Файлы DLL

Что представляет собой программа статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения

Что представляет собой программа статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения

Виды и формы статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения

Статистическая отчетность

Основная форма статистического наблюдения, которая заключается в получении статистическими органами данных от единиц наблюдения. Данные поступают в органы статистики от предприятий и организаций в виде обязательных отчетов об их деятельности. Отчётные документы утверждаются Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ. Методы и формы организации статистической отчетности дифференцируются применительно к различным типам предприятий и формам предпринимательства. Основными формами ответности являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Формы статистического исследования Виды проведения статистических наблюдений Способы получения статистической информации
по времени регистрации данных по полноте охвата единиц совокупности
Статистическая отчетность Текущее наблюдение Сплошное наблюдение Непосредственное наблюдение
Специально организованное наблюдение: § перепись § единовременный учет Прерывное наблюдение: § Единовременное наблюдение § Периодическое наблюдение Несплошное наблюдение: § выборочное § Монографическое наблюдение § метод основного массива § метод моментных наблюдений Документальный
Регистровое наблюдение Опрос: § экспедиционный способ § способ саморегистрации § корреспондентский способ § Анкетный способ § Явочный способ

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение - проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

· Периодическое наблюдение - проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).

· Единовременное наблюдение - осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.

По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

Сплошное наблюдение - представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

Несплошное наблюдение - основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

Несплошное наблюдение подразделяется на:

§ Выборочное наблюдение – основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.

§ Монографическое наблюдение - заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.

§ Метод основного массива - состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.

§ Метод моментных наблюдений - заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

Виды сводки

Различают простую и сложную сводку:

  • При простой сводке производится подсчет общих итогов по изучаемой совокупности.
  • При сложной сводке производится группировка единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всей совокупности, и представление результатов группировки в виде статистических таблиц.

Сводка называется децентрализованной если единое руководство работой осуществляется из центра, а непосредственная работа проводится на местах (обычно используется при обработке статистической отчетности).
Если же сбор и обработка данных проводится в одном месте, то сводка называется централизованной . Централизованная сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований.

Проведению статистической сводки и группировки предшествует разработка программы статистического наблюдения, состоящая из нескольких этапов: выбор группировочного признака, разработка системы статистических показателей.

Статистическая сводка должна проводиться по определенной программе и плану.

Сводка состоит из следующих этапов:

  • Выбор группировочного признака;
  • Определение порядка формирования групп;
  • Разработка системы статистических показателей для характеристики отдельных групп и совокупности в целом;
  • Разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

Таблица 11.6 Сезонные колебания потребления горючего в сельскохозяйственных предприятиях района за 3 года

Месяцы Расход горючего, тонн Сумма за 3 года, т (2+3+4) Средняя месячная за 3 года, т Индекс сезонности, %
1 год 2 год 3 год
Январь 67,1
Февраль 65,7
Март 75,1
Апрель 99,2
Май 104,6
Июнь 126,6
Июль 130,0
Август 123,5
Сентябрь 110,3
Октябрь 112,1
Ноябрь 98,3
Декабрь 87,5
Итого 100,0

Сезонные колебания потребления горючего в сельскохозяйственных предприятиях за 3 года .

Для наглядности на основе индексов сезонности строится график сезонной волны (рис. 11.1). По оси абсцисс располагают месяцы, а по оси ординат - индексы сезонности в процентах (табл. 11.6, гр.7). Общая средняя месячная за все годы располагается на уровне 100%, а средние месячные индексы сезонности в виде точек наносят на поле графика в соответствии с принятым масштабом по оси ординат.

Точки соединяют между собой плавной ломаной линией.

В приведенном примере годовые объемы расхода горючего различаются незначительно. Если же в ряду динамики наряду с сезонными колебаниями имеется ярко выраженная тенденция роста (снижения), т.е. уровни в каждом последующем году систематически значительно возрастают (уменьшаются) по сравнению с уровнями предыдущего года, то более достоверные данные о размерах сезонности получим следующим образом:

1. для каждого года вычислим среднюю месячную величину;

2. исчислим индексы сезонности за каждый год путем деления данных за каждый месяц на среднюю месячную величину за этот год и умножения на 100%;

3. за весь период исчислим средние индексы сезонности по формуле средней арифметической простой из исчисленных за каждый год месячных индексов сезонности. Так, например, за январь средний индекс сезонности получим, если сложим январские значения индексов сезонности за все годы (допустим за три года) и разделим на число лет, т.е. на три. Аналогично исчислим за каждый месяц средние индексы сезонности.

Переход за каждый год от абсолютных месячных значений показателей к индексам сезонности позволяет устранить тенденцию роста (снижения) в ряду динамики и более точно измерить сезонные колебания.

В условиях рынка при заключении договоров на поставку различной продукции (сырья, материалов, электроэнергии, товаров) необходимо располагать информацией о сезонных потребностях в средствах производства, о спросе населения на отдельные виды товаров. Результаты исследования сезонных колебаний важны для эффективного управления экономическими процессами.

Цепные и базисные индексы.

Для определения статистических индексов нужно иметь данные за два периода или два сравниваемых уровня.

Если существуют данные за определенный ряд периодов или уровней, то в качестве базы для сравнения можно принять один и тот же начальный уровень или уровень предыдущего периода. В первом случае получим индексы с постоянной базой – базисные, а во втором – индексы с переменной базой – цепные.

В экономическом анализе базисные и цепные индексы обладают определенными значениями.

Базисные экономические индексы характеризуют изменение статистических процессов за длительный период времени по отношению к одной отправной точке, но если возникнет необходимость следить за текущими изменениями статистического процесса, то применяются цепные индексы.

Если на основе базисных и цепных индексов исследуется один и тот же период, то это обозначает, что между ними есть взаимосвязь – это произведение цепных индексов, равное базисному Такая взаимосвязь принесет возможность вычислить базисные индексы по данным цепных индексов, и наоборот.

Ошибки выборки

Рассмотрим подробно перечисленные выше способы формирования выборочной совокупности и возникающие при этом ошибки репрезентативности.
Собственно-случайная выборка основывается на отборе единиц из генеральной совокупности наугад без каких-либо элементов системности. Технически собственно-случайный отбор проводят методом жеребьевки (например, розыгрыши лотерей) или по таблице случайных чисел.

Собственно-случайный отбор «в чистом виде» в практике выборочного наблюдения применяется редко, но он является исходным среди других видов отбора, в нем реализуются основные принципы выборочного наблюдения. Рассмотрим некоторые вопросы теории выборочного метода и формулы ошибок для простой случайной выборки.

Ошибка выборочного наблюдения – это разность между величиной параметра в генеральной совокупности, и его величиной, вычисленной по результатам выборочного наблюдения. Для средней количественного признака ошибка выборки определяется

Показатель называется предельной ошибкой выборки.
Выборочная средняя является случайной величиной, которая может принимать различные значения в зависимости от того, какие единицы попали в выборку. Следовательно, ошибки выборки также являются случайными величинами и могут принимать различные значения. Поэтому определяют среднюю из возможных ошибоксреднюю ошибку выборки , которая зависит от:

· объема выборки: чем больше численность, тем меньше величина средней ошибки;

· степени изменения изучаемого признака: чем меньше вариация признака, а, следовательно, и дисперсия, тем меньше средняя ошибка выборки.

При случайном повторном отборе средняя ошибка рассчитывается
.
Практически генеральная дисперсия точно не известна, но в теории вероятности доказано, что
.
Так как величина при достаточно больших n близка к 1, можно считать, что . Тогда средняя ошибка выборки может быть рассчитана:
.
Но в случаях малой выборки (при n<30) коэффициент необходимо учитывать, и среднюю ошибку малой выборки рассчитывать по формуле
.

При случайной бесповторной выборке приведенные формулы корректируются на величину . Тогда средняя ошибка бесповторной выборки:
и .
Т.к. всегда меньше , то множитель () всегда меньше 1. Это значит, что средняя ошибка при бесповторном отборе всегда меньше, чем при повторном.
Механическая выборка применяется, когда генеральная совокупность каким-либо способом упорядочена (например, списки избирателей по алфавиту, телефонные номера, номера домов, квартир). Отбор единиц осуществляется через определенный интервал, который равен обратному значению процента выборки. Так при 2% выборке отбирается каждая 50 единица =1/0,02 , при 5% каждая 1/0,05=20 единица генеральной совокупности.

Начало отсчета выбирается разными способами: случайным образом, из середины интервала, со сменой начала отсчета. Главное при этом – избежать систематической ошибки. Например, при 5% выборке, если первой единицей выбрана 13-я, то следующие 33, 53, 73 и т.д.

По точности механический отбор близок к собственно-случайной выборке. Поэтому для определения средней ошибки механической выборки используют формулы собственно-случайного отбора.

Понятие малой выборки.

Под малой выборкой понимается такое выборочное наблюдение, численность единиц которого не превышает 30.

При оценке результатов малой выборки величина генеральной дисперсии в расчетах не используется. Для определения возможных пределов ошибки пользуются так называемым критерием Стьюдента:

Где – мера случайных колебаний выборочной средней в малой выборке.

Величина σ вычисляется на основе данных выборочного наблюдения:

Предельная ошибка малой выборки рассчитывается аналогичным образом:

Но, в данном случае, вероятная оценка зависит не только от величины t, но и от объема выборки. Величина коэффициента доверия t при различных объемах малой выборки представлена в таблице 9.3.

Независимо от вида выборки, на заключительном этапе определяются доверительные интервалы, в которых может находиться генеральная средняя (для количественных признаков) или генеральная доля (для качественных признаков). Доверительные интервалы – это область тех значений генеральной средней, выход за пределы которой имеет весьма малую вероятность. Доверительные интервалы определяются по формулам:

для средней: ;

для доли: ;

для малой выборки:

n
t
0,5 0,348 0,356 0,362 0,366 0,368 0,370 0,372 0,376 0,378 0,383
1,0 0,608 0,626 0,636 0,644 0,650 0,654 0,656 0,666 0,670 0,683
1,5 0,770 0,792 0,806 0,816 0,832 0,828 0,832 0,846 0,850 0,865
2,0 0,860 0,884 0,908 0,908 0,914 0,920 0,924 0,936 0,940 0,954
2,5 0,933 0,946 0,955 0,959 0,963 0,966 0,968 0,975 0,978 0,988
3,0 0,942 0,960 0,970 0,976 0,980 0,938 0,984 0,992 0,992 0,997

Абсолютные показатели

1. Число родившихся за период (Р)

2. Число умерших за период (У)

3. Естественный прирост (убыль) населения, который определяется как разность между числом родившихся и умерших за период: ЕП = Р - У

Относительные показатели

Среди показателей движения населения выделяют: коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста и коэффициент жизненности.

Все коэффициенты, кроме коэффициента жизненности, рассчитываются в промилле, т. е. на 1000 человек населения, а коэффициент жизненности определяется в процентах (т. е. на 100 человек населения).

Коэффициент жизненности

Показывает соотношение между рождаемостью и смертностью, характеризует воспроизводство населения. Если Коэффициент жизненности меньше 100%, то население региона вымирает, если выше 100%, то численность населения увеличивается. Этот коэффициент определяется двумя способами:

Специальные показатели

В демографической статистике кроме общих коэффициентов рассчитывают также специальные показатели:

Коэффициент брачности

Показывает, сколько браков приходится на 1000 человек в течение календарного года.

К брачности = (число лиц, вступивших в брак / среднегодовая численность населения)*1000

Коэффициент разводимости

Показывает, сколько разводов приходится на каждую тысячу населения в течение календарного года. Например, в 2000 г. в России на каждую 1000 человек населения приходилось 6,2 браков и 4,3 разводов.

К разводимости = (число лиц, разведенных в году / среднегодовая численность населения)*1000

Виды доходов населения.

Доходы населения - это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.

Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах. Натуральная форма доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами для собственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду).

Выше отмечалось, что современная рыночная экономическая теория оперирует тремя группами факторов производства, которые называются «труд», «капитал», «земля». За каждым фактором производства признается способность создавать одновременно продукцию и доходы:

Виды и источники факторных (первичных) доходов

Такое распределение доходов между владельцами факторов производства называется функциональным (факторным) распределением доходов. Оно показывает, как распределяется общая сумма дохода между собственниками факторов производства.

Это распределение в чистой рыночной экономике зависит от вклада каждого фактора в конечный результат (так называемая продуктивность фактора) и совершается на рынках различных факторов производства, рынке труда, капитала и природных ресурсов.

Если анализировать другие источники доходов, то, помимо факторных, могут существовать следующие поступления:

· из выплат по программам государственной помощи (трансфертные платежи; пенсионное обеспечение; содержание временно нетрудоспособных граждан; выплаты стипендий: выплаты различных пособий - по уходу за детьми, за медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей: пособия по безработице);

· финансовой системы (выплаты по государственному страхованию;

· банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение;

· выплаты процентов в сберегательных банках;

· доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;

· выигрыши по лотереям; выплаты компенсаций);

· неформальной (теневой) экономики.

Понятие статистического наблюдения, его основные этапы. Программа статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение - это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Этапы статистического наблюдения

1 Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).

· определение цели и объекта наблюдения;

· определение состава признаков, подлежащих регистрации;

· разработка документов для сбора данных;

· подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения.

2. Сбор информации – непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты);

Статистическая информация - это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше инфмация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

3. Первичная обработка данных.

4. Статистический анализ обработанной информации.

3. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию статистического наблюдения заключается в анализе причин, которые привели к неверному заполнению статистических формуляров и разработке соответствующих предложений по совершенствованию наблюдения;

В результате статистического наблюдения должна быть получена объективная, сопоставимая, полная информация, позволяющая на последующих этапах исследования обеспечить научно-обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.

Качество и достоверность статистической информации определяют эффективность использвоания статистики в любой сфере. Трудоёмкая работа по обеспечению необходимыми данными является важнейшей задачей государства.

Главными источниками статистической информации являются издания органов государственной статистики страны. Наиболее полную информацию о РФ содержит официальное издание - статистический сборник "Российский статистический ежегодник".

Цель программы статистического наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов социально-экономической жизни.

Объект наблюдения - определенная статистическая совокупность, в которой происходят исследуемые социально-экономические явления и процессы (отдельные граждане, население, предприятия, имущество, природные ресурсы).

Каждый объект наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения, которые являются носителями признаков, подлежащих регистрации.

Единица наблюдения - первичный элемент программы статистического наблюдения. Так, например, объектом при переписи населения является совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения - каждый отдельный человек.

Программа статистического наблюдения - перечень признаков регистрируемых в процессе наблюдения. Это перечень вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения.

Требования к программе статистического наблюдения:

§ Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления.

§ В программу не следует включать второстепенные вопросы, которые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу.

§ В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации.

Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения.

Формуляр наблюдения - это особым сформированный бланк, в котором содержатся перечень вопросов программы. Статистический формуляр должен быть удобен для чтения, записи и обработки. К формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, которая затем подвергается систематизации обобщению и анализу.

От качества первичной информации зависит успех всего исследования, поэтому к информации предъявляется ряд требований:

. Достоверность - это соответствие тому, что есть на самом деле.Достоверность зависит:

§ Статиста - профессиональная подготовка, организационные навыки,добросовестность.

§ Качества инструментария наблюдения - программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению.

2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе сбора статистических сведений по каждой исследуемой единицы. Один и тот же объект может быть обследован с разных сторон. Поэтому состав и содержание вопросов программы наблюдения зависит от задач исследования и особенностей объекта. Она должна охватывать широкий и полный круг сведений. Чем шире а программа, тем полнее освещается изучаемое явление. Однако у нее не следует включать лишних вопросов, которые могли бы усложнить и растянуть срок разработки данных. В то же время не следует составлять программу на. ГТО узко, ведь в исследования могут не попасть важным вопросомитання.

При составлении программы большое значение имеет четкая формулировка вопросов, поскольку в большинстве статистических наблюдений это сложная и трудоемкая работа, в исполнении которой участвуют десятки и даже со. Офни тысяч (при переписи населения) человек. Поставленные вопросы должны быть одинаково понятны всех.

Ответы на вопросы программы наблюдения записывают в документ особой формы - статистический формуляр . Он представляет собой первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности, это носитель первичной информации. Формуляры имеют разные названия: форма первичного учета аб потому отчетности, акт, бланк, табель, карточка (фишка), анкета, опросный лист. Для всех перечисленных видов формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, включающая перечень вопросов программы, сведена графа или несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная части. На титульной странице записывается название статистического наблюдения (например,"Перепись скота в частном секторе"), название организации, которая проводит наблюдения, а также указывается, кем и когда утвержден формуляр или статистического наблюденияпостереження.

В адресную часть записывают адрес обследуемых (опрашиваемых) единиц наблюдения. Кроме того, в формах статистической отчетности указывается, когда и куда надо посылать полученную информацию. Правильность д данных обследования утверждается подписями ответственных осиіб.

В практике статистического наблюдения применяют формуляры двух видов: карточный и списочный

карточный (или индивидуальным) называется статистический бланк (фишка), который содержит данные лишь об одну единицу наблюдения. Общее количество карт должно равняться количеству единиц изучаемой совокупности ості.

. Списочный формуляр - это статистический бланк, в котором регистрируются сведения по нескольких единицах наблюдения. Например, при переписи населения 1970 г списочный формуляр было рассчитано на регистрацию в нем сведений по шести лицах, при переписи населения в 1989 г-по двухвох.

Формуляры-карты удобны для ручной обработки занесенных в них данных, но требуют значительно больших трудовых и материальных затрат, чем формуляры-списки. Последние экономичнее и удобнее для машинной обработки ки и контроля данных. Карточные формуляры используются при составлении отчетов предприятий и учреждений, которые нуждаются в широкой программы статистического наблюденияня.

списки формуляры чаще используются при периодических наблюдениях. Примером такого формуляра может быть переписной лист переписи населения 1989 г. Конструкция статистических формуляров зумовлюеть ься значительной мере влиянием со стороны технических средств обработки информации. Это находит свое проявление в том, что формуляры статистического наблюдения в некоторых случаях выступают одновременно и непосредственными н осиямы информации при вводе их в. ЭВМ. Именно в таких условиях решается вопрос непрерывной технологии автоматизации статистических работ, когда первичная информация заносится в автоматизированный-банк даны х (АБД) с помощью перфолент, магнитных лент, магнитных дисков и по каналам связи, которые соединяют вычислительные центры предприятий и государственной статистиктики.

Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядка

Эффективность выполнения разработанной программы наблюдений значительной мере предопределяется качеством инструктивного материала. Для этого составляют инструкцию (иногда ее называют. Статистической инструкцией, или. К повествовательной инструкции).

. Инструкция - это документ, который объясняет вопросы программы статистического наблюдения, его цели, порядок заполнения статистического формуляра и частично организационные вопросы (Инструкция является одним из важнейших в. Документом наблюдения. Она может содержать указания относительно тех вопросов, которые возникают в процессе проведения наблюдения: объект и единица наблюдения, время и сроки проведения, критический момент спос тереження и т и ін.

Во многих случаях необходимы дополнительные объяснения, как правильно понимать данный вопрос и как правильно записать ответ на него. Как правило, инструкции пишут для лиц, осуществляющих перепись или зап дополняют формы статистической отчетности. Они очень важны для обеспечения одинакового понимания вопроса во всех спорных и сомнительных случаях. Например, при переписи населения 1989 г ставился вопрос" национальность"Для записи ответа лицам, осуществлявшим перепись, надо было дать определенные указания, чтобы предотвратить разнобоя в ответах. Для этого были даны инструкции, где указывалось:"Записывается н ациональнисть, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями. Лишь в тех семьях, где отец и мать принадлежат к разным национальностям и родители затрудняются сами определить национ. Альнисть детей, следует предпочесть национальности матери"Такое уточнение порядка записей на вопросы переписи дает пригоден для обработки первичной материиля обробки первинний матеріал.

Отсутствие в инструкции толкований определенного вопроса приведет к тому, что каждое лицо (счетчик) будет понимать вопросы по-своему, вследствие чего собранные материалы совершенно обесценятся

Указания инструкции должны быть конкретные и четкие, а текст сжатым и лаконичным. Инструкции к формам статистической отчетности основном печатаются на самой форме документа

Итак, главное назначение инструкции состоит в объяснении содержания вопросов программы, как надо давать на них ответы и заполнять формуляр. Наиболее типичные ситуации должны рассматриваться на примере

Следует отметить, что методология разработки программы статистического наблюдения в последние 20 лет претерпела довольно значительные изменения в связи с функционированием автоматизированной системы государственной статистики (АС. СДС), которая обусловила создание автоматизированных банков данных (АБД). Наличие последних позволила ввести в отрасли материального производства регистровую форму статистического наблюдения, которая заключается в создании регистра, или автоматизированной картотеки совокупности единиц статистического наблюдения определенного типа. Переход к автоматизированной статистической информационной системы (ACIC) создает широкие возмож ти усовершенствования программы наблюдения, а именно: происходит объединение информационных баз государственной статистики, отраслевых и региональных органов управления, предприятий, объединений и других звеньев в правленияня.

Приведем пример разработки программы и проведение статистического наблюдения

Проводится статистическое наблюдение результатов работы за хозяйственный год арендных сельскохозяйственных предприятий района. Поставлена??задача изучить общее производство продукции этими пред. ЛИЦА и его связь с основными факторами производства. По каждому предприятию является данные годовых отчетов и качественной оценки земллі.

Разработать программу, провести статистическое наблюдение и осуществить контроль данных

Рассмотрим последовательность выполнения поставленной задачи по следующим этапам

1. Выясняют вопрос, что собой представляет продукция предприятий и показатели, которыми определяется ее объем. Известно: а) арендные предприятия производят два вида продукции - растениеводческую и животноводческую б) обся яг продукции по каждому продукту учитываются в натуральном выражении, а в целом-по стоимости в сопоставимых фактических ценах. Исходя из поставленной задачи, изучение общего объема производства продук кции, в программу наблюдения включают данные о производстве не отдельных видов продукции, а всей продукции в денежном выражении. Чтобы иметь возможность сопоставления объемов производства продукции по наблюдения жуваних предприятиях, стоимость продукции принимают не в фактических, а в сопоставимых ценаінах.

2. Выясняют основные факторы, определяющие объем производства продукции. Теоретически известно, что основными факторами производства в сельском хозяйстве является земля, трудовые ресурсы, основные средства произ водства, удобрения и кормми.

Итак, в программу наблюдения включают показатели объема указанных факторов: 1) площадь сельскохозяйственных угодий, га, 2) площадь пахотных земель, га, 3) среднегодовая численность работников предприятий ва, чел; 4) денежные затраты на удобрения, 4) денежные затраты на использованные корма, 6) балл оценки качества землі.

3. Решают вопрос о порядке записи в программе наблюдения выбранных показателей. С целью удобства проведения обследования располагают показатели в соответствии с последовательностью их наведения в формах уво итности: указывают номера страниц, строк, граф, где записаны эти данные. Показатель качества пахотных земель, который берется из материалов оценки почв, записывают в конце программами.

Таким образом, получаем программу в виде: 1) стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего, грн (здесь и далее в скобках указывают номера страниц, строк и граф) 2) в то ом числе продукция растениеводства, грн (); 3) среднегодовая численность работников на предприятии, чел (); 4) среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. грн (); 5) сумма расходов на органические и минеральные удобрения, грн (); 6) площадь сельскохозяйственных угодий, га (); 7) в том числе пашни, га (); 8) сумма расходов на вскормлены корма, грн земли, бале оцінка якості землі, балів.

4 разрабатывает формуляр статистического наблюдения, в который записывают значения признаков по каждому арендному предприятию. Таким формуляром может быть ведомость. Но для нашего случая лучше для каждого подп предприятия открыть карточки в виде так называемых фишек (рис 1. 1).

. Рис 1. Формуляр статистического наблюдения (фишка)

Как видим, в формуляр занесено значение признаков в пронумерованы строки (графы) в той последовательности, в которой они указаны в программе наблюдения: в строку 1 записано стоимость валовой продукции всего, в р строка 9 - балл оценки качества земл.

5 осуществляет статистическое наблюдение, а именно - заносят в фишки значение перечисленных в программе признаков по каждому предприятию, как это показано на примере арендного предприятия"Свиточ"

6. Проводят контроль полученной информации (способы контроля материалов наблюдения будут рассмотрены далее)

Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые можно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного - опросного) листа.

К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования.

Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в первичном учете или при незаинтересованности отчетных единиц в представлении такой информации, так как она является предметом коммерческой тайны.

Вопросы программы должны быть точными и не двусмысленными, иначе полученный ответ может содержать не верную информацию, а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок в последовательности вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения об явлениях и процессах.

Наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительсиой корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

° установление критического момента (даты) или интервала времени;

° определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, например, критическим моментом микропереписи населения РФ в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных. В случае исследования варьирования биржевых котировок на торгах валютных бирж в различных городах России необходимо иметь данные о курсах доллара США, японской иены, немецкой марки и других валют, зарегистрированные в один и тот же день. Если же надо проанализировать изменение обьема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.

Выбор критического момента или интервала времени определяется прежде всего целью исследования.

Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из обьема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Например, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась в течение десяти дней с 14 февраля по 23 февраля 1994 г.

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует прежде всего собрать о них необходимые сведения – статистические данные (информацию, под которой понимают совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития.

Формирование информационной базы статистического исследования социальных явлений и процессов – сложный, многоступенчатый процесс.

В этом процессе выделяют следующие обязательные этапы (стадии) исследования:

1. Статистическое наблюдение,

2. Сводка и группировка собранного материала,

3. Обработка и анализ сводных статистических данных.

Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования – планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных (сбор сведений) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности. Статистическое наблюдение как целенаправленный, научно организованный и методически контролируемый учет признаков и свойств массовых явлений, событий, фактов – основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями.

От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которыми статистика характеризует изучаемые явления.

Значимость этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на его последующих этапах в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Необходимо отметить и то, что не всякое собирание сведений может быть названо статистическим наблюдением. С одной стороны, статистическое наблюдение может базироваться на собственном наблюдении человеком интересующих его фактов, например, путем опроса населения или измерения конкретного параметра наблюдаемого объекта и т.д. Статистический характер такому наблюдению обеспечивает регистрация соответствующих признаков устанавливаемых фактов в определенном инструментарии – опросном листе, анкете, бланке и других учетных документах. С другой стороны, статистическое наблюдение – это и процесс сбора информации по уже зарегистрированным данным, например по отчетности. Если в первом случае информация получается как бы из первых рук, то во втором – она вторична. Исходя из вышеперечисленного, можно наиболее ярко увидеть отличия статистического наблюдения от непосредственного восприятия человеком конкретных явлений и фактов общественной жизни.

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы:

o Подготовительные работы,

o Непосредственный сбор массовых данных,

o Контроль за качеством данных,

o Подготовка данных к автоматизированной обработке;

и должно отвечать следующим основным требованиям:

Наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической, правовой жизни общества,

Учитывая постоянное изменение, движение, развитие явлений и процессов общественной жизни, непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу,

Обеспечения соответствия статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки их качества,

Создание наилучших условий для получения объективных материалов обеспечивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения.

Главной задачей наблюдения для правоохранительных органов является регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Под объектом статистического наблюдения понимается совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию.

Очень важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения. Любое явление, в частности преступление обладает множеством различных признаков. Статистический признак – это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного объекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Отсюда, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь правильно с научных позиций составленная программа и строго достоверные данные – это первейшие условия успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в определенных показателях весь ход реализации мер социально-правового контроля над преступностью, ее уровень, структуру, динамику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ – теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных законом действий государственных органов по социально-правовому контролю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ наблюдения) являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательно, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, рейдирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики – характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней – она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями:

1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;

2) систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности (ее «цену»);

3) деятельность органов прокуратуры;

4) деятельность органов МВД России;

5) деятельность судебных органов;

6) деятельность учреждений ФСИН;

7) деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями:

1) состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков);

2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

Поскольку программа наблюдения как система взаимосвязанных показателей и признаков получает наиболее полное выражение в действующей отчетности, составляемой на основе первичных документов, поэтому рассмотрим ее подробно при ознакомлении с отчетностью в правоохранительных органах.

К программе статистического наблюдения предъявляются определенные требования. Так, вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными.

Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достойных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения Несообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупно

стей. Это широко практикуется и при проведении криминологических исследований отдельных проблем преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специальной бланке – статистическом формуляре.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия отчет, статистическая карточка, переписной лист опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляров – индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. В настоящее время получают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе сбора статистических сведений по каждой изучаемой единицы. Один и тот же объект может быть обследован с разных сторон. Поэтому состав и содержание вопросов программы наблюдения зависит от задач исследования и особенностей объекта. Она должна охватывать широкий и полный круг сведений. Чем шире программа, тем полнее освещается изучаемое явление. Однако в нее не следует включать лишних вопросов, которые могли бы усложнить и растянуть срок разработки данных. В то же время не следует составлять программу слишком узко, ведь в исследования могут не попасть важные вопросы.

При составлении программы большое значение имеет четкая формулировка вопросов, поскольку в большинстве статистических наблюдений это сложная и трудоемкая работа, в выполнении которой участвуют десятки и даже сотни тысяч (при переписи населения) человек. Поставленные вопросы должны быть одинаково понятными для всех.

Ответы на вопросы программы наблюдения записывают в документ особой формы - статистический формуляр. Он представляет собой первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности, это носитель первичной информации. Формуляры имеют различные названия: форма первичного учета или отчетности, акт, бланк, табель, карточка (фишка), анкета, опросный лист Для всех перечисленных видов формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, которая включает перечень вопросов программы, возведенная графа или несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная части. На титульной странице записывается название статистического наблюдения (например, "Перепись скота в частном секторе"), название организации, которая проводит наблюдения, а также отмечается, кем и когда утвержден формуляр или статистическое наблюдение.

В адресную часть записывают адрес обследуемых (опрашиваемых) единиц наблюдения. Кроме того, в формах статистической отчетности указывается, когда и куда надо отправлять полученную информацию. Правильность данных обследования утверждается подписями ответственных лиц.

В практике статистического наблюдения применяют формуляры двух видов: карточный и списочный

Карточным (или индивидуальным) называется статистический бланк (фишка), который содержит данные только об одном единицу наблюдения. Общее количество карточек должно равняться количеству единиц изучаемой совокупности.

Списочный формуляр - это статистический бланк, в котором регистрируются сведения по нескольким единицам наблюдения. Например, при переписи населения 1970 списочный формуляр было рассчитано на регистрацию в нем сведений по шести лицах, при переписи населения В 1989 г.- по двое.

Формуляры-карты удобны для ручной обработки занесенных в них данных, но требуют значительно больших трудовых и материальных затрат, чем формуляры-списки. Последние более экономичные и удобные для машинной обработки и контроля данных. Карточные формуляры используются при составлении отчетов предприятий и организаций, которые нуждаются в широкой программы статистического наблюдения.

Списке формуляры чаще используются при периодических наблюдениях. Примером такого формуляра может быть переписной лист переписи населения 1989 г.. Конструкция статистических формуляров обусловлено в значительной мере влиянием со стороны технических средств обработки информации. Это находит свое проявление в том, что формуляры статистического наблюдения в некоторых случаях выступают одновременно и непосредственными носителями информации при введении их в ЭВМ. Именно при таких условиях решается вопрос непрерывной технологии автоматизации статистических работ, когда первичная информация заносится в автоматизированный-банк данных (АБД) с помощью перфолент, магнитных лент, магнитных дисков и по каналам связи, которые соединяют вычислительные центры предприятий и государственной статистики.

Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядке.

Эффективность выполнения разработанной программы наблюдений в значительной степени обусловлено качеством инструктивного материала. Для этого составляют инструкцию (иногда ее называют Статистической инструкции или докладной инструкции).

Инструкция - это документ, который объясняет вопрос программы статистического наблюдения, его цель, порядок заполнения статистического формуляра и частично организационные вопросы. (Инструкция является одним из важнейших документов наблюдения. Она может содержать указания относительно тех вопросов, которые возникают в процессе проведения наблюдения: объект и единица наблюдения, время и сроки проведения, критический момент наблюдения и т. Д.

Во многих случаях необходимы дополнительные объяснения, как правильно понимать данный вопрос и как правильно записать ответ. Как правило, инструкции пишут для лиц, осуществляющих перепись или заполняют формы статистической отчетности. Они очень важны для обеспечения одинакового понимания вопроса во всех спорных и сомнительных случаях. Например, при переписи населения 1989 г.. Ставился вопрос "национальность". Для записи ответа лицам, осуществлявшим перепись, надо было дать определенные указания, чтобы предотвратить разнобоя в ответах. Для этого были даны инструкции, где указывалось: "Записывается национальность, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями. Только в тех семьях, где отец и мать принадлежат к разным национальностям и родители затрудняются сами определить национальность детей, следует отдать предпочтение национальности матери ". Такое уточнение порядка записей на вопрос переписи дает пригоден для обработки первичный материал.

Отсутствие в инструкции толкований определенному вопросу приведет к тому, что каждое лицо (счетчик) будет понимать вопрос по-своему, в результате чего собранные материалы совсем обесценятся.

Указания инструкции должны быть конкретные и четкие, а текст сжатым и лаконичным. Инструкции к формам статистической отчетности основном печатаются на самой форме документа.

Итак, главное назначение инструкции состоит в объяснении содержания вопросов программы, как надо давать на них ответы и заполнять формуляр. Наиболее типичные ситуации должны рассматриваться на примере.

Следует отметить, что методология разработки программы статистического наблюдения в последние 20 лет претерпела довольно значительные изменения в связи с функционированием автоматизированной системы государственной статистики (АСДС), которая обусловила создание автоматизированных банков данных (АБД). Наличие последних позволила ввести в отрасли материального производства регистровую форму статистического наблюдения, которая заключается в создании регистра, или автоматизированной картотеки совокупности единиц статистического наблюдения определенного типа. Переход к автоматизированной статистической информационной системы (ACIC) создает широкие возможности усовершенствования программы наблюдения, а именно: происходит объединение информационных баз государственной статистики, отраслевых и региональных органов управления, предприятий, объединений и других звеньев управления.

Приведем пример разработки программы и проведения статистического наблюдения.

Проводится статистическое наблюдение результатов работы за хозяйственный год арендных сельскохозяйственных предприятий района. Поставлена задача изучить общее производство продукции этими предприятиями и его связь с основными факторами производства. По каждому предприятию данные годовых отчетов и качественной оценки земли.

Разработать программу, провести статистическое наблюдение и осуществить контроль данных.

Рассмотрим последовательность выполнения поставленной задачи по следующим этапам.

1. Выясняют вопрос, что собой представляет продукция предприятий и показатели, по которым определяется ее объем. Известно: а) арендные предприятия производят два вида продукции - растениеводческую и животноводческую; б) объем продукции по каждому продукту учитываются в натуральном выражении, а в цилому- по стоимости в сопоставимых фактических ценах. Исходя из поставленной задачи, изучение общего объема производства продукции, в программу наблюдения включают данные о производстве не отдельных видов продукции, а всей продукции в денежном выражении. Чтобы иметь возможность сопоставления объемов производства продукции по наблюдаемым предприятиях, стоимость продукции берут не в фактических, а в сопоставимых ценах.

2. Выясняют основные факторы, которые определяют объем производства продукции. Теоретически известно, что основными факторами производства в сельском хозяйстве является земля, трудовые ресурсы, основные средства производства, удобрения и корма.

Итак, в программу наблюдения включают показатели объема указанных факторов: 1) площадь сельскохозяйственных угодий, га; 2) площадь пахотных земель, га; 3) среднегодовая численность работников предприятия, чел.; 4) денежные затраты на удобрения; 4) денежные расходы на использованные корма; 6) балл оценки качества земли.

3. Решается вопрос о порядке записи в программе наблюдения избранных показателей. С целью удобства проведения обследования располагают показатели в соответствии с последовательностью их наводнения в формах отчетности: указывают номера страниц, строк, граф, где записаны эти данные. Показатель качества пахотных земель, который берется из материалов оценки почв, записывают в конце программы.

Таким образом, получаем программу в виде: 1) стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего, грн (здесь и далее в скобках указывают номера страниц, строк и граф) 2) в том числе продукция растениеводства, грн. (...) 3) среднегодовая численность работников на предприятии, чел. (...) 4) среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. (...) 5) сумма расходов на органические и минеральные удобрения, грн. (...) 6) площадь сельскохозяйственных угодий, га (...) 7) в том числе пашни, га (...) 8) сумма расходов на вскормлены корма, грн. (...) 9) оценка качества земли, баллов.

4. Разрабатывают форму статистического наблюдения, в который записывают значения признаков по каждому арендному предприятию. Таким формуляром может быть ведомость. Но для нашего случая лучше для каждого предприятия открыть карточки в виде так называемых фишек (рис. 1).

Рис. 1. Формуляр статистического наблюдения (фишка)

Как видим, в форму занесены значения признаков в пронумерованы строки (графы) в той последовательности, в которой они указаны в программе наблюдения: в строку 1 записано стоимость валовой продукции всего, в строку 9 - балл оценки качества земли.

5. Осуществляют статистическое наблюдение, а именно - заносят в фишки значение перечисленных в программе признаков по каждому предприятию, как это показано на примере арендного предприятия "Светоч".

6. Проводят контроль полученной информации (способы контроля материалов наблюдения будут рассмотрены далее).