Файлы DLL

Событие oncreate delphi. Свойства и характеристики формы (Form) в Дельфи (Delphi)

Событие oncreate delphi. Свойства и характеристики формы (Form) в Дельфи (Delphi)

Цели:

  • Обучающая: дать понятие события в ОС Windows и обработчика события в среде Delphi. Изучить основные события и возможности компонентов: Edit, Button, Label.

Оборудование:

  • персональные компьютеры с приложением Boland Delphi for Microsoft Windows;
  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;

Учебный и раздаточный материал:

  • учебное пособие;
  • электронный практикум;
  • карточки с заданиями для самостоятельной работы;

План урока:

  1. Повторение темы предыдущего урока в форме опроса.
  2. Изучение нового материала.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Повторение темы предыдущего урока в форме опроса. Тема предыдущего занятия: "Компонент. Свойства компонента".

  • что такое компонент?
  • как выбрать и разместить компоненты на форме?
  • какие общие свойства компонентов вы знаете?
  • как можно поменять свойства компонента (например, поменять размер или цвет компонента)?

2. Изучение нового материала.

Сопровождается показом презентации (Приложение1).

Основная идея ООП связана не с выполнением некоторой, заранее написанной последовательности инструкций, а с реагированием на те или иные события. Если не происходит ни одного события из тех, на которые предусмотрена реакция в приложении, оно ничего и не выполняет. Нажали клавишу - приложение отреагировало: его обработчик событий вывел что-либо на экран компьютера, что-то напечатал, то есть вызвал какую-либо процедуру.

Обработчик событий

Любой объект реальной жизни вынужден реагировать на те или иные события окружающего мира: зазвонил телефон - человек берёт трубку, пошёл дождь - мы открываем зонт.

С компьютером тоже связаны различные события: включение питания, нажатие клавиши на клавиатуре, щелчок кнопкой мыши и пр. Среда Delphi предоставляет возможность своим клиентам реагировать на них: она по указанию программиста устанавливает связь специальных процедур компонента, называемых обработчиками событий, с соответствующим механизмом операционной системы.

Событие - это реакция компонента на определённое воздействие.

Windows первой узнает о любом событии, и если связь с обработчиком такого события установлена, передаёт ему управление.

В общем случае это выглядит следующим образом:

На генерацию события программист обычными средствами повлиять не может. В его компетенции только обработать событие, то есть написать процедуру, которая будет выполняться при его возникновении.

Среда Delphi хранит для каждого компонента имена всех его обработчиков событий и выводит их на экран в окне "Инспектор объектов" (Object Inspector) во вкладке "События" (Events).

Для того, чтобы создать обработчик события, необходимо выполнить следующие действия:

  • выберите компонент, для которого необходимо обработать событие.
  • откройте вкладку "События" (Events) и два раза щелкните по правому столбцу выбранного события.

В результате этих действий Delphi автоматически сгенерирует процедуру

обработки события. Имя этой процедуры состоит из имени компонента и названия события. Оно может быть изменено пользователем непосредственно в окне "Инспектор объектов".

Для удаления события нужно только очистить содержимое процедуры (код между словами Begin и End), а при следующей компиляции, Delphi сам удалит ненужный код процедуры.

Событие OnClick

Самый простой способ сообщить приложению о событии - это щёлкнуть мышью на каком-либо компоненте. При щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает событие OnClick (по щелчку). Пока это событие не обрабатывается программой, поэтому нажатие кнопки не приведёт ни к каким последствиям. Чтобы заставить программу реагировать на нажатие кнопки, необходимо написать на языке Object Pascal фрагмент программы, который называется обработчиком события.

Этот фрагмент должен представлять собой последовательность текстовых строк, в которых программист указывает, что именно должна делать программа в ответ на нажатие кнопки. Фрагмент оформляется в виде процедуры на языке Pascal.

Чтобы заставить Delphi самостоятельно сделать заготовку для процедуры обработчика события OnClick, необходимо дважды щёлкнуть по вставленному компоненту. В ответ Delphi активизирует окно кода, в котором можно увидеть следующий фрагмент:

Слово procedure извещает компилятор о начале процедуры. За ним следует имя метода TForm1.Button1Click. Это имя составное: оно состоит из имени класса TForm1 и собственно имени метода Button1Click.

Пока имеется только заготовка обработчика - тело метода пусто. Команды, которые будут написаны внутри обработчика, выполнятся при щелчке по компоненту.

Сделаем так, чтобы кнопка закрывала программу. Для этого в пустой строке между словами begin и end необходимо написать следующую команду:

Будет вызван метод Close (закрыть) для объекта Form1 (окно программы).

Примеры программ с обработчиком события OnClick можно посмотреть в:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Label1.Caption:="ул. Базарова, дом 35, кв 35";

Label2.Caption:="Проспект Программистов, корпус 3/1, кв. 275";

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

Label3.Caption:="переулок Ковалевской, дом 27, кв 181";

procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);

Label4.Caption:="ул. Беринга, дом 22, кв 209";

Фрагменты кода на языке Object Pascal приложения "Прыгающая кнопка" (Приложении 6):

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

Button1.Visible:=False;

Button2.Visible:=True;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

Button2.Visible:=False;

Button3.Visible:=True;

procedure TForm1.Button7Click(Sender: TObject);

Button7.Visible:=False;

Button8.Visible:=True;

procedure TForm1.Button8Click(Sender: TObject);

Button8.Visible:=False;

Button1.Visible:=True;

Другие события

Название события Когда возникает
OnKeyPress Наступает, когда пользователь нажимает какую-либо клавишу.
OnDBClick Возникает при двойном щелчке на компоненте
OnMouseMove Возникает при перемещении курсора мыши над компонентом
OnMouseDown Возникает при нажатии на кнопку мыши
OnMouseUp Возникает при отпускании кнопки мыши
OnEnter Возникает при получении компонентом фокуса ввода
OnExit Возникает при потере компонентом фокуса ввода
OnCreate Возникает в момент создания формы. Существует только у формы

3. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается создать приложение с обработчиком события OnClick компонента Button.

4. Итог урока.

Теперь подведем итоги нашего урока, сегодня мы узнали о том, что:

  • обработчик события - это процедура, которая выполняется при возникновении заданного события;
  • для выбора события служит вкладка "События" (Events) "Инспектора объектов" (Object Inspector);
  • научились создавать обработчик для самого популярного события OnClick.

Результаты самостоятельной работы учеников можно посмотреть:

5. Домашнее задание.

Выполнить задания из "Электронного практикума"

Список литературы.

  1. В. В. Кузнецов, И.В. Абдрашитова "Основы объектно-ориентированного программирования в DELPHI", "Школьный Университет, Томск, 2008.
  2. "Delphi для учителя в примерах и задачах" часть I, "Образование и Информатика", Москва, 2006.
  3. Г.В. Галисеев "Программирование в среде Delphi 7", "Диалектика", Москва · Санкт-Петербург · Киев, 2003.
  4. http: //umnic.rikt.ru/everest/distant.

В Windows основной элемент пользовательского интерфейса - форма. В Delphi почти каждый проект имеет по крайней мере одно окно - главное окно приложения. Все окна в Delphi основаны на объекте TForm. В данной статье мы рассмотрим основные события, участвующие в "жизни формы".

Форма Delphi

Формы имеют свои свойства, события и методы, при помощи которых Вы можете управлять видом и поведением формы. Форма, это обычный компонент Delphi, но в отличие от других, её нет на панели компонентов. Обычно форма создаётся при создании нового проекта (File | New Application). Вновь созданная форма будет главной формой приложения.

Дополнительные формы в проекте создаются через File | New Form. Так же существуют и другие способы создания форм, но здесь мы не будем рассматривать их...

Как и любой другой компонент (объект) форма имеет свои методы и реагирует на события. Давайте рассмотрим некоторые из этих событий...

Рождение формы в Delphi

OnCreate -> OnShow -> OnActivate -> OnPaint -> OnResize -> OnPaint ...

OnCreate Событие OnCreate возникает при создании TForm и только один раз. При создании формы (у каторой свойство Visible установлено в True), события произойдут в следующем порядке: OnCreate, OnShow, OnActivate, OnPaint. В обработчике события OnCreate можно сделать какие-либо инициализационные действия, однако, любые объекты созданные в OnCreate будут уничтожены в событии OnDestroy.

OnShow Это событие генерируется, когда форма станет видимой. OnShow вызывается сразу перед тем, как форма станет видимой. Это событие случается, если установить свойство формы Visible в True, либо при вызове методов Show или ShowModal.

OnActivate Это событие генерируется, когда форма становится активной, тоесть когда форма получает фокус ввода. Это событие можно использовать для того, чтобы сменить элемент формы который должен получить фокус.

OnPaint, OnResize Эти события вызываются каждый раз, когда форма изначально создаётся. При этом OnPaint вызывается каждый раз, когда какому-нибудь элементу формы необходимо перерисоваться (это событие можно использовать, если необходимо при этом рисовать на форме что-то особенное).

Жизнь формы в Delphi

Когда форма создана и все её элементы ждут своих событий, чтобы обрабатывать их, жизнь формы продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не нажмёт крестик в верхнем правом углу формы!

Уничтожение формы в Delphi

При уничтожении формы, события генерируются в следующем порядке:

OnCloseQuery -> OnClose -> OnDeactivate -> OnHide -> OnDestroy

OnCloseQuery Если мы попытаемся закрыть форму при помощи метода Close либо другим доступным способом (Alt+F4 либо через системное меню), то сгенерируется событие OnCloseQuery. Таким образом, это событие можно использовать, чтобы предотвратить закрытие формы. Обычно, событие OnCloseQuery используется для того, чтобы спросить пользователя - уверен ли он (возможно в приложении остались несохранённые данные).

Procedure TForm1.FormCloseQuery(Sender: TObject; var CanClose: Boolean); begin if MessageDlg("Really close this window?", mtConfirmation, , 0) = mrCancel then CanClose:= False; end;

Обработчик события OnCloseQuery содержит переменную CanClose, которая определяет, можно ли форме закрыться. Изначальное значение этой переменной True. Однако в обработчике OnCloseQuery можно установить возвращаемое значение CloseQuery в False, чтобы прервать выполнение метода Close.

OnClose Если OnCloseQuery вернул CanClose=True (что указывает на то, что форма должна быть закрыта), то будет будет сгенерировано событие OnClose. Событие OnClose даёт последний шанс, чтобы предотвратить закрытие формы. Обработчик OnClose имеет параметр Action со следующими четырьмя возможными значениями:

  • caNone. Форме не разрешено закрыться. Всё равно, что мы установим CanClose в False в OnCloseQuery.
  • caHide. Вместо закрытия, форма будет скрыта.
  • caFree. Форма будет закрыта, и занятые ей ресурсы будут освобождены.
  • caMinimize. Вместо закрытия, форма будет минимизирована. Это значение устанавливается поумолчанию у дочерних форм MDI.
Замечание: Когда пользователь выключает Windows, то будет вызвано OnCloseQuery, а не OnClose. Если Вы не хотите, чтобы Windows завершила свою работу, то поместите свой код в обработчик события OnCloseQuery, хотя CanClose=False не сделает, того, что сделано здесь.

OnDestroy После того, как метод OnClose будет обработан и форма будет закрыта, то будет вызвано событие OnDestroy. В OnCreate обычно делаются действия, противоположные тем, которые проделывались в OnCreate, то есть уничтожение созданных объектов и освобождение выделенной памяти.

Естественно, что когда главная форма проекта будет закрыта, то и приложение будет завершено.

Вид созданной формы подсказывает, как работает приложение. Очевидно, что пользователь должен ввести в поля редактирования исходные данные и щелкнуть мышью на кнопке Вычислить . Щелчок на изображении командной кнопки - это пример того, что в Windows называется событием .

Событие (Event ) - это то, что происходит во время работы программы. В Delphi каждому событию присвоено имя. Например, щелчок кнопкой мыши - это событие OnClick , двойной щелчок мышью событие OnDblClick .

В табл. В9 приведены некоторые события Windows.

Таблица В9 . События.

Событие Происходит
OnClick При щелчке кнопкой мыши
OnDblClick При двойном щелчке кнопкой мыши
OnMouseDown При нажатии кнопки мыши
OnMouseUp При отпускании кнопки мыши
OnMouseMove При перемещении мыши
OnKeyPress При нажатии клавиши клавиатуры
OnKeyDown При нажатии клавиши клавиатуры. События OnKeyDown и OnKeyPress - это чередующиеся, повторяющиеся события, которые происходят до тех пор, пока не будет отпущена удерживаемая клавиша (в этот момент происходит событие OnKeyUp )
OnKeyUp При отпускании нажатой клавиши клавиатуры
OnCreate При создании объекта (формы, элемента управления). Процедура обработки этого события обычно используется для инициализации переменных, выполнения подготовительных действий
OnPaint При появлении окна на экране в начале работы программы, после появления части окна, которая, например, была закрыта другим окном, и в других случаях
OnEnter При получении элементом управления фокуса
OnExit При потере элементом управления фокуса

Реакцией на событие должно быть какое-либо действие. В Delphi реакция на событие реализуется как процедура обработки события . Таким образом, для того чтобы программа выполняла некоторую работу в ответ на действия пользователя, программист должен написать процедуру обработки соответствующего события. Следует обратить внимание на то, что значительную часть обработки событий берет на себя компонент. Поэтому программист должен разрабатывать процедуру обработки события только в том случае, если реакция на событие отличается от стандартной или не определена. Например, если по условию задачи ограничений на символы, вводимые в поле Edit , нет, то процедуру обработки события OnKeyPress писать не надо, т. к. во время работы программы будет использована стандартная (скрытая от программиста) процедура обработки этого события.

Методику создания процедур обработки событий рассмотрим на примере процедуры обработки события OnClick для командной кнопки Вычислить .

Чтобы приступить к созданию процедуры обработки события, надо сначала в окне Object Inspector выбрать компонент, для которого создается процедура обработки события. Затем в этом же окне нужно выбрать вкладку Events (События).

Вычислить. событием.

Таблица В9. События

Событие

Происходит

При щелчке кнопкой мыши

При нажатии кнопки мыши

При отпускании кнопки мыши

При перемещении мыши


Вычислить.

Object Inspector Events (События).

Рис. В26. На вкладке Events

В левой колонке вкладки Events

Object Inspector

Рис. В27.

Вычислить.

Листинг В1.

// нажатие кнопки Вычислить

procedure

dist: integer; // дистанция, метров

t: real; // время как дробное число

min: integer; // время, минуты

sek: integer; // время, секунды

v: real; // скорость

begin

//

//

min:= Trunc(t); //

sek:= Trunc(t*100) mod 100;

//

// числа t

// вычисление

// вывод результата

end;

по модулю

В результате нажатия кнопки Завершить Завершить приведена в листинге В2.

Листинг В2.

// нажатие кнопки Завершить

procedure

begin

Form1.Close; //

Событие и процедура обработки события

Вид созданной формы подсказывает, как работает приложение. Очевидно, что пользователь должен ввести в поля редактирования исходные данные и щелкнуть мышью на кнопке Вычислить. Щелчок на изображении командной кнопки - это пример того, что в Windows называется событием.

Событие (Event) - это то, что происходит во время работы программы. В Delphi каждому событию присвоено имя. Например, щелчок кнопкой мыши - это событие OnClick, двойной щелчок мышью событие OnDblClick.

В табл. В9 приведены некоторые события Windows.

Таблица В9. События

Событие

Происходит

При щелчке кнопкой мыши

При двойном щелчке кнопкой мыши

При нажатии кнопки мыши

При отпускании кнопки мыши

При перемещении мыши

При нажатии клавиши клавиатуры

При нажатии клавиши клавиатуры. События OnKeyDown и OnKeyPress - это чередующиеся, повторяющиеся события, которые происходят до тех пор, пока не будет отпущена удерживаемая клавиша (в этот момент происходит событие OnKeyUp)

При отпускании нажатой клавиши клавиатуры

При создании объекта (формы, элемента управления). Процедура обработки этого события обычно используется для инициализации переменных, выполнения подготовительных действий

При появлении окна на экране в начале работы программы, после появления части окна, которая, например, была закрыта другим окном, и в других случаях

При получении элементом управления фокуса

При потере элементом управления фокуса

Реакцией на событие должно быть какое-либо действие. В Delphi реакция на событие реализуется как процедура обработки события. Таким образом, для того чтобы программа выполняла некоторую работу в ответ на действия пользователя, программист должен написать процедуру обработки соответствующего события. Следует обратить внимание на то, что значительную часть обработки событий берет на себя компонент. Поэтому программист должен разрабатывать процедуру обработки события только в том случае, если реакция на событие отличается от стандартной или не определена. Например, если по условию задачи ограничений на символы, вводимые в поле Edit, нет, то процедуру обработки события OnKeyPress писать не надо, т. к. во время работы программы будет использована стандартная (скрытая от программиста) процедура обработки этого события.

Методику создания процедур обработки событий рассмотрим на примере процедуры обработки события OnClick для командной кнопки Вычислить.

Чтобы приступить к созданию процедуры обработки события, надо сначала в окне Object Inspector выбрать компонент, для которого создается процедура обработки события. Затем в этом же окне нужно выбрать вкладку Events (События).

Рис. В26. На вкладке Events перечислены события, которые может воспринимать компонент (в данном случае - командная кнопка)

В левой колонке вкладки Events (рис. В26) перечислены имена событий, которые может воспринимать выбранный компонент (объект). Если для события определена (написана) процедура обработки события, то в правой колонке рядом с именем события выводится имя этой процедуры.

Для того чтобы создать функцию обработки события, нужно сделать двойной щелчок мышью в поле имени процедуры обработки соответствующего события. В результате этого откроется окно редактора кода, в которое будет добавлен шаблон процедуры обработки события, а в окне Object Inspector рядом с именем события появится имя функции его обработки (рис. В27).

Delphi присваивает функции обработки события имя, которое состоит из двух частей. Первая часть имени идентифицирует форму, содержащую объект (компонент), для которого создана процедура обработки события. Вторая часть имени идентифицирует сам объект и событие. В нашем примере имя формы - Form1, имя командной кнопки - Buttoni, а имя события -Click.

Рис. В27. Шаблон процедуры обработки события, сгенерированный Delphi

В окне редактора кода между словами begin и end можно печатать инструкции, реализующие функцию обработки события.

В листинге В1 приведен текст функции обработки события onclick для командной кнопки Вычислить. Обратите внимание на то, как представлена программа. Ее общий вид соответствует тому, как она выглядит в окне редактора кода: ключевые слова выделены полужирным, комментарии - курсивом (выделение выполняет редактор кода). Кроме того, инструкции программы набраны с отступами в соответствии с принятыми в среде программистов правилами хорошего стиля.

Листинг В1. Процедура обработки события OnClick на кнопке Button1 (Вычислить)

// нажатие кнопки Вычислить

procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject);

dist: integer; // дистанция, метров

t: real; // время как дробное число

min: integer; // время, минуты

sek: integer; // время, секунды

v: real; // скорость

begin

// получить исходные данные из полей ввода

dist:= StrToint(Edit1.Text); t:= StrToFloat(Edit2.Text);

// предварительные преобразования

min:= Trunc(t); // кол-во минут - это целая часть числа t

sek:= Trunc(t*100) mod 100;

// кол-во секунд - это дробная часть

// числа t

// вычисление

v:= (dist/1000) / ((min*60 + sek)/3600);

// вывод результата

label4.Caption:= "Дистанция: "+ Edit1.Text

+ " м" + #13 + "Время: " + IntToStr(min)

+ " мин " + IntToStr(sek) + " сек " + #13 +

"Скорость: " + FloatToStrF(v,ffFixed,4,2) + " км/час";

end;

Функция Button1click выполняет расчет скорости и выводит результат расчета в поле Label4. Исходные данные вводятся из полей редактирования Editl и Edit2 путем обращения к свойству Text. Свойство Text содержит строку символов, которую во время работы программы введет пользователь. Для правильной работы программы строка должна содержать только цифры. Для преобразования строки в числа в программе используются функции StrToInt и strToFloat. Функция strToInt проверяет символы строки, переданной ей в качестве параметра (Edit1.Text - это содержимое поля Editl), на допустимость и, если все символы верные, возвращает соответствующее число. Это число записывается в переменную dist. Аналогичным образом работает функция strToFioat, которая возвращает дробное число, соответствующее содержимому поля Edit2. Это число записывается в переменную t.

После того как исходные данные будут помещены в переменные dist и t, выполняются подготовительные действия и расчет. Первоначально с использованием функции Trunc, которая "отбрасывает" дробную часть числа, выделяется целая часть переменной t - это количество минут. Значением выражения Trunc(t*100) mod 100 является количество секунд. Вычисляется это выражение так. Сначала число t умножается на 100. Полученное значение передается функции Trunc, которая возвращает целую часть результата умножения t на 100. Полученное таким образом число делится по модулю на 100. Результат деления по модулю - это остаток от деления.

После того как все данные готовы, выполняется расчет. Так как скорость должна быть выражена в км/час, то значения дистанции и времени, выраженные в метрах и минутах, преобразуются в километры и часы.

Вычисленное значение скорости выводится в поле Label4 путем присваивания значения свойству Caption. Для преобразования чисел в строки используются функции IntToStr И FloatToStr.

В результате нажатия кнопки Завершить программа должна завершить работу. Чтобы это произошло, надо закрыть, убрать с экрана, главное окно программы. Делается это при помощи метода close. Процедура обработки события Onclick для кнопки Завершить приведена в листинге В2.

Листинг В2. Процедура обработки события Onclick на кнопке Button2 (Завершить)

// нажатие кнопки Завершить

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Form1.Close; // закрыть главное окно программы

В Windows основной элемент пользовательского интерфейса - форма. В Delphi каждый проект имеет по крайней мере одно окно - главное окно приложения. Все окна в Delphi основаны на объекте TForm. В данной статье мы рассмотрим основные события учавствующие в "жизни формы".

Форма

Формы имеют свои свойства, события и методы, при помощи которых Вы можете управлять видом и поведением формы. Форма, это обычный компонент Delphi, но в отличие от других, её нет на панели компонентов. Обычно форма создаётся при создании нового проекта (File | New Application). Вновь созданная форма будет главной формой приложения.

Дополнительные формы в проекте создаются через File | New Form. Так же существуют и другие способы создания форм, но здесь мы не будем рассматривать их...

Как и любой другой компонент (объект) форма имеет свои методы и реагирует на события. Давайте рассмотрим некоторые из этих событий...

Рождение

OnCreate -> OnShow -> OnActivate -> OnPaint -> OnResize -> OnPaint ...

OnCreate

Событие OnCreate возникает при создании TForm и только один раз. При создании формы (у каторой свойство Visible установлено в True), события произойдут в следующем порядке: OnCreate, OnShow, OnActivate, OnPaint. В обработчике события OnCreate можно сделать какие-либо инициализационные действия, однако, любые объекты созданные в OnCreate будут уничтожены в событии OnDestroy.

Это событие генерируется, когда форма станет видимой. OnShow вызывается сразу перед тем, как форма станет видимой. Это событие случается, если установить свойство формы Visible в True, либо при вызове методов Show или ShowModal.

OnActivate

Это событие генерируется, когда форма становится активной, тоесть когда форма получает фокус ввода. Это событие можно использовать для того, чтобы сменить элемент формы который должен получить фокус.

OnPaint, OnResize Эти события вызываются каждый раз, когда форма изначально создаётся. При этом OnPaint вызывается каждый раз, когда какому-нибудь элементу формы необходимо перерисоваться (это событие можно использовать, если необходимо при этом рисовать на форме что-то особенное).

Жизнь

Когда форма создана и все её элементы ждут своих событий, чтобы обрабатывать их, жизнь формы продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не нажмёт крестик в верхнем правом углу формы!

Уничтожение

При уничтожении формы, события генерируются в следующем порядке:

OnCloseQuery -> OnClose -> OnDeactivate -> OnHide -> OnDestroy

OnCloseQuery

Если мы попытаемся закрыть форму при помощи метода Close либо другим доступным способом (Alt+F4 либо через системное меню), то сгенерируется событие OnCloseQuery. Таким образом, это событие можно использовать, чтобы предотвратить закрытие формы. Обычно, событие OnCloseQuery используется для того, чтобы спросить пользователя - уверен ли он (возможно в приложении остались несохранённые данные).

procedure TForm1.FormCloseQuery(Sender: TObject; var CanClose: Boolean); begin if MessageDlg("Really close this window?", mtConfirmation, , 0) = mrCancel then CanClose:= False; end ;

Обработчик события OnCloseQuery содержит переменную CanClose, которая определяет, можно ли форме закрыться. Изначальное значение этой переменной True. Однако в обработчике OnCloseQuery можно установить возвращаемое значение CloseQuery в False, чтобы прервать выполнение метода Close.

Если OnCloseQuery вернул CanClose=True (что указывает на то, что форма должна быть закрыта), то будет будет сгенерировано событие OnClose. Событие OnClose даёт последний шанс, чтобы предотвратить закрытие формы. Обработчик OnClose имеет параметр Action со следующими четырьмя возможными значениями: caNone. Форме не разрешено закрыться. Всё равно, что мы установим CanClose в False в OnCloseQuery. caHide. Вместо закрытия, форма будет скрыта. caFree. Форма будет закрыта, и занятые ей ресурсы будут освобождены. caMinimize. Вместо закрытия, форма будет минимизирована. Это значение устанавливается поумолчанию у дочерних форм MDI.

Замечание: Когда пользователь шутдаунит Windows, то будет вызвано OnCloseQuery, а не OnClose. Если Вы не хотите, чтобы Windows завершила свою работу, то поместите свой код в обработчик события OnCloseQuery, хотя CanClose=False не сделает, того, что сделано здесь.

OnDestroy

После того, как метод OnClose будет обработан и форма будет закрыта, то будет вызвано событие OnDestroy. В OnCreate обычно делаются действия, противоположные тем, которые проделывались в OnCreate, то есть уничтожение созданных объектов и освобождение выделенной памяти.

Естевственно, что когда главная форма проекта будет закрыто, то приложение будет завершено.