Надежные сигналы
Стандарт POSIX. 1 определил новый набор функций управления сигналами. основанный на интерфейсе 4.2BSD UNIX и лишенный рассмотренных выше недостатков.
Модель сигналов, предложенная POSIX, основана на понятии набора сигналов (signal set), описываемого переменной типа sigset_t . Каждый бит этой переменной отвечает за один сигнал. Во многих системах тип sigset_t имеет длину 32 бита, ограничивая количество возможных сигналов числом 32.
Следующие функции позволяют управлять наборами сигналов:
#include
int sigempyset(sigset_t *set);
int siufillset(sigset_t *set);
int sigaddset(sigset_t *set, int signo);
int sigdelset(sigset_t *set, int signo);
int sigismember(sigset_t *set, int signo);
В отличие от функции signal(3C) , изменяющей диспозицию сигналов, данные функции позволяют модифицировать структуру данных sigset_t , определенную процессом. Для управления непосредственно сигналами используются дополнительные функции, которые мы рассмотрим позже.
Функция sigemptyset(3C) инициализирует набор, очищая все биты. Если процесс вызывает sigfillset(3C) , то набор будет включать все сигналы, известные системе. Функции sigaddset(3C) и sigdelset(3C) позволяют добавлять или удалять сигналы набора. Функция sigismember(3C) позволяет проверить, входит ли указанный параметром signo сигнал в набор.
Вместо функции signal(3C) стандарт POSIX. 1 определяет функцию sigaction(2) , позволяющую установить диспозицию сигналов, узнать ее текущее значение или сделать и то и другое одновременно. Функция имеет следующее определение:
#include
int sigaction (int sig, const struct sigaction *act,
struct sigaction *oact);
Вся необходимая для управлением сигналами информация передается через указатель на структуру sigaction , имеющую следующие поля:
Поле sa_handler определяет действие, которое необходимо предпринять при получении сигналов, и может принимать значения SIG_IGN , SIG_DFL или адреса функции-обработчика. Если значение sa_handler или sa_sigaction не равны NULL , то в поле sa_mask передается набор сигналов, которые будут добавлены к маске сигналов перед вызовом обработчика. Каждый процесс имеет установленную маску сигналов, определяющую сигналы, доставка которых должна быть заблокирована. Если определенный бит маски установлен, соответствующий ему сигнал будет заблокирован. После возврата из функции-обработчика значение маски возвращается к исходному значению. Заметим, что сигнал, для которого установлена функция-обработчик, также будет заблокирован перед ее вызовом. Такой подход гарантирует, что во время обработки, последующее поступление определенных сигналов будет приостановлено до завершения функции. Как правило, UNIX не поддерживает очередей сигналов, и это значит, что блокировка нескольких однотипных сигналов в конечном итоге вызовет доставку лишь одного.
Поле sa_flags определяет флаги, модифицирующие доставку сигнала. Оно может принимать следующие значения:
SA_ONSTACK | Если определена функция-обработчик сигнала, и с помощью функции sigaltstack(2) задан альтернативный стек для функции-обработчика, то при обработке сигнала будет использоваться этот стек. Если флаг не установлен, будет использоваться обычный стек процесса. |
SA_RESETHAND * | Если определена функция-обработчик, то диспозиция сигнала будет изменена на SIG_DFL , и сигнал не будет блокироваться при запуске обработчика. Если флаг не установлен, диспозиция сигнала остается неизменной. |
SA_NODEFER * | Если определена функция-обработчик, то сигнал блокируется на время обработки только в том случае, если он явно указан в поле sa_mask . Если флаг не установлен, в процессе обработки данный сигнал автоматически блокируется. |
SA_RESTART | Если определена функция-обработчик, ряд системных вызовов, выполнение которых было прервано полученным сигналом, будут автоматически перезапущены после обработки сигнала. Если флаг не установлен, системный вызов возвратит ошибку EINTR . |
SA_SIGINFO * | Если диспозиция указывает на перехват сигнала, вызывается функция, адресованная полем sa_sigaction . Если флаг не установлен, вызывается обработчик sa_handler . |
SA_NOCLDWAIT * | Если указанный аргументом sig сигнал равен SIGCHLD , при завершении потомки не будут переходить в состояние зомби. Если процесс в дальнейшем вызовет функции wait(2) , wait3(2) , waitid(2) или waitpid(2) , их выполнение будет блокировано до завершения работы всех потомков данного процесса. |
SA_NOCLDSTOP * | Если указанный аргументом sig сигнал равен SIGCHLD , указанный сигнал не будет отправляться процессу при завершении или останове любого из его потомков. |
* Данные флаги не определены для UNIX BSD.
В системах UNIX BSD 4.x структура sigaction имеет следующий вид:
struct sigaction {
void (*sa_handler)();
sigset_t sa_mask;
где функция-обработчик определена следующим образом:
void handler(int signo, int code, struct sigcontext *scp);
В первом аргументе signo содержится номер сигнала, code определяет дополнительную информацию о причине поступления сигнала, a scp указывает на контекст процесса.
Для UNIX System V реализована следующая возможность получения более полной информации о сигнале. Если установлен флаг SA_SIGINFO , то при получении сигнала sig будет вызван обработчик, адресованный полем sa_sigaction . Помимо номера сигнала, обычно передаваемого обработчику сигнала, ему будет переданы указатель на структуру siginfo_t , содержащую информацию о причинах получения сигнала, а также указатель на структуру ucontext_t , содержащую контекст процесса.
Структура siginfo_t определена в файле
В поле si_signo хранится номер сигнала. Поле si_code имеет следующий смысл: если его значение меньше или равно нулю, значит сигнал был отправлен прикладным процессом, в этом случае структура siginfo_t содержит также следующие поля:
которые адресуют процесс, пославший сигнал; если значение si_code больше нуля, то оно указывает на причину отправления сигнала. Список возможных значений si_code для некоторых сигналов, соответствующих полю si_signo , приведен в табл. 2.19
Таблица 2.19 . Значения поля si_code структуры siginfo_t для некоторых сигналов
Значение поля si_signo | Значение поля si_code | Описание |
---|---|---|
SIGILL | Попытка выполнения недопустимой инструкции | |
ILL_ILLOPC | Недопустимый код операции (opcode) | |
ILL_ILLOPN | Недопустимый операнд | |
ILL_ADR | Недопустимый режим адресации | |
ILL_ILLTRP | Недопустимая ловушка (trap) | |
ILL_PRVOPC | Привилегированный код операции | |
ILL_PRVREG | Привилегированный регистр | |
ILL_COPROC | Ошибка сопроцессора | |
ILL_BADSTK | Ошибка внутреннего стека | |
SIGFPE | Особая ситуация операции с плавающей точкой | |
FPE_INTDIV | Целочисленное деление на ноль | |
FPE_INTOVF | Целочисленное переполнение | |
FPE_FLTDIV | Деление на ноль с плавающей точкой | |
FPE_FLTOVF | Переполнение с плавающей точкой | |
FPE_FLTUND | Потеря точности с плавающей точкой (underflow) | |
FPE_FLTRES | Неоднозначный результат операции с плавающей точкой | |
FPE_FLTINV | Недопустимая операция с плавающей точкой | |
FPE_FLTSUB | Индекс вне диапазона | |
SIGSEGV | Нарушение сегментации | |
SEGV_MAPPER | Адрес не отображается на объект | |
SEGV_ACCERR | Недостаточно прав на отображаемый объект | |
SIGBUS | Ошибка адресации | |
BUS_ADRALN | Недопустимое выравнивание адреса | |
BUS_ADRERR | Несуществующий физический адрес | |
BUS_OBJERR | Аппаратная ошибка, связанная с объектом | |
SIGTRAP | Ловушка | |
TRAP_BRKPT | Процессом достигнута точка останова | |
TRAP_TRACE | Ловушка трассирования процесса | |
SIGCHLD | Завершение выполнения дочернего процесса | |
CLD_EXITED | Дочерний процесс завершил выполнение | |
CLD_KILLED | Дочерний процесс был "убит" | |
CLD_DUMPED | Ненормальное завершение дочернего процесса | |
CLD_TRAPPED | Трассируемый дочерний процесс находится в ловушке | |
CLD_STOPPED | Выполнение дочернего процесса было остановлено | |
CLD_CONTINUED | Выполнение остановленного дочернего процесса было продолжено | |
SIGPOLL | Событие на опрашиваемом устройстве | |
POLL_IN | Поступили данные для ввода | |
POLL_OUT | Свободны буферы данных | |
POLL_MSG | Сообщение ожидает ввода | |
POLL_ERR | Ошибка ввода/вывода | |
POLL_PRI | Высокоприоритетные данные ожидают ввода | |
POLL_HUP | Устройство отключено |
Уже отмечалось, что при получении сигнала от пользовательского процесса структура siginfo_t содержит дополнительные поля (табл. 2.20).
Таблица 2.20 . Дополнительные поля структуры siginfo_t
Установить маску сигналов или получить текущую маску можно с помощью функции sigprocmask(2) :
#include
int sigprocmask(int how, sigset_t *set, sigset_t *oset);
Маска сигналов изменяется в соответствии с аргументом how , который может принимать следующие значения:
Если указатель set равен NULL , то аргумент how игнорируется. Если аргумент oset не равен NULL , то в набор, адресованный этим аргументом, помещается текущая маска сигналов.
Функция sigpending(2) используется для получения набора заблокированных сигналов, ожидающих доставки:
#include
int sigpending(int how, sigset_t *set, sigset_t *oset);
Список сигналов, ожидающих доставки, возвращается в наборе, адресованном аргументом set .
Системный вызов sigsuspend(2) замещает текущую маску набором, адресованным аргументом set , и приостанавливает выполнение процесса до получения сигналов, диспозиция которых установлена либо на завершение выполнения процесса, либо на вызов функции-обработчика сигнала.
#include
int sigsuspend(const sigset_t *set);
При получении сигнала, завершающего выполнение процесса, возврата из функции sigsuspend(2) не происходит. Если же диспозиция полученного сигнала установлена на вызов функции-обработчика, возврат из sisuspend(2) происходит сразу после завершения обработки сигнала. При этом восстанавливается маска, существовавшая до вызова sigsuspend(2) .
Заметим, что в BSD UNIX вызов signal(3) является упрощенным интерфейсом к более общей функции sigaction(2) , в то время как в ветви System V signal(3) подразумевает использование старой семантики ненадежных сигналов.
В заключение для иллюстрации изложенных соображений, приведем версию функции signal() , позволяющую использовать надежные сигналы. Похожая реализация используется в BSD UNIX. С помощью этой "надежной" версии мы повторим пример, рассмотренный нами выше, в измененном виде.
#include
#include
#include
#include
#include
/* Вариант "надежной" функции signal() */
void (*mysignal(int signo, void (*hndlr)(int)))(int) {
struct sigaction act, oact;
/* Установим маску сигналов */
act.sa_handler = hndlr;
sigemptyset(&act.sa_mask);
act.sa_flags = 0;
if (signo != SIGALRM)
act.sa_flags = SA_RESTART;
/* Установим диспозицию */
if (sigaction(signo, &act, &oact) < 0)
return(oact.sa_handler);
/* Функция-обработчик сигнала */
static void sig_hndlr(int signo) {
/* Эта часть кода нам уже не нужна
mysignal(SIGINT, sig_hndlr);
printf("Получен сигнал SIGINT ");
/* Установим диспозицию */
mysignal(SIGINT, sig_hndlr);
mysignal(SIGUSR2, SIG_IGN);
/* Бесконечный цикл */
Заметим, что при использовании надежных сигналов, не нужно восстанавливать диспозицию в функции-обработчике при получении сигнала.
Из книги Архитектура операционной системы UNIX автора Бах Морис Дж7.2 СИГНАЛЫ Сигналы сообщают процессам о возникновении асинхронных событий. Посылка сигналов производится процессами - друг другу, с помощью функции kill, - или ядром. В версии V (вторая редакция) системы UNIX существуют 19 различных сигналов, которые можно классифицировать
Из книги Linux-сервер своими руками автора5.8.2. Сигналы Демон syslogd реагирует на следующие сигналы: SYGTERM, SIGINT, SIGQUIT, SIGHUP, SIGUSR1, SIGCHLD. Реакция демона на сигналы описана в табл. 5.8.Реакция демона на сигналы Таблица 5.8 Сигнал Реакция SIGTERM Завершает работу демона SIGINT, SIGQUIT Завершает работу демона, если выключена отладка
автора Реймонд Эрик Стивен Из книги Искусство программирования для Unix автора Реймонд Эрик Стивен7.2.6.2. Сигналы Самый простой и грубый способ сообщения между двумя процессами на одной машине заключается в том, что один из них отправляет другому какой-либо сигнал (signal). Сигналы в операционной системе Unix представляют собой форму программного прерывания. Каждый сигнал
Из книги Инфраструктуры открытых ключей автора Полянская Ольга ЮрьевнаНадежные источники времени Сервис защищенного датирования требует наличия одного или нескольких надежных источников времени, то есть способа получения надежного представления текущего времени (синхронного глобальному времени, с высоким уровнем точности) одного или
Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.12.1.3. Надежные сигналы Реализация BSD для решения проблемы множества сигналов полагается на простое ожидание завершения работы каждого обработчика сигналов в процессе перед доставкой следующего. Это гарантирует то, что каждый сигнал будет рано или поздно обработан, а
Из книги Linux: Полное руководство автора Колисниченко Денис Николаевич3.3.2. Сигналы Механизм сигналов - это средство, позволяющее сообщать процессам о некоторых событиях в системе, а процессу-получателю - должным образом на эти сообщения реагировать. Послать сигнал может сам процесс (например, при попытке деления на ноль), ядро (при сбое
Из книги QNX/UNIX [Анатомия параллелизма] автора Цилюрик Олег Иванович27.3.10. Сигналы и сокеты С сокетами связаны три сигнала:? SIGIO - сокет готов к вводу/выводу. Сигнал посылается процессу, который связан с сокетом;? SIGURG - сокет получил экспресс-данные (мы их использовать не будем, поэтому особо останавливаться на них нет смысла);? SIGPIPE - запись
Из книги Программирование для Linux. Профессиональный подход автора Митчелл Марк3. Сигналы
Из книги Операционная система UNIX автора Робачевский Андрей М. Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид3.3. Сигналы Сигналы - это механизм связи между процессами в Linux. Данная тема очень обширна, поэтому здесь мы рассмотрим лишь наиболее важные сигналы и методики управления процессами.Сигнал представляет собой специальное сообщение, посылаемое процессу. Сигналы являются
Из книги Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса автора Мердок МэттьюСигналы Сигналы являются способом передачи от одного процесса другому или от ядра операционной системы какому-либо процессу уведомления о возникновении определенного события. Сигналы можно рассматривать как простейшую форму межпроцессного взаимодействия. В то же
Из книги автора Из книги автораСигналы В некотором смысле сигналы обеспечивают простейшую форму межпроцессного взаимодействия, позволяя уведомлять процесс или группу процессов о наступлении некоторого события. Мы уже рассмотрели в предыдущих главах сигналы с точки зрения пользователя и
Из книги автора26.2. Сигналы Сигнал относится к типу сообщений, которые пересылаются из системы для информирования команды или сценария о совершении какого?либо события. Обычно речь идет об ошибках, связанных с функционированием памяти, о проблемах с доступом к информации или об
Сигналы в ОС Unix
Сигналы представляют собой средство уведомления процесса о наступлении некоторого события в системе.
Инициатором посылки сигнала может выступать как другой процесс, так и сама ОС.
Сигналы, посылаемые ОС, уведомляют о наступлении некоторых строго предопределенных ситуаций (как, например, завершение порожденного процесса, прерывание процесса нажатием комбинации Ctrl-C, попытка выполнить недопустимую машинную инструкцию, попытка недопустимой записи в канал и т.п.), при этом каждой такой ситуации сопоставлен свой сигнал.
Кроме того, зарезервирован один или несколько номеров сигналов, семантика которых определяется пользовательскими процессами по своему усмотрению (например, процессы могут посылать друг другу сигналы с целью синхронизации).
Количество различных сигналов в современных версиях UNIX около 30, каждый из них имеет уникальное имя и номер.
Описания
представлены в файле
В таблице приведено несколько примеров сигналов:
Числовое значение |
Константа |
Значение сигнала |
Прерывание выполнения по нажатию Ctrl-C |
||
Аварийное завершение работы |
||
Уничтожение процесса |
||
Прерывание от программного таймера |
||
Завершился процесс-потомок |
Сигналы являются механизмом асинхронного взаимодействия, т.е. момент прихода сигнала процессу заранее неизвестен. Однако, процесс может предвидеть возможность получения того или иного сигнала и установить определенную реакцию на его приход.
При получении сигнала процессом возможны три варианта реакции на полученный сигнал:
Процесс реагирует на сигнал стандартным образом, установленным по умолчанию (для большинства сигналов действие по умолчанию – это завершение процесса)
Процесс может установить специальную обработку сигнала, в этом случае по приходу сигнала вызывается функция-обработчик, определенная процессом (при этом говорят, что сигнал перехватывается)
Процесс может проигнорировать сигнал
Для каждого сигнала процесс может устанавливать свой вариант реакции, например, некоторые сигналы он может игнорировать, некоторые перехватывать, а на остальные установить реакцию по умолчанию. При этом в процессе своей работы процесс может изменять вариант реакции на тот или иной сигнал. Однако, необходимо отметить, что
некоторые сигналы невозможно ни перехватить, ни игнорировать. Они используются ядром ОС для управления работой процессов (например, SIGKILL, SIGSTOP).
Если в процесс одновременно доставляется несколько различных сигналов, то порядок их обработки не определен . Если же обработки ждут несколько экземпляров одного и того же сигнала, то ответ на вопрос, сколько экземпляров будет доставлено в процесс – все или один – зависит от конкретной реализации ОС.
Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда сигнал приходит в момент выполнения системного вызова. Обработка такой ситуации в разных версиях UNIX реализована по-разному, например, обработка сигнала может быть отложена до завершения системного вызова; либо системный вызов автоматически перезапускается после его прерывания сигналом; либо системный вызов вернет –1, а в переменной errno будет установлено значение EINTR
Для отправки сигнала существует системный вызов kill():
#include
#include
int kill (pid _ t pid , int sig );
pid идентификатор процесса, которому посылается сигнал (в частности, процесс может послать сигнал самому себе). Существует также возможность одновременно послать сигнал нескольким процессам,
например, если значение этого параметра есть 0, сигнал будет передан всем процессам, которые принадлежат той же группе, что и процесс, посылающий сигнал, за исключением процессов с идентификаторами 0 и 1.
sig номер посылаемого сигнала.
Если этот параметр равен 0, то будет выполнена проверка корректности обращения к kill() (в частности, существование процесса с идентификатором pid), но никакой сигнал в действительности посылаться не будет.
Если процесс-отправитель не обладает правами привилегированного пользователя, то он может отправить сигнал только тем процессам, у которых реальный или эффективный идентификатор владельца процесса совпадает с реальным или эффективным идентификатором владельца процесса-отправителя.
Для определения реакции на получение того или иного сигнала в процессе служит системный вызов signal():
#include
void (*signal
(int sig, void (*disp) (int))) (int);
sig - номер сигнала, для которого устанавливается реакция, disp - либо определенная пользователем функция-обработчик сигнала, либо одна из констант: SIG_DFL (обработка по умолчанию, т.е. стандартная реакцию системы,)и SIG_IGN (данный сигнал необходимо игнорировать).
При успешном завершении функция возвращает указатель на предыдущий обработчик данного сигнала (он может использоваться процессом, например, для восстановления прежней реакции на сигнал).
Как видно из прототипа вызова signal(), определенная пользователем функция-обработчик сигнала должна принимать один целочисленный аргумент (в нем будет передан номер обрабатываемого сигнала), и не возвращать никаких значений.
Отметим одну особенность реализации сигналов в ранних версиях UNIX: каждый раз при получении сигнала его диспозиция (т.е. действие при получении сигнала) сбрасывается на действие по умолчанию, т.о. если процесс желает многократно обрабатывать сигнал своим собственным обработчиком, он должен каждый раз при обработке сигнала заново устанавливать реакцию на него.
механизм сигналов является достаточно ресурсоемким, ибо отправка сигнала представляет собой системный вызов, а доставка сигнала - прерывание выполнения процесса-получателя. Вызов функции-обработчика и возврат требует операций со стеком. Сигналы также несут весьма ограниченную информацию.
В данном примере при получении сигнала S
IGINT четырежды вызывается специальный
обработчик, а в пятый раз происходит
обработка по умолчанию.
#include
#include
#include
int count = 0;
void SigHndlr (int s) /* обработчик сигнала */
printf("\n I got SIGINT %d time(s) \n",
++ count);
if (count == 5) signal (SIGINT, SIG_DFL);
/* ставим обработчик сигнала по умолчанию */
else signal (SIGINT, SigHndlr);
/* восстанавливаем обработчик сигнала */
int main(int argc, char **argv)
signal (SIGINT, SigHndlr); /* установка реакции на сигнал */
while (1); /*”тело программы” */
return 0;
Высокоуровневые средства межпроцессного
В этом разделе поэтапно рассмотрим процесс обработки сигналов (таких как прерывания), поступающих из внешнего мира, а также ошибок программы. Ошибки программ возникают в основном из-за непра-
вильных обращений к памяти, при выполнении специфических инст рукций или из-за операций с плавающей точкой. Наиболее распространенные сигналы, поступающие из внешнего мира: прерывание (interrupt ) – этот сигнал посылается, когда вы нажимаете клавишу DEL ; выход (quit )– порождается символом FS (ctl -\); отключение (hangup ) – вызван тем, что повешена телефонная трубка, и завершение (terminate ) – порождается командой kill. Когда происходит одно из вышеуказанных событий, сигнал посылается всем процессам, запу щенным с данного терминала, и если не существует соглашений, пред писывающих иное, сигнал завершает процесс. Для большинства сигналов создается дамп памяти, который может потребоваться для отладки. (См. adb(1) и sdb(l).)
Системный вызов signal изменяет действие, выполняемое по умолчанию. Он имеет два аргумента: первый – это номер, который определяет сигнал, второй – это или адрес функции, или же код, предписывающий игнорировать сигнал или восстанавливать действия по умолчанию. Файл
#include
signal(SIGINT, SIG_IGN);
приводит к игнорированию прерывания, в то время как
signal(SIGINT, SIG_DFL);
восстанавливает действие по умолчанию – завершение процесса. Во всех случаях signal возвращает предыдущее значение сигнала. Если второй аргумент – это имя функции (которая должна быть объявлена в этом же исходном файле), то она будет вызвана при возникновении сигнала. Чаще всего эта возможность используется для того, чтобы позволить программе подготовиться к выходу, например удалить временный файл:
#include
char *tempfile = "temp.XXXXXX";
extern onintr();
mktemp(tempfile);
/* Обработка … */ exit(0);
onintr() /* очистить в случае прерывания */
unlink(tempfile); exit(1);
Зачем нужны проверка и повторный вызов signal в main? Вспомните, что сигналы посылаются во все процессы, запущенные на данном терминале. Соответственно, когда программа запущена не в интерактивном режиме (а с помощью &), командный процессор позволяет ей игно рировать прерывания, таким образом, программа не будет остановлена прерываниями, предназначенными для не фоновых процессов. Если же программа начинается с анонсирования того, что все прерывания должны быть посланы в onintr, невзирая ни на что, это сводит на нет попытки командного процессора защитить программу, работающую в фоновом режиме.
Решение, представленное выше, позволяет проверить состояние управления прерываниями и продолжать игнорировать прерывания, если они игнорировались ранее. Код учитывает тот факт, что signal возвращает предыдущее состояние конкретного сигнала. И если сигналы ранее игнорировались, процесс будет и далее их игнорировать; в противном случае они должны быть перехвачены.
В более сложной программе может потребоваться перехватить прерывание и интерпретировать его как запрос на отмену выполняемой операции и возврат в ее собственный цикл обработки команд. Возьмем, например, текстовый редактор: прерывание слишком долгой печати не должно приводить к выходу из программы и потере всей сделанной работы. В этой ситуации можно написать такой код:
#include
#include
if (signal(SIGINT, SIG_IGN) != SIG_IGN) signal(SIGINT, onintr);
setjmp(sjbuf); /* сохранение текущей позиции в стеке*/ for (;;) {
/* основной цикл обработки */
onintr() /* переустановить в случае прерывания */
signal(SIGINT, onintr); /* переустановить для следующего прерывания */ printf("\nInterrupt\n");
longjmp(sjbuf, 0); /* возврат в сохраненное состояние */ }
Файл setjmp.h объявляет тип jmp_buf как объект, в котором может сохраняться положение стека; sjbuf объявляется как объект такого типа. Функция setjmp(3) сохраняет запись о месте выполнения программы. Значения переменных не сохраняются. Когда происходит прерывание, инициируется обращение к программе onintr, которая может напечатать сообщение, установить флаги или сделать что-либо другое. Функция longjmp получает объект, сохраненный в setjmp, и возвращает управление в точку программы, следующую за вызовом setjmp. Таким образом, управление (и положение стека) возвращаются к тому месту основной программы, где происходит вход в основной цикл.
Обратите внимание на то, что сигнал снова устанавливается в onintr, после того как произойдет прерывание. Это необходимо, так как сигналы при их получении автоматически восстанавливают действие по умолчанию.
Некоторые программы просто не могут быть остановлены в произвольном месте, например в процессе обработки сложной структуры данных, поэтому необходимо иметь возможность обнаруживать сигналы. Возможно следующее решение – надо сделать так, чтобы программа обработки прерываний установила флаг и возвратилась обратно вместо того, чтобы вызывать exit или longjmp. Выполнение будет продолжено с того самого места, в котором оно было прервано, а флаг прерывания может быть проверен позже.
С таким подходом связана одна трудность. Предположим, что программа читает с терминала в то время, когда послано прерывание. Надлежащим образом вызывается указанная подпрограмма, которая устанавливает флаги и возвращается обратно. Если бы дело действительно обстояло так, как было указано выше, то есть выполнение программы возобновлялось бы «с того самого места, где оно было прервано», то программа должна была бы продолжать читать с терминала до тех пор, пока пользователь не напечатал бы новую строку. Такое поведение может сбивать с толку, ведь пользователь может и не знать, что программа читает, и он, вероятно, предпочел бы, чтобы сигнал вступал в силу незамедлительно. Чтобы разрешить эту проблему, система завершает чтение, но со статусом ошибки, который указывает, что произошло; errno устанавливается в EINTR, определенный в errno.h, чтобы обозначить прерванный системный вызов.
Поэтому программы, которые перехватывают сигналы и возобновляют работу после них, должны быть готовы к «ошибкам», вызванным прерванными системными вызовами. (Системные вызовы, по отношению к которым надо проявлять осторожность, – это чтение с терминала, ожидание и пауза). Такая программа может использовать код, приведенный ниже, для чтения стандартного ввода:
#include
if (read(0, &c, 1) <= 0) /* EOF или прерывание */
if (errno == EINTR) { /* EOF, вызванный прерыванием */ errno = 0; /* переустановить для следующего раза */
} else { /* настоящий конец файла */
И последняя тонкость, на которую надо обратить внимание, если перехват сигналов сочетается с выполнением других программ. Предположим, что программа обрабатывает прерывания и, к тому же, содержит метод (как! в ed), посредством которого могут выполняться другие программы. Тогда код будет выглядеть примерно так:
if (fork() == 0) execlp(…);
signal(SIGINT, SIG_IGN); /* предок игнорирует прерывания */
wait(&status); /* пока выполняется потомок */ signal(SIGINT, onintr); /* восстановить прерывания */
Почему именно так? Сигналы посылаются всем вашим процессам. Предположим, что программа, которую вы вызвали, обрабатывает свои собственные прерывания, как это делает редактор. Если вы прерываете дочернюю программу, она получит сигнал и вернется в свой основной цикл, и, вероятно, прочитает ваш терминал. Но вызывающая программа также выйдет из состояния ожидания дочерней программы и прочитает ваш терминал. Наличие двух процессов чтения терминала все запутывает, так как на самом деле система «подкидывает монетку», чтобы решить, какая программа получит каждую из строк ввода. Чтобы избежать этого, родительская программа должна игнорировать прерывания до тех пор, пока не выполнится дочерняя. Это умозаключение отражено в обработке сигналов в system:
#include
system(s) /* выполнить командную строку s */ char *s;
int status, pid, w, tty;
int (*istat)(), (*qstat)();
if ((pid = fork()) == 0) {
execlp("sh", "sh", "–c", s, (char *) 0); exit(127);
istat = signal(SIGINT, SIG_IGN); qstat = signal(SIGQUIT, SIG_IGN);
while ((w = wait(&status)) != pid && w != –1)
if (w == –1) status = –1;
signal(SIGINT, istat); signal(SIGQUIT, qstat); return status;
В отступление от описания, функция signal очевидно имеет несколько странный второй аргумент. На самом деле это указатель на функцию, которая возвращает целое число, и это также тип самой функции sig– nal. Два значения, SIG_IGN и SIG_DFL, имеют правильный тип, но выби раются таким образом, чтобы они не совпадали ни с какими возможными реальными функциями. Для особо интересующихся приведем пример того, как они описываются для PDP-11 и VAX; описания должны быть достаточно отталкивающими, чтобы побудить к использованию signal.h.
#define SIG_DFL (int (*)())0
#define SIG_IGN (int (*)())1
Сигналы alarm
Системный вызов alarm(n ) вызывает отправку вашему процессу сигнала SIGALRM через n секунд. Сигнал alarm может применяться для того, чтобы убедиться, что нечто произошло в течение надлежащего проме жутка времени если что-то произошло, SIGALRM может быть выключен, если же нет, то процесс может вернуть управление, получив сигнал alarm.
Чтобы пояснить ситуацию, рассмотрим программу, называемую time– out, она запускает некоторую другую команду; если эта команда не закончилась к определенному времени, она будет аварийно прервана, когда alarm выключится. Например, вспомните команду watchfor из главы 5. Вместо того чтобы запускать ее на неопределенное время, можно установить часовой лимит:
$ timeout -3600 watchfor dmg &
Код в timeout иллюстрирует практически все, о чем говорилось в двух предыдущих разделах. Потомок создан; предок устанавливает аварийный сигнал и ждет, пока потомок закончит свою работу. Если alarm приходит раньше, то потомок уничтожается. Предпринимается попытка вернуть статус выхода потомка.
/* timeout: устанавливает временное ограничение для процесса */
#include
#include
int pid; /* идентификатор дочернего процесса */
char *progname; main(argc, argv)
int sec = 10, status, onalarm();
progname = argv;
if (argc > 1 && argv == ‘–’) { sec = atoi(&argv);
argc––; argv++;
if (argc < 2)
error("Usage: %s [–10] command", progname); if ((pid=fork()) == 0) {
execvp(argv, &argv); error("couldn’t start %s", argv);
signal(SIGALRM, onalarm); alarm(sec);
if (wait(&status) == –1 || (status & 0177) != 0) error("%s killed", argv);
exit((status >> 8) & 0377);
onalarm() /* завершить дочерний процесс в случае получения alarm */
kill(pid, SIGKILL);
Упражнение 7.18. Можете ли вы предположить, как реализован sleep? Подсказка: pause(2). При каких условиях (если такие условия существуют) sleep и alarm могут создавать помехи друг для друга? ~
История и библиография
В книге не представлено подробного описания реализации системы UNIX, в частности из-за того, что существуют имущественные права на код. Доклад Кена Томпсона (Ken Thompson) «UNIX implementation» (Реализация UNIX), изданный в «BSTJ» в июле 1978 года, описывает основные идеи. Эту же тему поднимают статьи «The UNIX system – a retrospective» (Система UNIX в ретроспективе) в том же номере
«BSTJ» и «The evolution of the UNIX time-sharing system» (Эволюция UNIX – системы разделения времени), напечатанная в материалах Symposium on Language Design and Programming Methodology в журнале издательства Springer-Verlag «Lecture Notes in Computer Science»
№ 79 в 1979 году. Оба труда принадлежат перу Денниса Ритчи (Dennis Ritchie).
Программа readslow была придумана Питером Вейнбергером (Peter Weinberger) в качестве простого средства для демонстрации зрителям игры шахматной программы Belle Кена Томсона и Джо Кондона (Joe Condon) во время шахматного турнира. Belle записывала состояние игры в файл; наблюдатели опрашивали файл с помощью readslow, чтобы не занимать слишком много драгоценных циклов. (Новая версия оборудования для Belle осуществляет небольшие расчеты на своей главной машине, поэтому больше такой проблемы не существует.)
Том Дафф (Tom Duff) вдохновил нас на написание spname. Статья Айво ра Дерхема (Ivor Durham), Дэвида Лэмба (David Lamb) и Джеймса Сакса (James Saxe) «Spelling correction in user interfaces» (Проверка орфографии в пользовательских интерфейсах), изданная CACM в октябре 1983 года, представляет несколько отличающийся от привычного проект реализации исправления орфографических ошибок в контексте почтовой программы.
Сигналы - это запросы на прерывание, реализуемые на уровне процессов. Определено свыше тридцати различных сигналов, и они находят самое разное применение.
- Сигналы могут посылаться между процессами как средство коммуникации.
- Сигналы могут посылаться драйвером терминала для уничтожения или приостановки процессов, когда пользователь нажимает специальные комбинации клавиш, такие как
или . - Сигналы могут посылаться в самых разных целях пользователем или администратором с помощью команды kill.
- Сигналы могут посылаться ядром, когда процесс выполняет нелегальную инструкцию, например деление на нуль.
- Сигналы могут посылаться ядром для уведомления процесса о "представляющем интерес" событии, таком как прекращение дочернего процесса или доступность данных в канале ввода-вывода.
- Дамп памяти - это файл, содержащий образ памяти процесса. Его можно использовать для отладки.
- Сигнал KILL не блокируется и приводит к безусловному завершению процесса на уровне ядра. По сути, процесс не успевает даже принять этот сигнал.
- Сигнал INT посылается драйвером терминала при нажатии пользователем комбинации клавиш
и служит запросом на завершение текущей операции. Перехватив этот сигнал, простые программы должны завершить работу или позволить уничтожить себя стандартному обработчику сигнала. Программы, в которых есть интерактивный режим командной строки, должны прекратить текущую операцию, выполнить очистку и снова перейти в режим ожидания. - Сигнал TERM представляет собой запрос на завершение программы. Предполагается, что процесс, получивший этот сигнал, осуществляет очистку и завершается.
- У сигнала HUP есть две распространенные интерпретации. Во-первых, многие демоны воспринимают его как команду сброса. Если демон способен повторно про честь свой конфигурационный файл и адаптироваться к изменениям без перезапуска, сигнал HUP позволяет менять его поведение.
- Во-вторых, этот сигнал иногда генерируется драйвером терминала при попытке уничтожить связанные с терминалом процессы. В основном это поведение сохранилось со времен использования проводных соединений терминалов и модемов. Отсюда и название "отбой".
- Интерпретаторы семейства csh (tcsh и другие) обычно делают фоновые процессы невосприимчивыми к сигналу HUP, чтобы они могли продолжать свою работу, даже когда пользователь выходит из системы. Пользователи интерпретаторов семейства sh (ksh, bash и так далее) могут эмулировать такое поведение с помощью команды nohup.
- Сигнал QUIT напоминает сигнал TERM, за исключением того, что по умолчанию стандартный обработчик создает дамп памяти.