Описания представлены в файле .

В таблице приведено несколько примеров сигналов:

Числовое значение

Константа

Значение сигнала

Прерывание выполнения по нажатию Ctrl-C

Аварийное завершение работы

Уничтожение процесса

Прерывание от программного таймера

Завершился процесс-потомок

Сигналы являются механизмом асинхронного взаимодействия, т.е. момент прихода сигнала процессу заранее неизвестен. Однако, процесс может предвидеть возможность получения того или иного сигнала и установить определенную реакцию на его приход.

При получении сигнала процессом возможны три варианта реакции на полученный сигнал:

    Процесс реагирует на сигнал стандартным образом, установленным по умолчанию (для большинства сигналов действие по умолчанию – это завершение процесса)

    Процесс может установить специальную обработку сигнала, в этом случае по приходу сигнала вызывается функция-обработчик, определенная процессом (при этом говорят, что сигнал перехватывается)

    Процесс может проигнорировать сигнал

Для каждого сигнала процесс может устанавливать свой вариант реакции, например, некоторые сигналы он может игнорировать, некоторые перехватывать, а на остальные установить реакцию по умолчанию. При этом в процессе своей работы процесс может изменять вариант реакции на тот или иной сигнал. Однако, необходимо отметить, что

некоторые сигналы невозможно ни перехватить, ни игнорировать. Они используются ядром ОС для управления работой процессов (например, SIGKILL, SIGSTOP).

Если в процесс одновременно доставляется несколько различных сигналов, то порядок их обработки не определен . Если же обработки ждут несколько экземпляров одного и того же сигнала, то ответ на вопрос, сколько экземпляров будет доставлено в процесс – все или один – зависит от конкретной реализации ОС.

Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда сигнал приходит в момент выполнения системного вызова. Обработка такой ситуации в разных версиях UNIX реализована по-разному, например, обработка сигнала может быть отложена до завершения системного вызова; либо системный вызов автоматически перезапускается после его прерывания сигналом; либо системный вызов вернет –1, а в переменной errno будет установлено значение EINTR

Для отправки сигнала существует системный вызов kill():

#include

#include

int kill (pid _ t pid , int sig );

pid идентификатор процесса, которому посылается сигнал (в частности, процесс может послать сигнал самому себе). Существует также возможность одновременно послать сигнал нескольким процессам,

например, если значение этого параметра есть 0, сигнал будет передан всем процессам, которые принадлежат той же группе, что и процесс, посылающий сигнал, за исключением процессов с идентификаторами 0 и 1.

sig номер посылаемого сигнала.

Если этот параметр равен 0, то будет выполнена проверка корректности обращения к kill() (в частности, существование процесса с идентификатором pid), но никакой сигнал в действительности посылаться не будет.

Если процесс-отправитель не обладает правами привилегированного пользователя, то он может отправить сигнал только тем процессам, у которых реальный или эффективный идентификатор владельца процесса совпадает с реальным или эффективным идентификатором владельца процесса-отправителя.

Для определения реакции на получение того или иного сигнала в процессе служит системный вызов signal():

#include

void (*signal

(int sig, void (*disp) (int))) (int);

sig - номер сигнала, для которого устанавливается реакция, disp - либо определенная пользователем функция-обработчик сигнала, либо одна из констант: SIG_DFL (обработка по умолчанию, т.е. стандартная реакцию системы,)и SIG_IGN (данный сигнал необходимо игнорировать).

При успешном завершении функция возвращает указатель на предыдущий обработчик данного сигнала (он может использоваться процессом, например, для восстановления прежней реакции на сигнал).

Как видно из прототипа вызова signal(), определенная пользователем функция-обработчик сигнала должна принимать один целочисленный аргумент (в нем будет передан номер обрабатываемого сигнала), и не возвращать никаких значений.

Отметим одну особенность реализации сигналов в ранних версиях UNIX: каждый раз при получении сигнала его диспозиция (т.е. действие при получении сигнала) сбрасывается на действие по умолчанию, т.о. если процесс желает многократно обрабатывать сигнал своим собственным обработчиком, он должен каждый раз при обработке сигнала заново устанавливать реакцию на него.

механизм сигналов является достаточно ресурсоемким, ибо отправка сигнала представляет собой системный вызов, а доставка сигнала - прерывание выполнения процесса-получателя. Вызов функции-обработчика и возврат требует операций со стеком. Сигналы также несут весьма ограниченную информацию.

В данном примере при получении сигнала S

IGINT четырежды вызывается специальный

обработчик, а в пятый раз происходит

обработка по умолчанию.

#include

#include

#include

int count = 0;

void SigHndlr (int s) /* обработчик сигнала */

printf("\n I got SIGINT %d time(s) \n",

++ count);

if (count == 5) signal (SIGINT, SIG_DFL);

/* ставим обработчик сигнала по умолчанию */

else signal (SIGINT, SigHndlr);

/* восстанавливаем обработчик сигнала */

int main(int argc, char **argv)

signal (SIGINT, SigHndlr); /* установка реакции на сигнал */

while (1); /*”тело программы” */

return 0;

Высокоуровневые средства межпроцессного

В этом разделе поэтапно рассмотрим процесс обработки сигналов (таких как прерывания), поступающих из внешнего мира, а также ошибок программы. Ошибки программ возникают в основном из-за непра-

вильных обращений к памяти, при выполнении специфических инст рукций или из-за операций с плавающей точкой. Наиболее распространенные сигналы, поступающие из внешнего мира: прерывание (interrupt ) – этот сигнал посылается, когда вы нажимаете клавишу DEL ; выход (quit )– порождается символом FS (ctl -\); отключение (hangup ) – вызван тем, что повешена телефонная трубка, и завершение (terminate ) – порождается командой kill. Когда происходит одно из вышеуказанных событий, сигнал посылается всем процессам, запу щенным с данного терминала, и если не существует соглашений, пред писывающих иное, сигнал завершает процесс. Для большинства сигналов создается дамп памяти, который может потребоваться для отладки. (См. adb(1) и sdb(l).)

Системный вызов signal изменяет действие, выполняемое по умолчанию. Он имеет два аргумента: первый – это номер, который определяет сигнал, второй – это или адрес функции, или же код, предписывающий игнорировать сигнал или восстанавливать действия по умолчанию. Файл содержит описания различных аргументов. Так,

#include

signal(SIGINT, SIG_IGN);

приводит к игнорированию прерывания, в то время как

signal(SIGINT, SIG_DFL);

восстанавливает действие по умолчанию – завершение процесса. Во всех случаях signal возвращает предыдущее значение сигнала. Если второй аргумент – это имя функции (которая должна быть объявлена в этом же исходном файле), то она будет вызвана при возникновении сигнала. Чаще всего эта возможность используется для того, чтобы позволить программе подготовиться к выходу, например удалить временный файл:

#include

char *tempfile = "temp.XXXXXX";

extern onintr();

mktemp(tempfile);

/* Обработка … */ exit(0);

onintr() /* очистить в случае прерывания */

unlink(tempfile); exit(1);

Зачем нужны проверка и повторный вызов signal в main? Вспомните, что сигналы посылаются во все процессы, запущенные на данном терминале. Соответственно, когда программа запущена не в интерактивном режиме (а с помощью &), командный процессор позволяет ей игно рировать прерывания, таким образом, программа не будет остановлена прерываниями, предназначенными для не фоновых процессов. Если же программа начинается с анонсирования того, что все прерывания должны быть посланы в onintr, невзирая ни на что, это сводит на нет попытки командного процессора защитить программу, работающую в фоновом режиме.

Решение, представленное выше, позволяет проверить состояние управления прерываниями и продолжать игнорировать прерывания, если они игнорировались ранее. Код учитывает тот факт, что signal возвращает предыдущее состояние конкретного сигнала. И если сигналы ранее игнорировались, процесс будет и далее их игнорировать; в противном случае они должны быть перехвачены.

В более сложной программе может потребоваться перехватить прерывание и интерпретировать его как запрос на отмену выполняемой операции и возврат в ее собственный цикл обработки команд. Возьмем, например, текстовый редактор: прерывание слишком долгой печати не должно приводить к выходу из программы и потере всей сделанной работы. В этой ситуации можно написать такой код:

#include

#include jmp_buf sjbuf;

if (signal(SIGINT, SIG_IGN) != SIG_IGN) signal(SIGINT, onintr);

setjmp(sjbuf); /* сохранение текущей позиции в стеке*/ for (;;) {

/* основной цикл обработки */

onintr() /* переустановить в случае прерывания */

signal(SIGINT, onintr); /* переустановить для следующего прерывания */ printf("\nInterrupt\n");

longjmp(sjbuf, 0); /* возврат в сохраненное состояние */ }

Файл setjmp.h объявляет тип jmp_buf как объект, в котором может сохраняться положение стека; sjbuf объявляется как объект такого типа. Функция setjmp(3) сохраняет запись о месте выполнения программы. Значения переменных не сохраняются. Когда происходит прерывание, инициируется обращение к программе onintr, которая может напечатать сообщение, установить флаги или сделать что-либо другое. Функция longjmp получает объект, сохраненный в setjmp, и возвращает управление в точку программы, следующую за вызовом setjmp. Таким образом, управление (и положение стека) возвращаются к тому месту основной программы, где происходит вход в основной цикл.

Обратите внимание на то, что сигнал снова устанавливается в onintr, после того как произойдет прерывание. Это необходимо, так как сигналы при их получении автоматически восстанавливают действие по умолчанию.

Некоторые программы просто не могут быть остановлены в произвольном месте, например в процессе обработки сложной структуры данных, поэтому необходимо иметь возможность обнаруживать сигналы. Возможно следующее решение – надо сделать так, чтобы программа обработки прерываний установила флаг и возвратилась обратно вместо того, чтобы вызывать exit или longjmp. Выполнение будет продолжено с того самого места, в котором оно было прервано, а флаг прерывания может быть проверен позже.

С таким подходом связана одна трудность. Предположим, что программа читает с терминала в то время, когда послано прерывание. Надлежащим образом вызывается указанная подпрограмма, которая устанавливает флаги и возвращается обратно. Если бы дело действительно обстояло так, как было указано выше, то есть выполнение программы возобновлялось бы «с того самого места, где оно было прервано», то программа должна была бы продолжать читать с терминала до тех пор, пока пользователь не напечатал бы новую строку. Такое поведение может сбивать с толку, ведь пользователь может и не знать, что программа читает, и он, вероятно, предпочел бы, чтобы сигнал вступал в силу незамедлительно. Чтобы разрешить эту проблему, система завершает чтение, но со статусом ошибки, который указывает, что произошло; errno устанавливается в EINTR, определенный в errno.h, чтобы обозначить прерванный системный вызов.

Поэтому программы, которые перехватывают сигналы и возобновляют работу после них, должны быть готовы к «ошибкам», вызванным прерванными системными вызовами. (Системные вызовы, по отношению к которым надо проявлять осторожность, – это чтение с терминала, ожидание и пауза). Такая программа может использовать код, приведенный ниже, для чтения стандартного ввода:

#include extern int errno;

if (read(0, &c, 1) <= 0) /* EOF или прерывание */

if (errno == EINTR) { /* EOF, вызванный прерыванием */ errno = 0; /* переустановить для следующего раза */

} else { /* настоящий конец файла */

И последняя тонкость, на которую надо обратить внимание, если перехват сигналов сочетается с выполнением других программ. Предположим, что программа обрабатывает прерывания и, к тому же, содержит метод (как! в ed), посредством которого могут выполняться другие программы. Тогда код будет выглядеть примерно так:

if (fork() == 0) execlp(…);

signal(SIGINT, SIG_IGN); /* предок игнорирует прерывания */

wait(&status); /* пока выполняется потомок */ signal(SIGINT, onintr); /* восстановить прерывания */

Почему именно так? Сигналы посылаются всем вашим процессам. Предположим, что программа, которую вы вызвали, обрабатывает свои собственные прерывания, как это делает редактор. Если вы прерываете дочернюю программу, она получит сигнал и вернется в свой основной цикл, и, вероятно, прочитает ваш терминал. Но вызывающая программа также выйдет из состояния ожидания дочерней программы и прочитает ваш терминал. Наличие двух процессов чтения терминала все запутывает, так как на самом деле система «подкидывает монетку», чтобы решить, какая программа получит каждую из строк ввода. Чтобы избежать этого, родительская программа должна игнорировать прерывания до тех пор, пока не выполнится дочерняя. Это умозаключение отражено в обработке сигналов в system:

#include

system(s) /* выполнить командную строку s */ char *s;

int status, pid, w, tty;

int (*istat)(), (*qstat)();

if ((pid = fork()) == 0) {

execlp("sh", "sh", "–c", s, (char *) 0); exit(127);

istat = signal(SIGINT, SIG_IGN); qstat = signal(SIGQUIT, SIG_IGN);

while ((w = wait(&status)) != pid && w != –1)

if (w == –1) status = –1;

signal(SIGINT, istat); signal(SIGQUIT, qstat); return status;

В отступление от описания, функция signal очевидно имеет несколько странный второй аргумент. На самом деле это указатель на функцию, которая возвращает целое число, и это также тип самой функции sig– nal. Два значения, SIG_IGN и SIG_DFL, имеют правильный тип, но выби раются таким образом, чтобы они не совпадали ни с какими возможными реальными функциями. Для особо интересующихся приведем пример того, как они описываются для PDP-11 и VAX; описания должны быть достаточно отталкивающими, чтобы побудить к использованию signal.h.

#define SIG_DFL (int (*)())0

#define SIG_IGN (int (*)())1

Сигналы alarm

Системный вызов alarm(n ) вызывает отправку вашему процессу сигнала SIGALRM через n секунд. Сигнал alarm может применяться для того, чтобы убедиться, что нечто произошло в течение надлежащего проме жутка времени если что-то произошло, SIGALRM может быть выключен, если же нет, то процесс может вернуть управление, получив сигнал alarm.

Чтобы пояснить ситуацию, рассмотрим программу, называемую time– out, она запускает некоторую другую команду; если эта команда не закончилась к определенному времени, она будет аварийно прервана, когда alarm выключится. Например, вспомните команду watchfor из главы 5. Вместо того чтобы запускать ее на неопределенное время, можно установить часовой лимит:

$ timeout -3600 watchfor dmg &

Код в timeout иллюстрирует практически все, о чем говорилось в двух предыдущих разделах. Потомок создан; предок устанавливает аварийный сигнал и ждет, пока потомок закончит свою работу. Если alarm приходит раньше, то потомок уничтожается. Предпринимается попытка вернуть статус выхода потомка.

/* timeout: устанавливает временное ограничение для процесса */

#include

#include

int pid; /* идентификатор дочернего процесса */

char *progname; main(argc, argv)

int sec = 10, status, onalarm();

progname = argv;

if (argc > 1 && argv == ‘–’) { sec = atoi(&argv);

argc––; argv++;

if (argc < 2)

error("Usage: %s [–10] command", progname); if ((pid=fork()) == 0) {

execvp(argv, &argv); error("couldn’t start %s", argv);

signal(SIGALRM, onalarm); alarm(sec);

if (wait(&status) == –1 || (status & 0177) != 0) error("%s killed", argv);

exit((status >> 8) & 0377);

onalarm() /* завершить дочерний процесс в случае получения alarm */

kill(pid, SIGKILL);

Упражнение 7.18. Можете ли вы предположить, как реализован sleep? Подсказка: pause(2). При каких условиях (если такие условия существуют) sleep и alarm могут создавать помехи друг для друга? ~

История и библиография

В книге не представлено подробного описания реализации системы UNIX, в частности из-за того, что существуют имущественные права на код. Доклад Кена Томпсона (Ken Thompson) «UNIX implementation» (Реализация UNIX), изданный в «BSTJ» в июле 1978 года, описывает основные идеи. Эту же тему поднимают статьи «The UNIX system – a retrospective» (Система UNIX в ретроспективе) в том же номере

«BSTJ» и «The evolution of the UNIX time-sharing system» (Эволюция UNIX – системы разделения времени), напечатанная в материалах Symposium on Language Design and Programming Methodology в журнале издательства Springer-Verlag «Lecture Notes in Computer Science»

№ 79 в 1979 году. Оба труда принадлежат перу Денниса Ритчи (Dennis Ritchie).

Программа readslow была придумана Питером Вейнбергером (Peter Weinberger) в качестве простого средства для демонстрации зрителям игры шахматной программы Belle Кена Томсона и Джо Кондона (Joe Condon) во время шахматного турнира. Belle записывала состояние игры в файл; наблюдатели опрашивали файл с помощью readslow, чтобы не занимать слишком много драгоценных циклов. (Новая версия оборудования для Belle осуществляет небольшие расчеты на своей главной машине, поэтому больше такой проблемы не существует.)

Том Дафф (Tom Duff) вдохновил нас на написание spname. Статья Айво ра Дерхема (Ivor Durham), Дэвида Лэмба (David Lamb) и Джеймса Сакса (James Saxe) «Spelling correction in user interfaces» (Проверка орфографии в пользовательских интерфейсах), изданная CACM в октябре 1983 года, представляет несколько отличающийся от привычного проект реализации исправления орфографических ошибок в контексте почтовой программы.

Многие программы Unix принимают сигналы типа USR1 и USR2 . Например, чтобы обновить исполняемый файл для Nginx "на лету", вы отправляете kill -USR2 .

Я понимаю, что USR1 является "определяемым пользователем" сигналом, что означает, что тот, кто создал программу, может использовать его для обозначения "выключить" или "выгрузить ваши журналы" или "распечатать foo тысячу раз" или что-то еще. Но я не понимаю, почему они должны использовать это произвольное имя. Почему бы не kill -UPGRADE , или kill -GRACEFUL_SHUTDOWN ? Имеет ли Unix только определенные сигналы?

Пока мы это делаем, Nginx также использует следующие сигналы (см. документация):

  • TERM, INT : быстрое отключение
  • QUIT : изящное завершение работы
  • HUP :
    • Конфигурация перезагрузки
    • Запустите новые рабочие процессы с новой конфигурацией
    • Изящное завершение работы старых рабочих процессов
  • USR1 : откройте файлы журнала
  • USR2 : обновление исполняемых на лету
  • WINCH : изящное завершение рабочих процессов

HUP? Winch? Какая причина этих имен? Где я могу узнать больше об этом?

6 ответов

Сигналы, доступные в ОС, определяются ОС (обычно после POSIX) - они не являются "строками", а целыми константами со стандартными именами. USR1 и USR2 - это два сигнала, которые не имеют конкретного значения, предназначенные для любого произвольного использования, которое хочет разработчик.

На вашей машине linux прочитайте man 7 signal для обзора обработки сигналов и сигналов.

Вы можете переопределить значение других сигналов, если вы готовы работать с ОС, выдавая эти сигналы в ответ на события. Вы можете, например, make HUP означает "перезагрузить конфигурацию" - если вы либо уверены, что процесс никогда не получит зависания (потеря терминала), либо вы готовы обрабатывать случаи, когда ОС, а не пользователь, посылает сигнал HUP.

HUP не подходит для "зависания". Этот сигнал отправляется процессу, если его управляющий терминал достигает конца файла. В прежние времена управляющие терминалы обычно подключались к последовательным портам, возможно, через модемную линию по телефонной линии. Если телефонное соединение было повёрнуто, локальный модем снизит линию Carrier Detect, что приведет к отправке отчета о завершении файла ядра и передаваемого сигнала SIGHUP .

WINCH не подходит для "изменения окна". Он отправляется процессу, если его управляющий терминал изменяет размер. По понятным причинам терминалы, которые могут изменять размер, обычно представляют собой псевдотерминалы, которые в конечном счете представлены терминальным эмулятором, работающим в среде окон (например, xterm).

Поскольку имена сигналов стандартизируются (POSIX). Вы можете написать свой собственный исполняемый файл kill-типа, чтобы взять -UPGRADE , если хотите, и доставить сигнал USR1 , но стандартный kill , который поставляется с UNIX, не узнает его.

В качестве альтернативы вы можете создать псевдоним, функцию или оболочку script для выполнения перевода для вас, например, с помощью псевдонима bash:

Alias upgrade="kill -USR1"

Файл заголовка signal.h сопоставляет имена сигналов с их фактическими значениями, зависящими от реализации.

В терминах WINCH я считаю это немного мерзостью. Это сигнал, который доставляется приложениям при изменении размера окна (особенно когда изменяется окно их управляющего терминала).

Использование этого для изящного закрытия рабочих потоков не является хорошей идеей, если вы не можете гарантировать, что процесс никогда не будет работать в терминале. Я знаю, что был бы очень миф, если бы я запускал приложение, и он решил отменить всю работу в полете только потому, что я максимизировал окно: -)

Попробуйте kill -l и найдите ответ самостоятельно:

1) SIGHUP 2) SIGINT 3) SIGQUIT 4) SIGILL 5) SIGTRAP 6) SIGABRT 7) SIGBUS 8) SIGFPE 9) SIGKILL 10) SIGUSR1 11) SIGSEGV 12) SIGUSR2 13) SIGPIPE 14) SIGALRM 15) SIGTERM 16) SIGSTKFLT 17) SIGCHLD 18) SIGCONT 19) SIGSTOP 20) SIGTSTP 21) SIGTTIN 22) SIGTTOU 23) SIGURG 24) SIGXCPU 25) SIGXFSZ 26) SIGVTALRM 27) SIGPROF 28) SIGWINCH 29) SIGIO 30) SIGPWR 31) SIGSYS 34) SIGRTMIN 35) SIGRTMIN+1 36) SIGRTMIN+2 37) SIGRTMIN+3 38) SIGRTMIN+4 39) SIGRTMIN+5 40) SIGRTMIN+6 41) SIGRTMIN+7 42) SIGRTMIN+8 43) SIGRTMIN+9 44) SIGRTMIN+10 45) SIGRTMIN+11 46) SIGRTMIN+12 47) SIGRTMIN+13 48) SIGRTMIN+14 49) SIGRTMIN+15 50) SIGRTMAX-14 51) SIGRTMAX-13 52) SIGRTMAX-12 53) SIGRTMAX-11 54) SIGRTMAX-10 55) SIGRTMAX-9 56) SIGRTMAX-8 57) SIGRTMAX-7 58) SIGRTMAX-6 59) SIGRTMAX-5 60) SIGRTMAX-4 61) SIGRTMAX-3 62) SIGRTMAX-2 63) SIGRTMAX-1 64) SIGRTMAX

Сигнал или виртуальное прерывание является сообщением, которое система посылает процессу или один процесс посылает другому. Когда процесс получает сигнал, выполнение программы процесса прерывается, и управление передается на подпрограмму (функцию) - обработчик сигнала. После выполнения обработчика сигнала выполнение прерванной программы возобновляется с той точки, на которой она была прервана.

В операционной системе предусмотрено большое число типов сигналов, но большинство из этих типов зарезервировано для системных целей - это сигналы, которые операционная система посылает процессу. Однако есть и сигналы, которыми процессы могут обмениваться между собой.

По умолчанию реакция на большинство сигналов - прекращение процесса, получившего сигнал, то есть, если процесс получает сигнал, обработка которого в нем не предусмотрена, то процесс-получатель сигнала завершается. Однако для большинства типов сигналов процесс может установить обработчик данного сигнала или установить игнорирование данного сигнала.

Если процесс находится в состоянии "добровольного" приостанова (вызванного, например, выполнением системного вызова sleep), то получение сигнала "пробуждает процесс от сна", независимо от того, в чем состояла обработка сигнала, системный вызов sleep заканчивается немедленно.

Обработчик сигнала в процессе имеет вид функции с прототипом:

Void имя_функции (int sigtype);

Параметром данной функции является тип сигнала (один и тот же обработчик может быть установлен для обработки сигналов разных типов).

Для установки своего обработчика сигнала, для его отмены или для установки игнорирования сигнала используется системный вызов signal

Функции-обработчики сигналов – это обычные функции Си, они имеют доступ ко всем глобально видимым переменным и функциям. Однако, поскольку мы не знаем, в какой момент выполнения программы будет вызвана функция-обработчик, мы должны проявлять особую осторожность при обращении к глобальным структурам данных из этой функции. Для функций, обрабатывающих потоки, существует и еще одно важное требование – реентерабильность. Поскольку обработчик сигнала может быть вызван в любой точке выполнения программы (а при не кототорых условиях во время обработки одного сигнала может быть вызван другой обработчик сигнала) в обработчиках додлжны использоваться функции, которые удовлетворяют требованию реентерабельности, то есть, могут быть вызваны в то время, когда они уже вызваны где-то в другой точке программы. Фактически, требование реентерабельности сводится к тому, чтобы функция не использовала никаких глобальных ресурсов, не позаботившись о синхронизации доступа к этим ресурсам. Некоторые функции ввода-вывода, в том числе, функция printf(), реентерабельными не являются. Это значит, что выводу одной функции printf() может помешать вывод другой функции. Ниже приводится список реентерабельных функций, которые безопасно вызвать из обработчиков сигналов.

Список реентерабельных функций

posix_trace_event()

timer_getoverrun()

Процесс может послать сигнал любому другому процессу, PID которого ему известен, при помощи системного вызова kill (несмотря на грозное название, этот системный вызов не обязательно убивает тот процесс, которому он адресован). В некоторых случаях процессу бывает нужно послать сигнал самому себе, это можно сделать при помощи системного вызова raise .

Некоторые типы сигналов

Типы сигналов идентифицируются числовыми номерами, но при программировании часто используются символьные имена сигналов, определенные в системных включаемых файлах. Ниже приведены некоторые наиболее часто употребляемые имена сигналов:

Этот сигнал приводит к завершению получившего его процесса. Это единственный сигнал, который не может игнорироваться и для которого нельзя назначить собственный обработчик

Этот сигнал - запрос на завершение процесса. Выдачу этого сигнала, например, включает в себя команда (не системный вызов!) kill . Подразумевается, что процесс, получивший этот сигнал, должен завершиться, однако процесс может установить игнорирование этого сигнала или назначить для него собственный обработчик.

Этот сигнал система посылает родительскому процессу при завершении любого его дочернего процесса. Реакция на этот сигнал, установленная по умолчанию, - игнорирование. Родительский процесс может не заботиться об обработке этого сигнала, если только он не хочет использовать его для синхронизации своего выполнения с дочерним процессом.

Этот сигнал используется для отсчета временных интервалов. Процесс может установить некоторый временной интервал при помощи системных вызовов alarm или setitimer , и по истечении заданного интервала система пошлет ему сигнал SIGALRM .

SIGUSR1 и SIGUSR2

За этими сигналами не зарезенвированы никакие системные назначения. Процессы могут посылать эти сигналы друг другу и интерпретировать их по своему усмотрению.

Более подробно про типы сигналов см. в описании функции