Программы

Погружение в звук: выбираем качественный сабвуфер в машину.

 Погружение в звук: выбираем качественный сабвуфер в машину.

Саб, или сабвуфер, – специальный динамик для воспроизведения самых низких частот

Сабвуфер – это составная часть акустической системы, которая требуется для воспроизведения самых низких частот. По сути, это динамик, обладающий увеличенным размером диффузора, который специально настроен для воспроизведения басовой линии.

Сабвуфер, благодаря большему диаметру диффузора, способен генерировать звуковую волну в диапазоне от 10 до 150 Гц. Нижний порог, который различает человеческое ухо, составляет 20 Гц. Таким образом, «саб» можно назвать не просто низкочастотным динамиком, а сверхнизкочастотным.

Приобретение сабвуфера в машину требуется осуществлять в зависимости от целей, которые преследует автовладелец. Для требовательного меломана, который хочет «прокачать» своё авто, необходим качественный динамик, обладающий большой мощностью. Если требуется просто дополнить общую звуковую картину и нет необходимости в получении эталонного звука, можно обойтись покупкой маленького сабвуфера в машину с установкой просто под сиденьем.

К СВЕДЕНИЮ:

Считается, что при установке автомобильной акустики её стоимость должна составлять не более 20% от общей цены транспортного средства. Это правило помогает новичкам в автозвуке правильно определиться с типом и моделью «саба».

Как выбрать усилитель для сабвуфера в машину: основные технические характеристики

Перед приобретением следует знать основные параметры, на которые необходимо обращать внимание. Существуют общие характеристики, единые для всех акустических систем:

  1. Частота . Для сабвуфера важным будет такой параметр, как допустимая граница предельного звучания. Это означает диапазон частот, которые способен генерировать динамик. Различают низкие басы − от 20 до 40 Гц, средние – от 40 до 80 Гц и высокие – от 80 до 160 Гц. Наилучшим считается колебание частоты от 30 до 60 Герц.
  2. Частота деления кроссовера . Это параметр, позволяющий лучше раскрывать звучание при воспроизведении аудиопотока различной частоты. Оптимальным значением является 70 Герц. Обычно настройка показателя осуществляется непосредственно на усилителе. Для получения большего числа басовых настроек применяется отдельный процессор.
  3. Звуковое давление . Иными словами, это мощность, которую выдаёт устройство. Обычно покупателей интересует максимальное значение данного показателя.
  4. Чувствительность. Оптимальным считается значение этого параметра, не превышающее 90 ДБ. Достаточная чувствительность позволяет снизить нагрузку на усилитель, что выливается в отсутствие искажения звучания даже при сильном повышении громкости.
  5. Размер динамика . Традиционно низкочастотные динамики для автомобиля имеют размер диффузора в пределах от 25 до 30 см. В компактных моделях этот показатель может снижаться до 20 см. От размера динамика будет зависеть возможность его месторасположения.

Частотный диапазон качественного «саба» приближается к порогу слышимости

Активный сабвуфер в машину или пассивный – что выбрать

Существует деление сабвуферов на два типа по особенностям работы. Есть активный и пассивный «саб».

Активный

Эта разновидность, которая имеет в своём составе не только сам динамик, но также усилитель мощности и кроссовер. По сути, активный сабвуфер является полноценной самостоятельной акустической системой, которая не требует приобретения дополнительного оборудования. Как подключить активный сабвуфер в машине? Просто подсоединить к нужному входу/выходу магнитолы.

К СВЕДЕНИЮ:

Основной проблемой приобретения активного автомобильного сабвуфера является уже собранное состояние, что приводит к необходимости решать вопрос размещения динамика внутри автомобиля.

Прежде чем купить активный сабвуфер в машину, предлагаем ознакомиться с преимуществами и недостатками данной разновидности:

Активный означает полный комплект или устройство «всё включено»

Пассивный

Вторая разновидность сабвуферов – это пассивные динамики. Как следует из названия, это устройства, которые требуют наличия отдельного усилителя. Для получения максимально качественного звучания потребуется выдержать сочетание обоих компонентов.

К СВЕДЕНИЮ:

Обычно производители сабвуферов указывают в документации необходимую мощность усилителя. Также эту информацию предоставит продавец специализированного магазина автомобильной акустики.

Дополнительно при решении установить пассивный сабвуфер потребуется купить набор кабелей для подключения. При возникновении сомнения, как установить сабвуфер в машину самостоятельно, лучше обратиться к профессионалам.

Преимущества и недостатки данной системы также сведены в таблицу:

Как показывает практика, настоящие ценители звука, несмотря на высокую стоимость, склонны приобретать именно пассивные модели, поскольку они обеспечивают более качественное звучание и разнообразие настроек.

Для пассивного «вуфера» нужно будет докупить усилитель и кабель

Виды сабвуферов в машину

Существует также деление по конструктивным особенностям. По этому признаку все сверхнизкие динамики подразделяются на три категории: открытие, закрытие и компактные.

Открытые «сабы»

Это самая простая разновидность, которая не имеет собственного корпуса. Динамик монтируется непосредственно в панель автомобиля или крышку багажника. Эти устройства являются самыми дешёвыми, но при этом они выдают не лучший звук. Это связано с отсутствием такого параметра, как эквивалентный объём.

Иными словами, полнота низких частот зависит от количества воздуха, находящегося в корпусе динамика. Чем больше размер диффузора, тем сильнее происходит сжатие внутри закрытого корпуса, что приводит к повышению ответной силы. В открытой системе вся вибрация передаётся на удерживающую панель, что приводит к появлению дополнительных помех и резонанса отделочных материалов.

Открытый тип «саба» − это просто динамик, который необходимо умудриться разместить в элементы корпуса машины

Корпусные, или закрытые, сабвуферы

При закрытой форме системы динамик монтируется в специальный корпус, который обычно изготавливается из дерева. Эта разновидность, в свою очередь, делится на три типа, в зависимости от особенностей акустических характеристик:

  1. Закрытый ящик . Устаревшая форма оформления корпусных «сабов», которая предполагает размещение динамика внутри герметичного корпуса. Эта система отличается низким КПД, хотя проста для самостоятельного исполнения, поскольку не требует длительных и сложных расчётов.
  2. Фазоинвертор . Эта конструкция предполагает наличие специального тоннеля внутри корпуса, обеспечивающего повышение звукового давления. Это позволяет расширять диапазон выдаваемого звучания. Установка фазоинвертора способствует снижению переизбытка давления на диффузор, что увеличивает КПД всей системы.
  3. Бандпасс, или полосовой, громкоговоритель . Внешне это выглядит как корпус, снабжённый тоннелем, внутри которого устанавливается динамик, являющийся разделителем ящика на два отделения. Наличие закрытого пространства позади сабвуфера повышает мощность диффузора, а свободный объём спереди повышает объёмность звучания. Единственным недостатком бандпасса считается «рыхлость» баса.

Фазоинвертор – это тоннель, создающий баланс звукового давления и улучшающий качество звука

Компактные

Широкое распространение среди автомобилистов получили компактные модели, которые отличаются своими небольшими размерами. Короб сабвуфера этого типа может иметь объём не более 10 л. Изготавливаются компактные модели из алюминиево-магниевого сплава, что также позволяет добиться уменьшения габаритов.

Обычно компактные «сабы» устанавливаются под сиденье. Обязательным условием монтажа является вертикальная ориентация головки диффузора, размер которого редко превышает 20 см. Из недостатков компактного типа следует выделить невозможность получения повышенной мощности и нелинейность. Применение этой системы, которая всегда бывает только активной, позволяет добиться качественной поддержки фронтальных колонок на средней частоте басов.

Компактный «саб» − это сочетание эстетики, нужного функционала и малого размера

Какой сабвуфер в машину лучше выбрать

Приобретение подобного устройства является целесообразным только тогда, когда есть желание и возможность улучшить звучание штатной автомагнитолы. При выборе определённого «саба» следует учитывать следующие особенности:

  1. Активные системы не требуют дополнительных трат (приобретение усилителя и проводов), но они отличаются не самыми высокими акустическими характеристиками.
  2. Пассивный сабвуфер потребует больше места. Если средний объём ящика варьируется в пределах от 90 до 120 л, то следует учитывать, что установка «саба» в багажник не оставит свободного места.
  3. Если хочется слушать качественную музыку в машине, но свободного места нет, то лучше купить сабвуфер под сиденье. Это активная система, которая способна выдавать вполне приемлемое звучание в верхнем и среднем диапазоне частот баса.
  4. При покупке следует обращать внимание на технические характеристики, которые включают номинальную мощность, чувствительность, сопротивление катушки и их количество.
  5. Стоимость. Важно, какой бюджет заложен на приобретение автомобильной акустики. Если принято решение купить бюджетные сабвуферы, стоимость которых начинается от 2 000 рублей, то ждать качественного звука не стоит.

Для превращения машины в клуб на колёсах все средства хороши

Как выбрать усилитель для сабвуфера

Для пассивной системы потребуется обязательное приобретение усилителя. Существует, конечно, возможность его подключение непосредственно к магнитоле, но это приведёт к недостаточной мощности и не даст необходимой прибавки баса.

При выборе усилителя следует учитывать их разновидности:

  • моно , или одноканальный, который будет предназначен только для работы «саба»;
  • 2-канальный , который используется для подключения только фронтальной акустики;
  • 3-канальный , позволяющий спокойно подключать «фронт» и «саб»;
  • 4-канальный , являющийся вариантом, дающим возможность присоединения всей автомобильной акустики.

Лучшим, по мнению специалистов в области автозвука, является одноканальный тип усилителей, поскольку он обладает возможностью работать с широким диапазоном сопротивления и не так подвержен перегреву при загрузке «саба» на полную мощность.

ВАЖНО:

Перед покупкой следует узнать импеданс самого усилителя и сабвуфера. Важно, чтобы они совпадали, поскольку иначе невозможно будет организовать интеграцию компонентов. Это приведёт к постоянному перегреванию усилителя.

Также при выборе следует учитывать важный момент – мощность усилителя должны быть минимум в полтора раза выше аналогичного параметра сабвуфера. Это обеспечит бесперебойную работу динамика даже на самых высоких показателях громкости без искажений.

Для пассивной системы усилитель является единственным шансом заставить её «заговорить»

Музыка для сабвуфера в машину

Поскольку предназначением данного аудиокомпонента является воспроизведение самых низких частот, то ответ на этот вопрос будет очевидным. Музыку, в которой присутствует множество басов. Преимущественно при наличии «саба» подбирают танцевальные жанры, где имеется ярко выраженная «бочка». Классическая музыка, при всей её красоте, не позволит нагрузить сабвуфер, и он будет простаивать. Аналогичная ситуация с «попсой». Поэтому для полного раскрытия всех сторон купленного «саба» рекомендуется скачать хитовую клубную новинку.

Как правильно подключить сабвуфер в машине

Самым простым является подсоединение активной системы, которая не требует установки усилителя и дополнительного прокладывания кабелей. При наличии на магнитоле специального разъёма процедура коммутирования заключается в протягивании коаксиального кабеля и его подключении к разъёму SubOut на проигрывателе и LineIn на сабвуфере. Несколько сложнее ситуация обстоит с подключением пассивного динамика.

Простейшая схема подключения «саба» в машине

Схема подключения сабвуфера в машине

При осуществлении коммутирования пассивной системы первым делом следует предусмотреть подключение кроссовера. Это специальное устройство, которое требуется для разделения частот по диапазонам. Получается своего рода фильтр, необходимый, чтобы на динамические головки подавались соответствующие частоты.

Схема подключения заключается в присоединении сабвуфера к усилителю, который должен быть подсоединён к магнитоле. Силовая проводка ведётся от клеммы АКБ с соблюдением полярности через предохранитель. Можно использовать конденсатор. Все работы проводятся с отключёнными клеммами питания от АКБ, чтобы исключить короткое замыкание.

Багажник – традиционное место жительства сабвуфера

Установка сабвуфера в машину – выбор места

Монтаж сабвуфера может стать настоящей проблемой, если он устанавливается в небольшую машину. Обычно для размещения «саба» используется багажник. Но после монтажа в нём остаётся мало места. Открытый тип динамика можно «врезать» в полку багажного отсека или поместить в облицовочные панели. В лучших условиях при установке сабвуфера находятся владельцы просторных машин (джипы, минивэны, пикапы или хэтбеки), поскольку багажник этого транспорта имеет достаточный объём. Но при наличии желания поместить «саб» можно даже в кабриолет.

Как настроить сабвуфер

После установки необходимо настроить «саб», чтобы получить желаемый звук:

  1. На усилителе включается фильтр LPF, который нужен для подачи только низких частот на динамики. Включение этой опции позволяет избежать инфразвука, который может привести к выходу «саба» из строя.
  2. Далее включается фильтр высоких частот HPF, который должен быть в диапазоне от 70 до 90 Гц.
  3. Регулировка чувствительности. Пункт GAIN или LEVEL. На усилителе следует выставить максимальную громкость, а регулятор чувствительности медленно проворачивается в сторону увеличения до момента появления искажения.
  4. Настройка непосредственно звука. Если появляются помехи, то проблема может скрываться в неправильно уложенных проводах. Лучше настраивать по тестовому диску. Басы выставляются посредством басбута.

Настойка сабвуфера – это творческий и небыстрый процесс, который требует знания имеющихся на усилителе фильтров

Обзор производителей и моделей

Существует немало компании, которые выпускают автомобильную акустику. Лучшими брендами, по мнению автомобилистов, являются:

  1. Alpine . Компания, предлагающая не только магнитолы, но также качественные сабвуферы, отличающиеся глубоким басом и длительным сроком эксплуатации. Одним из лучших является активная модель Alpine SWE-815. Цена этого сабвуфера в машину составляет 10 000 рублей.


  2. Pioneer . Компания, известная каждому любителю техники. Одним из направлений производителя является выпуск сабвуферов. Несмотря на высокую стоимость, они обладают популярностью. В рейтингах пользователей присутствует пассивная модель Pioneer TS-W304R, которая представляет собой оптимальное соотношение «цена−качество». Стоимость на полках магазинов начинается от 3 000 рублей.


  3. Blaupunkt . Немецкая фирма, которая была образована в далёком 1923 году. Она специализируется на производстве аудиотехники. Отличительной особенностью является истинно немецкое качество. Недостаток – высокая стоимость. Одной из популярных моделей является Blaupunkt GTb 8200A (стоимость − от 4 800 рублей), представляющая активный «саб» с чистым басом.

Также в числе компаний, выпускающих качественные сабвуферы, можно упомянуть JVC, Kenwood, Sony, Kicx.

Сколько стоит сабвуфер в машину

Стоимость зависит от производителя и типа динамика. Пассивные будут дороже, поскольку обеспечивают качественный звук. Активные модели чуть дешевле. Самыми дорогими являются компактные сабвуферы. Это объясняется сложной технологией производства и необходимостью вместить в маленький корпус большой динамик. Ценовой диапазон на эту категорию товаров варьируется от 2 000 до 60 000 рублей. Всё будет зависеть только от возможностей автовладельца.

Приобретение «саба» является возможностью добиться качественного звучания в машине. Если недостаточно средств для покупки готовой модели, его можно изготовить самостоятельно, вернее, сделать корпус. Как сделать сабвуфер в машину своими руками, расскажет видео к материалу.

Качественный звук невозможно представить себе без добротной передачи низких тонов. К сожалению, штатная акустика, устанавливаемая в автомобили по умолчанию, с этой задачей справляется плохо. Нужен сабвуфер.

Есть сабвуфер далеко не у каждого автолюбителя, но как он выглядит, представляет, наверное, каждый: здоровенный динамик, занимающий половину (в лучшем случае) багажника. Почему сабвуфер должен быть большим? Строго говоря, для качественной передачи низких частот большой размер диффузора не нужен – любые хорошие наушники способны передать «низы» во всем богатстве, несмотря на размер диффузора в десятки раз меньший, чем у сабвуфера. Проблема – в звуковом давлении, создаваемом колонками. Создать звуковое давление в маленьком объеме между ухом и наушниками несложно, другое дело, когда речь идет хотя бы об объеме воздуха внутри автомобиля. И тут чем ниже частота, тем медленнее движется диффузор и тем сложнее создать им необходимое звуковое давление. У диффузора с маленьким диаметром должен быть очень большой ход, чтобы с увеличением громкости звуковое давление на нижних частотах оставалось тем же, что и на высоких – чтобы «низы не проседали». А если музыку хочется слушать очень громко, да еще и с усиленными басами, то уже никакой стандартный динамик не справится – нужно увеличение размера диффузора.


Еще одна особенность сабвуфера – и в стереосистемах, и в системах объемного звука – он всегда один (это тоже многим известно, хотя не все знают, почему так). Дело в том, что человек плохо определяет направление на источник звука низкой частоты. Из-за длины звуковой волны, сравнимой с расстоянием между ушей, оба наших метода определения направления на источник звука не работают. Затухание звука неразличимо (волна просто огибает голову и в обоих ушах звучит с одинаковой интенсивностью), по сдвигу фаз определить направление тоже не получается (пик сигнала приходит в оба уха одновременно). Поэтому одного сабвуфера вполне достаточно – если на него не идет сигнал высокой частоты, определить, где он установлен, не получится.

Почему же многие маленькие сабвуферы стоят дороже больших? В чем же разница между дорогими и дешевыми моделями, кроме мощности? Во-первых, в сочетании мощности (желательно побольше), звукового давления (тоже побольше) и размера (поменьше). Требования взаимоисключающие, поэтому, чем ближе производителю удается приблизить свое изделие к недостижимому идеалу, тем более дорогие материалы и инженерные решения в нем использованы. Во-вторых, в качестве звука: в погоне за мощностью многие производители оставляют вопрос качества «за кадром» - ведь оно требует применения качественных (следовательно – дорогих) материалов диффузора и корпуса сабвуфера.

Характеристики сабвуферов.


Вид. Бывает активный и пассивный. Тут все просто – активный уже содержит в себе усилитель и может быть напрямую подключен к аудиосистеме. Несомненный плюс активного – производитель уже подобрал к нему подходящий по всем параметрам усилитель, и вам не придется ломать над этим голову. Минус – как правило, это одноканальный усилитель, и, если вы хотите не просто добавить сабвуфер к штатной аудиосистеме, а собрать качественную АС с нуля, придется покупать еще один усилитель. Но самый значимый минус активных сабвуферов в том, что усилитель в нем является «котом в мешке» и производители частенько на нем экономят. Если вам нужен не только громкий, но и качественный звук, то при покупке активного сабвуфера не стоит ориентироваться на дешевую продукцию малоизвестных производителей. Да и у дорогих моделей желательно выяснить частотные характеристики усилителя: амплитудно-частотную характеристику, коэффициенты искажений, соотношение сигнал/шум и пр. Если в руководстве по эксплуатации этой информации нет, то, скорее всего, производитель на усилителе сэкономил, и качество его выходного сигнала далеко от идеального. Кроме того, активные сабвуферы (при прочих равных параметрах) имеют большие размеры, чем пассивные (в одном корпусе с ним находится и усилитель, тоже порой немаленький) и найти ему место в машине будет сложнее.

В пассивном сабвуфере усилителя нет, перед подключением потребуется его . И вообще, все его плюсы и минусы – это минусы и плюсы активных.
Для сборки качественной аудиосистемы пассивный сабвуфер явно предпочтительней. Возможно даже, вам будет лучше выбирать среди сабвуферных колонок .
Для имеющейся АС – активный установить в разы быстрее и проще.


Мощность. Разделяют номинальную мощность и максимальную . Сколько бы ватт не было нарисовано на коробке или корпусе сабвуфера, обязательно следует выяснить, какова его номинальная мощность – та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно этой мощностью и следует оперировать при подборе сабвуфера, поскольку стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует.
Максимальная мощность - это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать сабвуфер без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность сабвуфера, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной - особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости.

Какова должна быть мощность сабвуфера относительно мощности усилителя? Единого мнения тут нет, все варианты имеют своих ярых сторонников и противников.
Для чистоты звука лучше, если мощность усилителя больше мощности сабвуфера. Только при такой комбинации следует помнить о том, что максимальную мощность на сабвуфер давать нельзя.

Комбинация, в которой усилитель слабее сабвуфера, при грамотной настройке системы, считается более безопасной – но только при грамотной. Эта комбинация опасна тем, что усилитель при запредельных нагрузках входит в режим клиппинга и начинает выдавать на выходе высокочастотный сигнал большой мощности, очень опасный для динамиков. Первым признаком «клипания» усилителя являются хрипы, трески и щелчки, появляющиеся в звучании сабвуфера. Но, к сожалению, из-за громкости звука хозяин аудиосистемы зачастую не замечает этих признаков, пока не становится слишком поздно. Правильно работающая защита от перегрузки усилителя, настройка его чувствительности и фильтров, наличие фильтра или внешнего кроссовера между усилителем и сабвуфером – могут обезопасить динамик от воздействия «клипа», но это требует правильного подбора комплектующих и их настройки.


Импеданс или входное сопротивление сабвуфера. Должен в точности поддерживаться усилителем. Если подключить сабвуфер с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить сабвуфер на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.
Если сабвуфер поддерживает подключение двух динамиков с минимальным импедансом 2 Ом, то при подключении "в мост" (если усилитель разрешает такое подключение) минимальный импеданс подключаемого сабвуфера удваивается - меньше 4 Ом подключать нельзя.
Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают сразу два сабвуфера. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения.


Диаметр динамика . Бытует мнение, что чем больше – тем лучше. Не обязательно. Диаметр динамика следует рассматривать только в комплексе с мощностью и чувствительностью. Если два сабвуфера одинаковой мощности и чувствительности имеют разный диаметр – лучше взять тот, который меньше. Другое дело, что большим диаметром обладают обычно динамики с большой мощностью и чувствительностью. Но объем машины не так уж и велик и для создания хорошего звукового давления 8-10 дюймового динамика может оказаться вполне достаточно. Но что, если вы планируете использовать аудиосистему машины как мобильную аудиосистему для озвучивания на открытом воздухе? Стоит только открыть багажник и требования к звуковому давлению возрастут в разы. Тут-то и пригодятся диффузоры в 12-15 дюймов и больше. С соответствующей мощностью, разумеется.


Материал изготовления корпуса – очередная тема для жарких споров приверженцев тех или иных материалов. Кто-то утверждает, что лучше чистого дерева ничего быть не может, кто-то отдает предпочтение фанере, обклееной войлоком или карпетом. При этом большинство массовых моделей делается из МДФ и пластика.

Вообще, основное назначение корпуса в любой из конструкций - поглощать "ненужный" звук, поэтому чем выше звукопоглощающие характеристики материала, тем лучше он подходит для корпуса сабвуфера.

Немаловажна также жесткость материала, особенно в конструкциях типа "закрытый ящик".

МДФ и ДСП благодаря высокой плотности и слабым резонансным качествам хорошо подходят для любого вида сабвуферов, плотная фанера 10-12 мм и дерево - чуть похуже. Хуже всего глушат звук металл и алюминий, поэтому крайне желательно, чтобы такие корпуса были обклеены войлоком или иным звукопоглощающим материалом (лучше, если с обеих сторон). Еще одна причина, по которой металл - не самый лучший выбор корпуса сабвуфера: он может начать резонировать сам, тогда о чистоте звука можно забыть. Некоторые производители (например, Bell-Audio) иcпользуют в корпусах специальный многослойный пластик, но корпуса из обычного пластика с не самыми лучшими показателями встречаются в разы чаще, поэтому от покупки сабвуфера (особенно - мощного) в пластиковом корпусе лучше воздержаться.

Чувствительность – для сабвуфера – синоним звукового давления. Показывает, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1 Вт на расстоянии 1 м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.

Тип корпуса. Все виды корпусов решают, в сущности, одну задачу: что делать со звуком, генерируемым за диффузором. Этот звук генерируется в противофазе основному, и, складываясь с основным, гасит его за счет способности длинных звуковых волн огибать препятствия (если корпуса нет).


Герметичный (закрытый ящик) – самый простой из видов корпусов. Просто глушит звук за диффузором, для чего внутренности герметичного ящика часто оббиты звукопоглощающим материалом. Кроме того, за счет герметичности корпуса за диффузором создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и позволяющая выдерживать большую мощность. Плюсы– в простоте, дешевизне и большей устойчивости к пиковым нагрузкам. Минус – немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится, поэтому при одинаковой мощности сабвуферы в таких корпусах звучат тише.

В фазоинверторном корпусе существует отверстие, расстояние от которого до динамика подобрано таким образом, чтобы звуковая волна с задней стороны диффузора доходила до отверстия в той же фазе, что и с передней стороны. Звук не глушится, мощность расходуется более эффективно. Минус в том, что длина волны зависит от частоты, и при отклонении длины волны от расчетной, звук будет искажаться. Кроме того, динамики в таких корпусах больше подвержены повреждениям при больших нагрузках – это особенно актуально, если на усилителе нет фильтра сверхнизких частот (subsonic).

Band-pass корпус совмещает в себе фазоинверторный и герметичный. В отличие от предыдущих корпусов, этот корпус работает как полосовой фильтр – наилучшее звучание получат те частоты, длины волн которых близки к расстоянию от динамика до отверстия. Такое решение может использоваться для увеличения глубины баса у динамика с небольшой чувствительностью. В то же время, такой корпус намного больше, чем герметичный или фазоинверторный.

Минимальная и максимальная частота, воспроизводимая сабвуфером. Частоты, на которых у динамиков среднего диапазона критически падает звуковое давление, лежат ниже 100 Гц. Поэтому максимальная частота сабвуфера должна быть не ниже этого порога. Чаще она бывает намного выше; можно настроить уровень среза самому с помощью НЧ-фильтра, который должен быть на любом активном сабвуфере или сабвуферном усилителе. Какую частоту настроить - зависит от способностей аудиосистемы и личных предпочтений каждого, но общий принцип прост – отдавать сабвуферу только то, что не вытягивает остальная аудиосистема.

Представляем необычную конструкцию НЧ колонки типа сабвуфер открытого типа, построенной на основе динамика 15-дюймов B&C 15PLB76. Громкоговоритель имеет 400 Вт, и использует только небольшую часть этой мощности. Конструкция подразумевает получение детального и естественного баса, небольшой размер, вес и простоту настройки.

Конструкция сабвуфера открытого типа

Корпус, точнее несущая рама, полностью изготовлен из алюминиевого листа толщиной 10 мм. Для этой цели он подходит идеально, так как панель на которой смонтирован динамик, будет максимально светлой, легкой и в то же время жесткой.

Основой саба является диск диаметром 350 мм — остаток отверстия, вырезанного под громкоговоритель, — таким образом минимизированы материальные затраты, и в то же время получился необычный внешний вид основания.

Передняя панель крепится к основанию с помощью 5-ти винтов с внутренним шестигранником M6x20 и дополнительно укрепляется металлическим клеем. На рамку черная матовая краска наносилась в виде аэрозоля (алюминиевые поверхности обезжиривались предварительно и обрабатывались грунтовочной краской).

Следующим шагом было прикрепление бакелитовых полок, на которых установлены гнезда SPEAK-ON. В результате получилась очень жесткая, прочная и легкая конструкция сабвуфера, причем без особых усилий по изготовлению, что неизбежно в случае сборки деревянных конструкций.

Кроссовер, УМЗЧ и фильтр саба

Пассивный кроссовер очень прост и представлен только фильтром нижних частот первого порядка на основе индуктивности 17,5 мГн. Также использован перед УМЗЧ активный фильтр, построенный на основе операционных усилителей OP275GP с возможностью регулировки усиления и обрезания с помощью фильтра 24 дБ / октаву. Этот громкоговоритель питается от усилителя мощности 2 х 500 Вт, работающего в мостовом режиме.

Стоимость тут определяется в основном динамиком, а если динамик есть — остальное мелочи (материал + обработка + краска + винты = примерно 1000 рублей).

Сравнение открытого сабвуфера с закрытым

Скажем кратко. Полученный бас — это полностью отсутствующая лишняя звуковая окраска, великолепная легкость и скорость. Конечно, если смотреть на эффективность, то мощность сильно уступает . С этим «корпусом» возникает своеобразное акустическое короткое замыкание, которое ограничивает эффективность. В таком случае разумный контроль возможен только по оси набора, что является огромным плюсом. В решениях такого типа излучение происходит только в одной плоскости (спереди — сзади). Таким образом бас присутствует только там, где он нужен, то есть на диване (где сидят слушатели / зрители ТВ), у соседей и в других комнатах он отсутствует.

Конечно у подобных конструкциях есть существенный недостаток такого решения: его трудно чистить от пыли при уборке. Здесь присутствует низкая энергоэффективность и проблема с оптимальной настройкой набора относительно слушателя (настройка вправо / влево). Но зато вы можете получить, обладая совсем небольшим знаниями, материалами и слабой акустикой помещения, прекрасный эффект басов.

Быстрый и чёткий бас, отсутствие окраски, и соседи не жалуются. А комната не лишается бесценного жилого пространства, к тому же выглядит такой динамик весьма винтажно.

Если вы много времени проводите в дороге и любите слушать музыку, а также хотите добиться качественного звука, то вам следует купить хороший сабвуфер. Данный девайс обеспечивает громкий и глубокий бас, делая акустическое оформление вашей машины безукоризненным и законченным.

Сейчас практически во всех автомобильных журналах есть обзоры сабвуферов известных марок - KENWOOD, SONY или PIONEER, а также JL Audio, MTX и многие другие. Они настолько замечательны, что разницу в из звучании среднестатистическому уху ощутить будет трудно. Поэтому, мы не советуем вам участвовать в конкурсе на лучшую автоакустику. Лучше если, стоимость акустики не будет превышать двадцати процентов от стоимости вашего автомобиля.

Сабвуферы бывают двух типов: пассивные и активные. У активных сабвуферов есть встроенный усилитель. От вас требуется тольо подключить пару контактов от головного аппарата, после чего система будет готова к работе. При этом нет необходимости в согласовании всех компонентов (головной аппарат - усилитель - сам сабвуфер). Но есть и минусы у активных сабвуферов. Например, при их изготовлении используются более дешевые и простые компоненты, что сказывается на качестве звучания. Самые известные модели: PIONEER TS-WX205A, KENWOOD KRC-WA82RC, Панасоник EAB-12132J, Lanzar HWT-8 и, конечно же, Earthquake ASB 10.

Для подключения сабвуфера с пассивной электроникой необходимо выбрать наиболее подходящий усилитель, который при мостовом включении будет давать ту же мощность (она должна быть указана в паспорте сабвуфера как номинальная).

Перед тем, как выбрать сабвуфер, необходимо иметь представление об особенностях конструкции. По этому параметру данные девайсы делятся на четыре типа:

1. Закрытого - это сабвуферы с герметичным корпусом.

2. Фазоинверторного - сабвуферы с фазоинвертором, то есть с трубой или щелью, которая служит для настройки в области низких частот. Плюсы - глубокое и громкое звучание. Минусы - высокая цена.

3. Полосового - сабвуферы с динамиком, который убран внутрь корпуса. Можно обойтись без фильтра.

4. С пассивным радиатором. У таких сабвуферов есть второй динамик, который нужен для понижения резонансной частоты. Такие аппараты мало распространены и эффективны лишь при настройке звука в машине выше среднего класса.

Громкость всех сабвуфером зависит в основном от положения компоненты в автомобиле.

У автомобилей с кузовом «седан» порт и динамики направлены на заднее сиденье. При этом рекомендуется оставлять зазор шириной примерно восемь сантиметров между спинкой заднего кресла и сабвуфером. Если в автомобиле на заднем ряду есть подлокотник, то сабвуфер направляется на него. В этом случае достигается максимально возможное проникновение звука в салон без ощутимого урезания частот. В противном случае может появится эффект «гулкости и приглушения», который свойственен сабвуферам с большим корпусом.

А машин с кузовом «хэтчбэк» наилучший звук достигается при направлении динамика и порта в сторону багажного отделения или вверх. В результате достигается нужное отражение звука. При этом он проходит не через спинку кресла, а через верхнюю полку.

В автомобилях с кузовом «универсал» сабвуфер чаще всего направляют между фазоинвертором и динамиков назад.

В отдельную группу стоит отнести компактные сабвуферы . Прежде всего они интересны тем, что по минимуму вносят изменения в интерьер машины. Располагают их, как правило, в скрытых местах, что в нашей стране в связи с автокражами весьма актуально. Компактные сабвуферы можно разместить под передними креслами или над нишей для ног переднего пассажира. Подобные аппараты имеют следующие плюсы: незаметность, простота установки, невысокая цена, небольшой размер. Но есть и минусы - маленькие динамики диаметром 12-13 сантиметров. Для достижения глубоких басов производители применяют различные разработки и новшества: разные формы корпуса, наполнение ватой, компрессионный динамик. Но не смотря на это, компактный сабвуфер никогда не будет играть так, как полноразмерный аппарат. Наиболее популярные модели: PIONEER TS-WX50, Панасоник EAB-1213J, Blaupunkt CMS-265.

Как видите, выбрать сабвуфер не так сложно. Автоакустику можно купить самому, а можно обратиться к профессионалам, которые по заказу сделают не только идеальный сабвуфер, но и гармоничную музыкальную систему в вашей машине.

Многие автолюбители не представляют себя за рулем автомобиля без прослушивания хорошей музыки. Ведь в салоне они находятся достаточно времени, и хочется сочетать полезное занятие с приятным. Преимущества приобретения акустической системы в авто налицо: музыка помогает снять стресс от многочасового вождения. Однообразное напряженное занятие является причиной стресса.

Прослушивание приятных мелодий отвлекает от рутины, помогает успокоиться и расслабиться, но только в том случае, если из динамиков не доносятся хрипы, и мелодия в целом больше похожа на набор всевозможных скрипов, стуков и скрежета. От качества звучания напрямую зависит восприятие звуков и эффект от звукового воздействия. Оптимальный вариант для качественного прослушивания музыкальных композиций – автомобильный сабвуфер в дополнение к уже имеющимся динамикам.

Чем сабвуфер отличается от динамиков

«Сабвуфер» представляет собой конструкцию акустического типа, которая способна воспроизводить звуковые басы низких частот высокой мощности. Сабвуфер – это не самостоятельное устройство, а дополнение к акустике с целью улучшить качество звука.

Саб отличается от динамиков не только внешне, но и большинством технических характеристик. Он больше по диаметру диффузора и рассчитан на воспроизведение звуков с диапазоном от 10 до 150 Гц. Обычно о приобретении саба задумываются автолюбители, в салоне автомобиля которых уже установлены передние и задние динамики.

Перед тем как сделать выбор в пользу приобретения того или иного устройства, нужно иметь представление об особенностях системы звучания в машине.

Критерии выбора сабвуфера

Многие автовладельцы ориентируются на стоимость саба, не принимая во внимание ни основные акустические характеристики, ни производителя. Однако затраты на приобретение могут оказаться неоправданными, если учесть еще и установку саба в салон, в зависимости от ее типа. По совету специалистов, стоимость сабвуфера не должна превышать двадцати процентов стоимости машины.

При покупке сабвуфера следует учесть:

  • наличие свободного места в автомобиле, пригодного для размещения аппаратуры;
  • мощность колонок;
  • качество звука;
  • мощность сабвуфера и качество его работы.

Исходя из этих показателей можно уже поконкретнее определиться с выбором, опираясь на предпочтительные параметры и технические характеристики.

Если требования к качеству звука для автовладельца – не на первом месте, тогда лучше подойдет пара «усилитель + активный сабвуфер». Также второй вариант идеально подойдет для тех, кто не хочет дополнительно тратить средства и время на установку и настройку пассивного саба. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.

  • — Sony
  • — Pioneer
  • — Alpine
  • — Helix
  • — Yamaha
  • — Supra
  • — JBL
  • — Mystery
  • — Kicx
  • — EDGE
  • — Blaupunkt

Выбрав производителя, рассмотрите следующий критерий – мощность и частотность. Ориентируясь на «золотую середину» (частота 200 ГЦ, мощность 800 Вт по максимуму), остановитесь на стоимости – зачем переплачивать за одинаковые характеристики? На стоимость саба оказывает влияние и материал изготовления и тип корпуса. Самый распространенный и приемлемый по цене – фазоинверторный закрытого типа.

Сабвуферные динамики в салоне автомобиля подходят не только меломанам, предпочитающих наслаждаться громкими низкочастотными звуками, но и водителям, которые после напряженного вождения хотят расслабиться, отвлечься на некоторое время на прослушивание тихой, спокойной мелодии.