Файлы DLL

Социальные сети в обучении. Социальные сети в образовании: помеха или эффективный инструмент? Социальные сети и системы управления обучением

Социальные сети в обучении. Социальные сети в образовании: помеха или эффективный инструмент? Социальные сети и системы управления обучением

В статье раскрываются наиболее общие основания применения социальных сетей в образовательных целях. Основным преимуществом социальных сетей автор видит то, что они могут существенно расширить возможности для встречи познающего (ученого, старшеклассника, студента и т.д.) со знанием.

Памяти профессора А. Я. Райбекаса

Использование социальных сетей в образовательных и научных целях обусловлено исторически. Как известно, всемирно известный ресурс Facebook появился как академическая социальная сеть. Первоначально веб-сайт был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрация была открыта для других университетов Бостона, а позднее и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене.edu. Т.е. студенты заходили на Facebook с учебных компьютеров и использовали для этого свой образовательный электронный адрес (тот же, на который приходили сообщения о расписании занятий, академических планах и задолженностях, учебные материалы и т.д.). И только начиная с сентября 2006 года (т.е. через 2,5 года после открытия), сайт стал доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. Точно так же американские ученые были одними из первых пользователей социальной сети Twitter. В течение первого года существования в ней преобладали сообщения о научных конференциях, симпозиумах, ссылки на научные работы и т.п. Использование социальной сети в образовательных целях, таким образом, воспринимается американскими студентами, преподавателями, исследователями как очевидная и неотъемлемая ее функция.

В России же первыми пользователями социальных сетей стали офисные работники с доступом в интернет на рабочих компьютерах (именно этим объясняется первоначальный успех социальной сети Одноклассники, в которой пользователи видели возможность отвлечься от повседневных должностных обязанностей). Следующим поколением пользователей социальных сетей стала молодежь с доступом в интернет на домашнем компьютере. Так как в России появление компьютеров носило резкий, скачкообразный характер, то наиболее продвинутыми их пользователями стали представители молодого поколения. Именно они оказались также основными потребителями функционала и интерфейса, предложенного социальной сетью ВКонтакте. Привязка к вузу в этой социальной сети до сих пор носит лишь условный характер, т.е. большинство зарегистрировавшихся ВКонтакте практически не используют этот ресурс в образовательных и, тем более, научных целях.

Именно благодаря вышеописанным факторам западные исследователи, в отличие от российских, видят в социальных сетях механизм развития науки и образования.Более того, в последнее время на Западе использование Твиттера, например, рассматривается как «актуальный тренд в научном дискурсе, журнальных клубах и обмене научной информацией» 1 , а применению Facebook в учебных и неучебных целях в образовательной среде современных вузов посвящаются десятки научных публикаций.

Рассматривая социальные сети как образовательный инструмент, западные исследователи проходят путь от описания простейших возможностей в поиске информации и обмене знаниями до конструирования уникальных познавательных механизмов (например, приложений для социальных сетей и смартфонов).

Так, британский исследователь Диана Истмен в 2010 году сделала обзор и дифференциацию блогов и социальных сетей (технические, ресурсные, институциональные блоги и блоги гуру) с точки зрения их полезности при изучении английского языка 2 . К сожалению, исследование Д. Истмен носит обзорный характер и не содержит дидактических рекомендаций и описания методик преподавания английского языка с использованием блогов. Ее коллега Ники Хокли описывает цифровое поколение в контексте разделения на цифровых туземцев (те, кто живет в цифровой эре столько, сколько себя помнит) и цифровых иммигрантов (те, кто столкнулся с цифровыми технологиями уже в сознательном возрасте) 3 , а также возможности приобретения ими базовых навыков, необходимых в XXI веке, таких как творчество и инновационная компетентность, коммуникации и сотрудничество, исследование и свободное владение информацией, критическое мышление, способность к разрешению проблем и продуцированию решений, цифровое гражданство, понимание технологических операций и концепций. Хокли делает вывод о том, что современный учитель должен соответствовать вызовам цифровой эры, но она не приводит в работе ни механизма адаптации, ни конкретных педагогических рекомендаций 4 .

Шэннон Б. Риналдо, Сьюзан Тапп и Дебра А. Лаверье из Техасского технологического университета рассмотрели Твиттер как инструмент развития знания и карьерных навыков для студентов и провели социологический эксперимент с использованием Твиттера в курсе по маркетингу. Исследователи предполагали в ходе эксперимента «увеличить взаимодействие между преподавателем и студентами и расширить доступ к информации, связанной с материалом курса» 5 . Тем не менее, авторы исследования не показали преимуществ Твиттера перед другими социальными сетями при использовании в образовании, не смогли связать использование Твиттера с академическим результатом студентов, прослушавших этот курс. Наиболее явным и доказанным фактом в исследовании является то, что использование Твиттера приводит к увеличению социальной вовлеченности курса. Например, и преподаватель, и студенты, и исследователи «были удивлены, когда бренды, торговые группы и маркетологи начали фолловить (добавлять в свою ленту) преподавателя после упоминания об их бренде или продукте» 6 .

Преподаватели журналистики в университете Окленда (Новая Зеландия) в своем исследовании возможности внедрения социальных медиа в учебный план по специальности «журналистика» выявили для этого два наиболее подходящих с их точки зрения направления 7 . Первый - это интегрировать социальные сети в сам учебный процесс, т.е. когда сообщения в социальных сетях сопровождают работу лекций, семинаров и мастерских. Второй путь - непосредственные практические задания в области социальных медиа (ведение блога, развитие общественных связей в социальных медиа и т.д.) не в рамках основного учебного процесса, а во время прохождения стажировок, работы над курсовыми и дипломными проектами и т.д.

В университете Кейптауна (ЮАР) задумались над внедрением инструментов социальных медиа в качестве сопровождения образовательного процесса, проводя широкий анализ литературы по исследуемому вопросу и приводя в пример создание сообществ, хэштегов курсов и даже разработку специальных академических приложений для социальных сетей, акцентируя свое внимание, прежде всего, на взаимодействии лектора и студентов: «Facebook может быть воспринят как общая область, не управляемая ни студентами, ни их лекторами, и таким образом разрушающая традиционную иерархию власти между студентом и преподавателем» 8 . Тем не менее, авторы исследования приводят и ряд препятствий в использовании социальных сетей в академических целях, в т.ч. технологические (неразвитость 3g-интернета, отсутствие во многих образовательных учреждениях Wi-Fi, пока недостаточная распространенность среди студентов современных смартфонов), административные (сопротивление управленцев в образовании его открытости и т.п.), методические (необходимость адаптации курсов) и др. При этом исследователи не видят альтернатив социальным сетям в образовании, в частности в вопросах «создания культуры чтения, и способствовании развитию навыков, связанных с критическим мышлением и взглядами» 9 .

Вольфганг Рейнгардт, Стив Уилер и Мартин Эбнер ссылаются на успешный опыт использования социальной сети Твиттер в изучении английского языка как иностранного китайскими студентами в университете Шанхая (выводы, подтвержденные академическими результатами), основного курса истории в Техасском университете Далласа, использование интеграторов сообщений с разных социальных сетей о различных курсах в Университете прикладных наук (Австрия). Исследователи приводят ряд методических рекомендаций, которые, в общем, сводятся к пониманию типа коммуникации в социальных сетях, его недостатков и использованию его преимуществ (дружелюбная атмосфера общения, возможность шире взглянуть на какую-либо проблему или событие: с использованием хэштегов, возможность обратиться к материалу 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и т.д.) 10 . Также традиционно для обзоров образовательных технологий в социальных сетях приводятся возможности для расширения социальной составляющей университетских курсов, взаимодействия лектора и студентов, удобства сопровождения образовательных событий, таких как конференции, семинары и т.д.

Британские исследователи Клэр Мейдж, Джулиа Мик, Джейн Уилленс и Тристам Хули, анализируя поведение первокурсников в социальной сети в ходе масштабного проекта, в который было вовлечено более 10 000 участников, пришли к выводам, о том, что «Facebook использовался прежде всего по социальным причинам, а не в контексте формальных образовательных целей» 11 . Более того, авторы исследования утверждают, что социальные сети, наоборот, отвлекают студентов от выполнения образовательных заданий.

Если обобщить результаты этих, а также ряда других исследований 12 в области влияния социальных сетей на образовательный процесс, то можно говорить о том, что большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфигурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач. Так как исследования образовательных возможностей социальных сетей обладают высокой прикладной значимостью, становится актуальным вопрос о их применимости как образовательных инструментов на практике. Как мы смогли убедиться, анализируя исследования по влиянию социальных сетей на образовательный процесс, экспериментальные работы в этой области находятся сейчас на первой стадии, так что можно говорить лишь об их предварительных результатах. Пока нет законченных, осмысленных case study в этой сфере. На данный момент не существует описания какой-либо эффективной модели продолжения образовательного процесса в социальных сетях, четких методик и педагогических рекомендаций с возможностью их тиражирования в других учебных заведениях. Но именно в этом направлении движется большинство западных исследователей проблемы.

Тем не менее, существует возможность взглянуть на эту проблему и с другой стороны. Например, если рассматривать социальные сети не как часть образовательного процесса, обсуждая различные варианты увеличения интенсивности обучения, а как способ выхода за рамки аудиторий и привычных методик и потенциал расширения образовательного пространства до пределов обыденной жизни человека.

Раскрывая возможности расширения образовательного пространства, современная наука вводит понятие образовательной среды - университета, школы, тренинга и т.д. Образовательная среда - это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная среда оценивается западными учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы -- эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса 13 . Отечественные ученые, когда говорят об образовательной среде, обычно стереотипически воспроизводят пример Царскосельского лицея, выпускником которого был А. С. Пушкин, а также целая плеяда блистательно образованных людей своего времени, проявивших себя в разных областях деятельности. Наиболее ярким современным примером является Гарвардский университет, образовательная среда которого взрастила наибольшее количество долларовых миллиардеров 14 , и в рамках которой, кстати, появилась крупнейшая мировая социальная сеть - Facebook.

Информационная революция снизила значение пространственно-семантических (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений) и содержательно-методических компонентов (образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия, форма организации занятий и др.) в формировании образовательной среды. В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса, например, для Массачусетского технологического института - предпринимательская активность) факторы 15 .

Образование все больше происходит не в аудитории, где профессор читает определенную лекцию, а после аудиторных занятий или даже параллельно, например, в Твиттер-ленте или на стене образовательного сообщества на VK.com. Если ранее, говоря об образовательной среде, имели в виду совокупность факторов реальной действительности - от лужаек в кампусе до обучения по конкретным образовательным программам, то в ближайшем будущем речь будет идти о виртуальных образовательных средах, где и начнет происходить встреча познающего со знанием. Событие встречи подразумевает одновременное присутствие в каком-либо пространстве, совпадение пространственно-временного континуума. Именно представления о том, что социальные сети обладают иными пространственно-временными характеристиками 16 , чем реальная действительность, а также явное доминирование социальных сетей в структуре коммуникации у современной молодежи наталкивает нас на мысль о необходимости формирования виртуальных образовательных сред с использованием функционала социальных сетей.

Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием настолько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информационным шумом от познания, т.е. целенаправленной деятельности по получению нового знания. И именно решение этой задачи будет являться методологической базой для снятия проблемы формирования конкретных методических рекомендаций по внедрению социальных медиа в образовательный процесс.

Современные исследования в области влияния социальных сетей на образовательный процесс и возможного их использования в нем идут в направлении разработки конкретных методических рекомендаций. Восприятие социальных сетей как принципиально иного способа познания, основанного на выводах об уникальной форме бытия в социальных медиа, наталкивает нас на мысль о возможности их рассмотрения в более широком контексте - прежде всего, как новой среды для научного поиска и образовательного процесса, обладающей рядом преимуществ перед оффлайн-средой. Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов и школьников, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими . Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени . Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.



Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.



Анализируя зарубежный опыт использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.


Глава II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

2.1. Создание группы «Виртуальная педагогическая практика» в «ВКонтакте»

Группа в «ВКонтакте» – это сообщество людей с общими интересами.

ШАГ 1. СОЗДАНИЕ ГРУППЫ «ВИРТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА».

Рис.1. Главная страница пользователя.

Рис.2. Блок «ВКонтакте».

Рис.3. Страница списка групп пользователя.

Выйдет окно «Создание нового сообщества». В строке «Название» вводится предполагаемое название группы. В списке «Вид сообщества» надо выбрать «Группа», после чего нажать на кнопку «Создать сообщество».

Рис.4. Окно «Создание нового сообщества».

Затем откроется страница, в которой вводится основная информация группы: название, адрес, описание, тематика, местоположение. После чего необходимо нажать на кнопку «Сохранить».

Рис.5. Страница «Основная информация группы».

Рис.6. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».


Фотография группы должна отображать тему группы. Чтобы фотографию загрузить, на правой верхней стороне страницы надо щелкнуть на ссылку «Загрузить фотографию»:

Рис.7. Блок «Фотография группы».

После чего выходит диалоговое окно, где надо нажать на кнопку «Выбрать файл» и подобрать подходящую фотографию.

Затем можно выбрать область фотографии, которая будет выводится на странице группы.

Рис.9. Окно «Фотография на странице сообщества».

Чтобы перейти к следующему этапу загрузки фотографии «Выбор миниатюры», надо щелкнуть по кнопке «Сохранить и продолжить».

Рис.10. Окно «Выбор миниатюры».

Завершается процесс загрузки фотографии группы нажатием кнопки «Сохранить изменения».

Итак, на стене группы появится первая запись.

Рис.11. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

ШАГ 3. ДОБАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ.

Участники группы – это пользователи «ВКонтакте», которые могут просматривать видеозаписи, аудиозаписи, документы, ссылки и другие новости группы.

Администратор может добавить в качестве участников группы только своих друзей.

Рис.12. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

После чего откроется окно «Приглашение друзей». В правой части данного окна напротив каждого аккаунта имеются ссылки «Выслать приглашение», нажимая на которые высылаются приглашения вступить в группу.

Рис.13. Окно «Приглашение друзей».

После приглашения друга в группу, появится ссылка «Отменить приглашение», с помощью которой возможно отменить выше проделанную операцию.

Рис.14. Окно «Приглашение друзей».

Так как искать друзей без поисковой строки крайне неудобно, можно перейти к полному списку друзей при помощи ссылки «Пригласить друзей из полного списка».

Рис.15. Окно «Приглашение друзей».

Перейдя по ссылке «Пригласить друзей из полного списка», откроется страница со всеми друзьями пользователя. В данной странице удобно искать интересующего человека, введя его имя в поисковую строку, и пригласить друга в группу.

Рис.16. Страница с полным списком друзей пользователя.

Рис.17. Страница с полным списком друзей пользователя.

ШАГ 4. ДОБАВЛЕНИЕ ССЫЛОК.

После этого откроется страница добавления ссылки.

Рис.19. Страница ссылок группы.

Рис.20. Страница добавления ссылок.

После проделанной операции пользователь перейдет на страницу с добавленной ссылкой, которая будет выглядеть следующим образом:


ШАГ 5. ДОБАВЛЕНИЕ ВИДЕОЗАПИСЕЙ.

Для того чтобы добавить видеозаписи в группу, нужно в блоке «Видеозаписи» перейти по ссылке «Добавить».

Рис.23. Блок «Видеозаписи».

После чего откроется диалоговое окно «Новое видео». Первый способ добавления видеоролика – это добавление с компьютера пользователя. Для этого необходимо нажать на кнопку «Добавить видеоролик», затем прописать название и описание данной видеозаписи. Далее надо нажать на кнопку «Загрузить видео».

Рис.24. Диалоговое окно «Новое видео».

После нажатия кнопки «Загрузить видео» откроется новое диалоговое окно, в котором нужно щелкнуть на кнопку «Выбрать файл».

Рис.25. Диалоговое окно «Новое видео».

Затем откроется окно загрузки файла, его остается только выбрать из нужной папки ПК пользователя.

Рис.26. Окно «Открыть»

Рис.27. Диалоговое окно «Новое видео».

Рис.28. Диалоговое окно «Новое видео».

3 способ – добавление из списка видеозаписей пользователя или поиска.

Рис.29. Диалоговое окно «Новое видео».

Для того чтобы найти нужный видеоролик, надо прописать его название в поисковой строке. После того как видеозапись нашлась, нужно щелкнуть на нее и видео появится в списке видеороликов.

Рис.30. Окно «Прикрепление видеозаписи».

Рис.31. Блок «Видеозаписи».


Теперь можно приступить к загрузке документов.

Это возможно сделать следующим образом: в правом нижнем углу найти блок «Документы», затем перейти по ссылке «Добавить».

Рис.32. Блок «Документы».

Или открыть блок «Документы», после чего можно перейти к загрузке файлов при помощи кнопки «Добавить документ» рядом с поисковой строкой, иначе с помощью ссылки «Загрузить документ» на основной странице.

Рис.33. Страница документов группы.

После нажатия кнопки «Выбрать файл» выйдет диалоговое окно. На следующем шаге происходит обычная процедура загрузки файла в социальную сеть.

Рис.35. Выбор документа из ПК пользователя.

После загрузки файла выйдет окно «Загрузка документа», в котором надо прописать название, тип и метки документа, с помощью которых легко найти его среди других документов.

Страница с документами преобразуется следующим образом:

Рис.37. Страница документов группы


ШАГ 7. ДОБАВЛЕНИЕ ТЕМ ОБСУЖДЕНИЙ.

Чтобы добавить тему для обсуждений, в блоке «Обсуждения» надо перейти по ссылке «Новая тема».

Рис.38. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

После откроется следующая страница, в которой надо прописать тему и сам текст обсуждения:

Рис.39. Страница добавления новой темы.

Чтобы завершить процесс добавления темы обсуждения, необходимо нажать на кнопку «Создать тему».

Рис.40. Страница добавления новой темы обсуждения.

Добавив тему, сразу откроется страница с новой темой обсуждения.

Рис.41. Страница «Обсуждения».


ШАГ 8. ДОБАВЛЕНИЕ ФОТОГРАФИЙ.

Добавить фотографии можно в блоке «Фотографии», перейдя по ссылке «Добавить фотографии».

Рис.42. Страница группы «Виртуальная педагогичсекая практика».

Рис.43. Страница добавления фотографий.

Перейдя по ней, раскроется окно, в котором можно выбрать изображение нужной тематики из любой папки компьютера пользователя.

Рис.44. Окно выбора фотографии из ПК пользователя.

Рис.45. Страница добавления фотографий в группу.

Эту процедуру можно выполнять столько раз, сколько фотографий необходимо загрузить пользователю.

Рис.46. Страница «Основной альбом».


ШАГ 9. ДОБАВЛЕНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ.

На странице аудиозаписей написано: «Для того, чтобы загрузить первую аудиозапись, «Нажмите здесь».

Рис.47. Страница аудиозаписей группы.

Рис.48. Окно «Выберите аудиозапись на Вашем компьютере».

После этого раскроется окно выбора аудиозаписей. Дальше идет стандартная процедура загрузки файла.

Рис.49. окно выбора аудиозаписи на ПК пользователя.

Страница с аудиозаписями преобразуется следующим образом:

Рис.50. Страница аудиозаписей.

Процедуру добавления музыки можно выполнять огромное количество раз, необходимое пользователю.


ШАГ 10. ДОБАВЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ НА СТЕНЕ ГРУППЫ.

Она выглядит следующим образом:

Рис.51. Страница группы «Виртуальная педагогическая практика».

Чтобы добавить запись на стену, необходимо ввести сообщение в строку:

Рис.52. Строка ввода сообщения.

Так же в сообщение можно прикрепить изображение, аудиозапись, документ и т.п. Для этого необходимо выбрать из всплывающего списка соотвествующую строку.

Рис.53. Строка ввода сообщения на стену.

После того как сообщение написано, чтобы отправить его на стену, необходимо нажать на кнопку «Отправить».

Рис.54. Строка ввода сообщения на стену.

Теперь на стене группы уже 2 записи:

Рис.55. Стена группы «Виртуальная педагогическая практика».


ШАГ 11. РЕДАКТИРОВАНИЕ РОЛЕЙ.

Чтобы настроить роль пользователя, необходимо перейти по ссылке «Ред.» в верхнем правом углу блока «Контакты».

Рис.56. Блок «Контакты»

Откроется диалоговое окно, в котором напротив аккаунта пользователя можно назначить роль по ссылке «Редактировать».

Рис.57. Окно «Контакты».

Рис.58. Окно «Редактирование контактного лица».

В нем пользователь может прописать нужную ему информацию:

Рис.59. Окно «Редактирование контактного лица».

После проделанной операции не надо забывать сохранить введенную информацию.

Богданова О.А.

В Википедии социальная сеть определяется как «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом».

1. Идентификация – возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают дату рождения, школу, ВУЗ, любимые занятия, умения, книги и т.п.

2. Присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте.

3. Отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, коллеги по работе и т.п.

4. Группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам.

5. Общение -возможность общаться с другими участниками сети. Например, отправлять им личные сообщения, комментироваться материалы, которые они размещают внутри социальной сети, делиться с другими пользователями значимой для них информацией.

Эти принципы позволяют педагогу создать свой виртуальный учебный класс, для организации которого можно использовать любую уже действующую социальную сеть (Facebook , ВКонтакте) или построить свою. Ведь социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных детей. Вне школы они постоянно переписываются с кем-то в Интернете, комментируют посты друзей, обмениваются ссылками – виртуальный мир для них столь же привычен (а порой и гораздо более привычен), как и реальная жизнь. По опросам учащихся 5-11 классов выяснилось, что они проводят до 90 процентов своего свободного времени ВКонтакте.Социальные сети обладают невероятной популярностью. Так, социальная сеть ВКонтакте, появившаяся в октябре 2006 года, в июле 2007 зарегистрировала первого миллионного пользователя. Сегодня количество ее пользователей более ста миллионов человек. Кроме того, он признан сегодня одним самых популярных сайтов на Украине и в Белоруссии.

Сайт «Одноклассники» немного отстает от ВКонтакте и насчитывает более сорока миллионов пользователей по всей России. В отличие от форумов, блогов или многопользовательских ролевых компьютерных игр (MMORPG), где пользователь по тем или иным причинам часто выступает в роли «виртуала», в социальной сети обычно человек выступает под своими именем-фамилией, демонстрирует себя настоящего (иначе какой смысл в установлении контактов между выдуманными персонажами?). Очевидно, что для поиска контактов с учеником, для понимания его внутреннего мира, интересов информация, предоставляемая им в социальной сети, – интереснейший материал для мониторинга.

Перед педагогами открывается широкое поле для анализа: ученик сам представляет себя, свою личность, увлечения, жизнь. В традиционных форматах коммуникации «учитель-ученик» мы в основном можем довольствоваться лишь внешней, формальной, фактологической информацией (статистика, записи в классном журнале и проч.) об ученике, спровоцировать подростка на рассказ о себе непросто. А здесь мы видим постоянный, изменчивый по времени (что особенно интересно) диалог ученика с миром, который он учится вести в самых разных жанрах.

Если дети не находят ничего от этой виртуальной среды в школе, они воспринимают ее как нечто чужеродное.

На данный момент учащиеся выпускных классов весьма успешно используют социальные сети во время экзаменов для списования. Во время сдачи ЕГЭ в 2011 году около 350 тыс. школьников получили подсказки на вопросы контрольно-измерительных материалов (КИМов) через социальные сети. Это стало возможным из-за того, что преподавателям свойственно недооценивать возможности Глобальной сети.

Во Франции в 2011 году было анулированно 150 тыс. экзаменационных работ по математике, авторы которых воспользовались интернет-ресурсами при их написании.

Идея использовать социальные сети для обучения школьников и студентов на первый взгляд кажется странной. К примеру, родители традиционно воспринимают социальные сети как безусловное зло – ведь дети проводят в них огромное количество времени вместо того, чтобы читать учебники или решать задачи. Однако сторонники внедрения сетевых площадок для общения в образовании приводят ряд доводов, кажущихся вполне разумными.

Во-первых, социальные сети позволяют сделать обучение более индивидуальным: учащиеся, желающие глубже исследовать какую-либо тему или предмет, могут объединяться в сетевые группы, внутри которых будут публиковать ссылки на интересующие их материалы и вести дискуссии. На занятиях в класс такое погружение в вопрос невозможно.

Во-вторых, при помощи социальных сетей ученики могут в любой момент задать своему преподавателю пришедшие им в голову вопросы. Во время подготовки к экзаменам или при выполнении домашней работы часто выясняется, что некоторые существенные моменты, необходимые для выстраивания единой логической картины остались непонятны. Возможность прояснить для себя сложные моменты позволит ученикам лучше усваивать новый материал.

В-третьих, у учащихся возникает возможность обращаться к интересующим их людям – известным ученым, руководителям исследовательских проектов. До того, как появились сервисы, подобные Facebook , достучаться до нужного человека было намного сложнее -приходилось преодолевать множество промежуточных этапов, зная о предстоящей переписке многие даже не пытались связаться с кем-то за пределами школы или ВУЗа. Тогда, как более 500 миллионов людей активно используют Facebook для поддержания контакта с друзьями, обмена фотографиями и видео и регулярного обновления своих мыслей и действий. Более 200 миллионов людей по всему миру пользуются Twitter , сервисом позволяющим пользователям распространять текстовые сообщения о себе.

Проблемы использования потенциала социальных сетей в образовании связаны, прежде всего, с вопросами организации безопасности участников. Как правило, большинство социальных сетей предполагают, что участники размещают здесь свои анкеты и фотографии. Кроме того, социальные сети позволяют участникам обмениваться частными сообщениями, которые не контролируются остальными участниками.

Также во внеаудиторном общении учащихся и преподавателей по Интернету есть одна опасность – очень часто ученики забывают о субординации, по привычке обращаясь к учителю также как к приятелям и «френдам».

Молодые преподаватели, которые еще недавно были школьниками и студентами активно используют социальные сети и для них не составляет труда вывешивать домашние задания вFacebook или ВКонтакте, а также рассказывать об интересных дополнительных материалах в сообществах в «Живом журнале». А вот учителя постарше также как и родители не хотят принимать странный для них мир Интернет-общения и часто склонны рассматривать его как помеху на пути детей к знаниям. В настоящее время педагогов в принудительном порядке обязывают становиться пользователями внутренних социальных сетей учебных заведений, но, если учителей насильно заставить использовать в работе социальные сети, многие из них, скорее всего, будут делать это формально – только «для галочки». Так что энтузиастам внедрения социальных сетей в образовательный процесс необходимо, прежде всего, увлечь ими учителей старшего поколения. Ведь преподаватели, ставшие на путь информатизации, растут профессионально, возрастает их авторитет в ученической среде. Работа в сетевых профессиональных сообществах дает им новые идеи для дальнейшего поиска и экспериментов.

Литература:

1. Демина Г. Ю. Социальная сеть как педагогическое пространство - Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. – СПб: РЦОКОиИТ, 2008. - С. 80-90.

2. Моисеева О.Ф. Потенциал социальных сетей в образовании/ Тезисыконференции «Инфо-стратегия 2009». – Самара, 2009 -

3. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими . Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени . Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.

В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.

В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.

Анализируя зарубежный опыт использования социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:

1. Это модно. Почти каждый студент знаком с «Facebook», и большинство рады, что могут использовать этот сайт для обучения.

2. Это бесплатно. Многие школы и вузы вынуждены покупать специальное программное обеспечение и содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети. Социальные сети все это предоставляют бесплатно.

3. Студенты вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-либо другие веб-ресурсы. Многие преподаватели знакомы и используют различные системы управления обучением, но студенты, как правило, появляются в них редко, лишь по необходимости, в то время как в социальных сетях они бывают по несколько раз в день.

7. Совместная работа с интересными веб-ресурсами становиться еще более удобной. Через социальную сеть студенты и преподаватели могут обмениваться и обсуждать интересные находки в сети.

8. Благодаря опыту использования социальной сети для решения образовательных и исследовательских задач, представление студентов об этом инструменте, как исключительно развлекательном и неформальном, расширяется до понимания его мощных возможностей применения в профессиональной деятельности.

10. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Если в аудитории мы встречаемся не чаще одного раза в неделю, то в социальной сети это может происходить каждый день. Появляется возможность более детального планирования учебной и исследовательской работы студентов.

13. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.

15. Экономия бумаги.

16. Некоторые учителя обнаружили, что при использовании социальных сетей в учебном процессе студенты менее склонны использовать их неуместно в учебное время.

17. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя более комфортно и становятся более активными участниками учебного процесса.

18. Техническое обеспечение учебных аудиторий не всегда позволяет преподавателю и студентам демонстрировать на занятиях наглядные материалы в цифровом формате.

19. Дискуссии и обсуждения, начавшиеся на очном занятии, могут быть продолжены в социальной сети.

21. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудио-материалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.

Фоминова Арина

Научно-исследовательская работа по информатике

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Некрасовская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа по информатике

Выполнила:

ученица 8 класса

Фоминова Арина

Научный руководитель:

учитель математики

Батяева Мария Сергеевна

Некрасово, 2013

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель нашей работы – раскрыть понятие «социальная сеть», выяснить как используют социальные сети в обучении ученики МОУ Некрасовской СОШ. Задачи: 1. Проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования. 2. Привести примеры использования социальных сетей в образовании. 3. Провести исследовательскую работу на базе Некрасовской МОУ СОШ. 4. Сделать выводы.

Социальные сети от слова «социум», то есть структурированное общество - объединение социальных объектов, которыми являются люди и группы людей. Таким образом, социальные сети позволяют выстраивать взаимоотношения между этими объектами в Интернете.

Социальные сети в образовании Комфортная и привычная для школьников среда. Широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации. Однозначная идентификация пользователей. Возможность фильтрации поступающей информации.

Интернет-проект Дневник.ру "Дневник.ру" предоставляет школам ряд бесплатных сервисов: "Общение" (страницы школ и отдельных пользователей, обмен сообщениями), "Учеба" (расписание уроков, оценки, домашние задания и персональный календарь), "Электронный дневник учащегося", "Электронный журнал учителя", "Электронная библиотека", "Конструктор школьного сайта".

Дневник.ру совмещает в себе три модуля: дистанционное обучение, управление школьным документооборотом, социальная сеть.

Вывод Неоспоримым достоинством социальных сетей является то, что они являются бесплатным ресурсом. Зачастую школы не могут позволить себе покупку дорогостоящего программного обеспечения для организации информационной среды школы. В таком случае, социальные сети стали бы незаменимым помощником в организации интерактивного виртуального взаимодействия школьников и учителей.

Практическая часть Анкета Какие социальные сети вы знаете? В каких социальных сетях вы зарегистрированы? Сколько времени вы тратите на общение? Какие функции социальных сетей вам наиболее интересны? Как вы могли бы использовать возможности социальных сетей в своей учебной деятельности?

Сколько времени вы тратите на общение? 0 мин До 1 часа 1-2 часа 3 часа 3-10 часов 12-23 часов 13% 6% 21% 26% 32% 4%

Как вы могли бы использовать возможности социальных сетей в своей учебной деятельности? ГДЗ Информация Общение Д З Книги Фильмы Никак 26% 40% 19% 49% 2% 2% 17%

Вывод На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что ученики Некрасовской МОУ СОШ используют социальные сети в большинстве своём только для развлечения и общения с друзьями.

Библиографический список http://novaya-shkola.su http://www.ph4.ru http://ru.wikipedia http://letopisi.ru http://sibac.info http://ru.wikipedia.org/wiki http://company.dnevnik.ru/about/ http://window.edu.ru