Windows 10

Беспроводные наушники костной проводимости. Наушники с костной проводимостью звука: описание технологии, виды и отзывы

Беспроводные наушники костной проводимости. Наушники с костной проводимостью звука: описание технологии, виды и отзывы

При первом взгляде на наушники кажется, что в твоих руках некий старинный винтажный экземпляр Необычная конструкция, много острых углов и прямых линий. Более твердые амбушюры, нежели в современных моделях. А стоит увидеть драйвер, светло-бежевого цвета, как возникает ассоциация с пергаментом, из которого будто бы сделан излучатель. А вес наушников настолько мал, что закрадывается сомнение, что эти наушники вообще рабочие, а не только пустой корпус. В противовес легкости наушников на глаза попадается небольшой, но увесистый сундучок.

О типах излучателей в наушниках

Тем, кто не очень хорошо разбирается в типах излучателей, может показаться, что перед нами излучатель Хейла, однако есть одно существенное отличие - в TakeT отсутствуют магниты. Для того, что бы лучше понять, что из себя представляет ТАТ драйвер, использующийся в TakeT H2+, вспомним, какие бывают излучатели у наушников, и почему на сегодняшний день самым распространенным являются динамические, относительно редкие - изодинамические (выпускают Fostex, Abyss и Hi-FiMan) и совсем редкие - электростатические (выпускает STAX). В качестве редкого экземпляра можно наблюдать и Preside Ergo AMT - единственные наушники с излучателем Хейла. А пару-тройку десятков лет назад еще были ортодинамические, электретные и пьезодинамические наушники.

Помимо звучания, от наушников требуется эргономика, универсальность, а также немаловажна их стоимость. Эргономика зависит от веса, и чем легче излучатель, тем более удобные наушники могут получиться. Самые тяжелые излучатели - это излучатели Хейла, требующие большое количество магнитов. В то время, когда был пик развития ленточных излучателей, магниты стали серьезным ограничением, ведь увеличение габаритов излучателя приводило к большой массе и высокой стоимости. Излучатели Хейла у Precide фактически единственное решение, с оригинальной конструкцией и довольно жесткими требованиями к усилителю, который аналогичен усилителю для акустических систем, т.к. драйвер там изначально от акустической системы с низким сопротивлением.

Обычные изодинамические наушники были дешевле в производстве (проще делать мембрану), но так же обладали большим весом, чем динамические излучатели.

В нашей стране это были популярные модели ТДС-5, ТДС-7 и ТДС-15 (обзор по которым в планах). Из современных, это HiFiMan HE-6, несколько моделей от Hi-Fi Man. В недорогом секторе, это Fostex T20 RP, T40 RP и T50 RP.

Своего роду революцию в развитии изодинамических наушников сделал Fostex, придумав эффективную магнитную систему, за счет которой существенно снижена масса излучателя.

Электретные и пьезодинамические излучатели максимально близки к электростатическим, однако имеют такой минус, как низкую чувствительность, и как следствие, наличие повышающего трансформатора, зачастую весьма увесистого и подключаемого к выходам усилителя для акустики. Это сильно снижает универсальность таких наушников. К слову, до того, как STAX стал производить электростатические наушники (а сама марка STAX дает ассоциацию с электростатами), изначально компания производила электретные наушники. C одной из их моделей в виде SR 40 мы познакомимся в одном из обзоров в разделе винтажных наушников. И, кстати, электретные и пьезодинамические излучатели самые легкие по весу из всех типов излучателей.

Электростатические наушники при всех их преимуществах требуют отдельный специализированный усилитель (причем не дешевый), что, в свою очередь, не позволяет так просто собрать комплект из наушников и усилителя или превратить наушники в мобильный вариант, подключая наушники, например, к портативному плееру.

Современный же динамический излучатель (преимущественно из лавсана, а не из бумаги) отличается относительно малым весом, а при массовом производстве и финансовой поддержке в развитии со стороны большинства компаний отличаются достаточно хорошими характеристиками и удачным соотношением цена/качество. Однако, когда нам нужны максимально высокие показатели качества звучания, как выясняется, что нужен или довольно дорогой динамический излучатель, или совершенно другой тип излучателя. Так, плоские излучатели, к которым относятся ортодинамические, изодинамичесике, хейла, электретные, пьезодинамические и электростатические, обладают лучшей импульсной характеристикой (мембрана начинает движение вся одновременно), оставляя позади динамические излучатели (где движение мембраны начинается от катушки). Однако в секторе Hi-End эта разница далеко не так очевидна.

TakeT H2+ совмещают в себе технологию Хейла и пьезодинамику. Посмотрим как схематически движется мембрана обычного ленточного излучателя, где токоповодящая дорожка нанесена прямо на мембрану.

В ленточном излучателе Хейла токопроводящая дорожка так же нанесена на мембрану. Но мембрана сложена в гармошку, где соседние стенки гармошки взаимно отталкиваются или притягиваются, засасывая или выталкивая воздух. Данная конструкция позволяет при том же объеме площади, в который излучает излучатель, использовать большую площадь самого излучателя.

Вместо токопроводящих дорожек, TAT драйвер использует полоски от пьезодинамического излучателя. В плюсах такого решения - отпадает надобность в магнитах, т.к. пьезодинамический излучатель работает без магнитов.

Благодаря использованию пьезоэлементов, наушники не имеют магнитной системы, и там, где Ultrasone предлагает эффективную систему экранирования от магнитного излучения, TakeT не нуждается в таковой, т.к. TAT драйвер не дает магнитного излучения в принципе. Так же, отсутствие магнитов, сказывается на массе излучателя, TAT драйвер очень легкий. Если к такому драйверу добавить удобную конструкцию, то наушники будут казаться практически невесомыми.

Надо отметить, что динамические наушники в качестве своего основного преимущества имеют малый вес и могут работать с относительно низким напряжением, до 5 Вольт. Электретные, электростатические и пьезодинамические имеют самую лучшую импульсную характеристику (меньшая инертность), но требуют для работы высокого напряжения или, в случае с электростатическими - дополнительного напряжения, что сильно влияет на совместимость с окружающим оборудованием. Изодинамические и ортодинамические находятся посередине между динамическими и электростатическими, электретными и пьезодинамическими.

На сайте производителя описывается конструкция драйвера, но настолько кривым английским языком, что нет никакой уверенности, что дальнейший перевод точно отражает суть. Так к примеру можно предположить, что гармошка сделана из двух лент, а пьезоэлементы располагаются не только на параллельных складках, но и на вершинах и впадинах, что еще больше увеличивает эффективность работы. Для того, что бы это проверить точно, надо полностью разорать наушники, а такой возможности не было.

Комплектация и внешний вид

В комплекте идут наушники и H2+ и трансформатор TR2.

Если наушники довольно легкие, то трансформатор представляет собой компактный, но тяжелый кусок железа весом в 3.6 кг.

TR2 подключается к усилителю с помощью проводов для акустических систем. В качестве разъемов используются винтовые зажимы. На выходе повышающий трансформатор может выдать напряжение до 1500 В. Теоретически H2+ совместимы с повышающими трансформаторами от электретных STAX.

Наушники имеют трехполосную систему.

Основной драйвер имеет форму гармошки, где поперечные складки имеют разную глубину, и форма чашки в профиль повторяет эту глубину.

основная часть драйвера (фото взято с headfi.org)

Логично, что наиболее глубокие складки отвечают за низкочастотный диапазон.

Посередине располагается узкий не глубокий драйвер, отвечающий за воспроизведение уже более высокочастотного диапазона. Полоска с высокочастотным драйвером так же имеет участки с разной глубиной и шагом гармошки.

В целом, если учесть, что сборка драйвера наверняка ручная, то перед нами результат довольно кропотливого труда.

На передней панели чашек располагается дополнительный супер твиттер TakeT Batpure с акустическими зеркалами.

Благодаря этому супер твиттеру можно регулировать объем звучания наушников. К слову супертвиттер TakeT Batpure можно приобрести отдельно, и его рекомендуется дополнительно подключать к уже имеющимся наушникам. У TakeT Batpure заявлен воспроизводимый частотный диапазон в 20 кГц - 150 кГц, в то время как у самих наушников в 10 Гц - 100 кГц.

Идея с супертивиттром заключается в том, что по мнению разработчика, восприятие ультравысоких частот производится не столько ушами, сколько кожей на лице. Разработчик предлагет простую проверку (в случае с отдельным супер-твиттером), это подключить супертвиттер одновременно с наушниками, расположив его перед лицом на расстоянии около полуметра. Дальше, закрыть лицо руками, и если звучание изменилось, то соответственно восприятие есть и уже стоит самому решать, нужен супер-твиттер или нет. В H2+ же используется два таких супертивиттера. Не исключается вероятность, что у всех разное восприятие и кто-то возможно ничего не услышит.

Наушники подключаются к повышающему трансформатору TR2 специальным штекером. Трансформатор же должен подключаться уже акустическим кабелем к выходам усилителя для колонок. В спецификации указано, что максимальный уровень тока на входе равен 1 А. Сопротивление повышающего трансформатора, как нагрузки, согласно нашим измерениям составляет 18 Ом. При этом в районе 180 Гц сопротивление достигает 43 Ом, а на самых низких частотах снижается до 7 Ом.

Эргономика

Наушники сидят достаточно удобно, хотя и непривычно, при их конструкции, которая не фиксируется слишком жестко на голове. Так же не очень привычно сидеть в довольно легких и объемных наушниках. Если сравнивать наушники с линейкой от Precide Ero, то H2+ сидят более надежно. Кабель немного жестковат, и то же намекает на ретро стиль. В целом, размер по глубине у амбушюров без отверстий маловат. Регулировка ширины производится отдельно на верхней дужке, и такой способ относится бы не назвал бы максимально удобным или привычным. В целом, наушники производят впечатление продукта сделанного с нуля, который разработчик создавал не оглядываясь на то, как делают наушники остальные. В итоге получилась довольно оригинальная конструкция. Так же видно, что разработчик ориентировался в первую очередь на звук. Однако, в целом особых нареканий по эргономике нет.

Звучание

Для оценки звучания TakeT H2+ использовались

Источники:
Asus Xonar Essence STX, E-MU1616m, Meier Audio Corda Stagedac

Усилители:
Technics SE-A5, Laconic Night Blues NB-2A

Оппоненты из наушников:
Sennheiser HD 800, Sennheiser HD 650 с использованием усилителя SPL Phonitor 2731. STAX SR-507 с SRM 006tS.

Дополнительно:
FieryOne, Microlab Pure 1 с Technics SE-A5.

Усилитель от Technics относится к винтажному классу и к тому времени, когда то, что сейчас относится к дорогому малосерийному Hi-End, было более массово и имело соответственно более низкую стоимость. После бума развития в аудиоиндустрии, усилители, колонки и наушники уже не имели такого существенного развития, и дальше стал активно развиваться более бюджетный сектор, а высококачественные устройства с тех пор улучшаются без серьезных прорывов вперед, и, как водится, имеют более высокую стоимость. По этому, цена усилителя хоть и эквивалентна $2000 по-нынешнему курсу, тем не менее усилитель может конкурировать с более дорогими современными устройствами. В данном случае важно то, что TakeT H2+ подключались к усилителю высокого класса и была возможность оценить качество звучания именно наушников, а не усилителя, и тем самым оценить их потенциал.

Laсonic Night Blues NB 2A - это ламповый усилитель невысокой мощности. По заявлению производителя, обеспечивает около 3 Вт. К сожалению, его мощности оказалось достаточно лишь для уровня громкости ниже среднего, поэтому основное знакомство было проведено совместно с Technics SE-A5, имеющего высокий запас по мощности. Надо отметить, хоть производитель и рекомендует 10 Вт на канал, лучше обзавестись усилителем с небольшим запасом. С усилителем, имеющим 120 Вт на канал, проблем с недостатком мощности не возникло.

Звучание TakeT H2+ можно охарактеризовать как очень объемное, с очень реалистичной панорамой, словно помимо наушников рядом играют колонки или задействована очень качественная система объемного звучания. Частотный же баланс хоть и зависит от посадки наушников, но все же во всех положениях у TakeT H2+ довольно сильно выделяются высокие и низкие частоты. В полуоткрытых амбушюрах, бас специфичен, резко убывает с определенной частоты с подчеркиванием верхних низких частот, что роднит наушники с характером звучания акустических систем. В закрытых низкие частоты более сбалансированы, однако из-за малой глубины эти амбушюры не всем обеспечат плотный контакт, а уши не будут себя свободно чувствовать, упираясь в защитную сеточку.

Насколько реалистичный объем у TakeT H2+? Тут предлагаю небольшую историю об их прослушивании. Для оценки звучания, наушники подключались к Technics SE-A5. У усилителя возможен выход на две пары АС, каждая из которых активируется отдельной кнопкой, и при желании можно одновременно пустить звук на обе пары (параллельное включение). После пары переключений между АС и наушниками для более точной оценки частотной характеристики, при прослушивании музыки в TakeT H2+ вдруг начинает казаться, что колонки не отключены и их надо обязательно отключить! Но не тут то было, т.к. колонки и так отключены… При этом, пока перед глазами были колонки, все время было сомнение, а точно ли играют лишь наушники. Еще веселее стало, когда ради забавы решил немного исправить частотный баланс в эквалайзере, а потом шутя активировал и выключил алгоритм объемного звучания. После этого, помимо сомнения, что колонки сами по себе включаются и играют параллельно, было сомнение, что не отключился и режим объемного звучания у StageDac, STX или Phonitor. Это забавно и смешно, но заставляет задуматься над тем, что наушники не просто академично строят сцену, которую мозг должен обработать и дать понять, где что находится аналитическим путем. Где все равно не будет ощущения, что звук идет не от наушников, а издалека (исключения тут - бинауральные записи), в то время как с TakeT H2+ это происходит автоматически.

Сравнивая TakeT H2+ с Sennheiser HD800, известных многим, как наушникам с очень объемным звучанием против большинства наушников, стоит отметить, что TakeT H2+ их обгоняют по этому параметру. Если сперва к примеру послушать HD800, а потом одеть HD650, то возникнет ощущение что весь объем стал плоским. То же самое происходит и с переходом с TakeT H2+ на HD800. При этом, обратный переход улавливается не столь контрастно, аналогично тому, как перед с лучшего на худшее ощущается сильнее, чем наоборот.

Вместе с тем, у TakeT H2+ есть и слабые стороны, которые очевидны в прямом сравнении с HD 800 и STAX 507. У TakeT H2+ в большей степени приподняты высокие и низкие частоты, на фоне которых хорошо ощущается некоторый провал средних и отдельно провал в районе 2 кГц. Это приводит к тому, что без внешней эквализации наушники излишне яркие, и те, кто ищет максимально «прямые честные» наушники, предпочтет HD800, что-то из STAX или LCD-2, пожертвовав тем объемом, который выдают TakeT H2+. Однако, если вы подключите TakeT H2+ к усилителю, имеющему регулировку тембров, то вы можете вполне удачно снизить уровень высоких и низких частот.

C открытыми амбушюрами низкие частоты у TakeT H2+ сопоставимы с характером воспроизведения у STAX, верхние низкие частоты приподняты, нижние практически отсутствуют. В этом причина конструкции открытых амбушюр (у STAX хоть амбушюры и цельные кожаные, но имеются отдельные отверстия между драйвером и амбушюром.) Для того, чтобы у наушников не было заметного недостатка низких частот начиная с верхнего диапазона, они искусственно увеличены, и в итоге при громкости выше средней драйвер начинает работать с перегрузкой. Вследствие конструкции драйверов, звучание низких частот принимает компрессионный оттенок (такой оттенок характерен ламповым усилителям, с высоким уровнем гармоник низших порядков). Для того, что бы низкие частоты были более ровными и сбалансированными, нужно использовать закрытые амбушюры. В целом, если сделать отдельно более высокие амбушюры, то особых нареканий наушники не получат. С плоскими амбушюрами низкие частоты выделяются не сильно, а с более высокими амбушюрами они должны стать еще ровнее (за счет увеличения закрытого объема). Для тех, кто излишне придирчив к басу, стоит обратить внимание на LCD-2, HD 800, T1.

Так же можно предположить, что некоторые особенности звучание H2+ - это не что иное, как попытка сделать наушники из драйвера, изначально разработанного как динамик для акустической системы. Если бы TAT драйвер разрабатывался как драйвер наушника, то скорее всего, мы бы получили более сбалансированное звучание. Разработка подобных драйверов у небольшой частной компании требует большого времени или значительных финансовых затрат. Для крупного же производителя, разработка подобных наушников нерентабельна, т.к. при их высокой выходной стоимости, малый тираж не вернет потраченные деньги, а наличие отдельного адаптера еще больше сужает количество покупателей, т.к. это снижает мобильность и совместимость наушников с внешним оборудованием. Аналогично тому, как не все стремятся к STAX из-за необходимости использовать отдельный усилитель. Taket H2+ в отличии от LCD или HD800 не возьмешь с собой в дорогу с портативным плеером, вроде HiFiMan 801 или Colorfly C4 Pro. К примеру, тот же Sennheiser не развивает и не производит модель Orfeus из-за низкой рентабельности.

Отдельные компании не имеют больших финансовых ресурсов, и многое делают, «как умеют», а шлифовка занимает слишком много времени. Возможно, в будущем мы увидим от TakeT наушники с более сбалансированным звучанием, а сейчас стоит быть готовым к небольшой коррекции АЧХ отдельными средствами в виде тембр блока у усилителя или внешнего эквалайзера. Не исключено, что кому-то понравится и нынешняя АЧХ, аналогично тому, как довольно мало владельцев STAX, жалующихся на их подачу низких и высоких частот (которые там правда приподняты в меньшей степени, но характер низких частот схож).

Из предпочтительных жанров, стоит отметить все, что подразумевает объем. Это живые акустические записи, это эмбиент, это электронная музыка со спец. эффектами. Это мелодии с различными вставками звуков природы. Замечательно передается вокал, пусть не всегда тембрально верно, но с великолепным ощущением присутствия. Из жанров, которые наушникам даются хуже всего - это безусловно рок, требуются мощные запилы (где у TakeT H2+ провал) и мощный бас в широком диапазоне, (где у TakeT H2+ компрессировано акцентирован узкий диапазон, а накладываясь на излишне компрессированные рок записи, еще больше подчеркивает перегруженное звучание).

Не оценивайте с помощью краткого прослушивания, по десятку секунд на наушники, так вы будете улавливать лишь разницу АЧХ, и скорее всего не в пользу TakeT H2+. Старайтесь послушать каждые из наушников подольше, дав адаптироваться слуху к АЧХ конкретных наушников. Далее обратите внимание, что именно отчетливо слышно в тех или иных наушниках. Более широкий и глубокий объем у TakeT H2+ играет злую шутку с детальностью наушников. Если перейти с HD 800 на TakeT H2+, то возникает ощущение меньшей детальности, но лишь за счет того, что с одной стороны средние частоты у TakeT H2+ тише, а с другой, мозг банально не находит на своем месте то, что слышал в HD800. Однако потом оказывается, что потерянные инструменты просто напросто находятся не рядом, а вдалеке. Потом при обратном переходе с Н2+ на HD 800 инструменты оказываются в общем небольшом пространстве в голове или около головы слушателя. Возникает ощущение, словно сначала смотрели в 3D очках объемную картинку, а потом сняли очки и посмотрели на плоскую версию. Инертность обработки получаемой информации у мозга здесь проявляется в полной мере.

Технические измерения

На АЧХ можно видеть подъем высоких и низких частот. При использовании открытых амбушюров, низкие частоты более акцентированы и убывают довольно резко начиная с 80 Гц. С закрытыми амбушюрами низкие частоты начинают убывать с 30-40 Гц. Вид АЧХ очень сильно зависит от посадки наушников, поэтому к конкретному виду АЧХ стоит относится как приблизительной.

Импеданс входного трансформатора имеет подъем в области 180 Гц, и при подключении TR2 к ламповому усилителю с высоким выходным сопротивлением, можно ожидать повышение отдачи в этом частотном диапазоне. Усилитель лучше подбирать тот, который хорошо работает от 8 Ом и выше.

Технические измерения подробно (раскрывается по клику)

Технические измерения подробно

Можно видеть довольно невысокую чувствительность, на уровне 72 дБ/В. Это безусловно низкая чувствительность, и для получения высокой громкости безусловно нужен усилитель мощности для акустических систем.

График ваттерфола для данных наушников не имеет большого смысла, т.к. у такого открытого типа наушников много переотражений, которые в свою очередь дают более длинный шлейф затухания. Общее изучение ваттерфолов при разных вариантах посадок показало, что каких-то особых выраженных резонансов у наушников нет.

При подключении к усилителям с не нулевым сопротивлением, можно будет наблюдать измерение АЧХ. При использовании открытых амбушюров, наиболее удачным будет связка с усилителем с высоким выходным сопротивлением, что сглаживает пик на нижнем рабочем диапазоне, при этом хочется порекомендовать воспользоваться тембр блоком со снижением отдачи в области низких частот.

Наиболее перспективным выглядит усилитель с выходным сопротивлением около 10 Ом, но стоит учитывать, что АЧХ у наушников зависит от посадки, а отсутствие потерь в низкочастотном диапазоне есть только при плотном прилегании амбушюров.

Итог

Для кого TakeT H2+ интересны? Они интересны, в первую очередь, для двух категорий слушателей. Первая - это те, у кого есть хороший тракт с акустическими системами, и кому нужна альтернатива в виде наушников, без потери того объема, что дают АС. Вторая категория, это те, у кого уже есть «ровные» наушники и кто хочет объемного звука, готовый пожертвовать ровностью воспроизведения. TakeT H2+ дают самое объемное звучание из топовых наушников, значительно обходя Sennheiser HD 800. По характеру звучания близки к STAX 507, но с более выраженными высокими и низкими частотами. TakeT H2+ требуют достаточно мощный усилитель для акустики. TakeT H2+ произвели впечатление как уникальных и удачных наушников, которые были бы не лишними в коллекции любого аудиофила, т.к. по объемности воспроизведения им пока нет аналогов, которые могли бы их заменить.


Раздел не найден.

Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter . Это не требует регистрации. Спасибо.

Несмотря на то, что технология костной проводимости звука известна издавна, для многих это - по-прежнему «диковинка», вызывающая целый ряд вопросов. Ответим на некоторые из них.

Спорт . Широко известны модели спортивных наушников и гарнитур с использованием данной технологии, так как это позволяет спортсменам слушать музыку, говорить по телефону, но при этом контролируя окружающую обстановку, так как ушные раковины остаются открытыми и способными воспринимать внешние звуки !

Военная отрасль . По той же причине устройства на базе технологии костной передачи звука используются среди военных, так как это позволяет им общаться, передавать друг другу сообщения, не теряя контроль над ситуацией, оставаясь восприимчивыми к звукам внешнего мира.

Дайвинг . Применение технологий костной передачи звука в «подводном мире» во многом обусловлено свойствами костюма, которые не предполагает возможности погружать с иными средствами связи. Впервые об этом додумались еще в 1996 году, о чем есть соответствующий патент . И среди наиболее известных пионерских устройств такого характера можно привести в пример разработки Casio .

Также технология применяется в различных «бытовых» сферах, на прогулках, во время поездок на велосипеде или в автомобиле в качестве гарнитуры.

Безопасно ли это

В обычной жизни мы постоянно сталкиваемся с технологией костной проводимости, когда что-то произносим: именно костная проводимость звука позволяет нам слышать звук собственного голоса, и, кстати, как более «восприимчивая» к низким частотам она и делает так, что на записи наш голос кажется нам выше.

Второй голос в пользу этой технологии - ее широкое применение в медицине. Учитывая же и факт, что барабанные перепонки более чувствительный орган, то использование устройств костной проводимости, например, наушников, еще более безопасно для слуха, нежели использование обычных наушников.

Единственный временный дискомфорт, который может ощутить человек - легкая вибрация, к которой быстро привыкаешь. Это основа технологии: звук через кость передается с помощью вибрации.

Открытые уши

Еще одно ключевое отличие от других способов передачи звука - открытые уши. Так как барабанные перепонки не участвуют в процессе восприятия, то раковины остаются открытыми, и данная технология людям без дефектов слуха позволяет слышать и внешние звуки, и музыку/телефонный разговор!

Наушники

Самый известный пример «бытового» использования технологии костной проводимости - наушники, и среди них первыми и самыми лучшими остаются модели и .


История компании говорит о том, что они не сразу вышли на широкую аудиторию пользователей, долгое время до того сотрудничая с военными. Наушники обладают выдающимися для такого класса устройств характеристиками и постоянно модернизируются.

Технические характеристики Aftershokz:

  • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
  • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
  • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
  • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
  • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
  • Диапазон связи: 10 м
  • Тип батареи: литий-ионная
  • Время работы: 6 часов
  • Режим ожидания: 10 дней
  • Время зарядки: 2 часа
  • Цвет: черный
  • Вес: 41 грамм

Могут ли навредить слуху

Любые наушники могут навредить слуху на высокой громкости. Рисков с наушниками, которые работают на базе костной проводимости сильно меньше, так как не затрагиваются напрямую самые чувствительные органы слуха.

Можно ли прислонить обычные наушники к черепу и слушать звук

Нет, так не выйдет. Все наушники с технологией костной проводимости работают по особому принципу, когда звук передается с помощью вибрации, именно поэтому даже у проводных наушников есть дополнительный источник питания, встроенный аккумулятор.

Заменяют ли наушники слуховой аппарат

Наушники не усиливают звук, поэтому заменить слуховой аппарат они не могут, однако в ряде случаев нарушения воздушной проводимости звука, например, возрастных, такие наушники могут помочь отчетливей различать услышанное.

Типы наушников

В английском языке существуют два термина: Headphone , буквально соответствующий русскому "головные телефоны" и обозначающий обычные наушники, одеваемые поверх головы, и Earphone , под которым понимаются миниатюрные звукоизлучатели, вкладываемые в ушные раковины, или вставляемые непосредственно в слуховой канал.

Кроме того выделяются наушники, предназначеные для высококачественного контроля фонограмм: полноразмерные мониторные наушники - Monitor и вставные наушники на основе технологии излучателей со сбалансированным якорем - In-Ear Monitor (IEM)

Типы излучателей

Подавляющее большинство наушников имеет в основе конструкции Динамический излучатель (динамик) . Это самый распространённый вид излучателя, в котором катушка из медной проволоки, размещённая в круглом магнитном зазоре (между двумя полюсами одного магнита) колеблется со звуковой частотой, приводя в движение тончайшую лавсановую мембрану, которая и воспроизводит звук. Достоинства такого излучателя – высокое звуковое давление, широкий частотный диапазон, простота и дешевизна конструкции. Недостатки – довольно высокие нелинейные искажения, обусловленные деформациями самой мембраны.

В Изодинамическом излучателе (или ортодинамическом ), катушка нанесена тонким слоем фольги на тонкую пластиковую пленку в виде спирали или «змейки». Эта пленка размещена между двумя рядами магнитов, благодаря чему, возникающие силы электромагнитной индукции приводят её в движение. Так как плоская катушка равномерно нанесена на всю плоскость мембраны, то и движущая сила действует на всю мембрану равномерно, исключая её деформации. Поэтому такие излучатели обладают очень низкими искажениями, высокой точностью воспроизведения, но, в сравнении с динамическими излучателями, более узким частотным диапазоном и меньшим звуковым давлением.

Электростатический излучатель - крайне редкий представитель мира наушников. В его конструкции применена плоская металлизированная мембрана, размещенная между двумя металлическими сетками. К мембране и сеткам (обкладкам) подводится очень высокое напряжение поляризации, в результате чего, мембрана начинает притягиваться попеременно к обкладкам, создавая звуковую волну. Звуковые характеристики подобного типа излучателей схожи с характеристиками изодинамических излучателей, но демонстрируют ещё более низкие искажения. Один из основных недостатков подобных устройств – это необходимость использования специальных согласующих усилителей, создающих напряжение поляризации с размахом в сотни, а то и тысячи вольт.

Излучатель на основе сбалансированного якоря (арматура) . Данный тип излучателей существует с 20-х годов прошлого века, но применялся, до недавних пор, в основном в области слухопротезирования. Его основу составляет U-образная металлическая пластина, закрепленная одним концом в магнитном поле катушки, а другим зафиксированная неподвижно. Подвижный конец пластины, через тонкую иглу, приводит в движение мембрану, выполненную из жесткого материала и не подверженную деформациям. Достоинства подобной конструкции – крайне низкие искажения, очень быстрая реакция на подводимый сигнал, высокое звуковое давление, миниатюрные размеры. К недостаткам можно отнести высокую неравномерность частотной характеристики, узкий частотный диапазон и очень высокую стоимость. Два, из трех недостатков, производители обходят, создавая вставные наушники с несколькими излучателями, отдавая им разные участки частотного диапазона. В результате на рынке появляются миниатюрные «монстры» со встроенными фильтрами и количеством излучателей от 2 до 10 штук (и невероятно высокой ценой). Отдельным рынком, потребляющим арматурные излучатели, является рынок «кастомов», т.е. вставных наушников, создаваемых индивидуально по слепку слухового канала и ушной раковины заказчика.

Акустическое оформление наушников

В конструкциях полноразмерных наушников важны два момента: тип прилегающей к уху чашки (амбушюра) и степень изоляции от внешней акустической среды.

По типу амбюшуров, наушники разделяются на supra-aural и circum-aural . Термин supra-aural означает "прямо на ухе" (подушечка), а circum-aural - "вокруг уха" (валик).

По степени изоляции от внешней среды различаются открытые и закрытые наушники. У открытых наушников практически отсутствуют собственные призвуки корпуса, но возможен некоторый "завал" на низких частотах, а также достаточно большое проникновение внешних шумов. Зачастую открытые наушники обеспечивают более объемное звучание, чем закрытые. При большой громкости открытые наушники заметно излучают звук наружу, что может беспокоить людей вокруг Вас. Закрытые наушники подавляют проникновение внешних звуков, а также звучание наушников в окружающее пространство.

Вставные наушники в подавляющем большинстве являются закрытыми и обеспечивают превосходную шумоизоляцию за счет мягких силиконовых или пенных амбюшур, герметично заполняющих слуховой канал.

Тип кабеля

По типу подключения кабеля, они разделяются на съемные и несъемные. Съемные кабели подключаются разъемами непосредственно к наушникам.

По форме кабеля, можно выделить прямые и витые кабели. Прямые, как правило, царствуют в бытовом сегменте, а витые – в профессиональном. Удобство витого кабеля в том, что он занимает мало места, но при необходимости способен растягиваться до 3 метров и более.

Кабели могут оснащаться как разъемами 3,5 мм (mini-jack), подходящими для портативной техники, так и 6,3 мм разъемами для стационарной и профессиональной аппаратуры. Во многих случаях, кабели с 3,5 мм разъемом комплектуются переходником на разъем 6,3 мм.

Частотный диапазон (Frequency Response)

Так же называется Амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ)

Данный параметр говорит нам не только, насколько глубокий бас и насколько звонкие высокие частоты способен воспроизвести излучатель, но и указывает на неравномерность частотной характеристики на всём её протяжении.

Диапазон воспроизводимых частот, как правило, указывается до достижения определенного спада на высших и низших частотах. Однако производители практически никогда не указывают ни неравномерность частотной характеристики, ни величину спада на краях диапазона, которая, в некоторых конкретных случаях, может различаться на порядки. Отсутствие жестких требований к описанию технических характеристик наушников привело к тому, что заявленная частотная характеристика дешевых наушников-вкладышей может быть такой же, а зачастую и лучше, чем у самых дорогих полноразмерных студийных наушников.

Сопротивление

Различают две основных характеристики сопротивления звуковой катушки динамика: Resistance (Re) и Impedance (Z) .

Resistance (Re) – это сопротивление катушки постоянному току, которое определяется на частоте близкой к 0 Гц или измеряется и непосредственно омметром. К звучанию наушников данный параметр практически не имеет отношения.

Impedance (Z) – полное сопротивление звуковой катушки на определенной звуковой частоте (стандартно измеряется на частоте 1000Гц). Полное сопротивление складывается из резистивной и реактивной составляющей, в результате чего уровень сопротивления зависит от частоты, на которой оно измеряется и представляет собой импеданс-частотную характеристику (ИЧХ). Данный параметр способен существенно влиять на АЧХ выходного сигнала усилителя, искажая тональный баланс.

Производители наушников вольны указывать любой из этих параметров, зачастую вводя покупателя в недоумение. Нужно внимательно прочитать, какой именно из параметров указан в технических характеристиках и, в соответствии с этим, сделать вывод о том, подходят Вам наушники, или нет. Для портативной техники лучше подойдут наушники с низким сопротивлением (16-32 ома). Такие наушники смогут обеспечить достаточную громкость, ценой несколько более высоких искажений (слабо различимых в условиях улицы). Для работы совместно с высококлассной стационарной техникой, лучше предпочесть высокоомные наушники (до 600 ом).

Чувствительность

Данный параметр показывает, какое звуковое давление способен развить излучатель, при подведении стандартного сигнала. Чем данный параметр выше, тем громче будет звук Ваших наушников и тем больше они смогут воспроизвести тонких нюансов в музыке. Наибольшей чувствительностью, как правило, обладают арматурные излучатели, а наименьшей – изодинамические.

Мощность

Различают номинальную, паспортную и пиковую мощность .

Номинальная мощность - мощность, при которой остальные параметры устройства соответствуют заявленным в техническом описании.

Паспортная (синусоидальная) мощность - мощность, при которой излучатель может работать в течение длительного времени с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Обычно в 2 - 3 раза выше номинальной.

Пиковая (мгновенная) мощность - кратковременная мощность, при которой излучатель способен оставаться работоспособным. Превышение пиковой мощности, либо длительное её поддержание приводит, как правило, к механическому или термическому разрушению излучателя.

При первом взгляде на наушники кажется, что в твоих руках некий старинный винтажный экземпляр Необычная конструкция, много острых углов и прямых линий. Более твердые амбушюры, нежели в современных моделях. А стоит увидеть драйвер, светло-бежевого цвета, как возникает ассоциация с пергаментом, из которого будто бы сделан излучатель. А вес наушников настолько мал, что закрадывается сомнение, что эти наушники вообще рабочие, а не только пустой корпус. В противовес легкости наушников на глаза попадается небольшой, но увесистый сундучок.

О типах излучателей в наушниках

Тем, кто не очень хорошо разбирается в типах излучателей, может показаться, что перед нами излучатель Хейла, однако есть одно существенное отличие - в TakeT отсутствуют магниты. Для того, что бы лучше понять, что из себя представляет ТАТ драйвер, использующийся в TakeT H2+, вспомним, какие бывают излучатели у наушников, и почему на сегодняшний день самым распространенным являются динамические, относительно редкие – изодинамические (выпускают Fostex, Audez’e и Hi-FiMan) и совсем редкие – электростатические (выпускает STAX). В качестве редкого экземпляра можно наблюдать и Preside Ergo AMT – единственные наушники с излучателем Хейла. А пару-тройку десятков лет назад еще были ортодинамические, электретные и пьезодинамические наушники.

Помимо звучания, от наушников требуется эргономика, универсальность, а также немаловажна их стоимость. Эргономика зависит от веса, и чем легче излучатель, тем более удобные наушники могут получиться. Самые тяжелые излучатели – это излучатели Хейла, требующие большое количество магнитов. В то время, когда был пик развития ленточных излучателей, магниты стали серьезным ограничением, ведь увеличение габаритов излучателя приводило к большой массе и высокой стоимости. Излучатели Хейла у Precide фактически единственное решение, с оригинальной конструкцией и довольно жесткими требованиями к усилителю, который аналогичен усилителю для акустических систем, т.к. драйвер там изначально от акустической системы с низким сопротивлением.

Обычные изодинамические наушники были дешевле в производстве (проще делать мембрану), но так же обладали большим весом, чем динамические излучатели.

В нашей стране это были популярные модели ТДС-5, ТДС-7 и ТДС-15 (обзор по которым в планах). Из современных, это Audez’e LCD-2, несколько моделей от Hi-Fi Man. В недорогом секторе, это Fostex T20 RP, T40 RP и T50 RP.

Своего роду революцию в развитии изодинамических наушников сделал Fostex, придумав эффективную магнитную систему, за счет которой существенно снижена масса излучателя.

Электретные и пьезодинамические излучатели максимально близки к электростатическим, однако имеют такой минус, как низкую чувствительность, и как следствие, наличие повышающего трансформатора, зачастую весьма увесистого и подключаемого к выходам усилителя для акустики. Это сильно снижает универсальность таких наушников. К слову, до того, как STAX стал производить электростатические наушники (а сама марка STAX дает ассоциацию с электростатами), изначально компания производила электретные наушники. C одной из их моделей в виде SR 40 мы познакомимся в одном из обзоров в разделе винтажных наушников. И, кстати, электретные и пьезодинамические излучатели самые легкие по весу из всех типов излучателей.

Электростатические наушники при всех их преимуществах требуют отдельный специализированный усилитель (причем не дешевый), что, в свою очередь, не позволяет так просто собрать комплект из наушников и усилителя или превратить наушники в мобильный вариант, подключая наушники, например, к портативному плееру.

Современный же динамический излучатель (преимущественно из лавсана, а не из бумаги) отличается относительно малым весом, а при массовом производстве и финансовой поддержке в развитии со стороны большинства компаний отличаются достаточно хорошими характеристиками и удачным соотношением цена/качество. Однако, когда нам нужны максимально высокие показатели качества звучания, как выясняется, что нужен или довольно дорогой динамический излучатель, или совершенно другой тип излучателя. Так, плоские излучатели, к которым относятся ортодинамические, изодинамичесике, хейла, электретные, пьезодинамические и электростатические, обладают лучшей импульсной характеристикой (мембрана начинает движение вся одновременно), оставляя позади динамические излучатели (где движение мембраны начинается от катушки). Однако в секторе Hi-End эта разница далеко не так очевидна.

TakeT H2+ совмещают в себе технологию Хейла и пьезодинамику. Посмотрим как схематически движется мембрана обычного ленточного излучателя, где токоповодящая дорожка нанесена прямо на мембрану.

В ленточном излучателе Хейла токопроводящая дорожка так же нанесена на мембрану. Но мембрана сложена в гармошку, где соседние стенки гармошки взаимно отталкиваются или притягиваются, засасывая или выталкивая воздух. Данная конструкция позволяет при том же объеме площади, в который излучает излучатель, использовать большую площадь самого излучателя.

Вместо токопроводящих дорожек, TAT драйвер использует полоски от пьезодинамического излучателя. В плюсах такого решения – отпадает надобность в магнитах, т.к. пьезодинамический излучатель работает без магнитов.

Благодаря использованию пьезоэлементов, наушники не имеют магнитной системы, и там, где Ultrasone предлагает эффективную систему экранирования от магнитного излучения, TakeT не нуждается в таковой, т.к. TAT драйвер не дает магнитного излучения в принципе. Так же, отсутствие магнитов, сказывается на массе излучателя, TAT драйвер очень легкий. Если к такому драйверу добавить удобную конструкцию, то наушники будут казаться практически невесомыми.

Надо отметить, что динамические наушники в качестве своего основного преимущества имеют малый вес и могут работать с относительно низким напряжением, до 5 Вольт. Электретные, электростатические и пьезодинамические имеют самую лучшую импульсную характеристику (меньшая интертность), но требуют для работы высокого напряжения или, в случае с электростатическими – дополнительного напряжения, что сильно влияет на совместимость с окружающим оборудованием. Изодинамические и ортодинамические находятся посередине между динамическими и электростатическими, электретными и пьезодинамическими.

На сайте производителя описывается конструкция драйвера, но настолько кривым английским языком, что нет никакой уверенности, что дальнейший перевод точно отражает суть. Так к примеру можно предположить, что гармошка сделана из двух лент, а пьезоэлементы располагаются не только на параллельных складках, но и на вершинах и впадинах, что еще больше увеличивает эффективность работы. Для того, что бы это проверить точно, надо полностью разорать наушники, а такой возможности не было.

Комплектация и внешний вид

В комплекте идут наушники и H2+ и трансформатор TR2.

Если наушники довольно легкие, то трансформатор представляет собой компактный, но тяжелый кусок железа весом в 3.6 кг.

TR2 подключается к усилителю с помощью проводов для акустических систем. В качестве разъемов используются винтовые зажимы. На выходе повышающий трансформатор может выдать напряжение до 1500 В. Теоретически H2+ совместимы с повышающими трансформаторами от электретных STAX.

Наушники имеют трехполосную систему.

Основной драйвер имеет форму гармошки, где поперечные складки имеют разную глубину, и форма чашки в профиль повторяет эту глубину.

основная часть драйвера (фото взято с headfi.org)

Логично, что наиболее глубокие складки отвечают за низкочастотный диапазон.

Посередине располагается узкий не глубокий драйвер, отвечающий за воспроизведение уже более высокочастотного диапазона. Полоска с высокочастотным драйвером так же имеет участки с разной глубиной и шагом гармошки.

В целом, если учесть, что сборка драйвера наверняка ручная, то перед нами результат довольно кропотливого труда.

На передней панели чашек располагается дополнительный супер твиттер TakeT Batpure с акустическими зеркалами.

Благодаря этому супер твиттеру можно регулировать объем звучания наушников. К слову супертвиттер TakeT Batpure можно приобрести отдельно, и его рекомендуется дополнительно подключать к уже имеющимся наушникам. У TakeT Batpure заявлен воспроизводимый частотный диапазон в 20 кГц – 150 кГц, в то время как у самих наушников в 10 Гц – 100 кГц.

Идея с супертивиттром заключается в том, что по мнению разработчика, восприятие ультравысоких частот производится не столько ушами, сколько кожей на лице. Разработчик предлагет простую проверку (в случае с отдельным супер-твиттером), это подключить супертвиттер одновременно с наушниками, расположив его перед лицом на расстоянии около полуметра. Дальше, закрыть лицо руками, и если звучание изменилось, то соответственно восприятие есть и уже стоит самому решать, нужен супер-твиттер или нет. В H2+ же используется два таких супертивиттера. Не исключается вероятность, что у всех разное восприятие и кто-то возможно ничего не услышит.

Наушники подключаются к повышающему трансформатору TR2 специальным штекером. Трансформатор же должен подключаться уже акустическим кабелем к выходам усилителя для колонок. В спецификации указано, что максимальный уровень тока на входе равен 1 А. Сопротивление повышающего трансформатора, как нагрузки, согласно нашим измерениям составляет 18 Ом. При этом в районе 180 Гц сопротивление достигает 43 Ом, а на самых низких частотах снижается до 7 Ом.

Эргономика

Наушники сидят достаточно удобно, хотя и непривычно, при их конструкции, которая не фиксируется слишком жестко на голове. Так же не очень привычно сидеть в довольно легких и объемных наушниках. Если сравнивать наушники с линейкой от Precide Ergo, то H2+ сидят более надежно. Кабель немного жестковат, и то же намекает на ретро стиль. В целом, размер по глубине у амбушюров без отверстий маловат. Регулировка ширины производится отдельно на верхней дужке, и такой способ относится бы не назвал бы максимально удобным или привычным. В целом, наушники производят впечатление продукта сделанного с нуля, который разработчик создавал не оглядываясь на то, как делают наушники остальные. В итоге получилась довольно оригинальная конструкция. Так же видно, что разработчик ориентировался в первую очередь на звук. Однако, в целом особых нареканий по эргономике нет.

Звучание

Для оценки звучания TakeT H2+ использовались

Источники:
Asus Xonar Essence STX, E-MU1616m, Meier Audio Corda Stagedac

Усилители:
Technics SE-A5, Laconic Night Blues NB-2A

Оппоненты из наушников:
Sennheiser HD 800, Sennheiser HD 650, Audez’e LCD-2, с использованием усилителя SPL Phonitor 2731. STAX SR-507 с SRM 006tS.

Дополнительно:
FieryOne, Microlab Pure 1 с Technics SE-A5.

Усилитель от Technics относится к винтажному классу и к тому времени, когда то, что сейчас относится к дорогому малосерийному Hi-End, было более массово и имело соответственно более низкую стоимость. После бума развития в аудиоиндустрии, усилители, колонки и наушники уже не имели такого существенного развития, и дальше стал активно развиваться более бюджетный сектор, а высококачественные устройства с тех пор улучшаются без серьезных прорывов вперед, и, как водится, имеют более высокую стоимость. По этому, цена усилителя хоть и эквивалентна $2000 на по нынешнему курсу, тем не менее усилитель может конкурировать с более дорогими современными устройствами. В данном случае важно то, что TakeT H2+ подключались к усилителю высокого класса и была возможность оценить качество звучания именно наушников, а не усилителя, и тем самым оценить их потенциал.

Laсonic Night Blues NB 2A – это ламповый усилитель невысокой мощности. По заявлению производителя, обеспечивает около 3 Вт. К сожалению, его мощности оказалось достаточно лишь для уровня громкости ниже среднего, поэтому основное знакомство было проведено совместно с Technics SE-A5, имеющего высокий запас по мощности. Надо отметить, хоть производитель и рекомендует 10 Вт на канал, лучше обзавестись усилителем с небольшим запасом. С усилителем, имеющим 120 Вт на канал, проблем с недостатком мощности не возникло.

Звучание TakeT H2+ можно охарактеризовать как очень объемное, с очень реалистичной панорамой, словно помимо наушников рядом играют колонки или задействована очень качественная система объемного звучания. Частотный же баланс хоть и зависит от посадки наушников, но все же во всех положениях у TakeT H2+ довольно сильно выделяются высокие и низкие частоты. В полуоткрытых амбушюрах, бас специфичен, резко убывает с определенной частоты с подчеркиванием верхних низких частот, что роднит наушники с характером звучания акустических систем. В закрытых низкие частоты более сбалансированы, однако из-за малой глубины эти амбушюры не всем обеспечат плотный контакт, а уши не будут себя свободно чувствовать, упираясь в защитную сеточку.

Насколько реалистичный объем у TakeT H2+? Тут предлагаю небольшую историю об их прослушивании. Для оценки звучания, наушники подключались к Technics SE-A5. У усилителя возможен выход на две пары АС, каждая из которых активируется отдельной кнопкой, и при желании можно одновременно пустить звук на обе пары (параллельное включение). После пары переключений между АС и наушниками для более точной оценки частотной характеристики, при прослушивании музыки в TakeT H2+ вдруг начинает казаться, что колонки не отключены и их надо обязательно отключить! Но не тут то было, т.к. колонки и так отключены… При этом, пока перед глазами были колонки, все время было сомнение, а точно ли играют лишь наушники. Еще веселее стало, когда ради забавы решил немного исправить частотный баланс в эквалайзере, а потом шутя активировал и выключил алгоритм объемного звучания. После этого, помимо сомнения, что колонки сами по себе включаются и играют параллельно, было сомнение, что не отключился и режим объемного звучания у StageDac, STX или Phonitor. Это забавно и смешно, но заставляет задуматься над тем, что наушники не просто академично строят сцену, которую мозг должен обработать и дать понять, где что находится аналитическим путем. Где все равно не будет ощущения, что звук идет не от наушников, а издалека (исключения тут – бинауральные записи), в то время как с TakeT H2+ это происходит автоматически.

Сравнивая TakeT H2+ с Sennheiser HD800, известных многим, как наушникам с очень объемным звучанием против большинства наушников, стоит отметить, что TakeT H2+ их обгоняют по этому параметру. Если сперва к примеру послушать HD800, а потом одеть HD650, то возникнет ощущение что весь объем стал плоским. То же самое происходит и с переходом с TakeT H2+ на HD800. При этом, обратный переход улавливается не столь контрастно, аналогично тому, как перед с лучшего на худшее ощущается сильнее, чем наоборот.

Вместе с тем, у TakeT H2+ есть и слабые стороны, которые очевидны в прямом сравнении с HD 800 и STAX 507. У TakeT H2+ в большей степени приподняты высокие и низкие частоты, на фоне которых хорошо ощущается некоторый провал средних и отдельно провал в районе 2 кГц. Это приводит к тому, что без внешней эквализации наушники излишне яркие, и те, кто ищет максимально «прямые честные» наушники, предпочтет HD800, что-то из STAX или LCD-2, пожертвовав тем объемом, который выдают TakeT H2+. Однако, если вы подключите TakeT H2+ к усилителю, имеющему регулировку тембров, то вы можете вполне удачно снизить уровень высоких и низких частот.

C открытыми амбушюрами низкие частоты у TakeT H2+ сопоставимы с характером воспроизведения у STAX, верхние низкие частоты приподняты, нижние практически отсутствуют. В этом причина конструкции открытых амбушюр (у STAX хоть амбушюры и цельные кожаные, но имеются отдельные отверстия между драйвером и амбушюром.) Для того, чтобы у наушников не было заметного недостатка низких частот начиная с верхнего диапазона, они искусственно увеличены, и в итоге при громкости выше средней драйвер начинает работать с перегрузкой. Вследствие конструкции драйверов, звучание низких частот принимает компрессионный оттенок (такой оттенок характерен ламповым усилителям, с высоким уровнем гармоник низших порядков). Для того, что бы низкие частоты были более ровными и сбалансированными, нужно использовать закрытые амбушюры. В целом, если сделать отдельно более высокие амбушюры, то особых нареканий наушники не получат. С плоскими амбушюрами низкие частоты выделяются не сильно, а с более высокими амбушюрами они должны стать еще ровнее (за счет увеличения закрытого объема). Для тех, кто излишне придирчив к басу, стоит обратить внимание на LCD-2, HD 800, T1.

Так же можно предположить, что некоторые особенности звучание H2+ – это не что иное, как попытка сделать наушники из драйвера, изначально разработанного как динамик для акустической системы. Если бы TAT драйвер разрабатывался как драйвер наушника, то скорее всего, мы бы получили более сбалансированное звучание. Разработка подобных драйверов у небольшой частной компании требует большого времени или значительных финансовых затрат. Для крупного же производителя, разработка подобных наушников нерентабельна, т.к. при их высокой выходной стоимости, малый тираж не вернет потраченные деньги, а наличие отдельного адаптера еще больше сужает количество покупателей, т.к. это снижает мобильность и совместимость наушников с внешним оборудованием. Аналогично тому, как не все стремятся к STAX из-за необходимости использовать отдельный усилитель. Taket H2+ в отличии от LCD или HD800 не возьмешь с собой в дорогу с портативным плеером, вроде HiFiMan 801 или Colorfly C4 Pro. К примеру, тот же Sennheiser не развивает и не производит модель Orfeus из-за низкой рентабельности.

Отдельные компании не имеют больших финансовых ресурсов, и многое делают, «как умеют», а шлифовка занимает слишком много времени. Возможно, в будущем мы увидим от TakeT наушники с более сбалансированным звучанием, а сейчас стоит быть готовым к небольшой коррекции АЧХ отдельными средствами в виде тембр блока у усилителя или внешнего эквалайзера. Не исключено, что кому-то понравится и нынешняя АЧХ, аналогично тому, как довольно мало владельцев STAX, жалующихся на их подачу низких и высоких частот (которые там правда приподняты в меньшей степени, но характер низких частот схож).

Из предпочтительных жанров, стоит отметить все, что подразумевает объем. Это живые акустические записи, это эмбиент, это электронная музыка со спец. эффектами. Это мелодии с различными вставками звуков природы. Замечательно передается вокал, пусть не всегда тембрально верно, но с великолепным ощущением присутствия. Из жанров, которые наушникам даются хуже всего – это безусловно рок, требуются мощные запилы (где у TakeT H2+ провал) и мощный бас в широком диапазоне, (где у TakeT H2+ компрессировано акцентирован узкий диапазон, а накладываясь на излишне компрессированные рок записи, еще больше подчеркивает перегруженное звучание).

Не оценивайте с помощью краткого прослушивания, по десятку секунд на наушники, так вы будете улавливать лишь разницу АЧХ, и скорее всего не в пользу TakeT H2+. Старайтесь послушать каждые из наушников подольше, дав адаптироваться слуху к АЧХ конкретных наушников. Далее обратите внимание, что именно отчетливо слышно в тех или иных наушниках. Более широкий и глубокий объем у TakeT H2+ играет злую шутку с детальностью наушников. Если перейти с HD 800 на TakeT H2+, то возникает ощущение меньшей детальности, но лишь за счет того, что с одной стороны средние частоты у TakeT H2+ тише, а с другой, мозг банально не находит на своем месте то, что слышал в HD800. Однако потом оказывается, что потерянные инструменты просто напросто находятся не рядом, а вдалеке. Потом при обратном переходе с Н2+ на HD 800 инструменты оказываются в общем небольшом пространстве в голове или около головы слушателя. Возникает ощущение, словно сначала смотрели в 3D очках объемную картинку, а потом сняли очки и посмотрели на плоскую версию. Инертность обработки получаемой информации у мозга здесь проявляется в полной мере.

Технические измерения

На АЧХ можно видеть подъем высоких и низких частот. При использовании открытых амбушюров, низкие частоты более акцентированы и убывают довольно резко начиная с 80 Гц. С закрытыми амбушюрами низкие частоты начинают убывать с 30-40 Гц. Вид АЧХ довольно зависит от посадки наушников, по этому к конкретному виду АЧХ стоит относится как приблизительной.

Импеданс входного трансформатора имеет подъем в области 180 Гц, и при подключении TR2 к ламповому усилителю с высоким выходным сопротивлением, можно ожидать повышение отдачи в этом частотном диапазоне. Усилитель лучше подбирать тот, который хорошо работает от 8 Ом и выше.

Подробные технические измерения можно посмотреть в оригинале статьи на сайте PersonalAudio.ru

Итог

Для кого TakeT H2+ интересны? Они интересны, в первую очередь, для двух категорий слушателей. Первая – это те, у кого есть хороший тракт с акустическими системами, и кому нужна альтернатива в виде наушников, без потери того объема, что дают АС. Вторая категория, это те, у кого уже есть «ровные» наушники и кто хочет объемного звука, готовый пожертвовать ровностью воспроизведения. TakeT H2+ дают самое объемное звучание из топовых наушников, значительно обходя Sennheiser HD 800. По характеру звучания близки к STAX 507, но с более выраженными высокими и низкими частотами. TakeT H2+ требуют достаточно мощный усилитель для акустики. TakeT H2+ произвели впечатление как уникальных и удачных наушников, которые были бы не лишними в коллекции любого аудиофила, т.к. по объемности воспроизведения им пока нет аналогов, которые могли бы их заменить.

». Для тех, кто хочет знать больше и серьезно подходит к выбору, предлагаю копнуть глубже и разобраться с конструкцией наушников. Ведь по своей сути наушники - это та же самая акустика, уменьшенная до размера ушей. Принцип работы тот же. Но есть и отличия.

Легкий пластик или тяжелый металл?

Материал корпуса - один из важнейших факторов, определяющих характер звучания акустики. Точнее, его механические свойства: жесткость, склонность к резонансам. Аналогичная ситуация и с наушниками - материал их корпуса также влияет на звук. Стандартное решение - пластик. Он дешев, ему легко придать любую форму. Поэтому традиционно пластиковые корпуса используются в бюджетных наушниках или в моделях со сложным дизайном.

Наушники в алюминиевом корпусе

Чтобы повысить качество звука, делают металлические корпуса из сплавов алюминия, меди или цинка, обладающие высокой жесткостью. Это повышает качество звука, правда, покупателям зачастую не нравится их высокая теплопроводность. Внутриканальные наушники и наушники-вкладыши из металла, прилегая к телу, выступают в роли радиатора. Они довольно эффективно отводят тепло, чем создают ощущение прохлады. В какие-то моменты это приятно, но иногда может доставить дискомфорт. В накладных наушниках проблемы с прикосновением металла к телу нет, а если металл использован не слишком тяжелый и в умеренных количествах, такие наушники окажутся не только качественнее, но еще и легче пластиковых.


Наушники в керамическом корпусе Klipsch X7i In-Ear

Еще один специфический материал - керамика. Керамические корпуса, по понятным причинам, не могут иметь выраженных граней, что ограничивает возможности дизайнера. Зато акустические свойства керамики ценятся высоко - она довольно тяжелая и используется обычно во внутриканальных наушниках.


Китайская компания Esmooth производит наушники из разных пород дерева по OEM/ODM-контрактам. Под каким брендом вы их можете встретить в России? Да под любым

Однозначно теплый материал, обеспечивающий специфический звук - дерево. Производители предлагают как большие накладные наушники с деревянными чашками, так и внутриканальные модели, часть корпуса которых изготовлена из дерева. Обладатели тонкого слуха отмечают, что каждой породе дерева соответствует свое оригинальное звучание. С точки зрения физики это вполне объяснимо. Каждый вид древесины обладает специфическими резонансными свойствами, по-разному поглощает звуковые колебания. Вот и получается, что «подпевает» каждое дерево по-своему. Большинство производителей сочетают различные материалы корпуса с целью получить и оригинальный дизайн, и желаемый характер звука.

Полимер, майлар или титан?

Следующий ключевой элемент любой акустики, а значит и любых наушников - излучатель (он же драйвер/динамик). Чаще всего акустические системы создают на базе динамических излучателей. Аналогичная ситуация наблюдается и в мире наушников. Классические наушники имеют один широкополосный излучатель, воспроизводящий весь диапазон частот. Его конструкция аналогична большим динамикам. Есть корзина с жестко закрепленным постоянным магнитом, звуковая катушка, находящаяся в магнитном поле и мембрана. Большинство производителей используют для изготовления мембраны полимерные пленки, которые в целом мало отличаются друг от друга по своим акустическим свойствам. При миниатюрных размерах излучателя придумать что-то особенное сложно, но все-таки можно. Так, в более дорогих наушниках могут использоваться высокотехнологичные материалы вроде майларовой пленки или полимеров с титановым или алюминиевым напылением.

Магниты также бывают разного качества. Например, часто вместо обычного ферритового магнита в дорогих моделях используется неодимовый. Это помогает увеличить мощность динамика, сохранив компактные размеры.

Миллиметры, помноженные на бас

Как и в колонках, важен диаметр динамика. Если речь идет о больших накладных наушниках, вполне справедливо утверждение «чем больше - тем лучше». Традиционно в наушниках такого типа устанавливаются динамики диаметром от 30 до 50-52 мм. Большой излучатель развивает большее звуковое давление, дает глубокий и управляемый бас. Кроме того, чем больше излучатель, тем проще разработчику совершенствовать его конструкцию - появляется возможность усложнить магнитную систему и реализовать сложные инженерные решения.


Так выглядит драйвер наушников Pioneer HDJ-1500 с мембраной 50 мм

На практике даже недорогие наушники с большими 50-мм излучателями в подавляющем большинстве случаев дают более качественный бас и лучшее разрешение, чем 30 и 40 мм. При этом совершенно очевидно, что 50-мм динамик можно встретить только в довольно громоздких наушниках, а для моделей с накладными амбушюрами, удачным вариантом будет 40-мм излучатель.


Наушники Sony MDR-EX500LP в разрезе. Мембрана 13,5 мм

Это наблюдение также справедливо для внутриканальных моделей и наушников-вкладышей. Поскольку их динамики находятся гораздо ближе к слуховому проходу, речь идет уже о размерах 6-15 мм. Плюсы больших излучателей те же - глубокий бас и высокое разрешение при прочих равных условиях. Но на практике при выборе наушников такого типа с большими диффузорами вы гарантированно получите выигрыш только по басу. Значительное количество хорошо звучащих моделей имеет сравнительно небольшие динамики с диффузорами диаметром 8-10 мм. Так происходит, потому что динамики большего размера вынуждают создавать и громоздкую конструкцию, которую сложно сделать легкой и эргономичной.


В наушниках KEF стоит два излучателя: низкочастотный (диаметром 10 мм), и ВЧ/СЧ (диаметр 5,5 мм)

Еще один любопытный момент - внутриканальные наушники с микроизлучателями. Их конструктивное отличие состоит в том, что динамик устанавливается не внутри корпуса, а на самом выходе звуковода, то есть динамик фактически перемещен вглубь слухового канала, насколько это только возможно. Поскольку драйвер смещен еще ближе к органу слуха, даже 4-6 мм диффузора достаточно, чтобы добиться глубокого баса. Еще один плюс таких наушников - микроизлучателю требуется меньше энергии, они хорошо сработаются даже с маломощными источниками звука.

Уравновешенный якорь

При всей своей популярности динамические излучатели имеют несколько конкурирующих технологий. Вторыми по популярности являются так называемые арматурные излучатели, используемые только во внутриканальных моделях. В русскоязычном варианте эта конструкция носит название «излучатель с уравновешенным якорем» (Balanced Armature). Конструкция такого излучателя довольно необычна. В поле постоянного магнита, оснащенного П-образным магнитопроводом, располагается якорь со звуковой катушкой. Диффузор излучателя прикреплен к якорю с помощью рычага или тяги. Когда по звуковой катушке не проходит ток, якорь уравновешен в поле магнита в некоем среднем положении, а когда на катушку поступает звуковой сигнал, якорь начинает отклоняться, приводя тем самым диффузор в движение.


На схеме изображено, как в арматурном драйвере происходит давление на мембрану (Википедия)

Конструкция с уравновешенным якорем имеет целый ряд преимуществ, основные из которых - высокий КПД и компактные размеры. Поэтому такие излучатели уже давно применяются в профессиональной технике, а также для создания слуховых аппаратов. С точки зрения качества звука у «арматурных» излучателей есть свои преимущества. У обычного динамического динамика звуковая катушка легче диффузора, в результате чего инерция диффузора оказывает сопротивление ее усилию. Отсюда ощущение замедленности и нечеткости звука, оно, кстати, тем сильней, чем ниже частота. У «арматурного» излучателя якорь с жестко закрепленной на нем звуковой катушкой является наиболее тяжелым элементом подвижной системы, поэтому диффузор становится управляемым, а влияние его массы и инерции минимально. В результате обеспечивается чистый и точный звук.


Устройство арматурных наушников Logitech Ultimate Ears 600vi

Данный эффект особенно заметен на низких частотах и при прослушивании на средней или высокой громкости. Минусы у конструкции с уравновешенным якорем тоже имеются. Обычно такие излучатели обладают более узким диапазоном частот, чем динамические.

Один в поле не воин

Именно ограничения в ширине частотного диапазона привели к появлению наушников с двумя и более излучателями. Серийно производятся модели, включающие в себя два, три и даже четыре «арматурных» излучателя. Бывают наушники, где стоит излучатель с уравновешенным якорем в роли СЧ/ВЧ-звена и большой низкочастотный динамический излучатель. Такой вариант, конечно, не идеален с точки зрения качества звука, но зато и стоит значительно дешевле, чем две и более «арматуры» в одном корпусе. А обычные динамические наушники превосходит по меньшей мере технически.


Трехполосные арматурные наушники Fischer Audio TBA-04

Встречаются и наушники с многополосными динамическими излучателями. Это чаще всего коаксиальные конструкции с СЧ\ВЧ- и НЧ-динамиками, реже модели с изобарическим принципом работы, когда два одинаковых драйвера излучают звук в одну камеру, из которой в ушной канал идет звуковод. Первый вариант обеспечивает более чистый звук с лучшим разрешением, а второй позволяет значительно увеличить мощность и получить глубокий бас, без повышения детальности звука.

Проводя аналогии между многополосными наушниками и многополосной акустикой, нельзя не поинтересоваться, как же в данном случае происходит разделение частот. В зависимости от конструкции и сочетаемости излучателей в многополосных наушниках действительно могут использоваться кроссоверы. Речь идет о простейших фильтрах первого порядка, состоящих из одного-единственного элемента.


Изодинамические наушники HiFiMan HE-6, планарный излучатель

Среди больших моделей, предназначенных для прослушивания в домашних условиях, можно встретить наушники с электростатическими и изодинамическими (планарно-магнитными) излучателями. Это исключительно дорогие модели класса High End, причем электростатические наушники требуют специальных фирменных усилителей, а для изодинамических подойдут обычные усилители для наушников. Обе технологии сложно назвать доступными по цене и уж тем более массовыми.