Безопасность

Правила систематизации и анализа информации. Cуществующие теории обработки информации

Правила систематизации и анализа информации. Cуществующие теории обработки информации
  • 7. Информационные технологии сбора, хранения и быстрой обработки научной информации
  • 8 Вычислительная техника, классификация компьютеров по применению
  • 9 Проблемы и риски внедрения информационных технологий в общественной практике
  • 10. Периферийные устройства. Электронная оргтехника
  • 11. Техническое и программное обеспечение современных процедур научной деятельности.
  • 12.Понятие модели. Основные принципы и этапы моделирования.
  • 13. Компьютерное моделирование
  • 14. Математическое обеспечение информационных технологий
  • 15. Пакеты прикладных программ по статистическому анализу данных
  • 16. Возможности и особенности пакета Statgraphics
  • 17. Пакет Statgraphics. Одномерный статистический анализ: оценка числовых характеристик, подбор закона распределения случайных величин
  • 18. Пакет Statgraphics. Сравнение нескольких случайных величин: сравнение числовых характеристик и законов распределения
  • 19. Пакет Statgraphics. Анализ зависимостей между величинами: регрессионный и корреляционный анализ. Анализ временных рядов
  • 20. Пакет Statgraphics. Многомерный анализ: метод главных компонент, кластерный, дискриминантный анализ
  • 21. Имитационное моделирование. Принципы построения имитационных моделей
  • 22. Имитационные эксперименты. Язык имитационного моделирования gpss - возможности, структура
  • 23. Назначение и состав универсальной интегрированной компьютерной математики matlab
  • 24.Интерфейс системы, основные объекты и форматы чисел matlab.
  • 25.Операторы и функции в matlab.
  • 26. Матричные вычисления в MathCad
  • 27. Построение графиков
  • 28. Основы программирования в MathCad
  • 29. Текстовые и табличные процессоры
  • 30. Анализ данных средствамиExcel
  • 31. Пакет анализа ms Excel. Описательная статистика. Гистограммы.
  • 1. Общие сведения
  • 2. Основные встроенные статистические функции
  • 3. Анализ выборок и совокупности
  • 4. Инструмент анализа Описательная статистика
  • 5. Инструмент Гистограмма
  • 6. Ранг и Персентиль
  • 32. Пакет анализа ms Excel. Генерация случайных чисел.
  • 7. Генерирование случайных чисел
  • 8. Построение выборок из генеральной совокупности
  • 9. Вычисление скользящего среднего
  • 10. Линейная и экспоненциальная регрессии
  • 33. Корреляционно-регрессионный анализ в msExcel
  • Однофакторный регрессионный анализ с применением инструмента регрессии
  • 34 Поиск корней уравнения с помощью подбора параметра в ms Excel
  • 35 Поиск решения. Решение задач оптимизации средствами ms Excel
  • 36. Системы подготовки презентаций.
  • 37 Основы web-дизайна
  • 38 Основы использования языка html
  • Раздел 1
  • Раздел 2
  • Раздел 1
  • Раздел 2
  • 39. Сервисные инструментальные средства.
  • 40. Основы компьютерной графики.
  • 41 Возможности и назначение AutoCad.
  • 42 Разработка проекта в системе Autocad
  • 43 Модели представления данных. Типы, структуры данных.
  • 44 Базы и банки данных. Основы проектирования баз данных.
  • 45 Реляционные сетевые и иерархические базы данных
  • 46. Системы управления базами данных субд
  • 47. Объекты ms Access
  • 48. Построение различных типов запросов в ms Access
  • 1 Создание запроса на выборку при помощи мастера
  • 2 Создание запроса на выборку без помощи мастера
  • 3. Создание запроса с параметрами, запрашивающего ввод условий отбора при каждом запуске
  • 49. Формы и отчеты в ms Access
  • 50. Основы программирования на языке Visual Basic for Applications
  • 51. Базы знаний
  • 52. Компьютерные сети: Локальные, корпоративные, региональные, глобальные.
  • 53. Службы сети Интернет
  • 54. Работа с почтовым клиентом.
  • 55 Планирование совместной деятельности в корпоративной сети с помощью почтовых программ.
  • 56. Работа со средствами навигации в www
  • 57 Методы и средства поиска информации в Интернет
  • 1 Поисковые системы
  • 3. Каталоги интернет-ресурсов
  • 58. Деловые интернет-технологии
  • 59. Проблемы защиты информации.
  • 60. Организационные методы защиты информации
  • 61. Технические и программные методы защиты локальных данных
  • 62.Технические и программные методы защиты распределённых данных.
  • 1) Служба www
  • 2) Электронная цифровая подпись (эцп)
  • 63 Тенденции развития информационных технологий
  • 64. Пути решения проблемы информатизации общества
  • 65. Новые технические средства и программные продукты, интеллектуализация средств
  • 66. Внедрение информационных технологий (ит) в образование
  • Глава 1 общие положения
  • Глава 2 государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации
  • Глава 3 правовой режим информации
  • Глава 4 распространение и (или) предоставление информации
  • Глава 5 информационные ресурсы
  • Глава 6 информационные технологии, информационные системы и информационные сети
  • Глава 7 защита информации
  • Глава 8 права и обязанности субъектов информационных отношений. Ответственность за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации
  • Глава 9 заключительные положения
  • 9 Августа 2010 г. № 1174
  • Глава 1 общие положения
  • Глава 2 состояние развития информационного общества
  • Глава 3 цель, задачи и условия развития информационного общества
  • Глава 4 факторы развития информационного общества
  • Глава 5 приоритетные направления развития информационного общества
  • Глава 6 показатели системы мониторинга
  • Глава 7 механизм реализации настоящей стратегии
  • Глава 8 ожидаемые результаты от реализации настоящей стратегии
  • 1 Диссертация как документ-контейнер сложной структуры

    Диссертационная работа, как правило, является документом сложной структуры. Сложная структура основана на механизме обмена данными.

    Основные механизмы : - использованиебуфера обмена ; -динамический обмен данными (DDE); -связь и внедрение объектов (OLE).

    Буфер обмена – специальная область памяти, которая может быть использована различными приложениями. Обмен данными осуществляется с помощью операций копирования и вставки или вырезания и вставки.

    DDE – позволяет связывать вставляемый объект с приложением-источником, в котором он создавался. Установление связи позволяет изменять данные средствами приложения-источника. Достаточно изменить исходную информацию и все использованные её документы будут автоматически обновлены.

    Механизм связи и внедрения объектов OLE обеспечивает создание объектно-ориентированного документа-контейнера. Такой документ может содержать объекты разной природы (рисунки, файлы, диаграммы, таблицы). Двойной щелчок мыши по такому объекту позволяет автоматически загрузить программное средство, в котором этот объект формировался, обновить и отредактировать его.

    Вставленные в документ-контейнер объекты могут быть созданы как в самостоятельных приложениях, так и во вспомогательных, которые не могут быть запущены сами по себе.

    Отличительной особенностью документа-контейнера в текстовом процессоре является при кажущейся сложности удобство использования, например, автоматически обновляемых оглавлений.

    Аналогично, при выполнении ссылок на некоторые абзацы из библиографического списка, в тексте ставятся квадратные скобки и внутри них: “Меню Вставка Ссылка Перекрестные ссылки Выбрать № источника Вставить ”.

    Для того чтобы отсортировать абзацы в библиографическом списке: “Выделить фрагмент Таблица Сортировка По возрастанию ”.

    Аналогичные операции выполняются при задании автоматической нумерации формул.

    2 Способы систематизации научной информации средствами информационных технологий

    В осуществляемом процессе научно-исследовательской деятельности выделяют единицу, имеющую относительно устойчивые “начало и конец ”, а также различную степень оформленности в течение процесса. Такая единица носит название “процедура ”.

    Для реализации методов теоретического уровня используются следующие процедуры:

    Поиск необходимой информации:

    Библиотека;

    Электронные каталоги;

    Общение с живыми носителями (на семинарах, конференциях, конгрессах);

    Общение с помощью электронных средств.

    Предварительная обработка информации Осуществляется копирование информации для последующей ее детальной обработки. При этом используются приёмы:

    Ксерокопия;

    Сканирование с распознаванием;

    Фотографирование на цифровую фототехнику;

    Копирование с электронных носителей;

    Запись материалов на диктофон с последующим воспроизведением необходимой информации на компьютере.

    При использовании в работе иностранного текста возможно применение электронного перевода этого текста с помощью компьютерных средств для быстрого его обзора. Тщательно переводятся и изучаются только необходимые фрагменты и материалы рассматриваемого объема информации.

    Важной чертой эффективной работы является быстрый доступ к необходимым ресурсам. Если работа требует информационного оснащения, то необходимо предусмотреть легкий, быстрый поиск информации, а также систематизацию новой информации.

    Систематизация информации включает:

    Методы поиска и накопления информации;

    Классификацию и индексирование информации;

    Способы доступа к информации;

    Способы представления информации;

    Обработку запросов на поиск информации.

    Информация может быть организована одним из двух основных способов:

    Структурированная информация;

    Информация в виде свободного текста;

    Под систематизацией информации подразумевается своего рода классификация всех документов по различным группам.

    Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может, распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

    Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ – это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю – не люблю», «нравится – не нравится», «хорошо – плохо», «лучше – хуже», «приемлемо – неприемлемо» и т.п.

    Восприятие – очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. Поиск решений может быть основан на информации различных типов. Для удобства пользования важно предусмотреть различные варианты подачи информации, или, формы представления информации.

    Рассмотрим несколько типичных видов систематизации информации.

    Номинальная систематизация представляет собой распределение информации по типу документа – договоры, счета, акты, приказы и т.п.

    Предметная систематизация – распределение информации по содержанию документов: например, в одну папку отправляются документы, связанные со строительством объекта №., а в другую – со строительством объекта №2.

    Хронологическая систематизация информации группирует документы в соответствии с определенными временными рамками – например, в «данной» папке хранится вся бухгалтерская документация за 2008 год. Довольно востребованным видом систематизации является классификация документов по автору или коллективу авторов. Обязательной к применению в архивах является экспертная систематизация информации, распределяющая документы по срокам их хранения. После проведения процесса систематизации информации, составляется номенклатура дел – перечень наименований документов, своеобразный справочник. Затем все документы индексируются.

    Систематизация информации применяется как к материальным (бумажным) документам, так и к электронным. Составление классификации бумажных документов, последующее создание номенклатуры дел и индексирование – трудоёмкие процессы, требующие специальных навыков, выполнение которых стоит предоставить профессионалам. В компьютерных программах – «Электронных архивах» – процесс систематизации информации происходит автоматически, по заданным параметрам, но также требует предельной внимательности и аккуратности.

    Систематизация документов осуществляется для того, чтобы предоставить пользователям возможность более легкого поиска нужных документов. В документационных центрах на этой стадии выполняется два основных действия – каталогизация и физическое хранение документов. Каталогизация, в свою очередь, также состоит из нескольких шагов:

    Библиографическое описание;

    Описание содержания документа;

    Назначение документу указателя местоположения.

    РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

    Беликова Екатерина Ивановна
    МБОУ СОШ №4
    Россия, г.Мытищи
    e-mail: [email protected]

    Современное общество находится на информационном этапе развития, что накладывает отпечаток на требования, которые предъявляются к члену общества. В частности важным для успешной социализации человека является умение эффективно работать с потоками разнородных данных и большими массивами информационных ресурсов. Одним из аспектов данного умения выступает умение оптимальным образом систематизировать информацию, исходя из требований решаемой задачи. Анализ показывает, что, с точки зрения психологии мышление человека (восприятие, запоминание, преобразование информации и иные интеллектуальные операции) ориентировано на работу с систематизированной информацией. Например, процесс запоминания проходит более эффективно, если при получении информации человеку удаётся предельно рационально её структурировать. Особенности коммуникативных процессов таковы, что важную роль играет систематизированное представление передаваемой информации. В этом случае интерпретация ее получателем будет более адекватной тому, что хотел передать источник информации (по сравнению с передачей хаотично организованных и плохо структурированных сведений). По сути, систематизация и структурирование информации – психологические механизмы, позволяющие человеку работать с большими потоками информации. Важно научить школьников осознано использовать эти механизмы. Обучение должно быть построено так, чтобы воспринятая обучаемым информация не только стала знанием, но чтобы отдельные элементы знания выстроились в систему, которая является необходимым условием успешного оперирования этими знаниями в практической деятельности при работе с реальными объектами-системами.

    Вообще все учебные курсы предоставляют обучаемым тот или иной опыт работы с информацией, знакомят со специфическими методами её поиска, анализа, формализации, систематизации, запоминания, применения и т.п. Но курс информатики стоит особняком в этом ряду, поскольку методы работы с информацией и сами информационные структуры для него не столько методические приёмы и средства, сколько важная составная часть содержания обучения. С одной стороны, цели и задачи самого курса, зафиксированные в Образовательном стандарте, во многом, связаны с формированием умений работать с информацией, что невозможно без владения методами ее организации, структурирования, упорядочивания и тому подобное. С другой стороны, умение грамотно систематизировать информацию является также надпредметным умением, формируемым курсом информатики. В этом, в частности, проявляется интегративная и метапредметная роль информатики.

    Курс информатики очень динамичен. Содержание обучения постоянно приходится адаптировать к новым научным идеям и техническим разработкам, которые быстро и прочно входят в повседневную жизнь и профессиональную деятельность людей. Вслед за содержанием приходится корректировать методы, формы и средства обучения. Другая особенность связана с тем, что сегодня напряженность общеобразовательного курса крайне велика. Одним из путей расширения содержания в рамках того же учебного времени, но без резкого увеличения интенсивности обучения, является выявление в разных разделах курса сходных вопросов; определение для них общей теоретической базы; объединение их на этой общей основе в самостоятельные модули. Такой подход позволяет избежать различных толкований одних и тех же объектов в разных разделах, избежать дублирования учебного материала и, главное, обеспечить формирование системного взгляда на изучаемые проблемы. Все это непосредственно относится к изучению в рамках общеобразовательного курса информатики закономерностей, методов, средств систематизации и структурирования информации.

    Изучение информатики и информационных технологий во многом связано с вопросами систематизированного представления информации. Эти вопросы изучаются сегодня разрозненно – для каждого типа задач и каждого вида программных сред изучаются те способы систематизации и те структуры данных, которые свойственны конкретному программному средству и/или конкретной информационной технологии. В результате получается, что некоторые частные вопросы нередко дублируются в разных разделах курса, а общие закономерности структурирования данных выпадают из поля внимания.

    Как показывает опыт, многие старшеклассники, даже при решении несложных задач, испытывают большие затруднения с анализом условий, если данные представлены бессистемно. Они не всегда могут выделить существенные для данной задачи условия и данные, а также отделить их от второстепенных или вовсе лишних. Они не могут построить адекватную структуру таблицы при знакомстве с реляционными базами данных. При изучении программирования путаются в типах данных и не соотносят их с изученными ранее способами кодирования информации в компьютере. Понятие «структура данных» ассоциируется у учащихся в основном с реляционной, иерархической и сетевой моделями структур данных и никак не согласуется со структурированными типами данных в программировании. «Тип данных» в электронных таблицах никак не связывается с «типом данных» в программировании или в базах данных. Часто не видится различие между «типом данных» и «форматом данных». Этот список можно продолжать и дальше.

    Наиболее наглядно это проявляется, когда приступаем к изучению различных сфер применения информационных технологий. Например, при изучении геоинформационных систем и технологий приходилось вначале вновь подробно рассматривать способы двоичного кодирования, форматы представления и хранения данных, различия между атрибутивными и пространственными данными при описании объектов и т.п. Естественно, что при таком подходе времени хватает только на самое общее знакомство с методами и задачами непосредственно ГИС, а, следовательно, у учащихся вновь остается только поверхностное представление о них. На наш взгляд, во многом это следствие того, что проблемы систематизации информации и структурирования данных в курсе информатики системно не рассматриваются.

    Способом разрешения этих проблем может быть объединение всех вопросов курса информатики, так или иначе относящихся к систематизации и структурированию информации, в единый модуль. При этом можно руководстводствоваться принципом двойного вхождения Вадима Семеновича Леднева о том, что каждая из базисных содержательных линий должна входить в общую структуру содержания двояко — как отдельный самостоятельный модуль (рассматриваться как объект изучения ), так и в качестве “сквозной” линии по отношению ко всем другим модулям.

    В настоящее время различные процедуры систематизации и структурирования применяются при изучении большинства тем информатики. То есть, как сквозная линия курса данные вопросы в содержании курса присутствуют. Но их важность для формирования умения работы с информацией так велика, что целесообразно рассматривать их и как объект изучения. Для этого необходимо выделить самостоятельный модуль, в котором можно целенаправленно изучать общие методы систематизации, базовые структуры данных, связь систематизации с моделированием и кодированием и т.п. В качестве общей методологической базы построения методики обучения систематизации и структурированию информации целесообразно выбрать системный подход, как наиболее соответствующий целям и видам учебной деятельности.

    Итак, что в результате целенаправленного изучения основ систематизации информации мы можем добиться:

    более глубокого понимания :

    • смысла основных для информатики понятий: «информация», «данные», «формат данных», «тип данных», «файловая структура» и т.п.;
    • назначения и особенностей существующих способов систематизации информации (упорядочивания, классификации, структурирования, типологизации);
    • сходства и различий в употреблении таких часто встречающихся в информатике словосочетаний, как «тип данных», «тип информации», «формат данных», «формат файлов», «тип файлов», «сортировка данных», «упорядочивание данных», «структура данных», «структура документа», «организация информационных ресурсов в сети» и т.п.

    более прочных знаний :

    • основных способов организации разнородной информации;
    • способов организации файловых структур, данных в базах данных, информационных ресурсов сети;
    • основных структур данных и способов их представления средствами электронных таблиц, баз данных, программирования, геоинформационных систем;
    • основных типов и форматов данных в различных программных средах.
    • умений :
    • выбирать оптимальную для решения конкретной задачи структуру данных;
    • приводить данные к выбранной структуре;
    • организовывать поиск нужных сведений и данных в зависимости от способа их организации и формата представления в конкретном программном средстве или конкретной поисковой системе.

    В итоге это у обучаемых формируются следующие качества:

    • понимание того, что решение любой задачи должно начинаться с анализа имеющихся сведений, с оценки свойств данных, содержащихся в этих сведениях (полноты, полезности, достоверности, актуальности и т.п.);
    • опыт выделения существенных для решения задачи данных и существующих между ними связей;
    • понимание того, что каждое программное средство рассчитано на определенный набор способов организации, структурирования, представления данных, и это необходимо учитывать при организации процесса решения задачи с помощью компьютерных средств;
    • умения осознанно выбирать модель структур данных, адекватных условиям задачи и возможностям программной среды, с одной стороны, и позволяющих применить наиболее эффективный метод решения задачи, с другой (быстрее осуществить поиск информации, точнее провести расчеты, экономнее хранить данные и т.п.);
    • опыт поиска недостающих для решения задачи сведений путем обращения к словарям, справочникам, базам данных, ресурсам Сети и т.п.

    Важной чертой эффективной работы является быстрый доступ к необходимым ресурсам. Если работа требует информационного оснащения, то необходимо предусмотреть легкий, быстрый поиск информации, а также систематизацию новой информации.

    Первичным и важнейшим этапом многих бизнес-процессов, происходящих в любой организации, является систематизация информации. Благодаря тщательно проведённой систематизации информации удаётся достичь высоких результатов в процессе оптимизации делопроизводства, а также в экономии средств компании и рабочего времени сотрудников. Без предварительной систематизации информации невозможно представить такие важнейшие бизнес-процессы, как документооборот, делопроизводство, создание материального и электронного архива, создание различных баз данных.

    Систематизация информации включает:

    • - методы поиска и накопления информации;
    • - классификацию и индексирование информации;
    • - способы доступа к информации;
    • - способы представления информации;
    • - обработку запросов на поиск информации.

    Информация может быть организована одним из двух основных способов:

    • - структурированная информация;
    • - информация в виде свободного текста.

    Под структурированием понимается последовательная систематизация информации. Для этого используются стандартные форматы. Формат - это пустая форма, в которую заносится информация. Информация может быть записана на бумаге или в текстовом редакторе, или в виде входных данных может быть размещена в программе базы данных. Стандартный формат составлен из разделов информации, называемых полями. Результатом заполненного формата является запись. База данных - это собрание записей, организованных таким способом, чтобы облегчить поиск определенной записи или ряда взаимосвязанных записей, или определенной информации, содержащейся в этих записях. Еще одна характеристика хорошей базы данных - возможность выдавать ранее зафиксированные данные в различном виде: в отношении содержания (от минимального набора до исчерпывающей информации) и в отношении формы, в которой будут представлены выходные данные. Под систематизацией информации подразумевается своего рода классификация всех документов организации по различным группам. Каждая компания выбирает для себя наиболее удобный метод систематизации информации, тот или иной тип классификации (или совокупность таких типов). Чаще всего вся документация фирмы распределяется в соответствии с номинальной, предметной, тематической, хронологической, авторской и архивной классификацией. Номинальная систематизация - распределение документов по их типу (счета, договоры, приказы и т.п.); предметная - по принадлежности документа к какому-либо конкретному делу; тематическая - по общей тематике; хронологическая систематизация информации - распределение документов по дате их создания; авторская - по имени автора документа; архивная - по срокам хранения документации. Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

    Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

    • 1. установление соотношения фигуры и фона;
    • 2. завершение образов;
    • 3. установление сходства и приблизительности.

    При установлении соотношения фигуры и фона в общей "картине" информации выделяется то, что является "фигурой", т. е. смыслом картины, ее образом. Соответственно то, что не является фигурой, превращается в фон. Часто фигура выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда фон может быть воспринят как фигура, а фигура рассматриваться фоном. В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл. Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто этот процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения.

    Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

    Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам "люблю - не люблю", "нравится - не нравится", "хорошо - плохо", "лучше - хуже", "приемлемо - неприемлемо" и т.п.

    Восприятие - очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. Поиск решений может быть основан на информации различных типов. Для удобства пользования важно предусмотреть различные варианты подачи информации, или, формы представления информации.

    Рассмотрим несколько типичных видов систематизации информации. Номинальная систематизация представляет собой распределение информации по типу документа - договоры, счета, акты, приказы и т.п. Предметная систематизация - распределение информации по содержанию документов: например, в одну папку отправляются документы, связанные со строительством объекта №., а в другую - со строительством объекта №2.Хронологическая систематизация информации группирует документы в соответствии с определенными временными рамками - например, в «данной» папке хранится вся бухгалтерская документация за 2008 год. Довольно востребованным видом систематизации является классификация документов по автору или коллективу авторов. Обязательной к применению в архивах является экспертная систематизация информации, распределяющая документы по срокам их хранения. После проведения процесса систематизации информации, составляется номенклатура дел - перечень наименований документов, своеобразный справочник. Затем все документы индексируются. Систематизация информации применяется как к материальным (бумажным) документам, так и к электронным. Составление классификации бумажных документов, последующее создание номенклатуры дел и индексирование - трудоёмкие процессы, требующие специальных навыков, выполнение которых стоит предоставить профессионалам. В компьютерных программах - «Электронных архивах» - процесс систематизации информации происходит автоматически, по заданным параметрам, но также требует предельной внимательности и аккуратности. Систематизация документов осуществляется для того, чтобы предоставить пользователям возможность более легкого поиска нужных документов. В документационных центрах на этой стадии выполняется два основных действия - каталогизация и физическое хранение документов. Каталогизация, в свою очередь, также состоит из нескольких шагов:

    • - библиографическое описание;
    • - описание содержания документа;
    • - назначение документу указателя местоположения.

    Тема: Информация вокруг нас

    Урок: Систематизация и поиск информации. Получение новой информации

    На предыдущем уроке мы обсудили способы представления информации: текст, таблица, наглядные способы представления (диаграммы, схемы и т. д.). Сегодня мы поговорим о том, как необходимо работать с информацией. В частности, коснёмся вопросов поиска и систематизации информации, а также получения новой информации.

    Каждый день мы получаем большой объем информации. Это и телевизионные новости, и прогноз погоды, и оценки в школе… Если бы человек не умел обрабатывать полученную информацию, то к концу дня наша голова была бы забита огромным количеством бесполезной информации, и любые мыслительные процессы были бы крайне затруднительны.

    Чтобы работа с информацией была продуктивной, необходимо научиться ее обрабатывать. К обработке информации относится ее систематизация, поиск и кодирование (Рис. 1).

    На данном уроке мы познакомимся с систематизацией и поиском информации.

    Для того чтобы лучше понять смысл систематизации информации, разберем такой пример. Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий (Рис. 2).

    В таком большом количестве информации очень тяжело разобраться, поэтому необходимо разделить эти вещи по каким-то признакам на группы. Например, фотографии - отдельно, книги - отдельно, журналы - отдельно (Рис. 3-5).

    Это деление по признаку «форма представления информации».

    После этого каждую отдельную группу также можно разбить на более мелкие части. Например, книги - по автору, фотографии - по датам и т. п.

    Такое деление и называется систематизацией (информации, данных, предметов и т. д.).

    Систематизация информации - приведение информации в порядок. Окружающие нас объекты можно систематизировать различными способами. Например, их можно разделить на техногенные (созданные человеком) и природные объекты. Природные объекты можно разделить на неживые и живые и так далее (Рис. 6).

    К систематизации относятся сортировка и разбиение на группы. Рассмотрим, какие существуют виды сортировок:

    · по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);

    · по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел);

    · в хронологической последовательности (по дате и по времени) (Рис. 7).

    С сортировкой по алфавиту все знакомы. Это, например, список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.

    Разбиение на группы - это разделение информации на части по какому-то признаку, например, по форме, по цвету, по назначению .

    Попробуйте ответить, как могут быть систематизированы следующие объекты:

    1. Книги в библиотеке (по году издания, по автору, по темам ).

    2. Фотографии в альбоме (по датам, по событиям, по людям ).

    3. Список телефонов (по фамилиям, по группам ).

    4. Товары в магазине (по назначению, по размеру, по цвету ).

    5. Расписание поездов (по направлению, по времени прибытия ).

    6. Список учащихся (по алфавиту, по среднему баллу ).

    7. Объекты окружающего мира (по форме, материалу, по одушевленности, по роду, по назначению ).

    Сортировка информации

    Мы часто пользуемся сортировкой информации, часто даже сами того не подозревая. Например, многие хранят музыку на компьютере, располагая её в папках по музыкальному стилю (Рок, Поп-музыка, Рэп, Классика и т. п.) (Рис. 8).

    А кто-то предпочитает такие классификации, как: Весёлая/Лирическая; Отечественная/Зарубежная (Рис. 9, 10).

    Рис. 9, 10. Примеры сортировки музыки ()

    Самые терпеливые даже распределяют аудиозаписи по исполнителям.

    Некоторые люди носят деньги в кошельке в порядке возрастания (убывания) номинала купюр. То есть, сначала 10, потом 50 и т. д. до 5000 рублей.

    Для выполнения всех указанных действий необходимо выполнить сортировку. Перечисленные выше классификации достаточно просты и не требуют особо сложных действий для сортировки. Понятно, что, к примеру, композиции Григория Лепса разместятся в папке с названием «Отечественная музыка», а песня «Gangnam Style» - в папке «Зарубежная музыка». Однако иногда сортировка может быть затруднена, если предложенная классификация слишком узкая. Например, песня Димы Билана «Never let you go» может быть отнесена как к отечественной музыке, так как исполняется нашим певцом, так и к зарубежной, так как исполняется на английском языке.

    Пожалуй, ни одна задача не породила такого количества решений, как задача сортировки информации. Существует множество программных методов сортировки (метод пузырька, метода Шелла, Хоара и т. п.) (Рис. 11).

    Все эти методы отличаются сложностью реализации, скоростью сортировки и т. п. Может возникнуть вопрос: а так ли важна скорость сортировки? Безусловно, в приведенных выше примерах сортировка производится достаточно быстро. Но представьте, что нам нужно отсортировать в порядке возрастания большой массив чисел. Если делать это «в лоб» - каждое следующее число сравнивать с предыдущими и размещать в нужном месте - то такая сортировка может занимать очень много времени. Поэтому очень важно выбрать наиболее оптимальный путь сортировки элементов, чтобы сам процесс занял наименьшее время.

    Рассмотрим пример сортировки информации.

    Задача. Расположите указанные события в хронологическом порядке:

    1. Начало Великой Отечественной войны

    2. Битва под Полтавой

    3. Бородинское сражение

    4. Дуэль Пушкина и Дантеса

    5. Начало работы портала сайт

    6. Чемпионат мира по футболу в ЮАР

    7. Победа Зенита в Кубке УЕФА

    Прежде, чем располагать в хронологическом порядке, необходимо понять, что же такое хронологический порядок.

    Это порядок, при котором события располагаются в том же порядке, в котором они происходили с течением времени.

    То есть, для сортировки нам понадобятся даты (по возможности, наиболее точные) указанных событий. Некоторые из них являются общеизвестными, а для поиска других необходимо воспользоваться Интернетом или библиотекой.

    5. Портал сайт начал свою работу в сентябре 2009 года

    6. Чемпионат мира по футболу в ЮАР прошёл в июне 2010 года

    Теперь нам уже не составит труда расположить эти даты в хронологическом порядке:

    1. Битва под Полтавой

    2. Бородинское сражение

    3. Дуэль Пушкина и Дантеса

    4. Великая Отечественна война

    5. Зенит выиграл Кубок УЕФА

    6. Портал сайт начал свою работу

    7. Чемпионат мира по футболу в ЮАР

    Сортировка и разбиение информации производится также для того, чтобы облегчить поиск информации. Поиск - это еще один способ обработки информации. Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Также к поиску информации относится обращение в справочную службу для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку - это тоже поиск информации.

    Существуют следующие методы поиска (Рис. 12):

    · наблюдение;

    · общение;

    · чтение литературы;

    · просмотр телепередач;

    · работа в библиотеках.

    Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Например, космические спутники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.

    Обычно поиск информации производится в каком-то хранилище информации - телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет (Рис. 13-15).

    Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям, - телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на английский язык, годы жизни полководца Суворова, стоимость нужной вам модели роликовых коньков.

    Если информация в хранилище систематизирована, то ее поиск осуществляется достаточно быстро.

    Разбиение информации по признакам на группы

    Очень часто нам приходится разбивать информацию на группы, руководствуясь определёнными признаками. Например, выбирая фрукты в супермаркете, мы делим их на свежие и гнилые, спелые и неспелые, большие и маленькие - и в зависимости от целей покупки, отбираем необходимые нам.

    Это один из самых простых и бытовых примеров разбиения информации на группы. Вместе с тем, задачи такого рода возникают при решении совершенно разных примеров.

    Пример 1.

    Укажите наиболее «сильные» признаки, по которым объединены следующие объекты:

    1. Лето, осень, зима, весна

    2. Дождь, град, гроза, снегопад

    3. Информатика, математика, русский язык, природоведение

    4. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей

    5. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, регби

    6. Саша, Женя, Паша, Глеб, Игорь

    7. Саша, Женя, Паша

    С 1 группой всё более-менее очевидно: перечислены времена года .

    Аналогично и со 2 группой - это явления природы .

    Третий ряд также не вызывает сложностей: школьные предметы .

    А вот 4 и 5 группы кажутся практически одинаковыми.

    Объекты обоих этих рядов можно объединить по признаку: виды спорта . Однако для 5 группы есть более «сильный» признак: виды спорта с мячом .

    Группы 6 и 7 тоже похожи, и объекты в них объединены по признаку: имена . Однако в 7 группе можно выделить более общий признак: имена, которые являются одновременно мужскими и женскими.

    При этом существует ещё огромное количество признаков, по которым можно объединять указанные объекты. Например, все эти слова являются словами русского языка, что тоже является признаком, по которому можно объединить все эти объекты.

    Пример 2.

    Выберите лишнее число в последовательности:

    1. Птица, самолет, пчела, машина, бабочка

    2. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать

    3. Дождь, снег, град, молния, изморозь

    4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк

    5. Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать

    6. Бук, ясень, ель, ива, клен

    7. Вишневый, алый, красный, малиновый, шафрановый

    8. Мерин, волчица, лань, кобыла, овца

    Ответы: 1. машина (не может «летать»), 2. моргать (остальные слова - синонимы слова «смотреть»), 3. молния (не связана с водой), 4. нейлон (искусственный материал), 5. пинать (остальные слова синонимичны слову «бросать»), 6. ель (вечнозелёное дерево), 7. шафрановый (не является оттенком красного), 8. мерин (мужской род).

    Во многих случаях в результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.

    Рассмотрим пример: красный сигнал светофора. Какую информацию мы получили? Мы получили зрительную информацию, мы ее обработали и приняли решение - нужно остановиться. Красный свет - входная информация, а решение остановиться - выходная (Рис. 16).

    Аналогичное преобразование информации происходит при совершении покупок, при планировании отдыха и т. п.

    Преобразование информации может осуществляться по заданным правилам. Например, рассмотрим задачу:

    В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС (Рис. 17)?

    Периметр треугольника - сумма длин всех его сторон: Р = АВ + ВС + АС. Найдем стороны: ВС = 18 - 3 = 15 (см), АС = 18:3=6 (см) и вычислим периметр: Р = 18+15+6=39 (см).

    Таким образом, в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам (формуле подсчета периметра) мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника.

    Преобразование информации по определённым правилам. Алгоритмы

    Преобразование информации кажется нам делом очень простым. Однако, на самом деле это далеко не так.

    Особенно это касается составления алгоритма для правильного преобразования информации.

    Простейшим примером такого алгоритма является инструкция пользователя к любому предмету (Рис. 18). Если она составлена некачественно, то пользователь рискует либо поломать предмет из-за неправильной эксплуатации, либо не научиться с ним работать.

    Многие скажут, что составить инструкцию для готового прибора очень легко. Однако будут неправы. Почему? Всё очень просто: большинству людей гораздо проще сделать что-то самим, чем объяснить остальным, как это делается.

    Действительно, сегодня практически любой школьник легко умеет пользоваться мобильным телефоном: вставить или поменять сим-карту, пополнить счёт, позвонить, отправить смс. И это кажется простым и интуитивно понятным. Однако попробуйте объяснить, как пользоваться мобильным телефоном человеку, который никогда им не пользовался. Это вызовет массу вопросов, о которых вы даже не подозреваете.

    Давайте рассмотрим пример, который позволит нам понять, с какими трудностями сталкиваются люди при составлении алгоритмов для преобразования информации.

    Задание. Составить алгоритм приготовления кофе для робота (Рис. 19).

    Думаю, многие из Вас мысленно составили следующую модель алгоритма:

    1. Взять чашку

    2. Положить в неё кофе

    3. Насыпать сахар

    4. Залить кипятком

    5. Помешать ложкой

    6. Разбавить кипячёной водой

    И этот алгоритм будет практически нереализуем. Почему? Очень просто: робот не обладает «здравым смыслом» в виде опыта, который накапливает человек. Поэтому даже фраза взять чашку будет для него сложной проблемой: где взять, какого размера должна быть чашка. Предположим, робот взял чашку, но это значит, что он держит её в руках, ведь в алгоритме не было сказано поставить чашку на стол.

    Аналогичная ситуация с сахаром и кипятком. В общем, вырисовывается целый ряд проблем.

    Именно с такими проблемами и сталкиваются «специалисты» при составлении инструкций для «неспециалистов».

    Попытаемся составить более полный алгоритм (хотя и его можно совершенствовать практически до бесконечности):

    1. Взять в серванте прозрачную чашку с надписью «Моя»!

    2. Поставить чашку на кухонный стол дном вниз.

    3. Достать из шкафа, который расположен слева от серванта, контейнеры с надписью «Кофе» и «Сахар» и поставить их на стол рядом с чашкой.

    4. Взять в серванте чайную ложку.

    5. Насыпать в чашку одну полную чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Кофе», а затем одну чайную ложку вещества из контейнера с надписью «Сахар».

    6. Взять только что закипевший чайник и налить из него кипятка в чашку так, чтобы она была заполнена примерно на 2/3.

    7. Чайной ложкой равномерно и не спеша помешать кофе в чашке в течение минуты.

    8. Вынуть чайную ложку из чашки и положить в раковину.

    9. Взять с кухонного стола графин с кипячённой водой и налить из него воду в чашку так, чтобы она была заполнена приблизительно на 90%.

    Безусловно, этот алгоритм не является совершенным и предполагает знание роботом многих вещей, однако даже он показывает, насколько трудно описать те вещи, которые каждый из нас умеет делать с раннего детства. Возможно, именно поэтому создание полноценного искусственного интеллекта имеет весьма отдалённые перспективы. Это связано, в первую очередь, с тем, что нужно научить компьютер «думать» и «анализировать», как человек, потому что полностью «вложить» в него все человеческие знания практически невозможно. А ещё сложнее научиться ими распоряжаться.

    Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений.

    Вначале мы анализируем имеющуюся информацию, выделяем значимые объекты и устанавливаем между ними связи. Рассуждая, мы взвешиваем различные варианты и делаем некоторый выбор. При этом мы задействуем не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.

    В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

    Задача. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причём точно в таком порядке, в каком они перечислены (Рис. 20).

    В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

    Решение

    Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов (рис. 21).

    Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, - на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и ещё чем-нибудь.

    Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом (Рис. 22).

    Значит, в кружке находится чай, в чашке - молоко, в кувшине - квас. Задача решена.

    Результаты рассуждений при решении задач бывает удобно фиксировать с помощью таблиц , о чём мы уже говорили на прошлом уроке.

    Во многих информационных задачах требуется установить правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. Рассмотрим примеры.

    Задача 1. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может сообщать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре: а - б; мама - нбнб; весна - гётоб.

    Отгадайте, какое правило задумал Петя.

    Решение

    Анализ первой пары «а - б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту (Рис. 23).

    Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.

    Таким образом, мы установили возможное правило преобразования входной информации в выходную.

    На самом деле, можно предложить ещё большое количество правил, которые удовлетворяют приведённым примерам. Однако чаще всего мы пользуемся при решении подобных задач здравым смыслом и жизненным опытом.

    Существует даже игра «Еду - не еду», правила которой построены на преобразовании информации. Её правила просты: один из участников задумывает условие. А остальные участники называют слова. Загадывающий отвечает «еду - не еду» в зависимости от того, удовлетворяет ли названное слово задуманному условию. Анализируя ответы, остальные участники должны угадать, какое же условие было задумано.

    Вариантов условий для этой игры может быть масса. Например, вторая буква слова должна быть гласной; слово должно быть именем собственным. А могут быть условия, и не связанные с самими словами. К примеру, условием может являться то, что называющий слово человек - девушка или то, что называющий слово сидит рядом с тем, кто загадывал условия.

    На этом уроке мы познакомились с методами работы с информацией: сортировкой, преобразованием, систематизацией, поиском. Кроме того, мы узнали, как получать новую информацию. На следующем уроке мы поговорим о кодировании информации и единицах измерения информации.

    Список литературы

    1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    1. Интернет-портал Inftis.narod.ru ().
    2. Интернет-портал Nsportal.ru ().

    Домашнее задание

    Конспект урока технологии в 10 классе

    Тема урока: Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации.

    ЦЕЛИ УРОКА:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

    актуализировать знания по теме « Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики», рассказать о хранении информации; познакомиться с различными носителями информации.

    РАЗВИВАЮЩАЯ:

      Логическое мышление, внимание, память.

      Развивать кругозор детей.

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

      развитие познавательного интереса к предмету информатика;

      воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.

    Задачи:

      обучение осмыслению всего, что происходит вокруг учащихся, в процессе анализа и исследования информационных объектов;

      формирование базовых понятий, навыков самообразования, навыков самостоятельной работы и работы в команде.

    ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.

      МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, лекция, практические задания.

      ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

      интерактивная доска

      раздаточный материал

      ПК

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    2.Мотивация. Объяснение темы, цели, плана проведения занятий (передача, хранение, обработка)


    Тема урока « Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики».

    3.Актуализация знаний.

    Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое - получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».
    Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).

    Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

    Вопросы для повторения:

    1.Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

    2.Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

    3. Информационные процессы – это…?

    4. Что такое код?

    Код - это система условных знаков для представления информации.

    5. Что такое кодирование?

    Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого (или можно сказать, что

    кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для

    хранения, передачи или обработки).

    6.Что такое декодирование? Приведите примеры.

    Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации. Зачем люди декодируют информацию?

    « Декодирование слов по номерам букв» 9 15 1 12 (знак); 14 29 26 30 (мышь)

    Индивидуальная работа учащихся:

    ТЕСТ: «Информация»

    Проведите стрелки от табличек к соответствующим органам чувств.

    Ты знаешь, что получение информации происходит через различные каналы. Для каждого вида информации существует свой канал.

    Как используя органы чувств можно получить информацию, какую?

    Проведите наблюдение (эксперемент) и заполни предложенную таблицу.

    С помощью какого органа чувст человек получает наибольшее количество информации?

      • Предмет

        Свойство

        Канал (орган)

        Цветок

        Обоняние (нос)

        Шарф

        Тёплый

        Горький

        Вкус (язык)

        Осязание (…)

        Красный

        Колокол

        Звон

        Зрительный (…)

        духи

        Обоняние (…)

        Мягкий

        Вкус (…)

        Малиновый

        Слух (…)

    Посмотрите на рисунки и определите, по каким каналам и с помощью каких органов чувств получена информация?

    Понаблюдайте за окружающими вас людьми и нарисуйте в овалах лица, которые выражали следующие эмоции: радость, грусть, возмущение, удивление.

    Вывод: информация не существует сама по себе. Она определяется в информационных процессах.

    4. Изучение новой темы. Теоретическая часть.

    Компьютер - это электронный прибор, предназначенный для работы с информацией посредством автоматизированной регистрации, хранения, приема, передачи, обработки и воспроизведения данных.

    Информация . Когда говорят о том, что компьютеры предназначены для работы с информацией, имеют в виду, что информация содержится в данных. Компьютеры работают только с данными, а информация образуется в момент взаимодействия данных с информационными методами.

    Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий.

    Информация в биологии. В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде.

    Понятие «информация» в биологии используется также в связи с исследованиями механизмов наследственности. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Гены представляют собой сложные молекулярные структуры, содержащие информацию о строении живых организмов. Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, то есть созданию точных копий организмов из одной клетки.

    Информация в кибернетике . В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.

    Информация в обществе . Человек – существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни информация – это сведения, сообщение, осведомленность о положении дел.

    Таким образом, информация в информатике – это:

    Информация – это знания человека (декларативные – «Я знаю, что…» и процедурные – «Я знаю как…»), которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.

    В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это?

    Информационные процессы.

    Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации, называют информационными процессами.

    Сбор информации. (слайд 2-6)

    Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
    Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

    Обработка информации. (слайд 7-8)

    Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий.
    Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря - накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

    Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник

    Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения - так называемую входную информацию - и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
    Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

    Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

      Входная информация – информация, которую получает человек или устройства.
      Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством.

    Передача информации (слайд 9-15)
    В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др., участвует источник и приёмник.

    В процессе передачи информации обязательно. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена - это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона - сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора - сигнал, запрещающий переход дороги. (слайд11) Канал связи – совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника информации.

    Одни из самых сложных декодирующих устройств - человеческие ухо и глаз.

    В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука - криптография.
    Хранение информации (слайд 13-15)
    Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека - великолепным устройством для хранения полученной информации.

    Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:
    бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это - носители информации.

    Носитель информации - материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
    Хранение информации – это ее накопление на различных носителях.

    Носитель информации – среда для записи и хранения информации:

    Любой материальный предмет

    Волны различной природы;

    Акустические носители;

    Электромагнитные носители;

    Гравитационные носители;

    Компьютерные носители.

      Хранение информации - это одно из действий с информацией, необходимое, прежде всего, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека.
      Обратимся к истории. Давным-давно человек не умел добывать огонь и пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары, люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь - это горячо! Если отойти подальше, то тепло, приятно.
      Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность.
      Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать.
      Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих родителей и друзей и многое-многое другое.
      Информация, которая хранится в памяти отдельного человека, недоступна другим людям.
      Если то, что знает человек, он выразит каким-либо образом: звуками устной речи, письменно или рисунком, информацией смогут воспользоваться другие люди. Представленная на носителе информация уже не «связана» с памятью отдельного, конкретного человека.
      Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек.
      Важно, что представленную на носителе информацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас.
      Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния.
      В каждом доме есть фотоальбом, в котором хранятся фотографии родных и близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах, журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать - это хранилище закодированной информации.
      Книги предназначены для длительного хранения информации.
      Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обычно хранится много книг. Библиотеки бывают домашние и школьные, городские и районные, детские и технические.
      Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище закодированной информации.
      В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки. Появились способы кодирования и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые изготовлены не из бумаги, а, например, в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке.
      Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.
      Компьютер тоже хранит информацию в своей памяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

      Во время работы компьютера информация хранится в его внутренней памяти. Прежде чем выключить компьютер, следует сохранить информацию на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.

      Главное, что мы должны понять и запомнить

      1. Хранение информации - это одно из действий с информацией.
      2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его способность учиться и работать.
      3. Книги предназначены для длительного хранения информации.
      4. Компьютер - это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации.
      5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

      Знать

      1. Для чего необходимо запоминать и хранить информацию?
      2. На каких носителях можно хранить информацию?
      3. В каком виде хранится информация в книгах? А в памяти компьютера?
      4. Чем библиотека отличается от медиатеки?
      5. Как, по-твоему, человеку удобнее хранить информацию - в своей памяти или в памяти компьютера?

      Это интересно

      В США создан компьютер, который можно носить в кармане. Монитор (жидкокристаллический) размещается у пользователя на спине, так что изображение видят только окружающие, но не сам владелец компьютера. Он может менять по своему желанию картинки и надписи на футболке или куртке. Можно также показывать мультфильмы на спине.

    Поиск информации (слайд 16-17) (Работа с Интернетрм. Тб.).

    Физминутка

    Поиск информации – это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к

    стандарту для данной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей ее

    системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов или знаков.

    Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
    Поиск информации - это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

    Методы поиска информации:
    непосредственное наблюдение;

    общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

    чтение соответствующей литературы;

    просмотр теле-, видеопрограмм;

    прослушивание радиопередач и аудиокассет;

    работа в библиотеках, архивах;

    запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

    другие методы.

    Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.

    В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
    Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).

    Защита информации (слайд 18-20)
    В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.
    Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.

    Для защиты информации используют различные способы защиты:
    контроль доступа;
    разграничение доступа;
    дублирование каналов связи;
    криптографическое преобразование информации с помощью шифров.

    Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.

    С давних времен криптографией увлекались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например, Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем. Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.

    Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.

    Существует метод шифрования с помощью «ключа». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.

    Итак, информационная деятельность человека включает в себя: (слайд 21)
    Сбор информации;
    Обработка информации;
    Передача информации;
    Хранение информации;
    Поиск информации;
    Защита информации.

    Вопросы и задания: (слайд 22)
    Что помогает людям получать информацию?
    Придумайте способ передачи информации.
    Почему важно защищать информацию?
    Какие способы защиты вы знаете?
    Придумайте шифр и зашифруйте фразу «Я учу информатику».

    Передача информации в социальных системах . Символьная информация передается в речевой и письменных формах. В тех случаях, когда человеку недостаточно естественных методов для работы с данными, он может использовать искусственные методы. Широко известно использование телескопов, микроскопов, радиоприемников, телевизионных приемников, магнитофонов и других устройств. Например, человек не обладает естественными органами чувств, способными регистрировать радиоволны. В этом случае он использует радиоприемник, с помощью которого получает информацию из данных, регистрируемых антенной.

    Передача информации в технических системах. Любая техническая система передачи информации состоит из источника, приемника, устройств кодирования и декодирования и канала связи. Под кодированием понимается преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи. Декодирование – это обратное преобразование. Передача информации происходит по следующей схеме:

    Виды информации:

    1) Ааналоговая – непрерывная (воспринимается человеком);

    2) Дискретная – скачкообразная (воспринимается вычислительной техникой – информация кодируется в двоичную форму, а затем декодируется в текст, изображение и звук).

    5. Закрепление изученного материала.

    (чтение отрывка из сказки и определение информации)

    6.Итог урока.

    7.Рефлексия.

    Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы детей).

    Кодирование информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска».

    Изучили новый материал - «Хранение, передача, обработка информации».

    Закрепили новый материал на практике.

    8.Домашнее задание. Знать, какие действия может совершать человек с информацией. Учащимся, имеющим компьютеры дома, начать осваивать «слепой десятипальцевый метод печати».

    Спасибо за урок!