Windows 10

Игровые тесты: The Elder Scrolls IV: Oblivion. Игровые тесты: BioShock

Игровые тесты: The Elder Scrolls IV: Oblivion. Игровые тесты: BioShock

Общие характеристики

Тип видеокарты

Современные видеоадаптеры можно условно разбить на три класса, которые будут определять производительность и стоимость видеокарты: бюджетные, бизнес-класс и топовые модели. Бюджетные карты не сильно бьют по карману, но не позволят играть в современные, требовательные к ресурсам игры. Модели бизнес-класса позволят играть во все современные игры, но с ограничением по разрешению изображения, частоте кадров и другим параметрам. Топовые модели дают вам возможность играть в самые передовые игры с максимальным качеством.

игровая Графический процессор 2 x ATI Radeon HD 4870 X2 Интерфейс

Тип слота, в который устанавливается видеокарта. Через слот происходит обмен данными между видеокартой и материнской платой. При выборе видеокарты необходимо исходить из того, какой слот используется в вашей материнской плате. Наиболее распространены два типа подключения видеокарт - AGP, PCI-E 16x и PCI-E 1x.Словарь терминов по категории Видеокарты

PCI-E 16x 2.0 Кодовое название графического процессора RV770 Техпроцесс 55 нм Количество поддерживаемых мониторов 2 Максимальное разрешение 2560x1600

Технические характеристики

Частота графического процессора

Частота графического процессора во многом определяет производительность видеосистемы. Однако при повышении частоты работы процессора увеличивается и его тепловыделение. Поэтому для современных высокопроизводительных видеосистем приходится устанавливать мощную систему охлаждения, которая занимает дополнительное место и зачастую создает сильный шум при работе.Словарь терминов по категории Видеокарты

750 МГц Объем видеопамяти 2048 МБ Тип видеопамяти GDDR5 Частота видеопамяти 3600 МГц Разрядность шины видеопамяти 512 бит Частота RAMDAC 400 МГц Поддержка режима SLI/CrossFire

Технологии SLI от NVIDIA и CrossFire от ATI позволяют объединить вычислительную мощность двух видеокарт, установленных на одной материнской плате. Одновременное использование двух видеокарт может быть интересно в тех случаях, когда необходимо получить суперпроизводительную видеосистему, превосходящую по быстроте все существующие одиночные видеокарты.Словарь терминов по категории Видеокарты

есть Поддержка CrossFire X есть

Подключение

Разъемы поддержка HDCP, TV-out, компонентный

Математический блок

Число универсальных процессоров 1600 Версия шейдеров

Шейдеры - это микропрограммы, которые позволяют воспроизводить такие эффекты как, например, металлический блеск, поверхность воды, реалистичный объемный туман, всевозможные деформации объектов, эффект motion blur (размытие при движении) и т. д. Чем выше версия шейдеров, тем больше у видеокарты возможностей по созданию специальных эффектов.Словарь терминов по категории Видеокарты

4.1 Число текстурных блоков 80 Число блоков растеризации 32 Максимальная степень анизотропной фильтрации

До недавнего времени первенство в сегменте видеокарт высшего ценового диапазона принадлежало компании NVIDIA, а после анонса продуктов на чипе GT200 ее положение еще более укрепилось. Однако серьезную заявку на возвращение лидирующих позиций сделала AMD, представив новую серию видеокарт Radeon HD 48xx.

Четвертая серия видеоадаптеров под торговой маркой ATI оказалась очень успешной благодаря удачному сочетанию высокой производительности и доступной цены. Последнее, к радости конечных пользователей, вынудило NVIDIA начать снижение цен на свои продукты.

В августе AMD, действуя в рамках своей политики противопоставления двухчиповых адаптеров конкурирующим топовым ускорителям NVIDIA, представила флагманскую видеокарту Radeon HD 4870 X2. Новинка претендует на звание самого мощного графического акселератора на сегодняшний день, что мы и проверим в тестовой части.

Видеокарта представляет собой два ядра Radeon HD 4870, установленных на одной плате и объединенных специальным коммутатором. Соответственно, частоты ядра и памяти равны референсным значениям для RV770. Следуя формуле «всего по два», логично предположить наличие 1 ГБ видеопамяти, однако дабы избежать того, что подобный объем может стать «бутылочным горлышком» для такой мощной системы, инженеры AMD оснастили продукт 2 ГБ памяти типа GDDR5 (по 1 ГБ на ядро).

Референсная система охлаждения состоит из медного радиатора и турбины, выдувающей воздух за пределы корпуса. Под нагрузкой видеокарта нагревается до 90-95 °C, а отдельные элементы и до 100 °C. На максимальных оборотах турбина имеет очень высокий уровень шума. Помимо всего прочего, Radeon HD 4870 X2 весит свыше килограмма, а значит, требует более осторожной установки и надежного крепления.

Сравнивать новинку мы будем, разумеется, с флагманом NVIDIA - GeForce GTX 280, который сейчас является наиболее мощной видеокартой, предлагаемой компанией. Модель основана на чипе GT200 и оснащена 1 ГБ видеопамяти GDDR3. При ее производстве использован 65-нанометровый техпроцесс, в отличие от 55 нм у Radeon HD 4870 X2. Продукт NVIDIA оснащен референсной системой охлаждения, тоже состоящей из радиатора и турбины. За счет меньшей мощности, а также технологий оптимизации энергопотребления температура карты находится в диапазоне 50-80 °C в зависимости от нагрузки. Уровень шума турбины на минимальных оборотах несколько ниже, чем у продукта AMD, но на максимуме он такой же высокий, как и у Radeon HD 4870 X2.

Технические характеристики видеокарт
Видеокарта ASUS EAH4870X2 ASUS Radeon HD 3870X2 PowerColor Radeon HD 4870 Gigabyte GeForce GTX 280
Видео- процессор 2×ATI Radeon HD 4870 (RV770) 2×ATI Radeon HD 3870 (RV670) ATI Radeon HD 4870 (RV770) GeForce GTX 280 (GT200)
Техпроцесс, нм 55 55 55 65
Количество транзисторов, шт. 2×956 млн 2×666 млн 956 млн 1,4 млрд
Число функцио- нальных блоков ядра 2×800 унифициро- ванных процессоров /40 TMU/16 ROP 2×320 унифициро- ванных процессоров/16 TMU/16 ROP 800 унифициро- ванных процессоров /40 TMU/16 ROP 240 унифициро- ванных процессоров /80 TMU/32 ROP
Разрядность шины памяти, бит 2×256 512 256 512
Частоты ядра/ памяти, MГц 750/(900×4) 3600 825/(900×4) 3600 750/(900×4) 3600 602 (ядро)/1296 (блок шейдерных процессоров)/2200 (RAM)
Видеопамять 2 ГБ GDDR5, 1,0 нс 1 ГБ GDDR3, 1,0 нс 512 МБ GDDR5, 1,0 нс 1 ГБ GDDR3, 0,8 нс
Интерфейс PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0
Версия DirectX 10.1 10.1 10.1 10
Предоставлено Представительство ASUS в Украине Compass
Средний уровень цен, по данным hotline.ua, $ 580-620 420 305 530

Тестирование

Как видно на графиках, при тестировании на низких для видеокарт подобного класса разрешениях Radeon HD 4870 X2 не всегда показывает лучший результат, уступая GeForce GTX 280. Это связано с тем, что в таких случаях более важную роль играет производительность CPU и системы в целом, очевидно, GeForce GTX 280 менее процессорозависима и несколько позже «упирается» в быстродействие CPU. Но на высоких разрешениях, когда на первый план выходит именно мощность графической подсистемы, преимущество двухчиповой видеокарты становится явным и четко прослеживается во всех тестах.

Надо отметить, что версия драйверов ForceWare 178.13 позволила GeForce GTX 280 получить большее количество балов в 3DMark Vantage, поскольку для данного тестового пакета заявлено 11%-ное увеличение производительности.

Отдельного упоминания заслуживает участвующая в тесте пара дискретных Radeon HD 4870 в режиме CrossFire. Как видно, она получила максимальное количество баллов, ее отрыв от Radeon HD 4870 X2 в большинстве тестов невелик, но стабилен, и лишь в 3DMark Vantage разница хорошо заметна.

Классический CrossFire традиционно несколько быстрее интегрированных решений. Следует помнить, что применяя подобное решение, пользователь не сможет в дальнейшем модернизировать видеосистему, тогда как в случае Radeon HD 4870 X2 теоретически можно добавить еще одну такую видеокарту для повышения производительности.

Во время тестирования мы обнаружили артефакты изображения в 3DMark Vantage и Crysis на Radeon HD 4870 X2. Скорее всего, проблема связана с недоработками драйверов, что ранее уже отмечалось у двухчиповых адаптеров и AMD, и NVIDIA.

Выводы

Radeon HD 4870 X2, несомненно, выдающийся продукт, обеспечивающий отличные показатели во всех современных играх даже на больших разрешениях и максимальных настройках графики. На данный момент можно с полной уверенностью утверждать, что это самая быстрая одиночная видеокарта в мире. Она же является и самым доступным решением с подобной производительностью, как ни парадоксально это звучит для видеокарты класса hi-end.

Да, связка GeForce GTX 280 в SLI окажется еще быстрее, однако цена такого решения будет запредельной. Более того, в связи с особенностями строения графических чипов GT200 компания NVIDIA вряд ли сможет предложить двухчиповую версию видеокарты.

И если Radeon HD 3870 X2 не удалось добиться значительного успеха из-за несвоевременного выхода на рынок и «детских болезней», то новый продукт подоспел вовремя, а в его разработке учтены проблемы предшественника. Однако Radeon HD 4870 X2 не лишен и недостатков. К ним можно отнести очень большое тепловыделение, шумность СО и ряд проблем с драйверами. По всей видимости, в ближайшее время мы увидим их доработанные версии, где эти недостатки будут устранены. Также следует отметить более высокий, чем у конкурента, уровень энергопотребления, хотя это скорее можно назвать не недостатком, а платой за рекордную производительность.

Компании AMD-ATI удалось с лёгкостью подстроиться под потребности новых требовательных к видеоподсистеме игр, представив потребителям свои новые графические решения на чипах RV770 PRO/XT, а именно HD4850 и HD4870. Последняя стала прямым конкурентом самой мощной видеокарты NVIDIA GeForce GTX280, которая, все же, немного превосходит по производительности флагмана AMD-ATI, но при этом её цена примерно в 1,5 раза выше. Но последний факт не отпугивал многих желающих получить самую быструю видеокарту.

Гонка за лидерство в категории «самое быстрое графическое решение» породила выход на арену нового мощного двухчипового ускорителя AMD-ATI , который и стал, по заверениям разработчиков, самым производительным решением на сегодняшний день.

Иными словами, данный адаптер является новым флагманом видеоускорителей. Поэтому сегодняшний обзор мы решили посвятить именно этой видеокарте для выяснения на сколько же она быстрее конкурентов.

Тестовый образец представлен видеоадаптером AMD-ATI от .

Для начала взглянём на таблицу с характеристиками видеочипов:

Видеокарта, как и ожидалось, выполнена по «референсному» дизайну. О её принадлежности к продукции можно судить только по надписи на наклейке.

В основе, как и прежде, два ребристых радиатора, которые непосредственно контактируют с графическими процессорами, только теперь они оба медные. Причем и сами радиаторы немного больше, чем установленные на предыдущем двухчиповом решении. Заметим, что производитель, как и прежде, решил отказаться от тепловых трубок.

Теперь перейдем к подробностям. Как заднюю, лицевую часть печатной платы покрывает металлическая пластина, контактирующая с чипами памяти и чипом-коммутатором через термоинтерфейс. Верхняя часть металлической пластины выполнена в виде игольчатого радиатора. В самой пластине есть отверстия, в которые устанавливаются медные радиаторы, охлаждающие видеопроцессоры. И всё это скрыто под пластиковым кожухом.

Двухслотовая турбина прогоняет воздух через радиаторы графических чипов, попутно охлаждая металлическую пластину, и выбрасывает его за пределы корпуса через решётку на интерфейсной панели.

Вот мы и убедились, что установленная система охлаждения схожа с применяемой ранее для ATI HD3870X2, которая была довольно тихой и при этом справлялась с возложенной на неё задачей.

Вполне очевидно, что для полноценного охлаждения более производительного ускорителя одним таким кулером придётся пожертвовать «тишиной». К сожалению, наши ожидания оправдались, и шумовые характеристики турбины немного ухудшились по сравнению с AMD-ATI HD3870X2. Тестовый образец потребляет больше мощности и, как следствие, больше нагревается, соответственно вентилятор вращается быстрее и возрастает шум. Несмотря на шумность, в целом система охлаждения справляется с возложенными на нее обязанностями.

На видеокарте установлено 16 микросхем памяти (по 8 для каждого графического ядра) Hynix H5GQ1H24MJR-T0C стандарта GDDR5, суммарным объёмом 2 ГБ (по 1 ГБ на каждое ядро) со временем отклика равным 1,0 нс. Микросхемы установлены попарно на обеих сторонах печатной платы. Но, как уже упоминалось, ввиду особенностей реализации технологии CrossFire, видеоподсистеме будет доступен только половинный объём памяти, иными словами фактически придётся довольствоваться только 1024 МБ.

Согласно спецификации номинальная тактовая частота для этих микросхем памяти стандарта GDDR5 составляет 1000 МГц, эффективная - 4000 МГц. Видеопамять тестируемого ускорителя работает на частоте 900 МГц (эффективная частота 3600 МГц), что даёт нам запас и для разгона. Вообще, сам переход на микросхемы стандарта GDDR5 позволил значительно увеличить пропускную способность видеопамяти, сохранив «массовую» разрядность шины.

В основе видеокарты два графических процессора RV770 XT, каждый из которых выполнен по 55 нм технологии и состоит из 956 млн. транзисторов. Видеочипы оснащёны 800 унифицированными процессорами, 40 текстурными блоками и 16 блоками растеризации.

Всё выше сказанное подтверждает утилита GPU-Z. При полной загрузке графического процессора температура ядра составила всего 77 °С при 40% оборотах вентилятора. Это, опять таки, говорит о том, что система охлаждения организована очень грамотно.

В целях экономии электроэнергии и уменьшения шума, у видеокарт HD4870Х2 присутствует разделение частот для различных рабочих режимов (технология PowerPlay). При возрастании нагрузки на видеосистему (3D режим) частоты видеокарты HD 4870 X2 2 ГБ увеличиваются до 750/3600 МГц, а в простое снижаются до 507/2000 МГц.

Нами был замечен один нюанс. При максимальной загрузке графического процессора видеокарта зачастую продолжала работать на частотах 507/2000 МГц для графического ядра и памяти соответственно. Возможно это ошибка мониторинга, а возможно некорректная работа BIOS видеоускорителя. В любом случае, рекомендуем обновлять как ПО, так и BIOS адаптера по мере выхода их новых версий.

Для организации совместной работы двух графических ядер (внутреннего CrossFireX) используется чип-коммутатор второго поколения PEX8647 от компании PLX Technology.

В отличие от чипа, устанавливаемого на адаптерах HD3870X2, новый коммутатор поддерживает шину PCI Express 2.0. Это позволяет увеличить скорость обмена данными между двумя GPU до 5 ГБ/с или в 2 раза по сравнению с HD 3870 X2. Кроме того, был организован дополнительный канал передачи данных – интерфейс Sideport.

Благодаря этому интерфейсу осуществляется двусторонняя прямая связь между двумя графическими ядрами, со скоростью обмена 5 ГБ/с в каждом направлении. Таким образом, теоретическая общая пропускная способность между двумя видеочипами возросла до 21,8 ГБ/с. Однако в данный момент поддержка Sideport оказалась отключена программно, что не позволило в полной мере оценить весь потенциал видеокарты.

Тестирование

Процессор Intel Core 2 Duo E6300 (LGA775, 1,86 ГГц, L2 2 Мб) @2,8 ГГц
Материнская плата (PCI Express) GA-965P-DS4 на Intel P965 Express (LGA 775, DDR2, ATX)
Материнские платы (Multi-GPU) ASUS Striker II Formula на nForce 780i SLI (LGA 775, DDR2, ATX)
GA-X48-DQ6 на Intel X48 (LGA 775, DDR2, ATX)
Кулер Thermaltake Sonic Tower (CL-P0071) + akasa AK-183-L2B 120 мм
Оперативная память 2 х DDR2-800 1024 Мб Apacer PC6400
Жесткий диск Samsung HD080HJ, 80 Гб, SATA-300
Блоки питания Chieftec CFT-500-A12S 500W, 120 мм вентилятор
Chieftec CFT-850G-DF 850W 140+80 мм вентиляторы (Multi-GPU)
Корпус CODEGEN M603 MidiTower, 2х 120 мм вентилятора на вдув/выдув

Результаты тестирования практически на 100% расставили всё на свои места. В Serious Sam, как наиболее процессорозависимом тесте, видна нехватка мощности центрального процессора. А вот в Call of Juarez мы видим значительное превосходство тестируемой видеокарты над всеми соперниками, связанное с оптимизацией данного приложения под адаптеры AMD-ATI. Prey, наоборот, не достаточно оптимизирована под мультичиповые решения ATI, да и к мощности процессора достаточно требователен, поэтому результаты практически равны одночиповой HD4870. В тяжёлых видеорежимах в DirectX 10 тестовый адаптер все так же опережает, хотя и не на много, топовую видеокарту на NVIDIA GeForce GTX280. Соответственно, AMD по праву можно назвать самым производительным решением на сегодняшний день, исключениями могут быть лишь приложения, не оптимизированные под мультичиповые ускорители, но это, пожалуй, только вопрос времени.

Можно предположить, что активизация Sideport позволит еще немного увеличить производительность в высоких разрешениях при использовании режимов с улучшенным качеством изображения.

Разгон

Утилита RivaTuner корректно распознает как одиночную HD серии 4800, так и несколько видеокарт в режиме CrossFireX.

Разгон производился при открытом корпусе, чтобы определить максимальный частотный предел. Но частоты тестового ускорителя удалось увеличить до 810/950 МГц, хотя температурные показатели каждого видеочипа не превысили 84 °С при 33% оборотах турбины. Температура стабилизаторов питания также возросла и достигла отметки в 80°С.

Пришло время оценить, как разгон повлиял на общее быстродействие видеоадаптера.

Тестовый пакет

Стандартные частоты

Разогнанная видеокарта

Прирост производительности, %

Futuremark 3DMark’05
3DMark Score
SM2.0 Score
HDR/SM3.0 Score
1024×768
1280×1024
1600×1200
1024×768
1280×1024
1600×1200
1024×768
1280×1024
1600×1200
1024×768
1280×1024
1600×1200

Как видим, очень сильно сказывается нехватка процессорной мощности. Прирост наблюдается только в пределах погрешности, иными словами его практически нет, т.к. глазами ускорение на 2% уловить будет невозможно.

Поэтому мы решили воспользоваться материнской платой ASUS P5E WS Professional и процессором Intel Core 2 Quad Q9550, увеличив его тактовую частоту до 4,0 ГГц, чтобы видеоадаптер все-таки раскрыл заложенный в него потенциал в полной мере.

Переход на Intel Core 2 Quad Q9550 @4.0 ГГц дал приличный прирост производительности:

Тестовый пакет

Intel C2D E6300 @2.8, стандартные частоты

Intel C2Q Q9550 @4.0, разогнанная видеокарта

Прирост производительности, %

3DMark Score
SM2.0 Score
HDR/SM3.0 Score

Call Of Juarez, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1024×768
1280×1024
1600×1200

Call Of Juarez, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1024×768
1280×1024
1600×1200

Crysis, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1024×768
1280×1024
1600×1200

Crysis, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1024×768
1280×1024
1600×1200

Результаты изменились коренным образом, что говорит о необходимости использования достаточно мощного процессора для обеспечения полноценной загрузки AMD HD 4870 X2.

Triple CrossFireХ

Большинство читателей уже не раз слышали, а возможно и видели, довольно «не дешёвую» конфигурацию Triple CrossFireX, систему, подразумевающую использование трёх видеочипов в связке. Для тех, кто столкнулся с этим понятием впервые, рекомендуем ознакомиться с методами её построения в статье «Теория и практика использования технологии ATI CrossFireX» .

Хотелось бы заметить, что когда-то были идеи реализации технологии Triple CrossFire и на одной трёхчиповой видеокарте. Речь идёт о видеокарте ASUS EAH3850 TRINITY. Но, как оказалось на практике, использование трёхчипового решения дало сомнительный прирост быстродействия при существенном увеличении стоимости ускорителя. Кроме того и сама технология требует дополнительных вложений, так как такой системе потребуется соответствующая материнская плата, мощный центральный процессор, просторный корпус и блок питания, способный выдержать высокие нагрузки.

Мы решили опробовать режим Triple CrossFireX, используя видеокарты на AMD-ATI и AMD-ATI HD4870. Для тестирования была выбрана материнская плата GA-EP45T-DS3R и процессор Intel Core 2 Quad Q9550 @4.0 ГГц.

С первого раза добиться нормальной и стабильной работы системы не удалось. Сначала система нормально запустилась, но на экране не было никаких «признаков жизни».

Как оказалось, связку из таких высокопроизводительных видеокарт и разогнанный до 4 ГГц процессор, не осилил сразу тестовый блок питания Chieftec CFT-850G-DF 850W. И дело тут совсем не в нехватке мощности, а в том, что у используемого блока питания 8-контакные разъемы питания PCI Express имеют ограничение 20 А, чего в подобной системе оказалось мало. Для обеспечения нормальной работы столь прожорливой системы из связки

Прирост производительности, %

3DMark Score
SM2.0 Score
HDR/SM3.0 Score

Call Of Juarez, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1024×768
1280×1024
1600×1200

Call Of Juarez, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1024×768
1280×1024
1600×1200

Crysis, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1024×768
1280×1024
1600×1200

Crysis, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1024×768
1280×1024
1600×1200

По результатам тестирования, однозначный вывод о пользе системы из трёх видеочипов сделать нельзя. Казалось бы, объёдинение высокопроизводительных видеокарт в режиме Triple CrossFireX должно дать ощутимый прирост в быстродействии, но присутствует одно «но», которое не только пагубно влияет на производительность, но и делает такую систему попросту экономически невыгодной – это очень низкий объём доступной видеоподсистеме памяти, а именно 512 МБ. Т.е. в нашем случае парой для тестируемого адаптера в организации Triple CrossFireX больше подошла бы видеокарта на AMD-ATI HD4870 с 1 ГБ видеопамяти. Это, естественно, повлияло бы на повышение быстродействия. Но для полноценного использования возможностей технологии Triple CrossFireX потребуется ее поддержка и в драйверах и от самих компьютерных игр. А вот с последним пока не все гладко, например игра Crysis категорически не приемлет систему с тремя графическими процессорами.

Выводы

Ну что ж, на очередном повороте в гонке за «самый быстрый ускоритель», AMD-ATI снова выходит в лидеры. Видеокарта HD 4870 Х2, выполненная по эталонному дизайну, во время тестирования показала отличный уровень производительности во всех приложениях, адаптированных под мультичиповые решения, что по праву делает её лидером ТОР-End класса, т.е. самым быстрым ускорителем на сегодняшний день.

Благодаря новому чипу-коммутатору второго поколения PEX8647, поддерживающему PCI Express 2.0, скорость обмена между двумя GPU увеличена в два раза, что очень положительно сказалось на быстродействии. Также отметим присутствие пока ещё незадействованной новинки, носящей имя Sideport, которая позволяет организовать дополнительный прямой канал между двумя чипами со скоростью обмена до 5 ГБ/с.

Система охлаждения очень напомнила устанавливаемую на AMD-ATI HD3870X2, отличия лишь в радиаторах, охлаждающих графические чипы. При возросшем энергопотреблении увеличились и температурные показатели, поэтому турбина работает на более высоких оборотах, поэтому её «шумность» во время работы в 3D приложениях не вызывает удивления.

Технология Triple CrossFireХ - красочная демонстрация возможностей видеоадаптеров AMD-ATI, которая, естественно, пока не найдёт массового применения. Самая первая и главная причина – дороговизна, касающаяся не только покупки нескольких видеокарт, но и материнской платы, а также высокопроизводительного процессора.

Достоинства:

  • Самая высока производительность в играх;
  • Поддержка DirectX 10.1 и Shader Model 4.1;
  • Возможность вывода звука через HDMI;
  • Использование нового коммутатора PEX8647, поддерживающего PCI Express 2.0.

Объединенные в режиме Crossfire (подобно SLI), имеют в два раза большее энергопотребление, но показывают только на 0-80% большую производительность (в зависимости от того поддерживает ли данный режим конкретные игры, имеющихся драйверов и установок).

Из-за большого количества шейдеров (2x800) игровая производительность очень высока для DirectX 9 игр на максимальных настройках. DirectX 10 игры, выпущенные с 2008 года (Crysis Warhead, Far Cry 2), могут проигрываться с высоким разрешением. В тандеме с графической памятью GDDR5 (например, как в ноутбуках Alienware), HD 4870 X2 работает заметно быстрее, чем с памятью DDR3.

Как и все SLI и Crossfire видеокарты, 4870 X2 также страдает от микро торможений, при частоте смены кадров 30 в секунду. Т.е два фрейма отображаются в течение короткого промежутка времени, а затем через более длительный временной диапазон происходит их смена на два новых. Следовательно, пользователь видит задержку, несмотря на то, что частота смены кадров превышает 25 кадров в секунду.

Mobility HD 4870 X2 построен на двух чипах RV770 и имеет 2x800 потоковых процессора (2x160 5-мерных шейдерных ядер). Эти ядра выполняют работу, которой раньше занимались шейдерные и пиксельные процессоры в более старых графических процессорах. Потоковые процессоры, также называемые АЛУ (арифметико-логические устройства), сгруппированы в пять VLIW устройств. Каждые пять VLIW групп независимы друг от друга и, следовательно, производительность зависит от оптимизации драйвера.

Mobility Radeon HD 4870 X2 имеет Avivo HD - видео технологию, включающую звуковой чип для поддержки 7.1 звуковой дорожки, передаваемой через HDMI или DisplayPort и 2-го поколения UVD (Unified Video Decoder). UVD 2 поддерживает полное декодирование потоков H.264/MPEG-4 AVC и VC-1. Также поддерживается декодирование одновременно двух потоков в режиме картинка-в-картинке. Если объяснить это более простым языком, то технология Avivo HD оперирует всеми видео задачами и позволяет графическому процессору декодировать видео HD качества. AMD заявляет о потреблении 2x65 Вт у HD 4870 X2. Но неясно, эти данные корректны только для чипа или для всей карты в целом, включая память.

По сравнению с картой ATI Radeon HD 4870 X2 для настольного компьютера, мобильная 4870 X2 имеет более низкую частоту, и поэтому имеет немного более низкую производительность.

Производитель: ATI
Серия: Mobility Radeon HD 4000
Код: M98-XT
Потоки: 1600 - unified
Тактовая частота: 550* МГц
Частота шейдеров: 550* МГц
Частота памяти: 888* МГц
Разрядность шины памяти: 256 Бит
Тип памяти: GDDR5
Максимум памяти: 2048 Мб
Общая память: нет
DirectX: DirectX 10.1, Shader 4.1
Транзисторов: 1912 млн
Технология: 55 нм
Дополнительно:

Powerplay 7.0, Avivo-HD, PCI-E 2.0, CrossfireX, 2 Dual-Link fähige HDCP DVI Ausgänge möglich, Display Port nur mit ext. Transmitter

OpenGL 2.0, PCI-E 2.0 x16, Powerplay, DisplayPort support up to 2560x1600, HDMI support up to 1920x1080 (both with 7.1 AC3 Audio), 1x Dual-Link/Single-Link DVI, 1x Single-Link DVI Support (all display ports have to be supported by the laptop manufacturer)

Размер ноутбука: большой
Дата выхода: 09.01.2009
Ссылка на производителя: http://www.amd.com/us/products/desktop/graphics/ati-radeon-hd-4000/Pages/ati-radeon-hd-4000-series.aspx

* Указанные тактовые частоты могут быть изменены производителем

Мы уже не раз говорили о том, что для верхнего ценового диапазона компания AMD будет выпускать мультичиповые решения, работающие по технологии CrossFire. По сути, одночиповый соперник топовым видеокартам Nvidia у AMD есть только для Geforce GTX 260, младшей карты серии. Против этой модели выступает RADEON HD 4870 — наиболее быстродействующее решение семейства HD 4800 на основе одного GPU от компании AMD. Компания сама не раз упоминала о том, что собирается делать одночиповые видеоплаты для mid-end и нижнего high-end, а для верхнего ценового диапазона будет предлагать двухчиповые карты.

Сначала для конкуренции с Geforce GTX 280 предназначались CrossFire конфигурации на основе двух отдельных плат HD 4850 или HD 4870, затем было представлено и одноплатное двухчиповое решение, получившее название RADEON HD 4870 X2. Предварительный обзор его производительности с небольшим набором тестов мы уже публиковали на нашем сайте. Настало время и для полноценной статьи, с теорией, синтетическими тестами и расширенным набором игровых приложений.

RADEON HD 4870 X2 на базе двух RV770, связанных друг с другом при помощи специального моста, использует технологию CrofssFire и режим рендеринга Alternate Frame Rendering (AFR), о котором мы неоднократно писали. Естественно, компания AMD просто умножает все технические характеристики на два, и если цифру в 2,4 терафлопов теоретической производительности с некоторой натяжкой ещё можно принять, то, например, удвоение объёма памяти весьма спорно.

Повторим истину, что несмотря на удобство создания продуктов для разных ценовых диапазонов на основе разного количества одних и тех же чипов, одночиповое решение схожей сложности всегда будет обладать определенными преимуществами: оно будет быстрее во всех приложениях, а не только оптимизированных для мультичиповых конфигураций, не будет содержать избыточных блоков в каждом из чипов, зато будет обладать лучшими характеристиками по энергопотреблению и тепловыделению. Не касаясь основных проблем мультичипового рендеринга в режиме AFR - задержек при отрисовке изображения, свойственных таким конфигурациям. В результате, на мультичиповых системах нередки ситуации с высоким FPS, но лагом управления и отсутствием требуемой плавности.

Теоретическая часть по двухчиповой карте на основе ранее известной архитектуры не может быть объёмной, ведь это просто два чипа RV770, установленные на одну печатную плату вместе с памятью, мостом и другими элементами. Такая двухчиповая система работает по технологии CrossFire, реализованной аппаратно, линии PCI Express и связующий мост выполнены прямо на плате. По сравнению с системой из двух плат HD 4870, есть небольшая разница исключительно из-за некоторых архитектурных изменений, о которых мы поговорим далее, но в основном, разница в производительности связана с различным объёмом видеопамяти.

Если вы ещё не знакомы с архитектурой AMD RV770, то все подробности о ней можно прочитать в базовом обзоре на нашем сайте . Хотя это дальнейшее развитие архитектуры R6xx, в неё было внесено очень много изменений, которые оправдали себя на все 100% — фактически, все недостатки предыдущих чипов были устранены, и получилась очень грозная сила. Теперь её стало в два раза больше.

Перед прочтением данного материала мы рекомендуем внимательно ознакомиться с базовыми теоретическими материалами DX Current, DX Next и Longhorn, описывающими различные аспекты современных аппаратных ускорителей графики и архитектурные особенности предыдущей продукции Nvidia и AMD.

Эти материалы довольно точно спрогнозировали текущую ситуацию с архитектурами видеочипов, оправдались многие предположения о будущих решениях. Подробную информацию об унифицированных архитектурах AMD RV7xx и R6xx на примере предыдущих решений можно найти в следующих статьях:

Итак, рассмотрим подробные характеристики двухчиповых видеоплат серии RADEON HD 4800, основанных на RV770.

Двухчиповые графические ускорители серии RADEON HD 4800

  • кодовое имя карты R700 (два чипа RV770);
  • технология производства 55 нм;
  • два чипа по 956 миллионов транзисторов;
  • унифицированная архитектура с массивом общих процессоров для потоковой обработки вершин и пикселей, а также других видов данных;
  • аппаратная поддержка DirectX 10.1, в том числе и новой шейдерной модели — Shader Model 4.1, генерации геометрии и записи промежуточных данных из шейдеров (stream output);
  • две 256-битные шины памяти, по четыре контроллера шириной по 64 бита с поддержкой типов памяти GDDR3 и GDDR5;
  • частота ядра 750 МГц (для HD 4870 X2);
  • 2 × 10 SIMD ядер, включающих 2 × 800 скалярных ALU для расчётов с плавающей точкой (целочисленные и плавающие форматы, поддержка FP32 и FP64 точности в рамках стандарта IEEE 754);
  • 2 × 10 укрупненных текстурных блоков, с поддержкой FP16 и FP32 форматов;
  • 2 × 40 блоков текстурной адресации;
  • 2 × 160 блоков текстурной выборки;
  • 2 × 40 блоков билинейной фильтрации с возможностью фильтрации FP16 текстур на полной скорости и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов;
  • возможность динамических ветвлений в пиксельных и вершинных шейдерах;
  • 2 × 16 блоков ROP с поддержкой режимов антиалиасинга с возможностью программируемой выборки более чем 16 сэмплов на пиксель, в том числе при FP16 или FP32 формате буфера кадра. Пиковая производительность до 32 отсчетов за такт (в том числе и для режимов MSAA 2x/4x, в том числе для буферов формата FP16), в режиме без цвета (Z only) — 128 отсчетов за такт;
  • запись результатов до 8 буферов кадра одновременно (MRT);
  • интегрированная поддержка двух RAMDAC, двух портов Dual Link DVI, HDMI, HDTV, DisplayPort.

Спецификации карты RADEON HD 4870 X2

  • частота ядер 750 МГц;
  • эффективная частота памяти 3600 МГц (4*900 МГц);
  • тип памяти GDDR5;
  • объем памяти 2 × 1024 МБ;
  • пропускная способность памяти 2 × 115 ГБ/с;
  • теоретическая максимальная скорость закраски 2 × 12.0 гигапикселей в секунду;
  • теоретическая скорость выборки текстур 2 × 30.0 гигатекселей в секунду;
  • поддержка CrossFireX разъема;
  • шина PCI Express 2.0 x16;
  • энергопотребление 286 Вт (8-штырьковый и 6-штырьковый разъёмы);
  • двухслотовый дизайн;
  • рекомендуемая цена $549.

Спецификации карты RADEON HD 4850 X2

  • частота ядер 625 МГц;
  • количество универсальных процессоров 1600 (2 × 800);
  • количество текстурных блоков — 2 × 40, блоков блендинга — 2 × 16;
  • эффективная частота памяти 2000 МГц (2*1000 МГц);
  • тип памяти GDDR3;
  • объем памяти 2 × 1024 МБ;
  • пропускная способность памяти 2 × 64 ГБ/с;
  • теоретическая максимальная скорость закраски 2 × 10.0 гигапикселей в секунду;
  • теоретическая скорость выборки текстур 2 × 25.0 гигатекселей в секунду;
  • поддержка CrossFireX разъема;
  • шина PCI Express 2.0 x16;
  • два DVI-I Dual Link разъема, поддерживается вывод в разрешениях до 2560х1600;
  • TV-Out, HDTV-Out, поддержка HDCP, HDMI, DisplayPort;
  • энергопотребление 230 Вт (8-штырьковый и 6-штырьковый разъёмы);
  • двухслотовый дизайн;
  • рекомендуемая цена $399.

Производство не слишком сложных GPU по 55 нм технологическим нормам позволило выпустить двухчиповые решения подобной мощности. Компании AMD даже не пришлось снижать тактовые частоты, как это было в прошлом. Мало того — поставлен даже увеличенный объем памяти на оба варианта. Которые, к слову, несут ожидаемые названия, ведь суффикс X2 со времен HD 3870 X2 означает установку двойного комплекта GPU и видеопамяти. Кроме того, помимо топового RADEON HD 4870 X2 с двумя гигабайтами GDDR5 памяти, в ближайшем будущем планируется выпуск и модели HD 4850 X2 с двумя гигабайтами менее дорогой GDDR3 памяти.

Архитектура

Итак, переходим к самой скучной части. Ничего нового к ранее написанному добавить мы не можем, чип RV770 остался тем же, и его архитектура была подробно описана нами в соответствующем материале. Поговорим о некоторых особенностях мультичиповой связки. Помните, во времена HD 3870 X2 мы упоминали, что она не обладает поддержкой шины PCI Express 2.0, несмотря на то, что это было одним из основных нововведений в RV670? В той видеокарте для обеспечения работы двух чипов и их связи между собой использовался специальный PCI Express мост PLX PEX 8547, поддерживающий 48 линий PCI-E версии 1.1. И тогда ожидалось, что в будущем AMD интегрирует подобную логику PCI Express моста в следующие модели GPU.

Давайте разберёмся, что сделали в HD 4870 X2. Между двумя GPU так же стоит чип-коммутатор, который связывает между собой графические процессоры. Судя по всему, это чип из так называемого второго поколения PCI Express мостов, произведённый всё той же компанией PLX Technology, которая является одним из ведущих производителей решений с интерфейсом PCI Express для подсистем ввода-ввода и внутренних соединений. Так как ничего похожего по маркировке в линейке компании нет (см. фото в следующей части статьи), возможно, что чип изготовлен специально для AMD. Хотя по характеристикам он очень похож на PEX8647, что подтверждается документацией на сайте компании.

Второе поколение мостов PLX было анонсировано в начале 2008, и оно отличается сравнительно низким временем задержки (140 нс), очень низким энергопотреблением (в среднем порядка 3.8 Вт), решения гибко конфигурируются. Применённый мост обеспечивает три PCI-E порта с поддержкой версии 2.0 и по 16 линий на каждый из них. Для связи с каждым RV770 отводится по 16 линий PCI-E и столько же для передачи данных между системной платой и видеокартой. От чипа PEX8547, используемого в HD 3870 X2, новая модель отличается поддержкой PCI Express 2.0, меньшими размерами корпуса и лучшей экономичностью (старое решение потребляло около 5 Вт).

Рассмотрим схему соединений между чипами и системной платой, представленную компанией AMD. На ней сравниваются HD 3870 X2 и HD 4870 X2:

Сразу привлекают внимание теоретические цифры общей пропускной способности, которые отличаются у разных поколений в три раза: 21,8 ГБ/с против 6,8 ГБ/с (естественно, это суммирование по всем направлениям). Давайте разберёмся, откуда взялась такая разница. Во-первых, в этом «виноват» мост, поддерживающий PCI Express 2.0 вместо 1.1. Это добавило бОльшую часть пропускной способности, удвоив её на всех направлениях. Внешний линк с пропускной способностью 0,9 ГБ/с не изменился, а тот самый секретный sideport, который был упомянутым ещё в ранних диаграммах RV770, оказался дополнительным портом (похожим на 16-канальным PCI-E 2.0, судя по пропускной способности), предназначенным исключительно для связи между чипами, минуя мост-коммутатор и системную плату.

Даст ли это какие-то серьёзные преимущества? Вряд ли. Просто потому, что основная часть ограничений связана не с ПС между чипами, а с особенностями применяемых алгоритмов. Да, обмен данными (те же внеэкранные буферы рендеринга) по идее, должен стать быстрее, но это вряд ли является основным ограничением производительности AFR рендеринга. Было бы интересно сравнить производительность одной HD 4870 X2 и двух HD 4870 (обязательно с 1 ГБ видеопамяти и одинаковых частотах) в CrossFire, чтобы оценить вклад этого межчипового канала. Но AMD в своих документах предпочитает сравнивать скорость новой карты с 512 МБ вариантами HD 4870 в CrossFire, получая приросты за счёт нехватки последними видеопамяти в тяжёлых режимах.

Кроме того, что HD 4870 X2 сама по себе работает как двухчиповая система, возможности технологии ATI CrossFireX позволяют объединять две такие платы в одной системной плате. И по заявлениям компании AMD, в высоких разрешениях с антиалиасингом и анизотропной фильтрацией обеспечивается высокая эффективность мультичипового рендеринга, с приростом до 75-80% от каждого чипа.

Как видите, технические характеристики и теоретические возможности у двухчиповой карты прекрасные. Учитывая мощь одночипового варианта, HD 4870 X2 должна выглядеть в синтетических и игровых тестах великолепно. А теперь - небольшая ложечка дёгтя. Помните, мы писали о том, что AMD отмечает проблемы, присущие крупным high-end чипам (и они явно намекали на GT200 от Nvidia)? Среди них были слишком высокие цена и потребление энергии и большая временная задержка с освоением новых техпроцессов, так как менее сложные чипы проще переводить на более «тонкие» технологии. Если с последним замечанием ещё можно согласиться, хотя это и не является фактом, то на первом остановимся подробнее.

Итак, AMD позиционирует RADEON HD 4870 X2 и HD 4850 X2 в виде конкурентов для Geforce GTX 280. Сравним цены и заявленное компаниями энергопотребление. Для решений AMD это 230/286 Ватт и $399/549, а для GTX 280 - 236 Вт и $499. И где заявленные преимущества? Даже не касаясь цен, так как мы не знаем себестоимости производства (но вряд ли двухчиповая плата будет дешевле одночиповой). Где меньшее энергопотребление у HD 4850 X2 по сравнению с GTX 280? И что изменится при переводе GT200 на 55 нм техпроцесс? Вопросы, полагаем, риторические…

На этом мы заканчиваем теоретическую часть, так как про RV770 и CrossFire мы всю теорию давно знаем, и переходим к следующей части статьи, где нас ждёт практическая часть исследования. В ней мы определим производительность нового решения на основе двух чипов RV770 относительно скорости других решений компании AMD и конкурирующих видеокарт Nvidia.